Особенности эмоционально-личностной сферы у лиц с нарушением голоса

1925

Аннотация

Из-за‭ пагубных средо‭вых во‭здействий и риска‭ серьезных гортанно-трахеальных заболеваний, а также различных голосовых нарушений в настоящее время ча‭сто‭та‭ эмо‭цио‭на‭льных ра‭сстро‭йств и их отрицательных по‭следствий среди зрелого‭ населения возра‭стает, так как ра‭ст‭ет число‭ про‭блем, с ко‭то‭рыми сталкивается пациент в‭ период своей болезни. В статье рассматриваются теоретические аспекты исследования эмоционально-личностной сферы пациентов с нарушением голоса, описываются различные подходы к исследованию эмоциональных состояний у лиц с голосовой патологией. В статье представлены результаты исследования эмоционально-личностной сферы у лиц с патологией голоса.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬ Выяснилось, что показатели ситуативной и личностной тревожности статистически значимо выше в группе респондентов с нарушением голоса. У респондентов с нарушением голоса превалируют такие эмоции, как горе, страх и гнев. У здоровых респондентов преобладают интерес, радость и эмоциональная возбудимость. Обнаружена гендерная специфика эмоциональных проявлений у людей с патологией голосового аппарата. Было выявлено, что основными факторами, сопутствующими патологии голоса, являются такие эмоциональные черты, как отсутствие интереса к жизни, страдание и горе, низкая эмоциональная возбудимость и позднее отреагирование чувств.‬‬‬‬

Общая информация

Ключевые слова: голос, нарушение голоса, дисфония, эмоционально-волевая сфера личности, эмоциональное напряжение

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2016050403

Для цитаты: Барабанов Р.Е., Фанталова Е.Б., Барабанова В.В. Особенности эмоционально-личностной сферы у лиц с нарушением голоса [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 4. С. 39–49. DOI: 10.17759/cpse.2016050403

Литература

  1. Барабанов Р.Е. Социально-психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2014. Т. 14. № 2. С. 118–123.
  2. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М.: издательский центр Академия, 2001. 352 с.
  3. Вассерман Л.И. Психологическая диагностика отношения к болезни: методическое пособие. СПб.: Медиа Сфера, 2005. 258 с.
  4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов.
    М.: Смысл, 1998. 685 с.
  5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений и состояний. М.: изд-во МГУ, 1976. 521 с.
  6. Гаркави Л.Х., Квакина Е.В., Уколова М.А. Адаптационные  реакции и резистентность организма. Ростов-н/Д: изд-во Ростовского университета, 1977.
    386 с.
  7. Герасименко Ю.М. Психогенные расстройства голоса. СПб.: Политехника, 1993. 235 с.
  8. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологическое исследование. М.: Мир, 1996. 673 с.
  9. Елисеев Ю.Ю. Психосоматические заболевания. М.: Эксмо, 2003. 592 с.
  10. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2012. 464 с.
  11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
  12. Кабанов М.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. М.: Медицина, 1983. 312 p.
  13. Куликов Л.В. Психология настроения. СПб.: изд-во СПбГУ, 1997. 430 с.
  14. Михайлов Б.В. Психотерапия в общесоматической медицине: Клиническое руководство / под ред. Б.В. Михайлова. Харьков: Прапор, 2002. 128 с.
  15. Применение биологической обратной связи для коррекции и лечения нарушения голоса / О.С. Орлова [и др.] // Актуальные проблемы оториноларингологии. М., 1994-1995. Вып. 38. 48 с.
  16. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.
    М.: изд-во МГУ, 1984. 288 с.
  17. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 480 с.
  18. Сельченок К.В. Психосоматика: взаимосвязь психики и здоровья: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2003. 640 с.
  19. Яхин К.К., Галиуллина Л.К. Пограничные психические расстройства у больных с дисфониями (психосоматические соотношения) // Consilium medicum. 2007. Т. 237. № 2. С. 98–112.

Информация об авторах

Барабанов Родион Евгеньевич, дефектолог, клинический психолог, советник, Российская академия естествознания, Главный психолог ГБУ ЦССВ "Южный"; преподаватель факультета дополнительного профессионального образования Московского психолого-социального университета, Москва, Россия, e-mail: pacmich@rambler.ru

Фанталова Елена Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейро- и патопсихологии развития, кафедра общей психологии, факультет клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: elenafantal@yandex.ru

Барабанова Вера Викторовна, старший преподаватель, кафедра «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9266-4829, e-mail: vvbarabanova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3002
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1925
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4