Ресурсное обеспечение образовательных организаций при реализации инклюзивного образования (опыт образовательных организаций «Новой Москвы»)

2255

Аннотация

В статье приводятся данные прикладного социально-психологического исследования, посвященного анализу процессов ресурсообеспечения инклюзивного образования. Выделяются методологические основания создания специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; представлен анализ необходимых ресурсов. Экспериментальная часть посвящена исследованию процессов обеспечения специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как организационно-управленческого ресурса в условиях внедрения инклюзивных практик. Подведены итоги мероприятия, проведенного на базе образовательных организаций Троицкого и Новомосковского административных округов. Предложенная в работе модель многокомпонентной образовательной сети с целью ресурсного обеспечения специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть тиражируема в системе инклюзивного образования России в связи с актуальностью проблемы ресурсного дефицита общеобразовательных организаций на современном этапе развития образования.

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, специальные образовательные условия, образовательные организации, сетевое взаимодействие, сетевое взаимодействие образовательных организаций, ресурсное обеспечение

Рубрика издания: Прикладные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2017060305

Финансирование. Статья выполнена при поддержке РФФИ (проект № 17-16-77601

Для цитаты: Самсонова Е.В., Горбунова В.А. Ресурсное обеспечение образовательных организаций при реализации инклюзивного образования (опыт образовательных организаций «Новой Москвы») [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 3. С. 85–103. DOI: 10.17759/cpse.2017060305

Литература

  1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5–16.
  2. Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования в
    Москве // Инклюзивное образование. Вып. 1 / сост. С.В. Алехина, Н.Я. Семаго,
    А.К. Фадина. М.: Центр «Школьная книга», 2010. С. 6–11.
  3. Горбунова  В.А. Развитие инклюзивной компетентности педагогов в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций // Сборник статей II Всероссийской конференции с международным участием «Модернизация образования и векторы развития» (г. Москва, 7 апреля 2016 г.). Москва, Шадринск: изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2016. С. 25–32.
  4. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций (Серия «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / под ред. Е.В. Самсоновой. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. 147 с.
  5. Козырева О.А. Особенности и специфика образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2014. № 9-10. URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn14-09/1297 (дата обращения: 01.02.2017).
  6. Малофеев Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения / под ред.
    Н.Н. Малофеева, О.С. Никольской, О.И. Кукушкиной // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 5. С. 6–11.
  7. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: методические рекомендации (Серия «Инклюзивное образование») / под ред.
    С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2012. 92 с.
  8. Основы компьютерных сетей: учеб. Пособие. 2-е изд. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007. 167 с.
  9. Самсонова Е.В. Инклюзия – стратегия выхода из тупика для современной системы образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. Т. 77. № 5. С. 55–63.
  10. Самсонова Е.В. Модели сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций для решения задач развития инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19060 (дата обращения: 20.03.2017).
  11. Семаго Н.Я. Инклюзия как новая образовательная философия и практика // Аутизм и нарушения развития. 2010. № 4. С. 1–9.
  12. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 19.05.2016).
  13. Giangrego M.F., Doyle M.B. Integrazion scolastica in Italy: A compilation of English-language resources. International Journal of Whole Schooling. 2012. Vol. 8. № 1. P. 63–105.

Информация об авторах

Самсонова Елена Валентиновна, кандидат психологических наук, руководитель Научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8961-1438, e-mail: samsonovaev@mgppu.ru

Горбунова Виктория Анатольевна, заместитель директора, Центр дополнительного образования «Детский технопарк “Кванториумˮ», ГБОУ ВО МО «Технологический университет», методист, Школа № 2083, Москва, Россия, e-mail: vgorbunova2010@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2311
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 2255
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 1