Клиническая и специальная психология
2019. Том 8. № 1. С. 19–32
doi:10.17759/cpse.2019080102
ISSN: 2304-0394 (online)
Влияние социальной ситуации развития на социальное познание у детей-сирот
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: сироты, социальная ситуация развития, социальное познание, привязанность
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2019080102
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Научного Фонда (грант № 14-18-03461) на базе ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» МЗ РФ.
Для цитаты: Авакян Т.В., Воликова С.В., Сорокова М.Г. Влияние социальной ситуации развития на социальное познание у детей-сирот [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 19–32. DOI: 10.17759/cpse.2019080102
Полный текст
Исследовалось влияние специфической социальной ситуации развития на операциональный и мотивационный компоненты социального познания у подростков- сирот. Теоретическим основанием исследования стали положения Л.С. Выготского о социальной ситуации развития, теории привязанности Дж. Боулби, многофакторной модели социального познания А.Б. Холмогоровой, О.В. Рычковой. Было обследовано 68 подростков-сирот в возрасте от 10 до 17 лет, проживающих в детском доме. Показано, что подростки-сироты с ненадежным типом привязанности испытывают больше трудностей в понимании собственных чувств вне зависимости от срока проживания в учреждении. У подростков-сирот, проживающих в учреждении больше 5 лет, выше уровень социальной тревожности и дистресса.
Введение
Проблема социального сиротства в России актуальна, несмотря на официальные данные о снижении общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для понимания изменений, происходящих с ребенком на каждом возрастном этапе, в отечественной психологии традиционно используется понятие социальной ситуации развития, которое ввел Л.С. Выготский [3]. Усвоение культурного опыта происходит в результате взаимодействия ребенка с его социальным окружением и окружающей действительностью. Социальная ситуация развития характеризует специфику этого взаимодействия на каждом этапе онтогенеза. Одним из важных факторов, влияющих на развитие детей-сирот, является проживание и воспитание вне семьи. Несмотря на реорганизацию системы детских домов после принятия постановления № 481 Правительства РФ [7], проживание детей-сирот хотя и претерпевает определенные изменения, тем не менее остается специфичным и коренным образом отличающимся от проживания в семье. В исследованиях можно встретить понятие «особой социальной ситуации развития», складывающейся у детей и подростков специфических групп. Как отмечают А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, у ребенка из детского дома «формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, - они просто другие» [8, с. 8]. Одним из ключевых терминов, отражающих специфику этой особой социальной ситуации, является понятие привязанности, введенное Дж. Боулби [2].
Важным фактором развития привязанности у ребенка-сироты является возраст, в котором он пережил разлуку. Дж. Боулби указывал, что сензитивный период развития привязанности приходится на возраст до трех лет, однако наибольшее значение имеет характер взаимодействия младенца и матери в первый год жизни [2]. В метаанализе Ф. Лионетти (F. Lionetti) с соавторами пришли к выводу, что помещение ребенка в детский дом в возрасте до одного года способствует формированию либо дезорганизованного типа привязанности, либо специфических паттернов поведения, по которым тип привязанности невозможно классифицировать [16]. В исследовании М.А. Чупровой было обнаружено, что дети без опыта жизни в семье не формируют настоящей привязанности и демонстрируют наибольшее количество нарушений в эмоциональном развитии [11].
Результаты исследований позволяют предполагать, что отсутствие в раннем опыте эмоциональных и безопасных отношений со взрослым, опыт жестокого обращения, проживание в учреждении и вторичная травматизация специфически отражаются на формировании социального познания [17; 19]. Социальное познание - это способность человека понимать, что думает и чувствует другой, понимать намерения, эмоции окружающих. Эта способность является основой для взаимодействия с другими людьми.
Показано, что дети-сироты испытывают больше трудностей в распознавании эмоций [5; 17]. Плохое понимание себя и других людей затрудняет регулирование межличностных и социальных отношений, порождает чувство беспомощности, социальную тревогу [14; 18]. Межличностные отношения, различные социальные ситуации начинают восприниматься как источник постоянного стресса. Способность к социальному познанию развивается в позднем детстве и подростковом возрасте [12]. В связи с этим изучение социального познания у детей, находящихся в условиях депривации, вызывает особый интерес.
