Вера в справедливый мир как коррелят психологического благополучия подростков*

1634

Аннотация

В статье представлены результаты исследования связей между верой в справедливый мир и психологическим благополучием подростков. Были опрошены 212 учащихся школ и среднеспециальных учебных заведений города Воронежа в возрасте от 13 до 18 лет. Для исследования эмпирических конструктов использовались: Шкала веры в справедливый мир (М. Шмитта и соавторов), Шкала веры в несправедливый мир (Ю. Маеса), Шкала веры в имманентную справедливость (Ю. Маеса), Шкала веры в конечную справедливость (Ю. Маеса), Пятимерная шкала веры в справедливость (К. Штребе) и Шкала психологического благополучия (Р. Теннарт). Выявлено, что психологическое благополучие подростков положительно связано как с верой в общую справедливость мира, так и с отдельными ее видами: верой в имманентную и конечную справедливость. Оно также положительно связано с верой в Бога, Природу, Других людей и Себя как источников справедливости. При сравнении соотношения веры в справедливый и несправедливый мир у подростков с разными уровнями психологического благополучия обнаружено, что у психологически благополучных подростков вера в несправедливый мир уравновешена верой в конечную справедливость; подростки с низким уровнем психологического благополучия верят, что мир преимущественно несправедлив.

Общая информация

* Исследование проведено при поддержке РГНФ, проект № 15-36-01233.

Ключевые слова: вера в справедливый мир, вера в несправедливый мир, имманентная справедливость, конечная справедливость, источники справедливости, справедливость, психологическое благополучие , подростки

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2016050402

Для цитаты: Астанина Н.Б. Вера в справедливый мир как коррелят психологического благополучия подростков [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 4. С. 26–38. DOI: 10.17759/cpse.2016050402

Полный текст

 

Астанина Н.Б., кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии Воронежского филиала, Московский гуманитарно-экономический институт (АНО ВПО МГЭИ), Воронеж, Россия, astanina.nadya@yandex.ru

В статье представлены результаты исследования связей между верой в справедливый мир и психологическим благополучием подростков. Были опрошены 212 учащихся школ и среднеспециальных учебных заведений города Воронежа в возрасте от 13 до 18 лет. Для исследования эмпирических конструктов использовались: Шкала веры в справедливый мир (М. Шмитта и соавторов), Шкала веры в несправедливый мир (Ю. Маеса), Шкала веры в имманентную справедливость (Ю. Маеса), Шкала веры в конечную справедливость (Ю. Маеса), Пятимерная шкала веры в справедливость (К. Штребе) и Шкала психологического благополучия (Р. Теннарт). Выявлено, что психологическое благополучие подростков положительно связано как с верой в общую справедливость мира, так и с отдельными ее видами: верой в имманентную и конечную справедливость. Оно также положительно связано с верой в Бога, Природу, Других людей и Себя как источников справедливости. При сравнении соотношения веры в справедливый и несправедливый мир у подростков с разными уровнями психологического благополучия обнаружено, что у психологически благополучных подростков вера в несправедливый мир уравновешена верой в конечную справедливость; подростки с низким уровнем психологического благополучия верят, что мир преимущественно несправедлив.

Введение

Стремление к психологическому благополучию и позитивному функционированию является естественным и важным для человека, в связи с чем проблеме его обретения и поддержания уделяется значительное внимание в психологических исследованиях. В психологии под благополучием принято понимать, с одной стороны, меру близости психологических механизмов функционирования субъекта к оптимальному уровню, с другой - субъективную оценку меры близости актуального состояния желаемому [3]. В последнее время в рамках позитивной психологии активно ведутся исследования источников и детерминант благополучия [4]. Согласно результатам исследований, вклад внешних событий и объективных условий жизни в психологическое благополучие является сравнительно небольшим, в то время как гораздо более важными оказываются личностные ресурсы - прижизненно формирующиеся индивидуально­психологические особенности, которые опосредуют эффекты врожденных и средовых факторов [3]. К числу таких особенностей относятся черты, ценности, установки и т.д.

