Открытые защиты научных работ студентов как способ популяризации проблем госпитальной педагогики и психологии

61

Аннотация

Статья посвящена описанию мероприятия — публичной защите научно-исследовательских работ студентов факультета клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ. Мероприятие ежегодное, проводится при сотрудничестве ФГБОУ ВО МГППУ с проектом госпитальных школ России «УчимЗнаем». Представляемые исследования выполнены на площадках госпитальных школ и посвящены особенностям психологического развития и психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, находящихся на длительном лечении.

Общая информация

Ключевые слова: научные исследования, госпитальная педагогика, дети, длительное лечение

Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов

Тип материала: краткое сообщение

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2023120109

Благодарности. Автор благодарит проект госпитальных школ России «УчимЗнаем» за сотрудничество.

Получена: 15.03.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Куртанова Ю.Е. Открытые защиты научных работ студентов как способ популяризации проблем госпитальной педагогики и психологии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2023. Том 12. № 1. С. 213–219. DOI: 10.17759/cpse.2023120109

Полный текст

По статистике в настоящее время более девяти миллионов детей в России имеют хронические соматические заболевания [2]. Несмотря на тяжелое лечение детям важно сохранять возможность учиться, общаться, играть. Но в больничных условиях не так просто сохранить мотивацию к учебе, найти силы и желание общаться со сверстниками, не переживать о предстоящих операциях и о своем будущем. Безусловно, дети с хроническими соматическими заболеваниями, находящиеся на длительном лечении, нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении [1].
В России с 2014 года реализуется проект «Заботливая школа», иначе его называют проект госпитальных школ России «УчимЗнаем»[1]. Команда проекта открывает госпитальные школы по всей России, чтобы дети, находящиеся на длительном лечении, могли полноценно развиваться в условиях пребывания в медицинских стационарах. Цель проекта — обеспечение условий для реализации права на образование детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждениях, посредством создания интегрированной образовательной среды, способствующей раскрытию возможностей личности ребенка и полноценной медико-социальной реабилитации детей совместно с членами их семей.
Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ) с 2019 года сотрудничает с проектом «УчимЗнаем». Это сотрудничество ведется в нескольких направлениях.
Так, на кафедре специальной психологии и реабилитологии была открыта магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями», целью которой является подготовка квалифицированных специалистов, способных профессионально определять и анализировать психолого-педагогические трудности детей разного возраста, имеющих соматические заболевания, и разрабатывать психолого-педагогические программы и мероприятия, способствующие нормализации детского развития в условиях стационарного и амбулаторного лечения. Стажировочную площадку для магистрантов предоставляет проект «УчимЗнаем», который открыл более пятидесяти госпитальных школ в Российской Федерации. Студенты имеют возможность проходить практику в ведущих медицинских учреждениях: Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева (ФГБУ НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева Минздрава России), Российской детской клинической больнице (РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России), Национальном медицинском исследовательском центре онкологии им. Н.Н. Блохина (ФГБУ НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Минздрава России), Национальном медицинском исследовательском центре трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова (ФГБУ «НМИЦ ТИО им. ак. В.И. Шумакова» Минздрава России) и других.
Еще одним направлением сотрудничества МГППУ и проекта «УчимЗнаем» является совместная научно-исследовательская деятельность. Ведутся совместные научные проекты, направленные на исследование особенностей психологического развития и психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с различными хроническими соматическими заболеваниями, находящихся на длительном лечении. К проведению научных исследований подключаются студенты и магистранты кафедры специальной психологии и реабилитологии ФГБОУ ВО МГППУ. Самые лучшие исследовательские работы представляют интерес не только для научного сообщества, но и для специалистов-практиков (психологов, педагогов, дефектологов), которые работают в госпитальных школах с детьми, находящимися на длительном лечении.
В связи с этим с 2021 года было решено проводить открытые защиты научно-исследовательских работ обучающихся. На открытых защитах представляются, как правило, самые лучшие студенческие работы, имеющие как научную, так и практическую ценность. К обсуждению студенческих работ приглашаются специалисты проекта «УчимЗнаем», госпитальные педагоги, психологи, дефектологи, преподаватели кафедры специальной психологии и реабилитологии, а также рецензенты и научные руководители студентов, чьи работы представлены к защите. Такие слушания необходимы, поскольку только эксперты-практики могут оценить практическую значимость научных исследований и дать рекомендации по учету определенных факторов, влияющих на психологическое состояние детей в медицинских учреждениях.
 