Дизайн исследования
Данное исследование основано на многофакторной модели социального познания А.Б. Холмогоровой и О.В. Рычковой [9]. Оно посвящено изучению операционального (способность к пониманию собственных чувств) и мотивационного (социальная тревога) аспектов социального познания. При этом важной демографической характеристикой подростков-сирот, отражающей специфику социальной ситуации развития, является срок проживания в учреждении. Была сформулирована следующая гипотеза исследования: специфическая социальная ситуация развития ребенка-сироты влияет на развитие социального познания.
Различные аспекты социального познания подростков оценивались с помощью методического комплекса, включавшего:
1) Торонтскую шкалу алекситимии (Toronto Alexithimia Scale; TAS-20-R) (G. Taylor, M. Bagby, G. Parker, 2003; адаптация Е.Г. Старостиной, Г.Д. Тейлор, Л.К. Квилти и др., 2010).
2) Шкалу социального избегания и дистресса (Social avoidance and distress scale; SADS) (D. Watson, R. Friend, 1969; адаптация В.В. Красновой, А.Б. Холмогоровой, 2011; валидизация на российской подростковой выборке Е.Н. Клименкова, А.Б. Холмогорова, 2016).
3) Тест привязанности (Hazan-Shaver forced-choice attachment paragraphs) (C. Hazan, P.R. Shaver, 1987; адаптация А.Б. Холмогоровой, 2011).
Выборка состояла из 68 подростков-сирот в возрасте от 10 до 17 лет, проживающих в детском доме, 42 мальчика и 26 девочек. Из них 92,65% (63 человека) воспитанников - социальные сироты, имеющие опыт проживания в семье, а 7,35% (5 человек) - сироты, оставленные в родильном доме и не имеющие подобного опыта. Подробное описание выборки представлено в таблице 1.Таблица 1
Описание выборки
Срок проживания в учреждении |
Тип привязанности |
|||
Надежная |
Ненадежная |
|||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
|
Менее 5 лет в учреждении |
13 |
6 |
5 |
4 |
Всего |
20 |
9 |
||
Более 5 лет в учреждении |
10 |
9 |
14 |
7 |
Всего |
19 |
21 |
Подростки-сироты, принявшие участие в исследовании, интеллектуально сохранны, обучаются в школах и колледжах г. Москвы по общеобразовательной программе. Все подростки имели разрешение законного представителя на работу с психологом. Исследование проводилось очно, индивидуально. Описательная статистика общей выборки по исследуемым компонентам социального познания представлена в табл. 2. Заметим, что по организационным причинам не все испытуемые заполнили весь пакет методик.
Таблица 2
Компоненты социального познания |
Среднее |
Станд. откл. |
Размах |
Медиана |
Объем выборки |
Трудности осознания чувств (шкала TAS-20-R) |
13,46 |
4,84 |
25,00 |
13,00 |
47 |
Общий показатель по шкале SADS |
9,55 |
5,17 |
26,00 |
10,00 |
65 |
Социальный дистресс (шкала SADS) |
4,80 |
3,15 |
14,00 |
5,00 |
65 |
Тест привязанности является номинальной шкалой с двумя категориями. В нашей выборке сирот (N=68) было 39 подростков (57,35%) с надежным типом привязанности и 29 подростков (42,65%) - с ненадежным.
Результаты исследования
1. Влияние особенностей социальной ситуации развития подростков-сирот на операциональный компонент социального познания
Методом двухфакторного дисперсионного анализа (2-way ANOVA). нами проверялось, как тип привязанности - надежная или ненадежная - и срок проживания в учреждении - до 5-ти лет и больше 5-ти лет - влияют на способность к пониманию собственных чувств
Заметим, что при применении методов одно- или двухфакторного анализа используются 2 равноправные терминологии [10]. По одной из них, речь идет об оценке влияния фактора (или факторов) на отклик, по другой - об оценке различий между соответствующими генеральными совокупностями. При этом в обоих случаях каузальность не подразумевается, а только оценка различий, поэтому для доказательства причинности в контексте психологического исследования одного только выявления достоверного влияния фактора(ов) на отклик недостаточно.
Нужно дополнительно найти аргументы из области психологии, чтобы обосновать, почему фактор(ы) - это причина, а отклик - следствие, что и сделано в данной статье. Однако формулировка результата в терминах влияния фактора на отклик в любом случае корректна и является общеупотребительной. Нами приведена только часть результатов, в которых были получены значимые различия.
