О конференции, посвященной 100-летию А.И.Мещерякова

23

Аннотация

19 декабря 2023 года в г. Сергиев Посад в «Семейном центре им. А.И. Мещерякова» состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Комплексное сопровождение детей и молодых инвалидов со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития (К 100-летию Александра Ивановича Мещерякова)». Доклады, представленные на конференции, осветили современные проблемы изучения комплексных нарушений развития и способствовали обмену опытом между участниками конференции в вопросах организации и оказания помощи детям и взрослым с врожденными сложными сенсорными и множественными недостатками в развитии.

Общая информация

Ключевые слова: слепоглухота, сенсорные нарушения, тяжелые множественные нарушения развития, инклюзивное обучение, психолого-педагогическое сопровождение, благотворительность

Рубрика издания: Хроника

Тип материала: отчет о событии

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2023120408

Финансирование. Исследование выполнено на базе МГППУ в рамках научно-исследовательской работы.

Благодарности. Авторы благодарят сотрудников ГБСУСО МО «Семейный центр им.А.И. Мещерякова» за хорошую организацию конференции.

Получена: 26.12.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Басилова Т.А., Суворов А.В. О конференции, посвященной 100-летию А.И.Мещерякова [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2023. Том 12. № 4. С. 127–135. DOI: 10.17759/cpse.2023120408

Полный текст

19 декабря 2023 г. в г. Сергиев Посад в «Семейном центре им. А.И. Мещерякова» состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Комплексное сопровождение детей и молодых инвалидов со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития (К 100-летию Александра Ивановича Мещерякова)». Подготовка к этому юбилею началась уже в 2022 г., когда Сергиево-Посадский (ранее — Загорский) Детский дом слепоглухих, организованный при активном участии А.И. Мещерякова (16.12.1923–30.10.1974) в 1963 г., стал называться Государственным бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания Московской области «Семейный центр имени А.И. Мещерякова», 60-летие которого празднично отмечалось 5 октября 2023 г. в Сергиевом Посаде.

Первая часть конференции была посвящена кратким воспоминаниям, на ней прозвучало выступление Эмилии Ивановны Леонгард, самого известного сурдопедагога в нашей стране, Президента «Центра по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей» (Фото 1). Она долгое время работала в тесном сотрудничестве с Гитой Львовной Выгодской и Александрой Абрамовной Венгер-Катаевой c глухими дошкольниками, и все трое дружили с А.И. Мещеряковым с начала 1950-х гг., когда он стал научным сотрудником НИИ дефектологии АПН СССР, и до конца его жизни.


Фото 1. Выступление Э.И. Леонгард

Также краткими воспоминаниями о своем учителе и об участии в его экспериментальной работе, посвященной вероятностному характеру сигнального восприятия у слепоглухих, проведенному с помощью «Методики черной руки» (рука одного из собеседника слепоглухого человека покрывалась черной краской, позволяющей фиксировать ее след на руке слепоглухого при тактильном общении с помощью дактильного алфавита) [1], поделился профессор МГППУ Александр Васильевич Суворов. Важно отметить, что А.В. Суворова на этой конференции переводил и сопровождал внук А.И. Мещерякова Григорий Александрович Дашков вместе со своим сыном Артемом (Фото 2). Воспоминаниями другого слепоглухого ученика А.И. Мещерякова, Сергея Алексеевича Сироткина (1949–2021), о своем учителе поделилась его вдова, руководитель межрегиональной общественной организации инвалидов «Общество социальной поддержки слепоглухих “Эльвира”» Н.В. Голован.

