Достижения и проблемы в подготовке клинических психологов в университете (к 10-летию первого выпуска клинических психологов факультета КСП МГППУ)

392

Аннотация

Статья посвящена рефлексивному анализу успехов и трудностей, имевших место в течение 15 лет подготовки клинических психологов на факультете клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ, и приурочена к 10-летию первого выпуска, состоявшегося на факультете в 2009 году. Представлены основные специализации, реализуемые на факультете в течение этих лет, показана основная динамика поступлений студентов на обучение, а также динамика трудоустройства выпускников. Описан ряд новых направлений работы и достижений в научной сфере (направления исследований, совместные со студентами проекты), названы продолжающиеся программы обучения в русле клинической психологии и их особенности, дана информация о проведенных научных мероприятиях, волонтерской деятельности и других достижениях.

Общая информация

Ключевые слова: клиническая психология, профессиональный стандарт, студенты, научные исследования

Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2019080211

Для цитаты: Зверева Н.В., Мешкова Т.А., Щербакова А.М., Хромов А.И. Достижения и проблемы в подготовке клинических психологов в университете (к 10-летию первого выпуска клинических психологов факультета КСП МГППУ) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 198–209. DOI: 10.17759/cpse.2019080211

Подкаст

Зверева Н.В., Хромов А.И. Достижения и проблемы в подготовке клинических психологов в университете


Полный текст

 

Статья посвящена рефлексивному анализу успехов и трудностей, имевших место в течение 15 лет подготовки клинических психологов на факультете клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ, и приурочена к 10-летию первого выпуска, состоявшегося на факультете в 2009 году. Представлены основные специализации, реализуемые на факультете в течение этих лет, показана основная динамика поступлений студентов на обучение, а также динамика трудоустройства выпускников. Описан ряд новых направлений работы и достижений в научной сфере (направления исследований, совместные со студентами проекты), названы продолжающиеся программы обучения в русле клинической психологии и их особенности, дана информация о проведенных научных мероприятиях, волонтерской деятельности и других достижениях.

Введение

С 2004 года в МГППУ на факультетах клинической и специальной психологии и психологического консультирования была открыта подготовка по новому на тот момент направлению - специальности 022700 «Клиническая психология». Профессия клинического (медицинского) психолога является востребованной в настоящее время, необходима специализированная теоретическая и практическая подготовка, специалисты требуются как в учреждениях здравоохранения и образования, социальной защиты, так и в сфере исследовательской научной работы. Сотрудники кафедр и администрация факультета «Клиническая и специальная психология» сочли необходимым отрефлексировать столь важное событие, сделав анализ нашего опыта подготовки клинических психологов достоянием психологической общественности, особенно это важно в связи с подготовкой к принятию профессионального стандарта медицинского психолога. В этом году исполняется 10 лет с момента первого выпуска студентов - клинических психологов. В течение первых 7 лет (с 2004 по 2010 годы) обучение велось по «второму» стандарту (ГОС[1]), выпускники на нашем факультете клинической и специальной психологии проходили подготовку по трем специализациям: «Психология дизонтогенеза», «Клиническая психология раннего детства» и «Психологическая реабилитация». Начиная с 2011 года факультет реализует комплексную подготовку по специализации «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»[2]. Хотелось бы отрефлексировать опыт преподавания и достижений для усовершенствования последующей подготовки специалистов, внести вклад в качество их подготовки.

Студенты. С 2009 по 2019 года наш факультет выпустил более 360 клинических психологов. Второе высшее из них получили около 40 человек, красные дипломы за это время были вручены 60 выпускникам. Наш вуз - психолого­педагогический университет, поэтому не удивительно, что на работу наши студенты устраивались в учреждения образования (педагог-психолог, тьютор), различные центры психологической помощи, медицинские учреждения (клинические и медицинские психологи), научные учреждения системы академии наук и министерства здравоохранения. Студенты активно участвовали в разработке новых научных исследований, продолжали традиции научных школ медицинской психологии (школа Б.В. Зейгарник и Ю.Ф. Полякова в патопсихологии, школа А.Р. Лурии в нейропсихологии), развитие получили и новые направления и подходы к исследовательской и практической работе. Студенты проходят и проходили практику в ведущих медицинских и научных учреждениях Москвы (в ФГБНУ НЦПЗ и НПЦПЗДиП им. Г.Е. Сухаревой, в Российской детской клинической больнице, в Детской больнице им. З.А. Башляевой, в Научно-исследовательском клиническом институте педиатрии им. академика Ю.Е. Вельтищева, в инклюзивных образовательных учреждениях и других).

