Введение
Интенсивная динамика развития общества предъявляет высокие требования к личностному и профессиональному потенциалу современного человека, тем самым нередко усложняя достижение им психологического благополучия. Одной из уязвимых групп в сложившейся ситуации можно считать студентов. Современные ученые отмечают возросший уровень инфантилизма, пространственной дезориентации, материальной и функциональной зависимости от родителей у современной молодежи [Ардельянова, 2018; Ефимова Г.З, 2014]. В связи с этим университетский период жизни становится для многих студентов весьма стрессогенным [Sammut, 2015; Deasy, 2014; Gustems-Carnicer, 2019; Kim, 2015]. Им приходится решать не только проблемы адаптации к новому ритму и формату учебы, но и отвечать на ряд социальных и возрастных вызовов: сепарация от родителей, начало трудовой деятельности и совмещение ее с учебой, построение романтических отношений, стратегическое жизненное планирование, осмысление своего Я, овладение новыми технологиями, так быстро появляющимися в современном мире и внедряемыми в процесс обучения [Erschens, 2018; Weber, 2019; Yavuz, 2020].
В связи с необходимостью преодолевать большое количество стресс-факторов встает важный вопрос о внутренних ресурсах студентов, которые будут способствовать совладанию с трудными жизненными ситуациями. В качестве важных ресурсов, противодействующих повседневному стрессу, ученые выделяют психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью [Головей, 2018]. Отмечается, что психологическое благополучие выступает частью адаптационного потенциала личности [Миллер Л.В, 2014]: люди с более высоким уровнем благополучия более конструктивно преодолевают трудности, легче интегрируют существующий опыт в будущие стратегии совладания со стрессом [Лактионова, 2015]. То, как студенты будут справляться со стрессом, насколько развиты у них навыки конструктивного копинга, гибкость в избираемых стратегиях, ресурсный потенциал, и то, как будет осуществляться консультационное сопровождение студентов в данный период, будет определять и предсказывать меру успешности студентов на этапе университетской жизни [Freire, 2020] и, несомненно, в дальнейшем.
Значимость психологического благополучия в процессе самореализации молодежи подчеркивается и в зарубежных источниках (N.T. Deichert, E.M. Fekete , M. Craven [Deichert, 2019], N. Krause, K.I. Pargament, P.C. Hill [Krause, 2016], F.A. Huppert [Huppert, 2009]), а также важное место в исследованиях занимает поиск способов повышения психологического благополучия различных слоев населения (C.C. Tam, X. Li, E.G. Benotsch, D. Lin [Tam, 2020], M.D. Consiglio, G. Fabrizi, D. Conversi [Di Consiglio, 2021], N. Park, C.Peterson [Park, 2017]).
Современные исследования в большей степени ориентированы на анализ связи психологического благополучия с разными личностными характеристиками (Т.В. Казакова, Н.А. Русина, Я.С. Сунцова, Г.Г. Лебедева, О.Г. Холодкова, А.В. Кузьмичева, С.А. Водяха, Л.Б. Козьмина), а также на изучение его структуры и факторов (О.Н. Фомина [Фомина, 2016]), в том числе у студентов (Е.Ю. Григоренко [Григоренко, 2009], Е.Е. Федотова [Федотова Е.Е, 2020]) .
Вместе с тем мета-анализ зарубежных и отечественных источников позволяет сделать вывод о том, что в современном научном дискурсе наблюдается терминологическая нестройность и несистемность взглядов на изучаемый феномен, понятие «психологическое благополучие» не дифференцировано из системы родственных психологических дефиниций (субъективное благополучие, эмоциональное благополучие, удовлетворенность жизнью, психическое здоровье, счастье и т. д.). Кроме того, проблема психологического благополучия студенческой молодежи изучена недостаточно, не выявлены типы благополучия, не определены мишени психологической помощи, направленной на повышение уровня психологического благополучия молодежи как главного ресурса развития общества в ближайшем будущем. Таким образом, можно констатировать высокую социальную и практическую актуальность проблемы исследования.
В серии наших исследований была создана структурно-функциональная модель психологического благополучия студентов [10; 11; 12]. Психологическое благополучие субъекта понимается нами как интегральная характеристика состояний человека, обеспечивающих согласованность психических функций и процессов, достижение внутреннего равновесия и субъектной целостности. Оно реализуется на психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях [Самохвалова, 2021]. Осознаваемая часть психологического благополучия как образ собственной жизни и своего места в ней составляет субъективное благополучие [Самохвалова, 2021а].
