Консультативная психология и психотерапия
2023. Том 31. № 4. С. 174–178
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
100 лет на службе российской дефектологии: к юбилею Института коррекционной педагогики
Аннотация
В начале ноября 2023 года ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» торжественно отметил сто лет со дня основания. Представляем вниманию читателей текст, посвященный юбилею Института.
Общая информация
Рубрика издания: События и даты
Тип материала: краткое сообщение
Получена: 24.11.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Тимофеев М.А., Бабкина Н.В. 100 лет на службе российской дефектологии: к юбилею Института коррекционной педагогики // Консультативная психология и психотерапия. 2023. Том 31. № 4. С. 174–178.
Полный текст
В начале ноября ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» торжественно отметил сто лет со дня основания. Почему же именно осень 1923 года была выбрана точкой отсчета истории ведущего научного центра страны в области дефектологии и специальной педагогики? Не 1908 год, время создания санатория–школы В.П. Кащенко, и не 1929–й, когда в названии организации появится слово «Институт»?
В конце 1922 года Народный комиссариат просвещения РСФСР начинает активный поиск оптимальных форм реформирования и организации научно–исследовательской, педагогической, консультационной работы с дефективными (по существовавшей терминологии) детьми. Летом 1923 года было принято решение о создании в рамках новой сети профильных учреждений по работе с этой категорией детей Медико-педагогической опытной станции. Она должна была начать работу 1 октября 1923 года, а формировалась новая структура на базе Медико–педагогической клиники, возглавляемой Всеволодом Петровичем Кащенко.
Станция должна была стать главным «исследовательским и медико–педагогическим учреждением» Наркомпроса в области работы с дефективными детьми. Об этом говорили и поставленные перед ней задачи: исследовательские (изучение детской дефективности всех видов, как психической, так и физической), медико–педагогические (вопросы воспитания и обучения), музейно–демонстрационные (популяризация достижений), консультационные и культурно–просветительские (работа с населением, педагогическим сообществом, сотрудниками детских учреждений). В деле подготовки кадров Станция тесно сотрудничала с Педагогическим институтом детской дефективности. Осенью 1924 года это небольшое образовательное учреждение вливается в состав педагогического факультета II МГУ. Проводились и специальные мероприятия для педагогов из разных регионов РСФСР. Успешное выявление «телесно и умственно дефективных» детей, правильное комплектование специальных школ столицы и области преимущественно обеспечивалось силами работников Медико–педагогической станции.
Такой функционал Медико–педагогической станции, расширенный по сравнению с 1918–1922 гг., его реализация и последующее развитие и подтверждают тезис о том, что именно в 1923 году были сформулированы основные направления деятельности научного коллектива Института коррекционной педагогики, которым, конечно же, с учетом достижений и современных реалий он творчески следует и сегодня.
Деятельность Института за годы его существования затрагивает все сферы дефектологической науки и практики. В 30–е годы прошлого века в нем работает Лев Семенович Выготский, его ученики и последователи ¾ Л.В. Занков, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова, М.С. Певзнер, И.М. Соловьёв, Ж.И. Шиф. Тогда же здесь открывается первый в стране ‒ и до 90–х годов единственный ¾ диссертационный совет по дефектологии.
Во время Великой Отечественной войны сотрудниками Института и в эвакуации, и в Москве проводится работа над созданием новых учебников для детей с нарушениями слуха и зрения, осуществляется успешная реабилитация раненых и контуженных бойцов Красной Армии.
В последующие годы специалисты Института активно участвуют в восстановлении и развитии в стране сети специальных школ для детей с особенностями психофизического развития, проводят работу по созданию в СССР системы логопедических пунктов, разрабатывают систему приема во вспомогательные школы, поднимают вопрос об организации специализированных лагерей для глухих и умственно отсталых школьников и многое другое.
За время своей истории официальные названия учреждения менялись, но неизменно Институт продолжал развивать отечественную научную школу дефектологии, в полной мере реализуя идеи комплексного подхода к изучению аномального ребенка, провозглашенные Л.С. Выготским. Штатное расписание включало психологов, логопедов, сурдо–, тифло– и олигофренопедагогов, учителей–дефектологов, нейрофизиологов, психофизиологов, врачей психоневрологов, психиатров, офтальмологов, аудиологов, инженеров. Простое перечисление специальностей позволяет понять, насколько комплексным был избранный подход. К середине 1960–х годов Институт объединял 24 лаборатории, исследования в которых охватывали широкий спектр нарушений, а именно: глухоту и тугоухость, слепоту и слабовидение, умственную отсталость и задержку психического развития, нарушения речи, двигательные нарушения, комбинированные дефекты (слепоглухонемоту). В поле зрения ученых находились дети дошкольного и школьного возраста, а также взрослые с дефектами слуха и зрения.
В стенах Института формулируются и апробируются фундаментальные положения отечественной научной школы дефектологии в области понимания природы и механизмов отклоняющегося развития, основ специального обучения и воспитания детей. Публикуется серия классических работ по всем основным направлениям дефектологической науки ¾ труды Ф.Ф. Рау, Р.М. Боскис, М.И. Земцовой, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурии, А.Н. Граборова, Ж.И. Шиф, А.И. Дьячкова, Б.Д. Корсунской, М.С. Певзнер, Т.А. Власовой и др.
Вторая половина ХХ века ¾ время совершенствования и дифференциации отечественной системы специального образования, время продуктивного становления уникальной отечественной научной школы дефектологии. Институт укрепляет традицию комплексного (медико–психолого–педагогического) подхода к проблемам изучения и обучения детей с недостатками умственного и физического развития. Научная разработка особых образовательных пространств: видов специальных образовательных учреждений, организационных форм и технологий обучения, направленных на преодоление и предупреждение вторичных нарушений в развитии, позволила создать дифференцированную государственную систему специального образования. К концу 1980–х годов она объединяла 8 видов специальных школ (15 типов программ специального обучения), включала в себя дифференцированную систему дошкольной подготовки разных категорий детей с отклонениями в развитии.
В 90–е годы XX века Институт разрабатывает Программу модернизации отечественной системы специального образования. Организуются результативные исследования в новых актуальных направлениях коррекционной педагогики и специальной психологии ¾ оказание ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье, работа с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра и мн. др.
Проведенный в начале XXI века цикл опережающих фундаментальных и прикладных исследований позволил определить основные параметры модернизации системы специального образования: в области личностного развития, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, организации учебно–воспитательного процесса, подготовки высококвалифицированных кадров.
В основе работы Института коррекционной педагогики лежит альянс традиций, заложенных много лет назад выдающимися отечественными дефектологами, и современных научных и прикладных разработок, что позволяет ему выйти на принципиально новый этап развития, строя свою деятельность в соответствии с задачами государственной политики в сфере защиты прав и интересов детей.
Сердечно поздравляем всех сотрудников Института, наших многочисленных партнеров и коллег с юбилеем!
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 127
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 69
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4