Следующей и самой большой частью конференции было пленарное заседание, на котором с докладами выступили три поколения педагогов, исследователей и преподавателей вузов — специалистов в области слепоглухоты и комплексных нарушений, большинство из которых составили программный комитет конференции. Первым из следующего за А.И. Мещеряковым поколения было выступление директора Семейного центра Г.К. Епифановой (Фото 3), познакомившей слушателей с современной научно-методической работой педагогов Центра. Это поколение было также представлено докладами доктора психологических наук Е.Л. Гончаровой и кандидата психологических наук Т.А. Басиловой, в самом начале 1970-х гг. окончивших психологический факультет МГУ и ставших многолетними научными сотрудниками лаборатории изучения и обучения слепоглухих детей НИИ дефектологии, которой до 1974 г. руководил А.И. Мещеряков. Доклад Е.Л. Гончаровой «Школа Соколянского-Мещерякова: в чем ее сила?» был посвящен значению научной школы И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова для современной науки, а Т.А. Басилова в своем сообщении «От “классического” слепоглухого ко все более “новому”: история и причины изменения состава слепоглухих» рассказала об общих с мировыми данными тенденциях изменения причин двойного сенсорного нарушения и усложнения его структуры, которые необходимо изучать для планирования подготовки кадров и мер предупреждения такой тяжелой инвалидности.


Фото 2. Слева направо: А.В. Суворов,  Г.А. Дашков, А.Г. Дашков, Э.И. Леонгард

Доклады следующего поколения ученых были представлены доктором педагогических наук, профессором МПГУ М.В. Жигоревой «Аналитический взгляд на понятийно-терминологическую проблему в контексте образования детей с множественными нарушениями» и кандидатом педагогических наук, научным сотрудником Института коррекционной педагогики М.В. Переверзевой «Психолого-педагогическое сопровождение детей со сложными сенсорными нарушениями». Важно отметить, что оба этих исследователя начинали свою профессиональную деятельность в Детском доме слепоглухих. В эти докладах было освещено нынешнее, достаточно противоречивое состояние терминологии, касающейся множественных нарушений развития. Был представлен анализ современных отечественных публикаций, посвященных детям со множественными нарушениями развития.

К третьему, молодому поколению ученых можно отнести выступления А.Ю. Хохловой и Д.С. Кулешова. Кандидат психологических наук А.Ю. Хохлова вместе с доцентом С. Моро в качестве научных сотрудников Высшего Национального института обучения и исследований для инклюзивного образования (INSEI, Франция) «Идентификация особенностей восприятия и индивидуальные образовательные программы для детей со слепоглухотой и другими тяжелыми комплексными нарушениями», в котором раскрывались трудности организации диагностического обследования и обучения детей с врожденными церебральными сенсорными нарушениями и интерпретации их результатов. В докладе директора АНО «Лаборатория “Сенсор-тех”» Д.С. Кулешова «Современные цифровые и медицинские средства реабилитации для людей с нарушениями слуха и зрения» был дан обзор последних отечественных разработок: от специального приложения для смартфона, помогающего опознавать денежные купюры незрячим, до имплантации бионического глаза, позволяющего передавать образы окружающих предметов в мозг слепого человека.

Фото 3. Выступление Г.К. Епифановой на открытии конференции

К третьему, молодому поколению ученых можно отнести выступления А.Ю. Хохловой и Д.С. Кулешова. Кандидат психологических наук А.Ю. Хохлова вместе с доцентом С. Моро в качестве научных сотрудников Высшего Национального института обучения и исследований для инклюзивного образования (INSEI, Франция) «Идентификация особенностей восприятия и индивидуальные образовательные программы для детей со слепоглухотой и другими тяжелыми комплексными нарушениями», в котором раскрывались трудности организации диагностического обследования и обучения детей с врожденными церебральными сенсорными нарушениями и интерпретации их результатов. В докладе директора АНО «Лаборатория “Сенсор-тех”» Д.С. Кулешова «Современные цифровые и медицинские средства реабилитации для людей с нарушениями слуха и зрения» был дан обзор последних отечественных разработок: от специального приложения для смартфона, помогающего опознавать денежные купюры незрячим, до имплантации бионического глаза, позволяющего передавать образы окружающих предметов в мозг слепого человека.

Особое место в пленарном заседании заняло выступление В.В. Леонтьевой, руководителя направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, на тему «Возрождение и преемственность российских практик духовно-нравственного попечения о детях и молодых людях с комплексными нарушениями». Она рассказала о возрождении таких благотворительных практик в России в рамках современного проекта «Братства Царицы Небесной», начало которым было положено почти 120 лет назад, 19 января 1894 года в День Святителя Николая, известным педагогом Екатериной Константиновной Грачевой в помощь детям с врожденными тяжелыми нарушениями, в том числе и слепоглухим.

