Метагипермнезия: эффекты вознаграждения и типа задач (Изображение vs. Слово)

21

Аннотация

Людям свойственно делать предсказания относительно жизненных событий. Процессы мониторинга и контроля, сопровождающие предсказания, относятся к метакогнитивным процессам. Метакогнитивные исследования включают в себя исследования памяти, внимания и понимания. Одним из направлений исследований памяти является изучение гипермнезии, отражающей высокий уровень запоминания в заданиях на повторение, и метагипермнезии — мыслей и суждений о гипермнезии. Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы выяснить, будут ли люди переоценивать или недооценивать свои результаты при выполнении заданий с гипермнезией, в котором использовались изображения и слова. Кроме того, было исследовано влияние денежного вознаграждения на выполнение образных и вербальных тестов. Таким образом, была выдвинута гипотеза, что испытуемые будут переоценивать свои результаты по сравнению с фактическими результатами выполнения заданий. В исследовании приняли участие 134 человека. Результаты показали, что на участников влияли их метакогнитивные суждения и денежные стимулы. Важно, что вознаграждение повышало результаты участников в тестировании с использованием изображений, но не слов. При этом, независимо от получения вознаграждения, участники переоценивали свои результаты как в заданиях с изображениями, так и в вербальных заданиях. Однако участники, получавшие вознаграждение, больше переоценивали свои результаты, чем участники без вознаграждений.

Общая информация

Ключевые слова: гипермнезия, метакогнитивные процессы, оценочное суждение, самоэффективность, вознаграждение за усилия

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2024130104

Получена: 19.12.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Кёсе О., Айтимур Ч. Метагипермнезия: эффекты вознаграждения и типа задач (Изображение vs. Слово) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2024. Том 13. № 1. С. 58–68. DOI: 10.17759/cpse.2024130104

