Вступительное слово тематического редактора

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 6 мин. чтения

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Опубликована

Для цитаты: Литвинова, А.В. (2025). Вступительное слово тематического редактора. Экстремальная психология и безопасность личности, 2(2), 5–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/epps/archive/2025_n2/from_editor (дата обращения: 05.12.2025)

© Литвинова А.В., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Дорогие друзья!

В новом выпуске журнала «Экстремальная психология и безопасность личности» (№2-2025) представлены обзоры отечественных и зарубежных подходов к проблеме психологической безопасности личности, анализ результатов прикладных и эмпирических исследований, связанных с выявлением видов рисков психологической безопасности личности в сложных жизненных и экстремальных ситуациях, стратегий и методов их предотвращения. В тематическом выпуске публикуются результаты исследования «Физкультура в виртуальной реальности как фактор повышения индивидуально-личностной безопасности обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья», выполненного при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 25-28-01251.
Открывает выпуск рубрика «Теоретические исследования», включающая статью о взаимосвязи стратегического мышления и психологической безопасности личности (М.М. Мишина, К.В. Каулин). В статье содержится анализ текущего состояния этого направления в контексте современной психологической науки. Авторы полагают, что стратегическое мышление, особенно долгосрочное планирование и анализ рисков, снижает неопределенность и существенно повышает психологическую безопасность личности. Это достигается благодаря четко поставленным целям, развитию критического мышления, метакогнитивных навыков для оценки информации, пересмотра социальных установок, позволяющих лучше справляться с чувством тревоги и стрессовыми ситуациями. Раскрыт потенциал когнитивных стратегий для позитивной трансформации социальных представлений и установок, который позволяет формировать более реалистичные и полезные представления о социальных ситуациях, повышает способность личности успешно адаптироваться к различным жизненным ситуациям.
Далее представлена рубрика «Общая психология и психология безопасности личности», в которой читатели смогут познакомиться с исследованием целеполагания как ресурса психологической безопасности личности обучающихся (А.В. Литвинова, И.А. Корнеева и И.О. Котенев). Данное исследование посвящено изучению особенностей целеполагания у старшеклассников с разным уровнем психологической безопасности личности. Полученные авторами результаты позволяют переосмыслить роль целеполагания не только как потенциального источника ресурсов повышения психологической безопасности личности, но и как потенциального риска ее снижения. В статье содержатся рекомендация педагогам-психологам в образовательных организациях использовать диагностический инструментарий для выявления рисков целеполагания у обучающихся для оказания им своевременной психологической помощи.
Также читатели могут познакомиться с результатами исследования связи реальной и виртуальной девиантной активности у обучающихся разного возраста. К.А. Воробьева выявила, что эти формы поведения взаимообусловлены: онлайн-риски, включающие информационные угрозы, проблемы в общении, небезопасный контент негативно влияют на психическое здоровье и психологическую безопасности личности. Специалистам, работающим с обучающимися, рекомендуется проводить профилактическую работу, направленную на снижение последствий сложившейся ситуации и негативных проявлений девиаций у обучающихся.
«Психологическая безопасность образовательной среды» - рубрика, в которой рассматриваются актуальные проблемы обеспечения психологической безопасности виртуальной реальности для обучающихся с функциональными ограничениями здоровья (Т.Н. Березина, К.Э. Бузанов). В адаптированных образовательных программах для людей с особыми потребностями и инвалидностью, предлагаемых зарубежом и в нашей стране рекомендуются современные технологии, включая виртуальную реальность. Авторы решили выяснить, оказывают ли занятия физической культурой с применением виртуальной реальности негативное влияние на психологическое состояние обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В статье сделан вывод о том, что занятия физической культурой с применением виртуальной реальности оказывают благотворное влияние на психологическую безопасность обучающихся в образовательной среде. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдается снижение конфликтности и агрессивности в общении со взрослыми и сверстниками, возрастает ценностно-смысловая безопасность, возможность контролировать окружающий мир и повышается доверие к окружающим.
