Избирательность мышления и особенности ассоциативной деятельности в разных модальностях у детей 8–11 лет в норме и при шизофрении

1349

Аннотация

Статья посвящена актуальной для современной клинической психологии проблеме изучения психического когнитивного дизонтогенеза при шизофрении. Приводятся результаты сопоставления своеобразия ассоциативной деятельности с характером избирательности мышления у детей младшего школьного возраста в норме и при шизофрении. Исследована выборка, состоящая из 60 детей с шизофренией и 60 условно здоровых детей в возрасте от 7 до 11 лет. Использован экспериментально-психологический авторский комплекс методик для изучения вербальных ассоциаций на стимулы разных модальностей (обонятельной, слуховой, зрительной, тактильной) в сочетании с оценкой избирательности мыслительной деятельности и когнитивного развития. Полученные данные обсуждаются в контексте проявлений когнитивного дизонтогенеза у детей младшего школьного возраста с шизофренией. Описаны связи нарушения избирательности мышления у детей с шизофренией с особенностями ассоциативной деятельности в разных модальностях. Основной полученный вывод заключается в том, что нарушение избирательности мышления у детей с шизофренией проявляется в ассоциативной деятельности и не зависит от модальности предъявляемых стимулов.

Общая информация

Ключевые слова: шизофрения, младший школьный возраст, вербальные ассоциации, стимулы разных модальностей, ассоциативная деятельность

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2017060203

Тематический сетевой сборник: Клинико-психологические аспекты развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Для цитаты: Власенкова И.Н., Зверева Н.В. Избирательность мышления и особенности ассоциативной деятельности в разных модальностях у детей 8–11 лет в норме и при шизофрении [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 17–29. DOI: 10.17759/cpse.2017060203

Литература

  1. Алейникова С.М. Особенности развития мыслительной деятельности у детей, больных шизофренией: дисс. … канд. психол. наук. М., 1984. 189 с.
  2. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения: статистика и динамика: монография. М.: Медицина, 1989. 248 с.
  3. Власенкова И.Н. Особенности ассоциативной деятельности в разных модальностях у детей младшего школьного возраста в норме и при шизофрении: дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2015. 203 с.
  4. Власенкова И.Н., Зверева Н.В. Вербальные ассоциации на обонятельной основе у детей 8-11 лет в норме и при шизофрении // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2014. № 1. С. 68–71.
  5. Власенкова И.Н., Зверева Н.В. Уровень развития интеллекта и особенности ассоциативной деятельности на стимулы разных модальностей у детей в норме и при шизофрении [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4, № 3. С. 34–46. doi:10.17759/cpse.2015040303 (дата обращения: 21.12.2015).
  6. Детская и подростковая психиатрия. Клинические лекции для профессионалов / Под ред. Ю.С. Шевченко. М.: Академия, 2011. 248 с.
  7. Зверева Н.В., Власенкова И.Н., Тимофеев И.В. Полимодальные вербальные ассоциации у детей в норме и при шизофрении // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2006. № 4. С. 32–40.
  8. Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А., Хромов А.И. Патопсихологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (зрительное восприятие и мышление). Методические рекомендации. Москва: Академия, 2014. 40 с.
  9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: изд-во МГУ, 1985. 142 с.
  10.  Мелешко Т.К., Алейникова С.М., Захарова Н.В. Особенности формирования познавательной деятельности у детей, больных шизофренией // Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста /под ред. М.Ш. Вроно. М.: Медицина, 1986. С. 146–160.
  11.  Хромов А.И., Зверева Н.В. Возрастная динамика когнитивного дефицита у детей и подростков при эндогенной психической патологии // Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции к 100-летию
    С.Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения» / под ред. Н.В. Зверевой. М.: МГППУ, 2011. С. 169–174.
  12.  Kaufman A.S., Kaufman N.L. Kaufman Assessment Battery for Children. Circle Pines, MN: American Guidance Service, 1983. 327 p.

Информация об авторах

Власенкова Ирина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: irene-v@mail.ru

Зверева Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, профессор факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, Научный центр психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3817-2169, e-mail: nwzvereva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2832
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 1349
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 7