Литература

  1. Ainley M. Connecting with learning: Motivation, affect and cognition in interest processes. Educational Psychology Review, 2006. Vol. 18 (4), pp. 391–405. DOI: 10.1007/s10648-006-9033-0
  2. Amabile T.M., DeJong W., Lepper M.R. Effects of externally imposed deadlines on subsequent intrinsic motivation. Journal of Personality and Social Psychology, 1976. Vol.34 (1), pp. 92–98. DOI: 10.1037/0022-3514.34.1.92
  3. Ballard P.B. Obliviscence and Reminiscence. Cambridge: University Press, 1913. 259 p.
  4. Buehler R., Griffin D., Ross M. Exploring the “planning fallacy”: Why people underestimate their task completion times. Journal of Personality and Social Psychology, 1994. Vol. 67 (3), pp. 366–381. DOI: 10.1037/0022-3514.67.3.366
  5. Dalton K. Menstruation and examinations. The Lancet, Vol. 292 (7583), pp. 1386–1388. DOI: 10.1016/S0140-6736(68)92684-6
  6. Dragone G.A., Brown M., Krane A.R., Krane R.V. Hypermnesia for pictures and words: The role of recall modality (pictures vs. words). Bulletin of the Psychonomic Society, 1980. Vol. 16 (4), pp. 258–260.
  7. Fischhoff B., Slovic P., Lichtenstein S. Knowing with certainty: The appropriateness of extreme confidence. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 1977. Vol. 3 (4), pp. 552–564. DOI: 10.1037//0096-1523.3.4.552
  8. Flavell J.H. First discussant’s comments: What is memory development the development of? Human development, Vol. 14 (4), pp. 272–278. DOI: 10.1159/000271221
  9. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-developmental inquiry. American psychologist, 1979. Vol. 34 (10), pp. 906–911. DOI: 10.1037/0003-066X.34.10.906
  10. Gallo D.A., Cramer S.J., Wong J.T., Bennett D.A. Alzheimer's disease can spare local metacognition despite global anosognosia: Revisiting the confidence–accuracy relationship in episodic memory. Neuropsychologia, 2012. Vol. 50 (9), pp. 2356–2364. DOI: 1016/j.neuropsychologia.2012.06.005
  11. Hall P. Great planning disasters: What lessons do they hold? Futures, 1980. Vol. 12 (1), pp. 45–50. DOI: 10.1016/S0016-3287(80)80006-1
  12. Harackiewicz J. The effects of reward contingency and performance feedback on intrinsic motivation. Journal of Personality and Social Psychology, 1979. Vol. 37 (8), pp. 1352–1363. DOI: 10.1037/0022-3514.37.8.1352
  13. Kassam K.S., Gilbert D.T., Swencionis J.K., Wilson T.D. Misconceptions of Memory: The Scooter Libby Effect. Psychological Science, Vol. 20 (5), pp. 551–552. DOI: 10.1111/j.1467-9280.2009.02334.x
  14. Koriat A., Lichtenstein S., Fischhoff B. Reasons for confidence. Journal of Experimental Psychology: Human learning and memory, 1980. Vol. 6 (2), pp. 107–118. DOI: 10.1037/0278-7393.6.2.107
  15. Lepper M.R., Greene D. When two rewards are worse than one: Effects of extrinsic rewards on intrinsic motivation. Phi Delta Kappan, 1975. Vol. 56 (8), pp. 565–566.
  16. Livingston J.A. Metacognition: An Overview [Electronic resource]. Report. State University of New York at Buffalo, 2003. URL: https://www.researchgate.net/publication/234755498 (accessed 20.02.2024)
  17. Loftus E.F., Wagenaar W.A. Lawyers' predictions of success. Jurimetrics, 1988. Vol. 28 (4), pp.437–453.
  18. Miller P.H. Metacognition and Attention. In: D.L. Forrest-Presley, G.E. MacKinnon, T.G. Waller (Eds.). Metacognition, Cognition, and Human Performance. Vol. 2. Orlando: Academic Press, 1985. pp. 181–221.
  19. Murayama K., Kuhbandner C. Money enhances memory consolidation — but only for boring material. Cognition, 2011. Vol. 119 (1), pp. 120–124. DOI: 10.1016/j.cognition.2011.01.001
  20. Norris D., Page M.P., Hall J. Learning nonwords: The Hebb repetition effect as a model of word learning. Memory, 2018. Vol. 26 (6), pp. 852–857. DOI: 10.1080/09658211.2017.1416639
  21. Osman M.E., Hannafin M.J. Metacognition research and theory: Analysis and implications for instructional design. Educational Technology Research and Development, Vol. 40 (2), pp. 83–99. DOI: 10.1007/BF02297053
  22. Payne D.G. Hypermnesia for pictures and words: Testing the recall level hypothesis. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition, 1986. Vol. 12 (1), pp. 16–29.
  23. Payne D.G., Wenger M.J. Repeated recall of pictures, words, and riddles: Increasing subjective organization is not sufficient for producing hypermnesia. Bulletin of the Psychonomic Society, Vol. 30 (5), pp. 407–410. DOI: 10.3758/BF03334102
  24. Reeve J., Deci E.L. Elements of the competitive situation that affect intrinsic motivation. Personality and Social Psychology Bulletin, 1996. Vol. 22 (1), pp. 24–33. DOI: 10.1177/0146167296221003
  25. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions. Contemporary Educational Psychology, 2000. Vol. 25 (1), pp. 54–67. DOI: 10.1006/ceps.1999.1020
  26. Serra M.J., Dunlosky J. Metacomprehension judgements reflect the belief that diagrams improve learning from text. Memory, 2010. Vol. 18 (7), pp. 698–711. DOI: 10.1080/09658211.2010.506441
  27. Shigemune Y., Abe N., Suzuki M. et al. Effects of emotion and reward motivation on neural correlates of episodic memory encoding: A PET study. Neuroscience Research, 2010. Vol. 67 (1), pp. 72–79. DOI: 10.1016/j.neures.2010.01.003
  28. Thornton A.E., Boudreau V.G., Griffiths S.Y. et al. The impact of monetary reward on memory in schizophrenia spectrum disorder. Neuropsychology, 2007, Vol. 21, pp. 631–645.
  29. Wells A. Metacognition. In The international encyclopedia of depression. New York, NY: Springer Publishing Company, 2009.

Информация об авторах

Кёсе Омер, PhD, научный сотрудник, кафедра психологии, факультет искусства и наук, Бингёльский университет, Бингёль, Турция, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2174-460X, e-mail: omerkoseresearch@gmail.com

Айтимур Чекдар, научный сотрудник, кафедра психологии, факультет гуманитарных наук и литературы, Ардаханский университет, Турция, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7188-6190, e-mail: cekdaraytimur@outlook.com

Метрики

Просмотров

Всего: 42
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 24

Скачиваний

Всего: 21
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 11