Целью данного исследования явилось изучение связи между психологическим благополучием у российских подростков и верой в справедливый мир. Вере в справедливый мир как возможному ресурсу благополучия подростков к настоящему моменту не уделялось внимания, в то время как проведение исследований в данном аспекте открывает широкие перспективы для усовершенствования программ воспитательной и образовательной деятельности, а также для профилактики девиантного поведения подростков.

Исследование базируется на теории веры в справедливый мир М. Лернера (M. Lerner) [8]. Вера в справедливый мир (ВСМ) представляет собой мировоззренческую установку, согласно которой мир является упорядоченным местом, где его жители получают награды и наказания в соответствии с их заслугами. В последнее время все более распространена точка зрения, в соответствии с которой ВСМ представляет собой не единый конструкт, а содержащий отдельные составляющие.

Это разделение очень важно, поскольку каждый из компонентов ВСМ имеет разные следствия и по-разному влияет на мироотношение и поведение человека. Согласно теории М. Лернера, ВСМ выполняет поддерживающую функцию, поскольку позволяет объяснить, почему одни люди благополучны, а другие подвергаются ударам судьбы, а также подсказывает человеку, как сделать свою жизнь более упорядоченной и предсказуемой. Тем не менее на основе результатов многочисленных исследований М. Лернер заключает, что ВСМ является, в сущности, антисоциальной установкой. Люди с высокой ВСМ не склонны к состраданию, а, напротив, склонны к обвинению жертв несчастий. Логика рассуждений в этом случае подразумевает, что если человек столкнулся с тяжелой ситуацией в жизни, значит, он того заслуживает [6; 8].

М. Шмитт (M. Schmitt) и Ю. Маес (J. Maes) предлагают разделять ВСМ на два отдельных вида: веру в имманентную справедливость (ВСМимм) - справедливость уже осуществившуюся в событиях, и веру в конечную справедливость (ВСМконеч) как еще не определенную во времени возможность [10]. На основе результатов исследований авторы заключают, что такое разделение целесообразно, так как в действительности только ВСМимм связана с обвиняющими установками в адрес жертв несчастий. ВСМимм сопровождается обвинениями и санкциями против жертвы, внутренним контролем, высокой чувствительностью к опыту несправедливости в качестве потерпевшего. ВСМконеч, напротив, связана с положительным отношением к жертве, помогающим поведением, верой в судьбу и более мягким и понимающим отношением к себе в качестве потерпевшего.

Подобным образом рассуждает голландская исследовательница К. Штребе (K. Stroebe) [11]. На основе результатов своего исследования автор заключает, что способность человека справляться с важными жизненными событиями и его эмоциональное благополучие зависят от того, кого он считает источником справедливости: Бога, Природу, Других людей, Самого себя или Случай. Например, вера в Бога как в главный источник справедливости связана с психологическим благополучием и просоциальным поведением. Напротив, объяснение важных жизненных событий действием Случая связано с низким психологическим благополучием и чувством потери контроля. Автор также придерживается уже существующего разделения веры в справедливый мир на веру в справедливость мира по отношению к себе (ВСМличн) и веру в общую справедливость мира (ВСМобщ) [9] и, в соответствии с этим разделением, считает необходимым разделять веру в источники справедливости для себя и для других.

Согласно современному взгляду на проблему изучения ВСМ, наряду с изучением собственно веры в справедливый мир, следует уделять внимание также изучению веры в несправедливый мир (ВНСМ). Вера в несправедливый мир характеризуется осознанием, что люди часто получают не то, что заслуживают, или не получают то, что действительно заслужили [7]. В последнее время все более популярной становится точка зрения, что, как это ни парадоксально, людям свойственно одновременно верить и в справедливый, и в несправедливый мир. ВСМ и ВНСМ являются не противоположными полюсами одного и того же явления, а двумя разными конструктами [7]. Однако ВНСМ функционирует иначе, чем ВСМ. Сильная и стойкая ВНСМ характерна для людей, которые очень часто сталкивались в своей жизни с несправедливостью. В этом случае ВНСМ является установкой, способствующей слабой адаптации, и соотносится с гневом и тревогой, депрессивными симптомами, нейротизмом, стремлением защищаться и низким уровнем оптимизма. Уровень ВНСМ может временно повышаться при столкновении с травмирующими событиями. В этом случае ВНСМ можно рассматривать как адаптивную психологическую защиту, которая предохраняет человека от отказа на надежду, что его действия еще могут быть вознаграждены.