В качестве структурных компонентов психологического благополучия субъекта выделяются аффективный, включающий позитивную самооценку, самопринятие, удовлетворенность собой и жизнью, оптимистичный взгляд на события настоящего и будущего; когнитивный, включающий систему представлений человека о себе как об активном, развивающемся субъекте, знания об индивидуальной системе ресурсов и способах их развития, понимание механизмов саморегуляции и самопроектирования; конативный, включающий индивидуальную систему интрапсихических (мотивационных, волевых, эмоциональных) и интерпсихических процессов регуляции поведения, адекватных способов реагирования на различные жизненные ситуации; эффективных паттернов поведения, ценностно-смысловой, включающий базовые установки, личностные смыслы, ценностные ориентации, определяющие жизненные цели и направленность субъекта; рефлексивный, обеспечивающий осознанное отношение субъекта к собственной жизни как к процессу личностного роста [Тихомирова, 2021].
Цель данного исследования — создание типологии психологического благополучия студентов и определение мишеней психологической помощи в зависимости от принадлежности студентов к определенному типу.
Метод
Выборка. В исследовании (N=300) приняли участие студенты Костромского государственного университета в возрасте от 17 до 23 лет (M=19,64; SD=2,61), из которых 84,6% — женского пола, 15,4% — мужского.
Методики. Методический дизайн исследования подобран в соответствии с авторской моделью психологического благополучия студентов, включает инструменты, замеряющие основные индикаторы психологического благополучия (осмысленность жизни, удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, ценностно-смысловые образования когнитивного поля субъекта, инновационная компетентность); представлен следующими методиками: Шкала психологического благополучия Рифф, RPWB, 1989, в адаптации Н.Н. Лепешинского (2007); Методика цветовых метафор И.Л. Соломина, 1997 (модификация теста цветовых отношений А.М. Эткинда); Шкала субъективного счастья (С. Любомирски, Х. Леппер, а адаптации Леонтьева Д.А., 2013); Шкала удовлетворенности жизнью (SatisfactionWithLifeScale — SWLS) (E. Diener, R.A. Emmons, R.J. Larsen, S. Griffin, 1985; адаптация и валидизация Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина, 2003); тест «Смысложизненные ориентации (СЖО)» Д.А. Леонтьева, 2000; экспресс-методика «Инновационность и адаптивность» (Altkirt) M. Babic, Е. College, E. Davis, R. Cunningham, 1999.
Обработка данных проводилась в программе SPSSStatistics 20.0 и включала методы дескриптивной статистики и факторный анализ.
Процедура. Исследование проводилось онлайн, ссылки на опрос были размещены в социальных сетях (FB, ВК), на личных страницах авторского коллектива и в организационных группах университета. Участие в исследовании было добровольным, с учетом принципов конфиденциальности и экологичности, респонденты информированы о цели исследования, о своих правах, предупреждены о том, что результаты будут использованы исключительно в научных интересах и только в обобщенном варианте.
Результаты
На первом этапе производился замер индикаторов психологического благополучия студентов. В табл. 1 представлены результаты дескриптивного анализа изучаемых переменных.
Таблица 1
Данные дескриптивной статистики исследуемых переменных
(по шкалам стандартизированных методик)
|
Показатели |
М |
SD |
Минимум |
Максимум |
Асимметрия |
Эксцесс |
|
Интегральный показатель удовлетворенности жизнью* |
21,01 |
6,70 |
5,00 |
35,00 |
-0,30 |
-0,60 |
|
Переживание счастья** |
18,67 |
4,64 |
4,00 |
28,00 |
-0,51 |
0,14 |
|
Общий показатель благополучия*** |
3,23 |
1,80 |
1,00 |
7,00 |
0,17 |
-1,25 |
|
Положительные отношения с другими*** |
3,65 |
1,73 |
1,00 |
6,00 |
-0,14 |
-1,28 |
|
Личностный рост*** |
4 |
1,8 |
1,00 |
7,00 |
-0,4 |
-1 |
|
Автономия*** |
3,9 |
2,3 |
1,00 |
9,00 |
0,3 |
-1 |
|
Управление окружением*** |
3,14 |
1,74 |
1,00 |
7,00 |
0,30 |
-1,14 |
|
Самопринятие*** |
3,75 |
1,88 |
18,00 |
70,00 |
-0,51 |
-0,08 |
|
Цели в жизни*** |
3,30 |
1,81 |
20,00 |
70,00 |
-0,40 |
-0,24 |
|
Инновационная компетентность**** |
3,8 |
1,85 |
0,00 |
9,00 |
0,25 |
-0,5 |
|
Цели жизни***** |
28,8 |
8,8 |
6,00 |
42,00 |
-0,4 |
-0,5 |
|
Процесс жизни***** |
27,4 |
8 |
6,00 |
42,00 |
-0,5 |
-0,6 |
|
Результат жизни***** |
22,7 |
6,9 |
5,00 |
35,00 |
-0,3 |
-0,42 |
|
Локус контроля — Я***** |
20,1 |
5,2 |
4 |
28 |
-0,7 |
0,2 |
|
Локус контроля — Жизнь***** |
29,4 |
7,9 |
6 |
42 |
-0,5 |
-0,4 |
|
Осмысленность жизни***** |
95,8 |
24,4 |
20 |
140 |
-0,5 |
-0,1 |
Примечание: M — среднее значение, SD — стандартное отклонение; «*» — Шкала удовлетворенности жизнью; «**» — Шкала субъективного счастья; «***» —Шкала психологического благополучия; «****» — Инновационность и адаптивность»; «*****» — Смысложизненные ориентации.