После небольшого перерыва конференция продолжилась в шести секциях, состоявшихся в разных помещениях центра, что позволило участникам конференции увидеть его воспитанников и познакомиться с прекрасно оборудованными после недавнего капитального ремонта помещениями. На каждой секции обсуждалось от пяти до восьми докладов, представленных сотрудниками Семейного центра, а также специалистами из Москвы, Московской области (Волоколамск, Дубна, Ивантеевка, Фрязино), других регионов России (Владимирской области, республики Крым, Ижевска, Нижнего Новгорода, Приморско-Ахтарска Красноярского края, Пскова, Ростова-на-Дону) и города Сурен (Франция). Докладчики выступали не только очно, но и в видеозаписи.

На первой секции обсуждались традиции и перспективы духовно-нравственного попечения о детях и молодых людях с комплексными нарушениями. В ней участвовали священники, студенты Духовной академии и педагоги, которые делились опытом воцерковления, окормления и воспитания слепых и слепоглухих детей в разных регионах России. Эта секция позже была продолжена практическим семинаром «Создание доступной среды в храме для людей с комплексными нарушениями» на примере храма Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому при Семейном центре имени А.И. Мещерякова.

На второй секции обсуждались проблемы постановки психологических диагнозов детям со сложными сенсорными нарушениями. Прозвучавшие здесь доклады касались особенностей личностного развития детей с ТМНР (Барбашина Е.В.) и разных сторон диагностики: наблюдений за поведением детей при церебральных нарушениях зрения (Жигорева М.М.); изучения уровня развития социально-бытовых навыков (Москвитина Н.А.) и особенностей пищевой избирательности у детей с ТМНР (Соколова И.Е.); психофизиологических аспектов жестовой, дактильной и акустической речи в комплексной оценке особенностей развития детей со сложными сенсорными нарушениями (Тарновская Т.А.); специфики мышления и памяти у младших школьников с умственной отсталостью и РАС (Феофанов В.Н., Гасанова А.Д.).

Доклады, представленные на третьей и пятой секциях, были посвящены разным проблемам организации и содержания обучения детей с комплексными нарушениями. На третьей секции обсуждались проблемы регресса в развитии части детей и их причины (Долженко А.Н.), технологии развития слухового восприятия у кохлеарно имплантированных детей с множественными нарушениями, различные методики обучения (Диянова Н.В.), формирование потребности в игровой деятельности (Акиндинова Е.Ю.), технологии применения дидактических игр в работе с детьми с ТМНР (Думова А.А.), способы формирования пространственной ориентировки у слепых детей (Емелина Л.В.), развитие общения и преодоления эхолалии у детей с ТМНР (Авдеева В.В. и Батукина М.И.). На пятой секции, где в основном шла речь об организации образования детей с комплексными нарушениями, были представлены доклады о технологии разноуровневого обучения детей с ТМНР и РАС в массовой школе (Зайцева И.Г.) и специальной школе для слепых и слабовидящих (Бударина И.И.); разбирались особенности реализации адаптированных программ для неслышащих в Семейном центре (Ушакова Е.О.) и возможностях использования языковой программы «Макатон» в обучении чтению детей с комплексными нарушениями (Лебедева Е.Н. и Бояршинова И.А.).

На четвертой секции, которой организаторами конференции придавалось особое значение в связи с планируемым открытием уже в 2024 году Реабилитационного отделения для молодых и взрослых лиц с инвалидностью при Семейном центре, были представлены доклады, аккумулирующие практический опыт специалистов разных организаций. Видеодоклад, присланный психологом БАНО «Ресурсный центр “Ясенева поляна”» И.В. Моисеевой, касался опыта обучения навыкам самостоятельности молодых людей со сложными сенсорными нарушениями в условиях тренировочной квартиры. Практические наработки РБОО «Центра лечебной педагогики» были представлены в очном сообщении двух педагогов-психологов (Н.А. Карповой и Е.С. Захаровой) об опыте организации обучения кулинарным навыкам молодых людей с ментальными нарушениями в условиях Гастрономической модельной площадки (ГАМП). Е.В. Лагунина, психолог-реабилитолог «Дома слепоглухих» в Пучково (Москва), представила видеодоклад об опыте социализации взрослых слепоглухих с помощью овладения информационными технологиями. Также был заявлен дистанционный доклад А.В. Полывяной, бессменного заведующего отделением социальной реабилитации взрослых слепоглухих ЧОУ ДПО «Центр реабилитации слепых» ВОС (Волоколамск) о многолетнем опыте социальной реабилитации взрослых слепоглухих на базе этого Центра.