На предыдущих этапах исследования было выявлено, что ВНСМ ярко выражена у современных российских подростков, что, с точки зрения М. Лернера, характеризует реалистичное мировоззрение [1; 2]. Одной из задач исследования на данном этапе является изучение связи ВНСМ и психологического благополучия подростков.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что ВСМ положительно связана с психологическим благополучием подростков, а ВНСМ - отрицательно.

Организация и процедура исследования

В число респондентов на основе информированности и добровольного участия вошли 216 подростков - учащихся школ и среднеспециальных учебных заведений г. Воронежа в возрасте от 13 до 18 лет. По результатам дифференциации группы по этнической и религиозной принадлежности в выборку вошли 212 подростков: 123 девочки и 89 мальчиков, указавших в графе «вероисповедание» - «христианство», «православие», «атеист». Подростки-иммигранты, являющиеся представителями других религий, в данную выборку не вошли. Культурная и религиозная принадлежность являются важными факторами веры в справедливость; в соответствии с этим изучение ВСМ у представителей разных культур требует проведения отдельных исследований.

Для измерения веры в справедливый мир были использованы следующие методики:

1)    Шкала веры в справедливый мир в целом (General Belief in a Just World Scale) М. Шмитта, Л. Монтады и К. Далберт;

2)    Шкала веры в несправедливый мир в целом (General Belief in a Unjust World Scale) Ю. Маеса;

3)    Шкала веры в имманентную справедливость (Belief in Immanent Justice Scale) Ю. Маеса;

4)    Шкала веры в конечную справедливость с двумя субшкалами: веры в итоговую компенсацию страданий жертв (ВСМЖконеч) и шкала веры в итоговое наказание нарушителя (ВСМНконеч) (Belief in Ultimate Justice Scale) Ю. Маеса;

5)    Пятимерная шкала веры в справедливость (5-Dimensional Belief in a Just Treatment Scale (BJT5)) К. Штребе. Шкала включает 5 субшкал, измеряющих веру в разные источники справедливости (Бога, Природы, Других людей, Самого себя, Случая) для других людей (ВСМобщ) и для самого себя (ВСМличн).

Мы осуществили перевод с английского языка на русский и частичную адаптацию методик для выборки российских подростков. Были измерены внутренняя согласованность, ретестовая надежность, содержательная валидность шкал. Для изучения содержательной валидности методик были рассчитаны коэффициенты корреляции с показателями методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман, адаптированной М.А. Падун и А.В. Котельниковой. Выборку для адаптации методик составили 396 человек. Методики обладают достаточной надежностью и валидностью и могут быть использованы в исследовательских целях.

Для измерения психологического благополучия подростков применялась Шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург (Warwick-Edinburgh Mental Well-being scale) Р. Теннарт с соавторами в переводе С.К. Нартовой-Бочавер [5]. Коэффициент а-Кронбаха для Шкалы психологического благополучия Варвик- Эдинбург составил 0,77, что свидетельствует о достаточной самосогласованности шкалы. С целью дальнейшей стандартизации методики, а также первичного распределения показателей респондентов по трем уровням (низкий, средний, высокий), которое мы осуществляли в данном исследовании, были рассчитаны среднее значение и стандартное отклонение. Среднее значение по шкале составило 3,74, стандартное отклонение - 0,54.

Результаты и их обсуждение

В результате измерения связи различных видов между ВСМ, ВНСМ и психологическим благополучием подростков были выявлены значимые положительные корреляционные связи между всеми видами ВСМ и психологическим благополучием, в то время как статистически достоверных взаимосвязей между ВНСМ и психологическим благополучием обнаружено не было (табл. 1). Для измерения корреляционных связей использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Таблица 1

Связь веры в справедливый мир и психологического благополучия у подростков

 

ВСМимм

ВСМЖ конеч

ВСМН конеч

ВСМ

ВНСМ

Психологическое благополучие

0,26*

0,20*

0,24*

0,25*

0,09

 

 
Обозначения. ВСМимм - вера в имманентную справедливость; ВСМЖконеч - вера в конечную справедливость (компенсацию страданий жертв); ВСМНконеч - вера в конечную справедливость (итоговое наказание нарушителя); ВСМ - вера в общую справедливость мира; ВНСМ - вера в несправедливый мир.

