Клиническая и специальная психология
2017. Том 6. № 4. С. 187–193
doi:10.17759/cpse.2017060412
ISSN: 2304-0394 (online)
Владимир Иванович Лубовский (1923–2017)
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Хроника
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2017060412
Для цитаты: Басилова Т.А. Владимир Иванович Лубовский (1923–2017) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 4. С. 187–193. DOI: 10.17759/cpse.2017060412
Полный текст
Владимир Иванович Лубовский (1923–2017)
15 декабря 2017 года Владимиру Ивановичу Лубовскому – академику РАО, доктору психологических наук, профессору Московского городского педагогического университета и Московского государственного психолого-педагогического университета исполнилось бы 94 года. Его не стало 9 ноября 2017 года.
Вся долгая жизнь Владимира Ивановича является примером порядочности, интеллигентности и служения науке. Он родился 15 декабря 1923 г. в Витебске в семье учителей. Его отец, И.П. Лубовский, преподавал психологию в школе, сотрудничал с Марком Шагалом, когда тот стал комиссаром по делам искусств Витебской губернии в 1918 г. Он был репрессирован в 1937 г. по обвинению в буржуазном национализме и расстрелян, но жене сообщили, что он умер в тюрьме от сердечной недостаточности. После его гибели семья переехала в Тульскую область, где в 1941 г. Владимир Лубовский окончил школу и готовился поступить в Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ) в Москве. С началом войны добровольцем ушел на фронт, воевал сначала в пулеметной роте, потом в отряде связистов, защищал Москву, участвовал в Сталинградской битве и в сражениях на Курской дуге. Был дважды тяжело ранен, дошел с войсками до Германии и закончил войну в Праге.
После войны поступил на психологическое отделение философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, которое с отличием закончил в 1951 г. Занимался исследованиями в лаборатории А.Р. Лурии в Институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко. Но в 1951 г. после печально известной Павловской сессии эта лаборатория была закрыта, и Александр Романович ушел в Институт дефектологии, где стал заместителем директора по научной работе и руководителем сектора клинического и патофизиологического изучения учащихся специальных школ. Вместе с ним в этот институт пришли его бывшие дипломники и молодые сотрудники из лаборатории, в том числе и В.И. Лубовский.
Фото. Молодые сотрудники и ученики А.Р. Лурии в Институте
дефектологии, 1955 г. Сидят слева направо: Е.Д. Хомская, Н.Н. Зислина, Л.А.
Новикова, Е.Н. Правдина и
Н.П. Парамонова. Стоят: А.И. Мещеряков и В.И. Лубовский
В.И. Лубовский поступил в аспирантуру НИИД к Александру Романовичу Лурии, но был вынужден сменить тему своего прежнего исследования по нейропсихологии и стал заниматься исследованием словесной регуляции поведения детей с разными типами нарушенного развития. Больше всего эти исследования касались умственно отсталых детей. Но он также проводил в это время исследования по разработке условно-рефлекторной методики объективного исследования слуха. Как он рассказывал впоследствии, они тогда не знали,что аналогичная методика уже была разработана в США. Занимался также исследованием скорости темновой адаптации у детей с нарушениями зрения.
Начиная с 1951 г. А.Р. Лурия опасался ареста. Его верные
ученики, Владимир Лубовский и Александр Мещеряков, по очереди провожали его
домой с работы, чтобы сообщить семье, если его арестуют по дороге. В 1953 г.
началось «дело врачей», а А.Р. Лурия был «кремлевским медицинским
консультантом», когда требовалась нейрохирургическая или нейропсихологическая
помощь, и опасность ареста стала более явной. Поэтому сопровождение его домой
В.И. Лубовским
и А.И. Мещеряковым продолжались до смерти Сталина в марте 1953 г.
Владимир Иванович рассказывал в одном из своих интервью, что за ними почти постоянно ходил сзади «некто в сером пальто», который иногда преследовал его от квартиры А.Р. Лурии до университетского общежития. Иногда он пытался «улизнуть» от этого преследования в метро.
В 1955 г. Владимир Иванович защитил кандидатскую диссертацию по теме «Некоторые особенности совместной работы двух сигнальных систем в формировании двигательных реакций у олигофренов», а в 1975 г. – докторскую диссертацию, посвященную развитию словесной регуляции действий у детей в норме и при аномальном развитии. В НИИ дефектологии он последовательно занимал сначала должности младшего и старшего научного сотрудника, затем ученого секретаря и заведующего лабораторией института.
Владимир Иванович стал выезжать в страны Запада с началом «оттепели» после 1956 г. Он принимал участие во множестве конференций, в том числе в трех круглых столах по «Проблемам развития плода и ребенка» в Женеве, где встречался с Жаном Пиаже. Много раз выезжал и в Европу, и в США, и в Японию, представлял советскую науку в ЮНЕСКО. При его активном участии Секретариатом ЮНЕСКО в 1977 г. был создан первый международный глоссарий терминов, используемых в специальном образовании на русском, немецком, английском и испанском языках. По его инициативе в 1982 г. была переведена и опубликована книга А. Анастази «Психологическое тестирование» под редакцией, с предисловием и комментариями В.И. Лубовского и К.М. Гуревича. К Владимиру Ивановичу с большим уважением относились коллеги из разных стран мира.
Более тридцати лет (с 1970 по 2002 гг.) В.И. Лубовский оставался главным редактором журнала «Дефектология», в то время единственного научного журнала по этой тематике.