Нормальность распределений генеральных совокупностей ячеек дисперсионного комплекса не проверялась, так как по некоторым источникам [6] нарушение этого предположения не оказывает существенного влияния на результаты ANOVA. Критерий Ливена подтверждает однородность дисперсий генеральных совокупностей (F=0,255, p=0,857).
Таблица 3
Оценка влияния типа привязанности и срока проживания в учреждении на способность к пониманию собственных чувств
Компонент социального |
Фактор А: Тип привязанности |
Фактор В: Срок проживания в учреждении |
Совокупное влияние факторов АхВ |
|||
познания |
F |
p |
F |
p |
F |
p |
Трудности осознания чувств (шкала TAS-20-R) |
5,506 |
0,024* |
0,088 |
0,768 |
4,223 |
0,046* |
Примечание. * - различия значимы на уровне p<0,05.
Подростки с ненадежной привязанностью (см. табл. 3 и 4) испытывают больше трудностей (р=0,024) в осознании своих чувств и описании их другим людям (M=14,80), чем подростки с надежной привязанностью (M=11,88). Как известно, одним из условий формирования надежной привязанности является чуткое реагирование близкого взрослого на потребности и сигналы со стороны ребенка. Взрослый дает ребенку опыт распознавания и обозначения собственных чувств, тем самым способствуя развитию навыков понимания собственного психического состояния и способа сообщения их другим людям. Было обнаружено также (см. табл. 3 и 4) совокупное влияние факторов типа привязанности и срока проживания в учреждении на трудности осознания чувств (p=0,046).
Таблица 4
Описательная статистика по шкале TAS-20-R для подгрупп с разным типом привязанности и разным сроком проживания в учреждении
Фактор А: Тип привязанности |
Фактор В: Срок проживания в учреждении |
Среднее: TAS-20-R |
Станд. откл.: TAS-20-R |
Объем выборки |
|
До 5 лет |
10,93 |
4,80 |
15 |
Надежная |
Больше 5 лет |
13,30 |
3,94 |
10 |
|
Всего |
11,88 |
4,54 |
25 |
|
До 5 лет |
16,85 |
4,87 |
7 |
Ненадежная |
Больше 5 лет |
13,69 |
3,68 |
13 |
|
Всего |
14,80 |
4,29 |
20 |
|
До 5 лет |
12,81 |
5,49 |
22 |
Всего |
Больше 5 лет |
13,52 |
3,71 |
23 |
|
Всего |
13,17 |
4,62 |
45 |
В табл. 3 просматривается следующая тенденция: вне зависимости от срока проживания в учреждении - до 5 лет или больше 5 лет - у подростков-сирот с надежным типом привязанности меньше трудностей в осознании своих чувств, чем с ненадежным. Однако при сроке проживания в учреждении до 5 лет разница в уровне трудностей такого осознания между подростками с ненадежной и надежной привязанностью (в среднем с М=16,85 до М=10,93, то есть на 5,92 балла) значительно больше, чем при проживании более 5 лет (в среднем с М=13,69 до М=13,30, то есть всего на 0,39 балла). В подгруппе подростков-сирот с надежной привязанностью больше трудностей в осознании чувств у тех, кто прожил в интернатном учреждении больше 5 лет, чем у проживших там менее 5 лет (M=13,30 против M=10,93).
Таким образом, способность к пониманию собственных чувств у подростков с надежным типом привязанности ухудшается, если они прожили в учреждении больше 5 лет. По этому показателю они практически выравниваются с подростками- сиротами с ненадежной привязанностью. Объяснение будет представлено в обсуждении результатов.
2. Влияние особенностей социальной ситуации развития подростков-сирот на мотивационный компонент социального познания
Дети и подростки с высоким уровнем социальной тревожности демонстрируют дефицит социальных навыков, который препятствует их дальнейшей социализации и приводит к нарушениям развития социального познания [15]. Отсутствие социальной поддержки и социального признания повышает социальную тревожность [13]. Оценка влияния срока проживания в учреждении (до 5 лет или больше 5 лет) в комплексе с наличием опыта возврата из приемной семьи (не было возврата или был возврат) на социальную тревожность и социальный дистресс как компоненты социального познания методом 2-way ANOVA показала, что значимое влияние оказывает только первый фактор, поэтому далее для оценки различий между подростками-сиротами обеих категорий применялся критерий Манна-Уитни (см. табл. 5).