Примечание. * - р<0,01.

Полученные результаты свидетельствуют, что психологическое благополучие подростков тем выше, чем выше их вера в то, что мир устроен справедливо. При этом для их психологического благополучия важны как общая вера в справедливость мира по отношению к каждому человеку (ВСМ), так и отдельные ее аспекты: вера в существование связи текущих событий в жизни людей с их заслугами и особенностями характера (ВСМимм), а также вера в итоговую компенсацию страданий жертв несправедливости (ВСМЖконеч) и наказание обидчика (ВСМНконеч). Вопреки нашему предположению, отрицательной связи между ВНСМ и психологическим благополучием подростков выявлено не было. Обнаружено, что ВНСМ не связана с их психологическим благополучием.

В целях более детального изучения связи ВСМ и психологического благополучия подростков мы разделили выборку на три группы в зависимости от уровня психологического благополучия и измерили средние значения по всем показателям ВСМ и ВНСМ в каждой группе (табл. 2, рис. 1).

Таблица 2

Средние значения ВСМ и ВНСМ у респондентов с разными уровнями психологического благополучия

Шкалы ВСМ и ВНСМ

Низкий уровень (n=29)

Средний уровень (n=147)

Высокий уровень (n=37)

ВСМимм

3,53

3,81

4,24

ВСМЖконеч

3,61

3,86

4,40

ВСМНконеч

3,49

3,94

4,30

ВСМ

3,42

3,82

4,25

ВНСМ

4,10

4,17

4,29

Обозначения. ВСМимм - вера в имманентную справедливость; ВСМЖконеч - вера в конечную справедливость (компенсацию страданий жертв); ВСМНконеч - вера в конечную справедливость (итоговое наказание нарушителя); ВСМ - вера в общую справедливость мира; ВНСМ - вера в несправедливый мир.

 

На основе результатов, представленных в табл. 2 и на рис. 1, можно сделать два заключения. Во-первых, они подтверждают и наглядно иллюстрируют результаты корреляционного анализа, описанные выше: повышение уровня психологического благополучия респондентов сопровождается повышением ВСМ, при этом ВНСМ у респондентов с разными уровнями психологического благополучия практически не различается. Во-вторых, композиция ВСМ и ВНСМ в каждой группе респондентов имеет свою специфику. У респондентов с высоким уровнем психологического благополучия показатели ВСМ и ВНСМ различаются незначительно с некоторым перевесом в сторону веры в конечную справедливость. У подростков со средним уровнем психологического благополучия различия между показателями отдельных аспектов ВСМ и ВНСМ видны более отчетливо: наиболее выражены ВСМНконеч и особенно ВНСМ. У подростков с низким уровнем психологического благополучия ВНСМ явно преобладает над ВСМ.


Рис. 1 . Средние значения ВСМ и ВНСМ у респондентов с разными уровнями психологического благополучия

 

Итак, психологически благополучные подростки способны достаточно трезво и реалистично смотреть на мир, признавая, что мир - это место, где несправедливости много. При этом они верят, что справедливость также встречается часто, особенно конечная справедливость, в соответствии с которой в итоге все получают по заслугам: страдания жертв компенсируются, действия нарушителей наказываются. Вероятно, что такая картина мира является одновременно мобилизующей и поддерживающей. Она позволяет быть достаточно трезвым и осторожным из-за обилия несправедливости в мире и в то же время свободно проявляться в мире, открываться и рисковать, опираясь на веру в конечный позитивный исход.

