Клиническая и специальная психология
2024. Том 13. № 1. С. 58–68
doi:10.17759/cpse.2024130104
ISSN: 2304-0394 (online)
Метагипермнезия: эффекты вознаграждения и типа задач (Изображение vs. Слово)
Аннотация
Людям свойственно делать предсказания относительно жизненных событий. Процессы мониторинга и контроля, сопровождающие предсказания, относятся к метакогнитивным процессам. Метакогнитивные исследования включают в себя исследования памяти, внимания и понимания. Одним из направлений исследований памяти является изучение гипермнезии, отражающей высокий уровень запоминания в заданиях на повторение, и метагипермнезии — мыслей и суждений о гипермнезии. Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы выяснить, будут ли люди переоценивать или недооценивать свои результаты при выполнении заданий с гипермнезией, в котором использовались изображения и слова. Кроме того, было исследовано влияние денежного вознаграждения на выполнение образных и вербальных тестов. Таким образом, была выдвинута гипотеза, что испытуемые будут переоценивать свои результаты по сравнению с фактическими результатами выполнения заданий. В исследовании приняли участие 134 человека. Результаты показали, что на участников влияли их метакогнитивные суждения и денежные стимулы. Важно, что вознаграждение повышало результаты участников в тестировании с использованием изображений, но не слов. При этом, независимо от получения вознаграждения, участники переоценивали свои результаты как в заданиях с изображениями, так и в вербальных заданиях. Однако участники, получавшие вознаграждение, больше переоценивали свои результаты, чем участники без вознаграждений.
Общая информация
Ключевые слова: гипермнезия, метакогнитивные процессы, оценочное суждение, самоэффективность, вознаграждение за усилия
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2024130104
Получена: 19.12.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Кёсе О., Айтимур Ч. Метагипермнезия: эффекты вознаграждения и типа задач (Изображение vs. Слово) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2024. Том 13. № 1. С. 58–68. DOI: 10.17759/cpse.2024130104
Литература
- Ainley M. Connecting with learning: Motivation, affect and cognition in interest processes. Educational Psychology Review, 2006. Vol. 18 (4), pp. 391–405. DOI: 10.1007/s10648-006-9033-0
- Amabile T.M., DeJong W., Lepper M.R. Effects of externally imposed deadlines on subsequent intrinsic motivation. Journal of Personality and Social Psychology, 1976. Vol.34 (1), pp. 92–98. DOI: 10.1037/0022-3514.34.1.92
- Ballard P.B. Obliviscence and Reminiscence. Cambridge: University Press, 1913. 259 p.
- Buehler R., Griffin D., Ross M. Exploring the “planning fallacy”: Why people underestimate their task completion times. Journal of Personality and Social Psychology, 1994. Vol. 67 (3), pp. 366–381. DOI: 10.1037/0022-3514.67.3.366
- Dalton K. Menstruation and examinations. The Lancet, Vol. 292 (7583), pp. 1386–1388. DOI: 10.1016/S0140-6736(68)92684-6
- Dragone G.A., Brown M., Krane A.R., Krane R.V. Hypermnesia for pictures and words: The role of recall modality (pictures vs. words). Bulletin of the Psychonomic Society, 1980. Vol. 16 (4), pp. 258–260.
