Клиническая и специальная психология
2018. Том 7. № 3. С. 217–222
doi:10.17759/cpse.2018070314
ISSN: 2304-0394 (online)
К юбилею Татьяны Александровны Мешковой
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: Т.А. Мешкова, юбилей, факультет клинической и специальной психологии
Рубрика издания: Хроника
Тип материала: поздравление
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2018070314
Для цитаты: Щербакова А.М., Горбачевская Н.Л. К юбилею Татьяны Александровны Мешковой [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 3. С. 217–222. DOI: 10.17759/cpse.2018070314
Полный текст
Татьяна Александровна с детства интересовалась биологией, занималась в кружке юных натуралистов, которым руководил Петр Петрович Смолин (главный хранитель Дарвиновского музея), училась в биологическом классе школы № 109 г. Москвы.
Высшее образование Татьяна Александровна получила на биологическом факультете Московского государственного университета им. Ломоносова по специальности «Физиология высшей нервной деятельности», завершив его в 1971 году с квалификацией «биолог-физиолог животных и человека». Курсовые и дипломные проекты были посвящены изучению поведения животных и выполнялись на кафедре высшей нервной деятельности. Во время учебы в МГУ она активно участвовала в природоохранной деятельности, была членом Дружины биофака МГУ по охране природы. Ее учебные достижения были отмечены дипломом с отличием.
Сразу после выпуска в 1971 году начала свою научно-педагогическую деятельность в качестве аспиранта лаборатории возрастной психогенетики Института общей и педагогической психологии АПН СССР (с 1992 года Психологический институт РАО). Ее кандидатская диссертация под руководством Инны Владимировны Равич-Щербо на тему «Исследование генетической детерминированности различных параметров электроэнцефалограммы человека близнецовым методом» по специальности «Психофизиология» была защищена в 1976 году. В диссертации, выполненной в русле эволюционно-генетического подхода с применением различных методов анализа, удалось получить ряд количественных характеристик множественных сведений ЭЭГ обоих полушарий и сравнить их у монозиготных и дизиготных близнецов. Эти результаты позволили автору предполагать, что функции филогенетически более молодых образований головного мозга подвержены большей изменчивости по сравнению с функциями структур более древних, зависящих преимущественно от действия наследственных факторов. В 1976 году Т.А. Мешкова получила научное звание старшего научного сотрудника (доцент по специальности). Являясь штатным сотрудником лаборатории возрастной психогенетики Института общей и педагогической психологии АПН СССР (Психологический институт РАО) с 1974 по 1997 годы, Татьяна Александровна стала одним из авторов коллективной монографии «Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека», которая в 1990 году была удостоена первой премии Академии педагогических наук СССР. Она – автор многочисленных публикаций, часть из которых были переведены на иностранный язык и опубликованы в зарубежных изданиях (США, Италия, Германия). Научную работу Татьяна Александровна всегда совмещала с педагогической деятельностью – сначала в качестве школьного психолога, а затем как преподаватель ВУЗа. Она стояла у истоков создания и разработки учебного курса «Психогенетика», который в последние годы стал обязательным в Государственном стандарте образования по специальности «Психология», является одним из соавторов учебника «Основы психогенетики» (1998). Комплект тестовых заданий по курсу «Психогенетика» и программа практики студентов, разработанные Т.А. Мешковой, были отмечены в числе лучших в конкурсе Учебно-методического объединения университетов по психологии. В 1999 году программа курса
«Психогенетика» Т.А. Мешковой была отмечена премией Института «Открытое общество» (фонд Сороса). В этом же году в составе коллектива авторов Татьяна Александровна была удостоена звания лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования за цикл работ «Психогенетика как область науки и дисциплина в высшей школе». В 2003 году в рамках Федеральной научно- технической программы Минобразования «Создание системы открытого образования» Татьяной Александровной был подготовлен электронный учебно- методический комплекс по психогенетике, а в 2004 году вышло печатное издание учебно-методического комплекса «Психогенетика», включающее четыре книги.
В 1997 году Татьяна Александровна решилась на серьезный шаг – она возглавила новый, только что открытый факультет специальной психологии в Московском городском психолого-педагогическом университете. Огромный труд по разработке организационной структуры, подбору профессорско- преподавательского состава, определению стратегии развития нового факультета, без сомнения, можно назвать подвижническим. По инициативе Татьяны Александровны Мешковой и под ее руководством организуется тесное взаимодействие факультета специальной психологии (в дальнейшем факультета клинической и специальной психологии) с учреждениями специального и инклюзивного образования, благотворительными фондами, общественными организациями, оказывающими помощь детям и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. С самого начала деятельности факультета студенты имеют возможность обучаться непосредственно на месте своей будущей работы, перенимая опыт ведущих специалистов-практиков, осваивая методы коррекционной работы с проблемными детьми и их семьями. Это один из источников высокого уровня квалификации первых и последующих выпускников, который высоко оценивается Государственной экзаменационной комиссией. Молодые специалисты – выпускники факультета – востребованы в учреждениях образования, здравоохранения, социальной сферы города Москвы.