Подростки с низким уровнем психологического благополучия, напротив, верят, что мир преимущественно несправедлив. Полученный результат согласуется с результатами более ранних зарубежных исследований, в соответствии с которыми высокая ВНСМ сопровождается низким психологическим благополучием и слабой адаптацией [4]. Выраженная ВНСМ, подразумевающая отношение к миру как к непредсказуемому и недоброжелательному месту, в подростковом возрасте является мало адаптивной установкой, вероятно, потому, что способствует стремлению закрыться и обособиться от мира или же активно и агрессивно его переделать, требовать справедливости. И в том и в другом случае такая позиция мешает установлению крепких и глубоких связей с миром, а, следовательно, и решению основных возрастных задач.

На следующем этапе нашего исследования мы изучали связь веры в источники справедливости с психологическим благополучием подростков. В результате были выявлены значимые положительные связи со всеми источниками справедливости, кроме Случая (табл. 3).

На основе результатов, представленных в табл. 3, можно заключить, что психологическое благополучие подростков положительно связано с верой в Бога, в Природу, в Других людей и в Себя самого как источников справедливости. При этом важно подчеркнуть, что для психологического благополучия подростка важны как вера в источники справедливости по отношению к самому себе (ВСМличн), так и вера в источники справедливости по отношению ко всем людям (ВСМобщ).

Таблица 3

Коэффициенты корреляции между субшкалами Пятимерной шкалы веры в справедливость и шкалы психологического благополучия Варвик-Эдинбург

ВСМличн

Психологическое благополучие

ВСМобщ

Психологическое благополучие

Бог

0,21**

Бог

0,20**

Природа

0,14*

Природа

0,17*

Другие люди

0,21**

Другие Люди

0,20**

Я сам

0,15*

Я сам

0,15*

Случай

-0,06

Случай

0,04

Обозначения. ВСМличн - источники справедливости по отношению к себе; ВСМобщ - источники справедливости по отношению к людям в целом.

Примечание. * - связи значимы при р<0,05; ** - связи значимы при р<0,01.

Полученные результаты подтверждают выводы о положительной связи ВСМ и об отсутствии связи ВНСМ с психологическим благополучием подростков. Отсутствие взаимосвязей между верой в Случай и психологическим благополучием достаточно предсказуемо. Вера в Случай как источник справедливости означает веру в хаотичную, непредсказуемую и неконтролируемую справедливость в мире. С этого ракурса справедливость возможна, если повезет. В сущности, такая установка тождественна вере в несправедливый мир.

С целью уточнения полученных результатов мы измерили средние значения показателей веры в источники справедливости в группах подростков с разными уровнями психологического благополучия (табл. 4, рис. 2).

Из результатов, представленных в табл. 4 и на рис. 2, отчетливо видно, что повышение уровня психологического благополучия сопровождается повышением ВСМ. Следует также заметить, что композиция источников ВСМ у респондентов всех групп похожа: наиболее выражена вера в Бога и в Самого себя как источников справедливости с той лишь разницей, что у подростков с высоким уровнем
психологического благополучия все же доминирует вера в Бога (особенно в аспекте ВСМобщ), а у подростков со средним и низким уровнем - вера в Самого себя.

Таблица 4

Средние значения субшкал Пятимерной шкала веры в справедливость у респондентов с разными уровнями психологического благополучия

ВСМличн

Уровень психологического благополучия

ВСМобщ

Уровень психологического благополучия

Низкий (n=29)

Средний

(n=147)

Высокий (n=37)

Низкий (n=29)

Средний

(n=147)

Высокий (n=37)

Бог

4,02

4,47

5,22

Бог

4,13

4,38

5,21

Природа

3,14

3,39

3,77

Природа

3,08

3,19

3,49

Другие люди

3,53

3,86

4,64

Другие люди

3,33

3,70

4,11

Я сам

4,34

4,61

5,21

Я сам

4,3

4,53

5,00

Случай

3,23

3,16

3,10

Случай

3,07

3,17

3,08

Обозначения. ВСМличн - источники справедливости по отношению к себе; ВСМобщ - источники справедливости по отношению к людям в целом.