Из полученных результатов видно, что показатели субъективного благополучия студентов, такие, как удовлетворенность жизнью и переживание счастья, находятся в пределах нормативных значений для данной возрастной группы. При этом показатели психологического благополучия, связанные с осмысленностью, субъектностью и полнотой самореализации человека, а именно, «управление окружением», «самопринятие», «цели в жизни», «автономия», «положительные отношения с другими» и «личностный рост» находятся на верхней границе диапазона низких нормативных значений (3,1≤M≤3,8). Психологическое благополучие у современной молодежи связано в большей степени с получением удовольствия и удовлетворенностью тем, что они имеют в настоящий момент времени. При этом деятельностная позиция не является приоритетной, достижение значимых целей затруднено, возможно, вследствие стрессогенности современного контекста, что и дает в совокупности более низкие эвдемонистические показатели психологического благополучия и инновационной компетентности, т. е. готовности к изменениям и новаторству. В то же время данные по показателям методики «Смысложизненные ориентации» соответствуют средним нормативным значениям для данной возрастной группы. Студенты стремятся к целеобразованию и подчинению целевым ориентирам собственной жизни, что придает их жизни смысловую наполненность, ощущение контроля и управляемости. Данные дескриптивной статистики по методике И.Л. Соломина не приводятся, в связи с тем, что методика является полуструктурированной, в основе лежит проективный метод и нормативные показатели к ней отсутствуют.
На втором этапе исследования изучаемые переменные были подвергнуты факторному анализу по методу главных компонент. Было извлечено 4 фактора с собственными значениями больше единицы (табл. 2). Эти факторы подверглись варимакс-вращению 20 итераций.
Таблица 2
Варианты психологического благополучия студентов
|
Фактор |
Переменные |
Значение |
|
1-й фактор |
Счастье** Семья****** Каким я хочу быть****** Любовь****** Достижения****** Здоровье****** Мое будущее****** Радость****** Интересное занятие****** Развитие****** Мое настоящее****** Успех****** Статус****** Знания****** Моя учеба****** Деньги****** |
0,788 0,783 0,728 0,714 0,669 0,648 0,646 0,615 0,606 0,590 0,587 0,534 0,524 0,486 0,465 0,459 |
|
2-й фактор |
Осмысленность жизни***** Локус контроля — Жизнь***** Процесс жизни***** Результат жизни***** |
0,954 0,930 0,901 0,899 |
|
Локус контроля — Я***** Цели жизни***** Удовлетворенность жизнью* Общий показатель благополучия*** Инновационная компетентность**** |
0,896 0,893 0,770 0,740 -0,289 |
|
|
3-й фактор |
Самоконтроль****** Контроль ситуации****** Управление окружением*** Самоэффективность****** |
0,754 0,574 0,567 0,457 |
|
4-й фактор |
Автономия*** Личностный рост*** Цели в жизни*** Самопринятие*** Какой я есть****** |
0,720 0,593 0,439 0,367 0,212 |
Примечание: Мера выборочной адекватности Кайзера—Мейера—Олкина = 0,86. «*» — Шкала удовлетворенности жизнью; «**» — Шкала субъективного счастья; «***» —Шкала психологического благополучия; «****» — Инновационность и адаптивность»; «*****» — Смысложизненныеориентации; «******» — Методика цветовых метафор.
Обсуждение
Факторный анализ построен на выявлении взаимосвязей между референтными переменными благополучия студентов, на основе чего представляется возможным выделить варианты (типы) психологического благополучия и зоны его риска.
