Опыт использования сказочной фабулы в программах первичной профилактики употребления психоактивных веществ и рискованного поведения у детей младшего школьного возраста

981

Аннотация

В статье представлен опыт разработки и внедрения программ первичной профилактики употребления психоактивных веществ и рискованного поведения для детей младшего школьного возраста, разработанных в соответствие с критериями эффективности и использующих сказочную фабулу. Показано, что в виду психологических особенностей младшего школьного возраста, именно сюжетно-игровая форма, опирающаяся на сказочную фабулу, позволяет решить несколько важных задач: поддержание мотивации на участие в программе, формирование адаптивных форм поведения, актуализация нравственных ценностей. Подчеркивается, что важным дополнительным результатом применения подобных программ оказывается вовлечение в профилактическую среду социального окружения (волонтеров старшеклассников, студентов, родителей, администрации образовательных учреждений и других руководящих лиц). В качестве примеров представлены подробные описания сценариев занятий из двух авторских программ нацеленных на профилактику нарушенных форм адаптации, зависимости от психоактивных веществ и ВИЧ-инфицирования для детей младшего школьного возраста.

Общая информация

Ключевые слова: первичная профилактика, профилактика употребления психоактвиных веществ, профилактика алкоголизма и наркомании, ВИЧ, сказочная фабула в психологических программах

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Сирота Н.А., Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Опыт использования сказочной фабулы в программах первичной профилактики употребления психоактивных веществ и рискованного поведения у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n2/52640 (дата обращения: 29.11.2023)

Литература

  1. Дубровинская Е.И., Вуколова П.М. Мультикомпонентная программа профилактики нарушенных форм адаптации детей младшего школьного возраста «Корабль» / Под ред. Н.А. Сирота, В.М. Ялтонского. НКО Фонд «Система профилактических программ». Москва, 2005.
  2. Сирота Н. А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании у подростков. От теории к практике. М., 2001.
  3. Спрангер Б.Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков // Вопросы наркологии. 1993, №3.

 

Информация об авторах

Сирота Наталья Александровна, доктор медицинских наук, профессор, декан, факультет клинической психологии, заведующий кафедры клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова», Москва, Россия, e-mail: sirotan@mail.ru

Воробьева Татьяна Викторовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Министерства здравоохранения РФ, Москва, Россия

Ялтонская Александра Владимировна, кандидат медицинских наук, врач-психиатр, отделение профилактической наркологии, НИИ наркологии, филиал ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. Сербского», психотерапевт, старший научный сотрудник, Москва, Россия, e-mail: yaltonskayaa@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2442
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 981
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1