В ходе обучения студенты имели и имеют возможность участвовать в волонтерском движении, стать слушателями и участниками Зимних психологических школ, проводимых факультетом (2009, 2017, 2018, 2019 гг.).

Преподаватели. За период с 2009 года МГППУ поменял свой статус с городского на федеральный, через его аудитории и кафедры прошло немало интересных и высококвалифицированных специалистов с богатым опытом преподавания (стаж педагогической работы большей части преподавателей варьируется от 20 до 30 и более лет). Многие из профильных специалистов являются научными сотрудниками научно-исследовательских организаций в области психического и соматического здоровья; практическими специалистами, работающими на клинических базах; опытными психотерапевтами и врачами, генетиками, нейрофизиологами. На кафедрах факультета работали и работают доктора и кандидаты наук, представители различных научных направлений (доктора психологических наук: С.К. Нартова Бочавер, И.В. Вачков, Н.Л. Белопольская, Л.А. Троицкая; доктора биологических наук: Т.А. Строганова,


Н.Л. Горбачевская, В.В. Гнездицкий, С.С. Трофимов; доктора медицинских наук: Н.М. Иовчук, В.Ю. Воинова; кандидаты психологических наук: Т.А. Мешкова, Т.А. Басилова, И.Ф. Рощина, Н.В. Зверева, Е.Б. Фанталова, Е.Г. Каримулина, Е.С. Мазур, И.С. Горина, Т.Г. Горячева, С.Н. Ениколопов, М.В. Морозова, О.Ф. Семёнова, Т.В. Якимова, И.Н. Власенкова, А.А. Коваль-Зайцев, А.А. Сергиенко, Н.В. Романовский, С.В. Покровская, И.Н. Галасюк, Т.В. Шинина; кандидат медицинских наук А.М. Казьмин; кандидаты педагогических наук: А.М. Щербакова, Е.Э. Артемова и многие другие). В эти годы повысили свой статус до кандидатского нынешние заведующие кафедрами А.И. Хромов и Ю.Е. Куртанова, бывшие выпускники МГППУ. В эту же когорту входят доценты кафедр факультета Ю.А. Бурдукова, Н.В. Романовский и Н.А. Воронин, также окончившие наш факультет и аспирантуру и пришедшие работать в качестве преподавателей. Сменились деканы факультета (с открытия университета до 2014 г. - Т.А. Мешкова, в 2014-2016 годах - Ю.А. Костенкова, в настоящее время - Е.Э. Артемова), но единым и неизменным оставалось высокое качество преподавания и дружный коллектив, требовательный и стремящийся воспитать настоящих психологов, исследователей и практиков. Все преподаватели стараются быть надежными кураторами для подопечных студентов.