Фактор 1. «Благополучие как цель»
Первый фактор описывает взаимосвязь проявления интенции на достижение психологического благополучия в перспективе с образом будущего, который конкретизирован и непосредственно связан с достижением счастья. Разрыв между Я настоящим, реальным и Я идеальным является в данном случае ресурсным, так как определяет направление личностного развития. Наблюдается прямая связь стремления к счастью с показателями мотивационно-потребностной сферы личности (мотивы создания семьи, любви, укрепления здоровья, достижений, реализации интересов, получения знаний, достижения материального благополучия). Психологическое благополучие выступает как мечта, ожидание радости, «счастье в планах», которые, формируют оптимистичный взгляд на события настоящего и предполагаемого будущего, однако реальной деятельности по его достижению на данном этапе жизни нет. На первый план выступает процесс самопроектирования.
Зоны риска: склонность к фантазиям, трудности самоорганизации и самореализации, социальная инфантильность, несоответствие достижений уровню притязаний, экстернальный локус контроля.
Фактор 2. «Благополучие как деятельность»
Степень благополучия и удовлетворенности жизнью связаны с уровнем ее осмысленности («локусом контроля — Я», «локусом контроля — Жизнь», с осознанными целями в жизни). Благополучие студента в данном факторе предстает в неразрывной связи с авторством жизни, с представлением жизненной траектории, максимальной реализацией в различных видах деятельности. Это, в свою очередь, требует усилий для преодоления возникающих трудностей, проявления высокой социальной активности, принятия ответственности за все происходящее, ориентированности на продукт деятельности. При этом благополучие обратно связано с готовностью к инновациям, это может говорить о том, что апробация новых моделей поведения будет затруднена в связи с тем, что в данном варианте благополучия высокая степень неопределенности вызывает чувство тревоги и воспринимается как потенциальное препятствие достижению ожидаемого, запланированного результата.
Зоны риска: истощаемость ресурсов, эмоциональное выгорание, неумение отдыхать, чрезмерная рефлексивность, перфекционизм, гиперответственность, страх нового, высокий уровень стресса.
Фактор 3. «Благополучие как контроль»
В данном факторе прослеживается взаимосвязь таких переменных, как «контроль ситуации», «самоконтроль», «управление окружением» и «самоэффективность». В данном варианте благополучия прослеживается ориентированность не столько на процесс и результат деятельности, сколько на контроль. На первый план выходит значимость контроля, как собственных эмоций, мыслей, действий, продуктов, так и развития социальной ситуации, действий других людей. Понимание того, что «все находится под контролем», «все идет по плану», дает ощущение самоэффективности, внутренней гармонии, психологического благополучия. Чтобы чувствовать себя комфортно, студенту необходимо оказывать влияние и управлять окружением.
Зоны риска: чрезмерный самоконтроль, доминирование в социальном взаимодействии, трудности самовыражения, барьеры творчества, деиндивидуализация, стереотипизация поведения и общения.
Фактор 4. «Благополучие как автономность»
В данном факторе психологическое благополучие минимально связано с ситуациями социального взаимодействия. На первый план выходит взаимосвязь показателей психологического благополучия («автономия», «личностный рост», «цели в жизни» и «самопринтие») с мотивационно-смысловой категорией «Какой я есть», что говорит об ориентированности субъекта в данном варианте благополучия больше на собственные ощущения, субъективную оценку своей деятельности, личные достижения и образы развития. Чувство автономности, суверенности, индивидуальности более значимо, чем внешняя оценка. В фокусе внимания находится деятельность, преимущественно направленная не на сотрудничество с другими, а на личностный рост, реализацию целей. Благополучие в данном случае связано с самопринятием.
Зоны риска: индивидуализм, эгоцентризм, одиночество, социальная ригидность, коммуникативная неадекватность, трудности самовыражения и самореализации, низкий уровень эмпатии, конфликтность.
Данные факторизации были интерпретированы с позиций субъектно-деятельностного подхода, т. е. в качестве оснований для выявления типов благополучия мы заложили параметры активности, социального взаимодействия и включенности субъекта в деятельность.
В связи с выявленными факторами риска для каждого варианта психологического благополучия студентов возникает необходимость определения мишеней психологической помощи с целью профилактики возможного психологического неблагополучия. В рамках мировой психотерапевтической традиции с этой целью применяются: терапия психологического благополучия (well-beingtherapy, WBT) [Fava, 2003]; рационально-эмоциональная терапия (РЭТ) [Эллис, 2002]; телесно-ориентированная терапия [Нартова-Бочавер, 2018]; коучинг (lifecoaching — помощь в жизненных изменениях) [Green, 2006]; подход, основанный на изучении сильных сторон личности (Strength-basedApproachtoEnhancingWell-Being), показывающий, что сильные черты личности являются ресурсом ее благополучия.