Большое внимание Татьяна Александровна Мешкова уделяет воспитанию студенчества. По ее инициативе, во многом опирающейся на собственный студенческий опыт, на факультете в 2000 году создано студенческое общество волонтеров «Единый мир». Ведущими идеями волонтерского движения со времени создания и до сих пор являются:
-
помощь в профессиональном и личностном самоопределении студентов- психологов и педагогов-психологов;
-
воспитание активной социальной позиции молодежи;
-
создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие ее потенциала в интересах России.
Участвуя в волонтерском движении, студент имеет возможность получать новые знания, необходимые для обретения своей будущей профессии, пополнять и развивать свой личностный творческий потенциал и уверенность в себе.
Движение «Единый мир» всегда было открыто всем желающим – не только студентам факультета клинической и специальной психологии, но и других факультетов МГППУ, других вузов.
Работа с различными категориями социально незащищенных граждан страны (дети-инвалиды, дети-сироты, взрослые-инвалиды, пенсионеры) позволяет студентам с первого курса овладевать ключевыми профессиональными навыками работы психолога.
Взаимодействие кураторов со студентами в рамках волонтерского движения опирается, в первую очередь, на личностно-ориентированные психолого- педагогические технологии, которые предполагают формирование эмоционально- личностной позиции волонтера.
Волонтерами преимущественно являются студенты начальных курсов, находящиеся на первом этапе профессионального становления. Очень важно, что волонтерская деятельность позволяет студентам почувствовать себя компетентными и эффективными в сложных жизненных ситуациях, что способствует повышению мотивации в обретении профессиональных навыков и расширению психологического инструментария в работе с самыми разными категориями детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Волонтерское движение ценно и уникально своим триединством – привлекая студенческую молодежь к волонтерской деятельности, оно сочетает духовно- нравственное становление молодой личности с профессиональным ростом будущих специалистов, решая при этом социально значимые, остро стоящие перед обществом и государством проблемы.
В 2003 году за выдающиеся успехи в области образования Татьяна Александровна была награждена медалью Ушинского. Она является почетным работником высшего профессионального образования (2006), имеет две медали им. Г.И. Челпанова I и II степени, трижды стала лауреатом конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий, награждена Грамотой Правительства Москвы (2008), с 2017 года – почетный профессор Московского государственного психолого- педагогического университета.
В 2007 году МГППУ стал одним из победителей конкурса инновационных вузов в рамках Национального приоритетного проекта «Образование», и факультет клинической и специальной психологии под руководством Т.А. Мешковой успешно решил стоявшие перед ним задачи разработки новых специализаций –
-
«Клиническая психология младенческого, раннего и дошкольного возраста»,
-
«Психологическая реабилитация и коррекция»; реализации проектов «Диагностика и коррекция нарушений психического развития при наследственной патологии»,
-
«Психофизиологическая диагностика детей и подростков».
Итоги этой масштабной работы эффективно реализуются в актуальной деятельности факультета клинической и специальной психологии. С начала деятельности факультета и по настоящее время Татьяна Александровна Мешкова возглавляет кафедру дифференциальной психологии и психофизиологии (до 2015 года – кафедра дифференциальной психологии). Направления ее научных исследований: психогенетика, психофизиология, психобиология типичного и аномального развития, пищевое поведение и его нарушения.
Татьяна Александровна удивительно талантливый, всесторонне одаренный человек. Помимо высоких чисто профессиональных качеств, присущих человеку науки, она прекрасно разбирается в музыке, живописи, поэзии, сама чудесно поет, рисует, играет на фортепьяно, блестящий натуралист. К тому же она замечательный педагог, пользующийся любовью многочисленных учеников, редкостный руководитель, сумевший создать на факультете теплую и душевную обстановку, дающую постоянное ощущение радостного единения. Она чуткий, отзывчивый и верный товарищ, сумевший сохранить и школьных, и университетских друзей. Еще в студенческие годы, участвуя в студенческом природоохранном движении, она проявляла отличные организаторские качества и творческий подход к делу, умение брать на себя ответственность и отстаивать свою позицию. Это не в последнюю очередь позволило ей создать прекрасный творческий коллектив на факультете, который она возглавляла с момента его основания.
Стиль профессиональной деятельности Т.А. Мешковой – высокие ответственность, точность, продуктивность. В общении с коллегами она всегда вежлива, корректна, предупредительна. Татьяна Александровна являет собою образ настоящего ученого, интеллигента, человека высоких моральных качеств. Неся всю свою трудовую жизнь большие нагрузки, в том числе и связанные со значительной ответственностью, она смогла быть и счастливой женой, заботливой матерью, нежной бабушкой.
Желаем Татьяне Александровне дальнейших творческих успехов, насыщенной профессиональной и личной жизни!
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1548
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 343
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0