В 1986 г. он стал директором Института дефектологии и оставался им до 1992 г. Тогда возобновилось активное международное научное сотрудничество по проблемам специального и инклюзивного образования. По его инициативе началась совместная со специалистами из США работа по подготовке к изданию на английском языке работ Л.С. Выготского по дефектологии. В 1991 г. делегация сотрудников Института дефектологии под его руководством была командирована в США по программе знакомства с достижениями интегративного образования в штате Висконсин (США).
В годы его руководства в институте была подготовлена и защищена первая в нашей стране докторская диссертация Г.Л. Зайцевой по жестовой речи в системе образования глухих. Многие из бывших сотрудников считают годы директорства Владимира Ивановича самыми демократичными в истории института.
Фото. В.И. Лубовский среди коллег в лаборатории
психологического изучения детей с недостатками развития ИКП РАО. Примерно 1997
г. Слева от него:
В.Г. Петрова и В.А. Лонина; справа – Т.В. Розанова и М.А. Рау
С распадом СССР менялось очень многое. Академия педагогических наук СССР стала Российской академией образования, изменилось и название института: он стал Институтом коррекционной педагогики (ИКП РАО). Сменилась и администрация ИКП, был назначен новый директор. Владимир Иванович достаточно спокойно перенес уход с директорского поста, не раз говорил, что новые времена требуют новых руководителей. Но он очень возражал против определения «коррекционная» применительно к специальным педагогике и психологии, считал, что оно звучит и переводится как «исправительная» и больше подходит к юридической психологии, которая занимается правонарушителями, но руководство Академии не прислушалась к этому мнению.
Владимир Иванович остался заведующим лабораторией психологического изучения детей с недостатками развития ИКП. С 1989 г. он был избран действительным членом АПН СССР, в 1993 г. стал академиком РАО.
Но отношения с новой администрацией ИКП не складывались. В 1997 г. Владимир Иванович и его ближайшие коллеги и друзья – В.Г. Петрова, Т.В. Розанова, В.А. Лонина – ушли из Института коррекционной педагогики и перешли на работу в Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков «Детство» при Департаменте образования г. Москвы. В.И. Лубовский вместе с В.Г. Петровой позже стали штатными профессорами Московского городского педагогического университета (МГПУ). Владимир Иванович руководил там научной лабораторией, был председателем диссертационного совета по коррекционной педагогике и психологии, до конца жизни оставался главным научным сотрудником лаборатории инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации. Он имел там отдельный кабинет для работы, куда перевез почти всю свою научную библиотеку.
В 1997 году Владимир Иванович вместе с Т.В. Розановой, В.А.
Лониной
и В.Г. Петровой организовали первую выпускающую кафедру специальной психологии
на факультете специальной психологии (теперь кафедра специальной психологии и
реабилитологии факультета клинической и специальной психологии) в Московском
городском психолого-педагогическом институте (ныне Московский государственный
психолого-педагогический университет, МГППУ). Он был первым заведующим этой
кафедрой и оставался ее профессором до конца жизни. Много лет читал в МГППУ
лекции по психологии детей с интеллектуальными нарушениями, руководил
курсовыми, дипломными и аспирантскими работами. Был активным членом
диссертационного совета, членом редакционных коллегий журналов
«Культурно-историческая психология» и «Клиническая и специальная психология»,
выпускаемых в МГППУ, стремился быть в курсе научных событий. Когда по состоянию
здоровья не мог лично присутствовать на конференциях и семинарах, участвовал в
них с помощью видеообращений и видеолекций.
Владимир Иванович внес большой вклад в изучение детей с умственной отсталостью и с задержкой психического развития. Областями его научных интересов были основы специальной психологии, исследование общих и специфических закономерностей развития детей с разными типами нарушений, психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития. Главной темой его научных интересов до конца жизни были проблемы дифференциальной психологической диагностики нарушений развития у детей.
В.И. Лубовский является автором и редактором более 200 научных публикаций, в том числе нескольких монографий и самого издаваемого в нашей стране учебника «Специальная психология» (первое издание вышло в 2003 г., седьмое – в 2014 г.). Владимир Иванович очень гордился этим учебником, постоянно его усовершенствовал, дополнял каждое новое издание.
Под его руководством защищено более 50 кандидатских и докторских диссертаций. Многие его ученики стали известными учеными, продолжателями его научных традиций не только в разных регионах нашей страны, но и за рубежом. Личность и профессиональная деятельность В.И. Лубовского будет не раз освещена в их воспоминаниях и публикациях.
Основные публикации В.И. Лубовского
-
Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей. // Дефектология. 1971. №6.
-
Лубовский В.И. (в соавт. с L. Brunet, M.R.M. Ibanez, N. Sondergard) Терминология дефектологии. Париж, Юнеско: Международное бюро просвещения, 1977. 368 с.
-
Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. Москва: Педагогика, 1978. 104 с.
-
Лубовский В.И. Слово и ребенок. Варшава, 1983.
-
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. Москва: Педагогика, 1989.
-
Лубовский В.И. Развитие и современное состояние специальной психологии // Московская психологическая школа: История и современность: В 4т. / Под общ.ред. В.В.Рубцова. Т. IV. Москва: МГППУ, 2007. С. 182–186.
-
Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (при нормальном и нарушенном развитии). Москва: Буки Веди, 2013. 200 с.
-
Специальная психология. В 2 т.: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. В.И. Лубовского. 7-е изд. Москва: Юрайт, 2014. 274 с.
-
Лубовский В.И., Коробейников И.А., Валявко С.М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. С. 50–60. doi:10.17759/pse.2016210406
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4821
В прошлом месяце: 108
В текущем месяце: 74
Скачиваний
Всего: 1987
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 6