В течение 10 лет Председателем ГАК на нашем факультете был профессор, доктор психологических наук Ю.В. Микадзе. Обучение клинических психологов на факультете включает и непосредственные формы передачи опыта и достижений преподавания классических разделов клинической (медицинской) психологии, разработанные выдающимися отечественными психологами А.Р. Лурией, Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, Ю.Ф. Поляковым, В.В. Лебединским и их последователями, поскольку значительная часть сотрудников факультета - их непосредственные ученики и продолжатели традиций. Наш факультет всегда был силен мощным мультидициплинарным сотрудничеством разных направлений современной науки: когнитивной науки и биологических исследований; психотерапевтическая и психокоррекционная работа сочетаются с волонтерским движением, а исследования касаются как традиционных направлений клинической психологии (нейропсихология, патопсихология, психология аномального развития, психосоматика, психотерапия), так и расширения медицинской и немедицинской сфер исследовательского и прикладного направлений (психиатрия, онкология, нейрохирургия, дети-сироты, дети с генетической патологий и орфанными заболеваниями, дети с расстройствами аутистического спектра, проблема нарушений пищевого поведения и расстройств приема пищи, вопросы геронтопсихиатрии и др.). Наши преподаватели подготовили ряд учебников и учебных пособий, методических рекомендаций для обучения разным дисциплинам специальности клиническая психология: «Основы психогенетики» Т.А. Мешковой; «Клиническая психология детей и подростков» (2013, 2015) Н.В. Зверевой, Т.Г. Горячевой; «Патопсихология детского и юношеского возраста» (2008, 2019) Н.В. Зверевой, О.Ю. Казьминой, Е.Г. Каримулиной; «Психология семьи» (2016) Т.В. Якимовой; «Нейрофармакология для психологов» (2018) С.С. Трофимова; «Методика "Оценка детско-родительского взаимодействия"» (Evaluation of child-parent interaction, ECPI, 2018) И.Н. Галасюк, Т.В. Шининой и др. Книги получили признание и студентов, и специалистов, и всего психологического сообщества, имеют дипломы лауреатов и победителей самых значительных книжных конкурсов, среди них «Золотая Психея» за лучший учебник по итогам 2013 года.

Т.Г. Горячева, победитель XV Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2013 года в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2014 год.

 

На 20-м Всероссийском конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2018 года лауреатами стали многие преподаватели, выпускники и студенты нашего факультета.


 

Лауреаты XX Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2018 года в трех номинациях: «Книга года», «Мастер-класс года» и «Событие в жизни сообщества». Слева направо: А.Д. Гарифулина, Т.В. Шинина, Т.Г. Горячева, Н.В. Зверева, И.Н. Галасюк, В.В. Пак), 2019 год.

 

Научная деятельность. Все студенты и аспиранты участвуют в научных исследованиях, проводимых на факультете, и в роли испытуемых, и в роли собственно исследователей. Так происходит на всех кафедрах факультета, которых с 2014 года стало 4. Среди них есть и работы в новых направлениях, получившие грантовую поддержку РФФИ. Под руководством доцента кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии Ю.А. Бурдуковой студенты работают над проектом по исследованию когнитивных функций у детей с нейроонкологическими заболеваниями. Исследуется динамика показателей пространственной рабочей памяти и других когнитивных характеристик у детей с нейроонкологическими заболеваниями с использованием ряда новых для отечественной психологии диагностических методов, таких как Тест избирательного вербального запоминания (SRT), Тест пространственной рабочей памяти с интегральными показателями (SWM), Тест интеллекта Кауфман (K-ABC II). Было продемонстрировано, что наличие в анамнезе химио- и лучевой терапии ухудшает уровень общего когнитивного развития и эффективность ассоциативного запоминания в зависимости от локализации опухоли.

На кафедре нейро- и патопсихологии развития (до 2014 года - кафедра нейро- и патопсихологии, заведующая - кандидат психологических наук Н.В. Зверева) интенсивно разрабатывается концепция когнитивного дизонтогенеза в возрастном, нозологическом, функциональном и модальном аспектах (Н.В. Зверева, А.А. Коваль- Зайцев. А.И. Хромов, Е.Г. Каримулина, И.Ф. Рощина). Защищена диссертация И.Н. Власенковой, в прошлом она была аспиранткой факультета, а в настоящее время - доцент кафедры. Велась работа по методическому обеспечению диагностики в детской пато- и нейропсихологии, в том числе под руководством безвременно ушедшей И.С. Гориной (1961-2016). Кафедра осуществляет подготовку по магистерской программе «Клиническая психология развития» с 2012 года (в настоящее время руководитель программы - кандидат психологических наук А.И. Хромов). Ведущий нейрогеронтолог нашей страны И.Ф. Рощина в течение многих лет вводит наших студентов в особый мир клинической психологии, в современную, пронизанную традициями и новациями нейропсихологию, в геронтопсихологию. В 2018 году открыта магистерская программа «Нейропсихологическая коррекция и консультирование при нарушенном развитии». В 2011 и 2016 годах кафедра нейро- и патопсихологии развития, факультета клинической и специальной психологии совместно с многолетним партнером по исследовательской и образовательной деятельности - ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» - провели научно-практические конференции памяти С.Я. Рубинштейн, посвященные методическим и практическим задачам и аспектам работы клинического (медицинского) психолога. В 2013 и 2018 годах также совместно были организованы конференции, посвященные Ю.Ф. Полякову и развивающие научные школы и методологическую базу отечественной клинической психологии, среди докладчиков конференций - и наши студенты, аспиранты и бывшие выпускники. Все материалы конференций - сборники тезисов участников и коллективные монографии, включающие работы ведущих специалистов по ключевым направлениям медицинской (клинической) психологии, - представлены в открытом доступе на университетском сайте psyjournals.ru. Интересное новое для факультета направление реализуется на кафедре нейро-и патопсихологии развития. И.Н. Галасюк, Т.В. Шинина, студенты и аспиранты факультета с помощью программы Observer - современной системы видеозаписи и анализа результатов записей взаимодействия ребенка и родителей - исследуют особенности родительства в семьях с особенным ребенком раннего возраста.