Таблица 5
Сравнение показателей социальной тревожности у подростков-сирот с разным сроком проживания в учреждении (N=65)
Компоненты социальной тревожности |
Срок проживания в учреждении |
Объем выборки |
Среднее |
U Манна- Уитни |
Р |
|
до 5 лет |
26 |
7,88 |
|
|
SADS общий |
|
— |
|
355,50 |
0,042* |
|
больше 5 лет |
39 |
10,35 |
|
|
Социальный |
до 5 лет |
26 |
3,73 |
|
|
дистресс |
|
— |
|
353,00 |
0,038* |
(шкала SADS) |
больше 5 лет |
39 |
5,35 |
|
|
Примечание. * - различия значимы на уровне p<0,05.
Как видно из табл. 5, у подростков-сирот, проживших в учреждении больше 5 лет, выше как общий уровень социальной тревожности, так и уровень социального дистресса.
Обсуждение результатов
Нарушения привязанности и особенности социальной ситуации подростков- сирот негативно сказываются на формировании их способности к социальному познанию. Исследование показало, что длительность проживания в учреждении негативно влияет на операциональный (способность к пониманию собственных чувств) и мотивационный (социальную тревожность) компоненты социального познания. Данные о влиянии типа привязанности на развитие ребенка из детского дома согласуются с отечественными исследованиями [1].
Если подросток имеет надежную привязанность, то он лучше понимает себя, свои чувства, состояния, ему проще описать другим свои переживания по сравнению с тем подростком, у кого привязанность ненадежная, независимо от срока проживания в учреждении.
Длительное проживание в учреждении как бы «стирает» внутренние различия между подростками с надежной и ненадежной привязанностью, «уравнивая» их способности к пониманию себя.
С одной стороны, это может быть связано с системой проживания в учреждении. Подросток реже вынужден обращаться к своим чувствам, распознавать свое состояние, рассказывать другим людям о своих переживаниях и эмоциях, таким образом, не тренируя и не развивая эту способность.
С другой стороны, трудности осознания собственных чувств (как один из компонентов алекситимии) могут носить защитный характер. Некоторые модели выделяют первичную и вторичную алекситимию [4]. Вторичная алекситимия рассматривается как защитный механизм, возникающий в результате воздействия психотравмирующих событий. Дети и подростки, проживающие в детском доме, стараются меньше думать о своих чувствах, отгораживаются и игнорируют их, потому что эти чувства тяжело переносимы и связаны как с травмирующим опытом, полученным в кровной семье, так и травмой изъятия из нее. Длительное проживание в учреждении, которое также является травмирующим событием, усиливает игнорирование своих переживаний. Подросток-сирота обращает больше внимания на внешние обстоятельства, чем на свое внутреннее состояние.
Таким образом, возможно, что при меньшем сроке проживания в учреждении подросток с ненадежным типом привязанности еще может оценить, что затрудняется в понимании собственных чувств, но с течением времени, редко обращая внимание на свое состояние, не обнаруживает у себя этих проблем. То есть речь идет о большем игнорировании и отгороженности от собственных чувств. Подростки с надежным типом привязанности, прожив в учреждении длительное время (больше 5 лет), начинают хуже понимать свое эмоциональное состояние. Можно предположить, что при длительном проживании в учреждении у подростков- сирот как с надежным, так и с ненадежным типом привязанности начинают работать одинаковые психологические защиты, снижающие способность к пониманию себя. Эта способность проявляется у них на приблизительно одинаковом уровне.
Обнаружено, что если ребенок проживает в учреждении более 5 лет, то общий уровень социальной тревожности, в частности, социального дистресса возрастает. Несмотря на то, что за последние годы учреждения для детей-сирот стали более открытыми, подростки-сироты получают меньше опыта взаимодействия с другими людьми, чем подростки, проживающие в родительских домах. Чем дольше подросток живет в учреждении, тем реже он находится в новых, незнакомых ситуациях, тем меньше социальных задач и вопросов решает самостоятельно. Столкновение или необходимость нового социального взаимодействия вызывает много беспокойства и дискомфорта.