 

 

 

 

Фото 1. Открытая защита в июне 2022 года.

Ректор МГППУ Аркадий Аронович Марголис и руководитель проекта «УчимЗнаем» Сергей Витальевич Шариков рецензируют представленные работы. 

 

Фото 2. Открытая защита в июне 2022 года. Доклад Ровновой Анастасии Алексеевны на тему «Представления о себе и жизненных перспективах подростков, перенесших состояние комы»

 

Фото 3. Открытая защита в июне 2022 года. Доклад Горбачевой Кристины Александровны на тему «Коррекция медицинских страхов у детей с хроническими соматическими заболеваниями старшего дошкольного и младшего школьного возраста»

В 2022 году на открытии процедуры публичной защиты выступил ректор ФГБОУ ВО МГППУ А.А. Марголис; он подчеркнул значимость подготовки профессиональных кадров для госпитальных школ. Руководитель госпитальных школ России проекта «УчимЗнаем» С.В. Шариков проявил интерес к научным исследованиям и подчеркнул, что именно соединение теории и практики может принести значительную пользу для разработки психолого-педагогических программ для работы с детьми, находящимися на длительном лечении.
Студенты представляют исследования на различные темы, например: «Субъективное качество жизни и особенности совладающего поведения подростков с воспалительными заболеваниями кишечника», «Коррекция медицинских страхов у детей с хроническими соматическими заболеваниями старшего дошкольного и младшего школьного возраста», «Представления о себе и жизненных перспективах подростков, перенесших состояние комы», «Субъективное качество жизни подростков с хронической почечной недостаточностью, ожидающих трансплантацию почки», «Эмоциональные особенности детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями», «Особенности коммуникативной сферы подростков с онкологическими заболеваниями во время и после продолжительного лечения».
Представляют интерес исследования когнитивного и эмоционально-личностного развития детей, находящихся на длительном лечении, а также качества их жизни. Магистранты разрабатывают и апробируют новые диагностические и коррекционные методики, которые можно использовать в реабилитационных мероприятиях, включенных в программу психолого-педагогического сопровождения детей с хроническими соматическими заболеваниями.
Проблематика каждого доклада широко обсуждается на защите, что дает возможность участникам взглянуть на исследуемые проблемы с другого ракурса, рассмотреть различные факторы, влияющие на изменение психологического состояния детей с хроническими соматическими заболеваниями, и наметить вместе с докладчиками перспективы и способы улучшения качества их исследовательских работ.
Мероприятие является открытым, ведется трансляция защиты онлайн, что дает возможность всем заинтересованным специалистам узнать о новых исследованиях в области госпитальной педагогики и психологии, задать вопросы участникам мероприятия.
По итогам публичной защиты некоторым из студентов предлагают вакансию педагога-психолога в госпитальных школах Москвы. В настоящее время часть выпускников магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями» реализуют свои знания на практике, работая в «Заботливой школе» с детьми, находящимися на длительном лечении.
В 2022 году пресс-службой ФГБОУ ВО МГППУ был создан репортаж об открытой защите, с которым можно ознакомиться по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=jS_9wKhVKHM.
Проведение публичных защит было положительно оценено на уровне руководителей ФГБОУ ВО МГППУ и проекта «УчимЗнаем», а опыт проведения защит показал перспективность проведения такого рода мероприятий, так как представляет собой совмещение научно-исследовательских изысканий с практическим опытом в работе специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями. По итогам проведения публичных защит было принято решения сделать это мероприятие ежегодным. В июне 2023 года также планируется отобрать лучшие студенческие научно-исследовательские работы и представить их на открытой защите. Приглашаем всех заинтересованных присоединиться к обсуждению научных работ в области госпитальной педагогики и психологии!
 
[1] Официальная веб-страница проекта «УчимЗнаем» расположена по ссылке: https://uchimznaem.ru/

Литература

  1. Шариков С.В. Обучение детей с хроническими заболеваниями: обзор международной образовательной практики [Электронный ресурс] // Народное образование. 2023. № 1. URL: https://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2023-1 (дата обращения: 11.03.2023).
  2. Шариков С.В. Педагогика госпитальных школ [Электронный ресурс] // Народное образование. 2023. № 1. URL: https://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2023-1 (дата обращения: 11.03.2023).

Информация об авторах

Куртанова Юлия Евгеньевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специаьной психологии и реабилитации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8283-4874, e-mail: ulia.kurtanova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 162
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 61
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6