В рубрике «Социальная и политическая психология безопасности» представлена статья, в которой предпринята попытка осмысления психологических последствий миграции у уязвимых групп населения и ее влияние на их психологическое благополучие. В. Каплан, Я. Меликоглу, М. Паса, исследуя вынужденную и добровольную миграцию раскрывают, что она является результатом воздействия таких факторов как войны, голод, стремление к лучшему образованию, экономическая нестабильность и стихийные бедствия, которые в свою очередь, приводят к разнообразным последствиям для отдельных людей, семей и сообществ. Проведенный исследователями обзор публикаций демонстрирует, что миграция оказывает наиболее сильное воздействие на женщин, детей и пожилых людей, которые особенно чувствительны к изменениям окружающей среды. В статье сделан вывод о том, что ограниченный доступ к жизненно важным ресурсам, культурная адаптация, неопределенность будущего и психологические проблемы, определяют необходимость разработки эффективных стратегий поддержки и вмешательства.
Рубрика «Психологическая безопасность цифровых технологий» включает статью, посвященную выявлению различий в проявлении ответной и инициативной киберагрессии у жертв, агрессоров и свидетелей кибербуллинга как в школе, так и за ее пределами. Н.В. Авербух обосновывает киберагрессию и кибербуллинг как факторы, нарушающие психологическую безопасность образовательной среды и представляющие угрозу психологическому благополучию обучающихся. В статье для предотвращения эскалации кибербуллинга рекомендуется разработка эффективных стратегий профилактики и вмешательства.
Читатели также смогут ознакомиться с актуальными проблемами преемственности воспитательных традиций в суворовских военных училищах в условиях цифровой трансформации общества (Ю.А. Анцибор). В статье анализируются основные препятствия и возможности для внедрения цифровых технологий в подготовку будущих офицеров. Автор обосновывает возможность сочетания цифровых инноваций и традиционных ценностей на основе продуктивного синтеза традиционных воспитательных практик и цифровых технологий при условии продуманной педагогической стратегии.
Рубрика «Психологическая помощь в экстремальных ситуациях» представлена статьей, посвященной применению технологий виртуальной реальности для снижения тревожности и страхов студентов колледжа и вуза. А.О. Иванова, К.В. Завязкина выявили, что студенты колледжей чаще испытывают социальные страхи и демонстрируют более высокую личностную и общую тревожность, чем студенты вузов. Обосновано, что проведение тренингов с использованием технологий виртуальной реальности является эффективным инструментом снижения личностной, ситуативной и учебной тревожности у студентов вне зависимости от уровня обучения.
Рубрика «Технологии обеспечения деятельности в экстремальных условиях» включает статью, в которой обосновывается оценка результативности программы психологической профилактики межличностных конфликтов у курсантов образовательных организации системы МВД (Ю.А. Пчелинцева, М.И. Марьин). Полученные авторами результаты подтверждают эффективность разработанной программы, которая не только способствует снижению конфликтности, враждебности, агрессивности, стратегий избегания, конфронтации и манипуляции, но и повышает благоприятную психологическую атмосферу, основанную на доверии, принятии, доброжелательности и толерантности, что приводит к повышению удовлетворенности курсантов психологической безопасностью образовательной среды и улучшению межличностных отношений необходимых им для эффективного выполнения профессиональной деятельности в сложных ситуациях. Программа рекомендуется специалистам, работающим с курсантами ведомственных вузов для эффективного преодоления межличностных конфликтов и повышения удовлетворенности психологической безопасностью образовательной среды.
Заключительная рубрика «Проблемы психологической безопасности в возрастной психологии» представлена статьей, раскрывающей позитивное самоотношение и высокую устойчивую самооценку как важнейшие факторы личностного развития и успешной социализации в подростковом возрасте. В.И. Екимова, Т.Ю. Голик, А.В. Левченко полагают, что на внутренние проблемы с формированием самоотношения и самооценки может указывать агрессивные и аутоагрессивные действия. Агрессивные подростки часто испытывают недостаток самопринятия и уверенности, при этом им свойственны некритичность и негибкость мышления, напротив, аутоагрессивные подростки, характеризуются внутренней конфликтностью и склонностью к самообвинениям. Агрессивное и аутоагрессивное поведение, подкрепляемое социальной средой, становится для них способом справиться с внутренним дискомфортом и восстановить ощущение контроля над ситуацией и окружающими. По мнению авторов, психологическая работа с интерпсихическими проблемами подростковой агрессивности и аутоагрессивности может быть направлена на формирование рефлексивно-субъектной позиции развивающейся личности.

Тематический редактор:

Литвинова Анна Викторовна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии МГППУ.

Информация об авторах

Анна Викторовна Литвинова, кандидат психологических наук, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии, факультет экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6783-3144, e-mail: annaviktorovna@mail.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 51
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3

 Скачиваний PDF

За все время: 19
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 70
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4