Психологический анализ агрессивных тенденций у подростков, впервые поступивших в социозащитное учреждение

624

Аннотация

В работе представлены результаты комплексного изучения особенностей формирования агрессивных и враждебных тенденций в зависимости от характера перенесенного ранее травматического опыта у воспитанников социозащитных учреждений. Проведенное исследование позволяет говорить о двух разных профилях агрессивных и враждебных тенденций с учетом принадлежности к группе. У подростков, проживающих в семьях, но оказавшихся в трудной жизненной ситуации, определено превалирование физической, вербальной, косвенной агрессивности, достоверно чаще встречаемой раздражительности, превалирование «индекса агрессивности». У подростков-сирот (истинных и социальных), напротив, выявлены повышенные уровни негативизма, подозрительности, «индекса враждебности». Сделан вывод о необходимости дифференцированного подхода в оценке психотравмирующих аспектов формирования агрессивных и враждебных тенденций у воспитанников социозащитных учреждений, что позволит разработать персонифицированный алгоритм индивидуальных/групповых психо-коррекционных мероприятий в зависимости от принадлежности к группе.

Общая информация

Ключевые слова: депривация, страх, фрустрация, агрессия, враждебность

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2018070208

Для цитаты: Решетников М.М., Уласень Т.В. Психологический анализ агрессивных тенденций у подростков, впервые поступивших в социозащитное учреждение [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 111–123. DOI: 10.17759/cpse.2018070208

Литература

  1. Адлер А. Влечение к агрессии в жизни и в неврозе // В кн.: Отчет о первом частном Психоаналитической собрании в Зальцбурге 27 апреля 1908 года / Сост.
    О. Ранк. Ижевск: ERGO, 2011. С. 27–28.
  2. Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика.
    М.: Владос-пресс, 2001. 336 с.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. – С. 7.
  4. Бобров А.Е., Уласень Т.В., Сулимова Н.В., Нивеницин Э.Л. Психиатрические аспекты сиротства с позиций биопсихосоциальной концепции // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. Т.17. № 1. С. 36–42.
  5. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. СПб.: ФАРМиндекс, 2001, 68 с.
  6. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств. Дис. докт. психол. наук. М., 2010. 429 с.
  7. Гаранян Н.Г. Теоретические модели и эмпирические исследования враждебности при депрессивных и тревожных расстройствах. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2011. № 2.
    URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 10.10.2017).
  8. Ениколопов С.Н., Садовская А.В. Враждебность и проблема здоровья человека // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2000. Т. 100. № 7. С. 59–64.
  9. Ениколопов С.Н. Психология враждебности в медицине и психиатрии // Современная терапия психических расстройств. 2007. № 1. С. 231–246.
  10. Кассинов Г., Тафрейт Р.Ч. Психотерапия гнева. М.: АСТ, 2006. 480 с.
  11. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников. М.: Физматлит, 2006. 816 с.
  12. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа (пер. с англ. Л.В. Топорова, С.В. Воронина, И.Н. Гвоздева) / Под ред. С.М. Черкасова. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. 54 с.
  13. Решетников М.М. Феномен агрессивности в психологии, психиатрии
    и в социуме // Образование личности. 2013. № 3. С.  8–17.
  14. Решетников М.М., Уласень Т.В. Изучение социально-психологических
    и клинических проявлений травматических переживаний у воспитанников социозащитных учреждений // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. Т. 61. 7. Ч. 2. С. 96–99.   doi.org/10.23670/IRJ.2017.61.009.
  15. Савченко Д.Д., Шульга Т.И. Социальные отношения подростков-сирот
    с разным опытом жизни в семье // Психологическая наука и образование. 2017.
    Т. 22. № 2. C. 75–86. doi: 10.17759/pse.2017220207
  16. Смыслов Д.А. Почерк как средство экспресс-диагностики и психотерапии личности // Психология телесности между душой и телом / Под ред. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: АСТ Москва, 2005. 370 с. 
  17. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса.
    СПб.: Питер, 2001. 272 с.
  18. Тихомиров Д.А. Состояние и динамика проблемы социального сиротства
    в России // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014. №1. C. 4.
  19. Уласень Т.В., Сулимова Н.В. Алекситимические проявления и адаптационный потенциал подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. 2017. Т. 46. № 2. С 127–138.
  20. Beck A. Hostility: Cognitive basis of anger. NY: Harper Collins Publishers, 1999. 353 p.

Информация об авторах

Решетников Михаил Михайлович, доктор психологических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор, Ректор, Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: veip@yandex.ru

Уласень Татьяна Валентиновна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии факультета дополнительного профессионального образования, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет», Смоленск, Россия, e-mail: ulasen.tatjana@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1615
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 624
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3