- Fischhoff B., Slovic P., Lichtenstein S. Knowing with certainty: The appropriateness of extreme confidence. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 1977. Vol. 3 (4), pp. 552–564. DOI: 10.1037//0096-1523.3.4.552
- Flavell J.H. First discussant’s comments: What is memory development the development of? Human development, Vol. 14 (4), pp. 272–278. DOI: 10.1159/000271221
- Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-developmental inquiry. American psychologist, 1979. Vol. 34 (10), pp. 906–911. DOI: 10.1037/0003-066X.34.10.906
- Gallo D.A., Cramer S.J., Wong J.T., Bennett D.A. Alzheimer's disease can spare local metacognition despite global anosognosia: Revisiting the confidence–accuracy relationship in episodic memory. Neuropsychologia, 2012. Vol. 50 (9), pp. 2356–2364. DOI: 1016/j.neuropsychologia.2012.06.005
- Hall P. Great planning disasters: What lessons do they hold? Futures, 1980. Vol. 12 (1), pp. 45–50. DOI: 10.1016/S0016-3287(80)80006-1
- Harackiewicz J. The effects of reward contingency and performance feedback on intrinsic motivation. Journal of Personality and Social Psychology, 1979. Vol. 37 (8), pp. 1352–1363. DOI: 10.1037/0022-3514.37.8.1352
- Kassam K.S., Gilbert D.T., Swencionis J.K., Wilson T.D. Misconceptions of Memory: The Scooter Libby Effect. Psychological Science, Vol. 20 (5), pp. 551–552. DOI: 10.1111/j.1467-9280.2009.02334.x
- Koriat A., Lichtenstein S., Fischhoff B. Reasons for confidence. Journal of Experimental Psychology: Human learning and memory, 1980. Vol. 6 (2), pp. 107–118. DOI: 10.1037/0278-7393.6.2.107
- Lepper M.R., Greene D. When two rewards are worse than one: Effects of extrinsic rewards on intrinsic motivation. Phi Delta Kappan, 1975. Vol. 56 (8), pp. 565–566.
- Livingston J.A. Metacognition: An Overview [Electronic resource]. Report. State University of New York at Buffalo, 2003. URL: https://www.researchgate.net/publication/234755498 (accessed 20.02.2024)
- Loftus E.F., Wagenaar W.A. Lawyers' predictions of success. Jurimetrics, 1988. Vol. 28 (4), pp.437–453.
- Miller P.H. Metacognition and Attention. In: D.L. Forrest-Presley, G.E. MacKinnon, T.G. Waller (Eds.). Metacognition, Cognition, and Human Performance. Vol. 2. Orlando: Academic Press, 1985. pp. 181–221.
- Murayama K., Kuhbandner C. Money enhances memory consolidation — but only for boring material. Cognition, 2011. Vol. 119 (1), pp. 120–124. DOI: 10.1016/j.cognition.2011.01.001
- Norris D., Page M.P., Hall J. Learning nonwords: The Hebb repetition effect as a model of word learning. Memory, 2018. Vol. 26 (6), pp. 852–857. DOI: 10.1080/09658211.2017.1416639
- Osman M.E., Hannafin M.J. Metacognition research and theory: Analysis and implications for instructional design. Educational Technology Research and Development, Vol. 40 (2), pp. 83–99. DOI: 10.1007/BF02297053
- Payne D.G. Hypermnesia for pictures and words: Testing the recall level hypothesis. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition, 1986. Vol. 12 (1), pp. 16–29.
- Payne D.G., Wenger M.J. Repeated recall of pictures, words, and riddles: Increasing subjective organization is not sufficient for producing hypermnesia. Bulletin of the Psychonomic Society, Vol. 30 (5), pp. 407–410. DOI: 10.3758/BF03334102
- Reeve J., Deci E.L. Elements of the competitive situation that affect intrinsic motivation. Personality and Social Psychology Bulletin, 1996. Vol. 22 (1), pp. 24–33. DOI: 10.1177/0146167296221003
- Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions. Contemporary Educational Psychology, 2000. Vol. 25 (1), pp. 54–67. DOI: 10.1006/ceps.1999.1020
- Serra M.J., Dunlosky J. Metacomprehension judgements reflect the belief that diagrams improve learning from text. Memory, 2010. Vol. 18 (7), pp. 698–711. DOI: 10.1080/09658211.2010.506441
- Shigemune Y., Abe N., Suzuki M. et al. Effects of emotion and reward motivation on neural correlates of episodic memory encoding: A PET study. Neuroscience Research, 2010. Vol. 67 (1), pp. 72–79. DOI: 10.1016/j.neures.2010.01.003
- Thornton A.E., Boudreau V.G., Griffiths S.Y. et al. The impact of monetary reward on memory in schizophrenia spectrum disorder. Neuropsychology, 2007, Vol. 21, pp. 631–645.
- Wells A. Metacognition. In The international encyclopedia of depression. New York, NY: Springer Publishing Company, 2009.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 147
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 65
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3