Участники шестой секции рассматривали проблемы сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. Доклады были сделаны специалистами из Москвы, Дубны и других городов России. Выступающие представили описания модели сопровождения ребенка с ТМНР и его семьи в Центре лечебной педагогики (А.М. Пайкова, А.А. Кибрик), рассказывали об опыте работы с родителями детей с ТМНР в массовой общеобразовательной Школе № 2053 г. Москвы (Ю.В. Гончарова и др.), знакомили с проблемами психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с инвалидностью (Ю.П. Полухина), и методами семейной игровой практики как средства социализации детей с выраженными нарушениями общения (О.В. Искова). Особый интерес участников вызвали сообщения членов Межрегиональной благотворительной общественной организации «Сообщество семей слепоглухих» из Ростова-на-Дону и Нижнего Новгорода. Эта родительская организация в последние годы достаточно активно развивается, включает в свой состав все больше родителей детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития из разных регионов Российской Федерации. Исполнительным директором ее является Ю.В. Кремнева, мама слабослышащего слепого ребенка из Нижнего Новгорода, которая представила доклад об участии некоммерческих организаций в поддержке семей и специалистов (Фото 4).

Фото 4. Совместное фото после закрытия конференции. Слева направо: Г.К. Епифанова, Т.А. Басилова, Е.Л. Гончарова, Ю.В. Кремнева.

Главным итогом конференции стала возможность участникам встретиться с людьми, занимающимися сходными вопросами, и обсудить современные проблемы науки и практики в области помощи детям и взрослым с врожденными и выраженными комплексными нарушениями развития. Важным было оценить изменения в содержании работы бывшего Детского дома для слепоглухих, а ныне —Семейного центра имени А.И. Мещерякова, который теперь все меньше осуществляет сопровождение именно слепоглухих и все больше помогает детям с самыми разными нарушениями развития. Мы надеемся, что участие в этой конференции и материалы, которые будут опубликованы чуть позже, помогут всем нам не только глубже познакомиться с практикой помощи детям с комплексными нарушениями в специальных, массовых образовательных и социальных учреждениях в разных регионах нашей страны, но и увидеть перспективы сотрудничества с общественными, благотворительными и международными институтами и организациями, которые занимаются этими вопросами. Мы желаем успешной работы новому отделению реабилитации взрослых с инвалидностью в Семейном центре имени А.И. Мещерякова. Такие конференции способствуют объединению усилий всех заинтересованных лиц в улучшении качества жизни детей и подростков, молодых людей и взрослых с врожденными сложными сенсорными и множественными недостатками в развитии, а также их семей. Мы уверены, что эта конференция стала способом почтить память А.И. Мещерякова, который более полувека назад описал возможности обучения умственно отсталых слепых и слепоглухих детей и одним из первых доказал, что необучаемых детей нет [2; 3].

Литература

  1. Мещеряков А.И. О вероятностном характере сигнального восприятия у слепоглухонемых // Дефектология, 1969, №2, (в).
  2. Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами//Дефектология,1973, №3, с.65-70.
  3. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения.М.: «Педагогика»,1974. 326 c.

Информация об авторах

Басилова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии, член редколлегии журнала "Психологическая наука и образование", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1228-1359, e-mail: bassilova@yandex.ru

Суворов Александр Васильевич, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарного образования инвалидов, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Действительный член Международной академии информатизации при ООН, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9372-4846, e-mail: asuvorov@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 104
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 29

Скачиваний

Всего: 23
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 12