Значительное внимание отводится теме научно-практической работы с лицами с расстройствами аутистического спектра, прежде всего это касается детей и подростков. Наши выпускники работают в Федеральном ресурсном центре МГППУ, занимающимся организацией комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Н.Л. Горбачевской, Т.А. Строгановой и их учениками проделана большая исследовательская работа по изучению биологической основы и психологической феноменологии расстройств аутистического спектра у детей. В 2019 году проведена Зимняя психологическая школа, посвященная проблемам изучения и оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра.

В 2018 году с участием студентки 3 курса Виктории Бритовой в нашем журнале «Клиническая и специальная психология» был представлен обзор современных исследований, посвященных флюидному интеллекту (один из новых для отечественной психологии конструктов). В обзоре обсуждаются нейробиологические процессы, лежащие в основе гибкости мыслительных процессов при решении новых нестандартных задач. В частности, описаны результаты исследований, показывающих, что флюидный интеллект опосредуется отдельными регионами префронтальной коры. Подробно рассмотрены исследования связи флюидного интеллекта с рабочей памятью. Проанализированы исследования флюидного интеллекта на клинических группах, таких как дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и взрослые с шизофренией. Клинические данные показывают, что флюидный интеллект может быть ключевой характеристикой для понимания структуры дефицита когнитивных нарушений при синдроме СДВГ.

Кафедрой психологической реабилитации (кандидат педагогических наук А.М. Щербакова заведует кафедрой на протяжении всех пяти лет с момента ее открытия) была разработана и в течение нескольких лет реализовывалась программа профессиональной переподготовки «Клинико-психолого-педагогические основы реабилитации средствами творческой деятельности». Кафедра инициировала и проводила Международную научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» (5-6 декабря 2011 г., 12-13 декабря 2013 г.). Материалы конференции представлены в одноименных сборниках тезисов, а также в научных изданиях, размещенных на сайте «Психологическая реабилитация» (www.psy-rehab.ru), а также доступных на портале Psyjournals.ru. В рамках тематики кафедры осуществлены научно-исследовательские работы по проблемам эффективности психологической реабилитации больных с травматической болезнью спинного мозга, психического развития и обучения детей в условиях лечебных учреждений и др. Результаты НИР обобщены в ряде публикаций. Темы аспирантских и студенческих исследований отражают проблематику кафедры, по их итогам подготовлен и опубликован ряд статей в соавторстве с аспирантами и студентами.

Специализации. Выпуски по специализациям 2 ГОС по клинической психологии осуществлялись с 2009 по 2015 год.