Опора на подход, основанный на изучении сильных сторон личности, позволяет формировать позитивное восприятие и самовосприятие студентов, повышать мотивационную включенность в собственную жизнь, обретать смысл жизни. Это достигается посредством воздействия на личностные ресурсные характеристики, вовлечения в дело, приносящее удовольствие, построения позитивных социальных взаимоотношений [Seligman, 2002; Waters, 2011]. Позитивные психологические интервенции могут быть реализованы в виде отдельных упражнений или активностей, программ, комплексов тренингов, целостных курсов обучения, а также представлять собой глобальное переориентирование образовательной среды, включающей все аспекты обучения, начиная от климата и заканчивая способом преподавания академических дисциплин [Реан, 2020; Popovic, 2014; Sin, 2009]. Реализация программ психологической помощи строится с учетом типа психологического благополучия студентов (табл. 3).
Таблица 3
Мишени психологической помощи в зависимости
от типа психологического благополучия студентов
|
№ |
Тип психологического благополучия |
Мишени психологической помощи |
|
1 |
Благополучие как цель |
Проблемы целеполагания, планирования, самоорганизации, расстановки приоритетов, выстраивания индивидуальной траектории жизни, контроля над жизненными обстоятельствами, формирования образа «Я реального» и «Я идеального», самопроектирования и самоидентификации, проведения положительной инвентаризации собственной жизни, развития социальной активности, ответственности, самоконтроля, осознанности |
|
2 |
Благополучие как деятельность |
Развитие индивидуальной системы ресурсов, обучение эффективным копинг-стратегиям, способам работы в команде, реализация здоровьесберегающих технологий, проблемы временной перспективы, актуального состояния жизненных сфер, мотивации избегания неудач, удовлетворения личных потребностей, продуктивности и свободы выбора, развитие инновационной компетентности, работа с ограничениями и границами, разработка альтернативных сценариев планирования свободного времени |
|
3 |
Благополучие как контроль |
Проблемы доверия, определение причин возникновения тревоги, зон ответственности и личностных границ, критериев эффективности деятельности и ее субъективной оценки, управление собственной жизнью, развитие мотивации достижения, креативности, гибкости социального поведения и общения, эмоционального интеллекта, свободы самовыражения, обучение релаксационным техникам |
|
4 |
Благополучие как автономность |
Проблемы соотношения индивидуального и социального, способы актуализации самостоятельности, независимости, следование/противостояние общественному мнению, развитие саморегуляции и умения регулировать поведение окружающих, обучение техникам самопрезентации и самовыражения, расширение личного опыта, анализ личностных ресурсов и возможностей, развитие децентрации, социальной активности, эмпатии, коммуникативной компетентности |
Выводы
Факторизация индикаторов психологического благополучия студентов позволила выявить типы психологического благополучия студентов; описать для каждого из типов факторы, способствующие благополучию, а также определить эоны риска, которые могут препятствовать его достижению.
Первый фактор «Благополучие как цель» подчеркивает взаимосвязь счастья и внутренней гармонии с многочисленными мотивационно-потребностными показателями, к которым субъект стремится как к образу желаемого благополучного будущего. Второй фактор «Благополучие как деятельность» включает такие переменные, как благополучие и удовлетворенность жизнью, которые представляют актуальное, деятельностное состояние субъекта и описывают характеристики личности, направленные на достижение целей, составляющих благополучную, наполненную жизнь. В третьем факторе «Благополучие как контроль» большую нагрузку имеют переменные контроля и саморегуляции, что отражает высокую ориентированность субъекта на строгое соответствие его деятельности социальным нормам. Четвертый фактор «Благополучие как автономность» отражает высокую сконцентрированность на себе, ценность своей индивидуальности, независимости, определение личных границ.
Психологическая помощь, направленная на повышение уровня благополучия студентов, должна выстраиваться с учетом выявленной типологии, на основе изучения и развития сильных сторон личности как ресурсов психологического благополучия. Основными мишенями помощи можно считать развитие системы ментальных ресурсов студента, построение индивидуальной траектории развития, актуализация личностного потенциала, расширение социальной помогающей сети, развитие субъектного контроля ситуации.
Перспективой дальнейшего исследования является поиск специфики психологического благополучия студентов с разной этнической идентичностью, что, несомненно, важно в условиях мультикультурности образовательного пространства высшей школы.