Таким образом, длительное проживание в учреждении оказывает негативное влияние на мотивационный и операциональный компоненты социального познания, что необходимо учитывать в психологической работе с данной группой детей.
Выводы
1. Подростки с ненадежным типом привязанности испытывают больше трудностей в понимании собственных чувств вне зависимости от срока проживания в учреждении.
2. Длительное проживание в учреждении (больше 5 лет) снижает способность подростков-сирот с надежной привязанностью понимать свои чувства. Уровни развития этой способности у подростков-сирот с надежной и ненадежной типами привязанности, проживших в учреждении больше 5 лет, почти уравниваются.
3. У подростков, проживающих в учреждении больше 5 лет, выше уровень социальной тревожности и дистресса.
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Научного Фонда (грант № 14-18-03461) на базе ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» МЗ РФ.
Литература
-
Бардышевская М.К. Компенсаторные формы поведения у
детей 3-6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома. Автореф. дисс. ...
канд. психол. наук.
М., 1995. 22 с. - Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 447 с.
- Выготский Л.C. Детская психология // Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 2 / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
-
Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Концепция
алекситимии (обзор зарубежных исследований) // Социальная и клиническая
психиатрия. 2003. Т. 13. № 1.
С. 128–145. - Найденова А.В. Модель психического детей-сирот. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Москва, 2012. 28 с.
- Наследов А.Д., Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб: Речь, 2006. 400 с.
- О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // постановление Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481. URL: http://www.usynovite.ru/documents/federal/regulations /postanovleniya/11.02.20162/ (дата обращения: 14.01.2018).
-
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития
личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации //
Психологическая наука
и образование. 2009. № 3. С. 5–12. - Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. Нарушения социального познания – новая парадигма в исследованиях центрального психологического дефицита при шизофрении. М.: ФОРУМ, 2016. 288 с.
- Сорокова М.Г. Методы математической статистики в психологии: Учебное пособие [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/SMm-2014/MMa-405.htm#$p1 (дата обращения: 22.02.2019)
- Чупрова М.А. Нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2007. 193 с.
- Baron-Cohen S., Wheelwright S., Spong A., Scahill V., Lawson J. Studies of Theory of Mind: Are Intuitive Physics and Intuitive Psychology Independent? // Journal of Developmental and Learning Disorders. 2001. Vol. 5. № 1. P. 47–78.
- Festa, C.C., Ginsburg, G.S. Parental and Peer Predictors of Social Anxiety in Youth // Child Psychiatry and Human Development. 2011. Vol. 42. № 3. P. 291–306. doi: 10.1007/s10578-011-0215-8.
- Keil V., Asbrand J., Tuschen-Caffier B., et al. Children with social anxiety and other anxiety disorders show similar deficits in habitual emotional regulation: evidence for a transdiagnostic phenomenon // European Child and Adolescent Psychiatry. 2017. Vol. 26. № 7. P. 749–757. doi: 10.1007/s00787-017-0942-x.
-
Knappe S., Sasagawa S., Creswell C. Developmental
epidemiology of social anxiety and social phobia in adolescents / In K. Ranta,
A.M. La Greca, L.J. García-López,
M. Marttunen (Eds.), Social anxiety and phobia in adolescents. Development, manifestation and intervention strategies. New York: Springer, 2015. P. 39–70. - Lionetti F., Pastore M., Barone L. Attachment in institutionalized children: A review and meta-analysis // Child Abuse & Neglect. 2015. Vol. 42. P. 135–145. doi: 10.1016/j.chiabu.2015.02.013.
- Pears K.C., Fisher P. Developmental, cognitive, and neuropsychological functioning in preschool-aged foster children: Associations with prior maltreatment and placement history // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics. 2005. Vol. 26. № 2. P. 112–122. doi: 10.1097/00004703-200504000-00006.
- Pile V., Haller S.P., Hiu C.F., Lau J.Y.. Young people with higher social anxiety are less likely to adopt the perspective of another: Data from the Director task // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. 2017. Vol. 55. P. 41–48. doi: 10.1016/j.jbtep.2016.11.002
- Sheykhzadeh A., Javanmard G.H. The Effect of Child Abuse by Parents on Mind Reading Ability of Children // Journal of Educational, Health and Community Psychology. 2014. Vol. 3. № 3. P. 25–34
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2240
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 1302
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2