Клиническая психология раннего детства - уникальная специализация, в рамках которой готовились специалисты по работе с нарушенным развитием в раннем детстве. Аналогичная была только на факультете психологии СПбГУ. Руководитель одноименной кафедры (до 2014 г.) сделал много для распространения по России таких форм работы с этими детьми, как лекотека. Нынешний заведующий кафедрой «Клиническая психология раннего детства» А.М. Казьмин вместе со своими учениками дали феноменологическое описание и клинико-психологическую характеристику нарушенного развития в раннем возрасте. В рамках выпускных квалификационных работ проводились исследования возможностей применения международных средств оценки нарушенного развития и функционирования (медицинская международная шкала функционирования лиц с ограниченными возможностями здоровья). Студенты имели возможность получить практические навыки работы с особыми маленькими детьми и членами их семей. По результатам их работ опубликован ряд статей в журнале «Клиническая и специальная психология» и других. Подготовлены методические рекомендации.

Психология дизонтогенеза - новое направление в клинической психологии, которое предлагает расширенное понимание дизонтогенеза, когда измененное, нарушенное развитие связывается не только с детским возрастом, но и с другими возрастными периодами жизни человека. На факультете совместно с Научным центром психического здоровья развивается концепция когнитивного дизонтогенеза, естественным образом связанная со специализацией «Психология дизонтогенеза». Актуальность специальности диктуется необходимостью психологического сопровождения лиц с нарушенным развитием (прежде всего в детском и юношеском возрасте, а также в периодах зрелости и старения). Нарушенное развитие может иметь много разновидностей, основное внимание в рамках специализации сосредоточено на дизонтогенезе задержанного, поврежденного, искаженного и дисгармоничного типов. Специализация включает в себя диагностику, квалификацию, коррекционно-реабилитационную работу как с детьми, так и со взрослыми людьми, имеющими с детства ограниченные возможности или столкнувшимися с подобными ограничениями в ходе жизни (травмы, соматические, неврологические и психические заболевания, стрессовые воздействия, патологическое старение и т.п.). Студенты получали научную и практическую подготовку, которая позволяет работать в тесном контакте с другими специалистами (медиками, социальными работниками, педагогами), быть готовым к восприятию личности другого, к эмпатии и установлению доверительного контакта, к убеждению и поддержке людей, нуждающихся в помощи. Основная цель деятельности специалиста - оказание диагностической, психокоррекционной и реабилитационной помощи пациентам и по возможности членам их семей с целью сохранения здоровья, профилактики дезадаптации, решения образовательных и социальных задач. Указанная цель отвечает задачам, сформулированным в законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», в законе «Об образовании», а также в Конвенции о правах ребенка и Конвенции о защите прав человека. Мы готовили специалистов, хорошо владеющих широким спектром психодиагностических, психотерапевтических, психокоррекционных и реабилитационных технологий и умеющих реализовывать конструктивное сотрудничество с родственниками пациентов, работать в мультидисциплинарной команде, а также способных самостоятельно реализовывать практические задачи клинической психологии применительно к различным типам отклоняющегося развития. Студенты продолжили вносить вклад в развитие отечественных школ патопсихологии и психологии аномального развития (Н.В. Зверева, Е.Г. Каримулина и другие), нейропсихологии (И.Ф. Рощина, И.С. Горина, А.А. Сергиенко и другие).

Психологическая реабилитация и коррекция. В 2007-2008 годах в МГППУ реализовывался Национальный инновационный образовательный проект, в рамках которого на факультете клинической и специальной психологии разрабатывалось направление «Психологическая реабилитация» (куратор - А.М. Щербакова). По результатам проекта была разработана специализация «Психологическая реабилитация и коррекция», а в 2009 году была открыта кафедра психологической реабилитации (в настоящее время преобразована в кафедру специальной психологии и реабилитологии). С 2009 по 2013 годы кафедрой психологической реабилитации осуществлялось обучение по программам «Психологическая реабилитация и коррекция» и «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье с углубленным изучением психологической реабилитации» в рамках подготовки студентов по специальности «Клиническая психология». В образовательный процесс активно внедрялись результаты международного сотрудничества - стажировок и совместных семинаров со специалистами в области психологической реабилитации Германии и Израиля. Опыт, полученный в ходе сотрудничества, транслировался в Научном лектории МГППУ, на мастер-классах и открытых лекциях. На базе МГППУ кафедрой были организованы обучающие семинары «Психологическая реабилитация больных соматическими заболеваниями» (проф. Й. Бенгель и проф. О. Миттаг, кафедра реабилитационной психологии и психотерапии Института психологии Фрайбургского университета, Германия), «Основы психодинамического подхода в реабилитации лиц с психическими заболеваниями» (проф. И. Бурбил и проф. М. Аммон, Германская Академия психоанализа), «Теория смыслов» (проф. Ш. Крейтлер, Тель-Авивский университет, Израиль). Международный опыт отражен в ряде публикаций. Научно­исследовательская и методическая работа кафедры и научно-практического ресурсного центра «Психологическая реабилитация» была направлена на отбор эффективных методик и технологий психолого-реабилитационной работы; разработку модели продуктивной деятельности психологов-реабилитологов; разработку учебных планов, программ учебных дисциплин специализации; создание клинических баз для организации практик и постдипломного сопровождения молодых специалистов; разработку (включая адаптацию зарубежных образцов) учебно-методических материалов; организацию стажировок профессорско- преподавательского состава и слушателей на клинических базах. В 2013 году была разработана магистерская программа «Психологическая реабилитация в социальной сфере» (руководитель программы - А.М. Щербакова), которая реализуется до настоящего времени объединенной кафедрой специальной психологии и реабилитологии.