 

 


 

Ри с. 2 . Средние значения субшкал Пятимерной шкалы веры в справедливость у респондентов с разными уровнями психологического благополучия

 

Вероятно, что такая расстановка опор - на Бога и на Самого себя - имеет культурно-специфическую природу, характеризующую именно русскую ментальность. Она находит выражение в русских поговорках: «На Бога надейся, а сам не плошай» или «Бог-то Бог, да и сам не будь плох». Это две главные мировоззренческие опоры для российских подростков независимо от их уровня психологического благополучия. Тем не менее психологически благополучные подростки склонны в большей степени полагаться и на себя, и на внешние, в особенности высшие, силы, по сравнению с менее благополучными подростками.

Заключение

На основе полученных результатов мы заключаем, что гипотеза нашего исследования подтвердилась частично. Вера в справедливый мир положительно связана с психологическим благополучием подростков. Наше предположение о наличии отрицательной связи веры в несправедливый мир с психологическим благополучием не подтвердилось. Вера в несправедливый мир достаточно высока и практически одинакова у подростков как с высоким, так и с низким уровнем психологического благополучия.

Психологически благополучные подростки признают, что в мире много несправедливости, однако верят, что она в конечном счете будет компенсирована. При этом главными источниками справедливости они считают высшие силы, а потом уже самих себя. Мы заключаем, что для психологически благополучных подростков характерна реалистичная картина мира с надеждой на позитивный исход.

Подростки с низким уровнем психологического благополучия полагают, что несправедливости в мире гораздо больше, чем справедливости. Главными источниками справедливости они склонны считать самих себя, во вторую очередь - полагаться на высшие силы.

Перспективы исследования мы видим в уточнении результатов на основе данных выборки большего объема, а также в изучении гендерных особенностей взаимосвязей веры в справедливый мир и психологического благополучия у российских подростков.

Литература

  1. Астанина Н.Б. Особенности веры в справедливый мир у российских подростков // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Ч. III: Симпозиум «Личностные трансформации субъекта труда в условиях отно-сительной неопределенности». Кисловодск; М., 2015. С. 15–20.
  2. Астанина Н.Б. Вера в справедливый мир и чувствительность к справедливости на разных стадиях подросткового возраста: сравнительный анализ // Проблемы, исследования, инновации вузовской науки. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6 / под ред. В.И. Кочетова. Воронеж: изд-во Воронежского ЦНТИ филиала ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2015. С. 124–130.
  3. Иванова Т.Ю. Функциональная роль личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия: дис. … канд. психол. наук. М., 2016. 205 с.
  4. Леонтьев Д.А. Позитивная психология-повестка для нового столетия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 4. С. 36–58.
  5. Нартова-Бочавер С.К., Подлипняк М.Б., Хохлова А.Ю. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у глухих и слышащих подростков и взрослых [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2013/n3/64003.shtml (дата обращения: 29.08.2016) .
  6. Нартова-Бочавер С.К., Астанина Н.Б. Психологические проблемы справедливости в зарубежной персонологии: теории и эмпирические исследования // Психологический журнал. 2014. № 1. С. 16–32.
  7. Lench H.C., Chang E.S. Belief in an unjust world: when beliefs in a just world fail // Journal of Personality assessment. 2007. Vol. 89. № 2. Pp. 126–135.
  8. Lerner M.J. The belief in a just world: A fundamental delusion. New York, 1980.
  9. Lipkus I.M., Dalbert C., Siegler I.C. The importance of distinguishing the belief in a just world for self versus others // Personality and Social Psychology Bulletin. 1996. Vol. 22.
    Pp. 666–677.
  10. Maes J., Schmitt M. More on Ultimate and Immanent Justice: Results from the Research Project “Justice as a Problem within Reunified Germany” // Social Justice Research. 1999. Vol. 12. № 2. Pp. 65–78.
  11. Stroebe K., Postmes T., Täuber S., Stegeman A., John M.S. Belief in a just what? Demystifying just world beliefs by distinguishing sources of justice // PloS One. 2015. DOI: 10.1371/journal.pone.0120145 (дата обращения: 29.08.2016).

Информация об авторах

Астанина Надежда Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Воронежского филиала, Московский гуманитарно-экономический институт, Москва, Россия, e-mail: astanina.nadya@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3189
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 1634
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3