Клинико-психологическая помощь ребенку и семье. Факультет выбрал в качестве специализации в рамках 3-го стандарта подготовки специалистов клинических психологов «Клинико-психологическую помощь ребенку и семье». Акцент сделан на практической (психодиагностической, психотерапевтической, психокоррекционной) работе с детьми и подростками с различными формами нарушенного развития (психическая, соматическая патология, генетические синдромы), а также с их семьями (диагностическая, консультативная работа, сопровождение семьи). Учебный процесс ориентирован на формирование компетенций, закрепленных в ФГОС по данной специальности, а также на получение глубоких теоретических знаний и базовых практических навыков в области клинической психологии. Учтен накопленный опыт в подготовке клинических психологов, связанный с работой с детьми с ОВЗ и с различными вариантами психического дизонтогенеза.

Анализ выпускных квалификационных работ за 2017-2019 годы показывает сохранение лучших традиций факультета: баланс классических исследовательских подходов и новаторства, расширение сферы научно-практического приложения клинической психологии, работу по адаптации и созданию новых диагностических, коррекционных и терапевтических средств. Студенты владеют современными средствами математической обработки данных, качественным синдромным анализом.

Основными проблемами в обучении клинических психологов остаются трудности поиска и реализации работы студентов на клинических базах, динамика образовательных стандартов и форм обучения, поиск рабочих мест после окончания обучения.

Наш факультет и выпускающая кафедра с оптимизмом смотрят на перспективы дальнейшей подготовки специалистов в области клинической психологии, сохраняя сложившиеся традиции преподавания, опираясь на сильный профессорско-преподавательский коллектив, а также развивая существующие и налаживая новые связи с научно-практическими базами, ставшими площадками практической подготовки будущих специалистов и научной работы кафедры.

Наши выпускники продолжают пополнять ряды квалифицированных клинических психологов, придерживаясь мнения о том, что МГППУ - один из лучших психологических вузов Москвы и страны, где готовят замечательных психологов- практиков, сведущих также в исследовательской работе.



[1] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 02.03.2000 г., № 686.

[2] С 2011 по 2015 год обучение проводилось по 3 стандарту ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030401 Клиническая психология (квалификация (степень) «специалитет»), утвержден Минобрнауки РФ 24.12.2010 г. №2057), а с 2016 г. - по стандарту ФГОС 3+ (федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета), утвержден Минобрнауки РФ 12.09.2015 г. №1181).

Информация об авторах

Зверева Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, профессор факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, Научный центр психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3817-2169, e-mail: nwzvereva@mail.ru

Мешкова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой дифференциальной психологии и психофизиологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики ПИ РАО, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6018-5006, e-mail: meshkovata@mgppu.ru

Щербакова Анна Михайловна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8932-4102, e-mail: shcherbakova.a.m@yandex.ru

Хромов Антон Игоревич, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), старший научный сотрудник отдела медицинской психологии, Научный центр психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2825-1413, e-mail: hromovai@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1062
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 392
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1