Экспериментальное исследование взаимосвязи интенсивности мотивации и структурной организации когнитивной сферы личности*

2431

Аннотация

Исследуется проблема детерминационного влияния мотивации на структурные характеристики организации когнитивной сферы. Верифицируется гипотеза о существовании прямой связи между уровнем мотивации и степенью когерентности структурной организации когнитивных параметров в процессе решения экспериментальных задач. Выборка испытуемых – 100 человек: 44 – мужского пола и 56 – женского; возраст – от 19 до 40 лет, русские. Использованы диагностические методики исследования интеллекта (Д. Векслер; Р. Амтхауэр) в сочетании с авторскими методиками структурно-психологического анализа, в частности, методом определения структурных индексов матриц интеркорреляций. Выявлено и проинтерпретировано наличие прямой значимой (р= 0,05) связи между степенью мотивации и уровнем когерентности структуры когнитивных параметров личности. Полученные результаты проинтерпретированы с точки зрения представлений об информационно-энергетических взаимодействиях, а также с позиции о синергетических эффектах как результативных эффектах средств системной организации когнитивной сферы.

Общая информация

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, № проекта 16-18-10030.

Ключевые слова: мотивация, когнитивные характеристики, структура интеллекта, степень мотивации, когерентность, структурная организация , синергетические эффекты

Рубрика издания: Психология мотивации

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090406

Для цитаты: Карпов А.В., Карпова Е.В. Экспериментальное исследование взаимосвязи интенсивности мотивации и структурной организации когнитивной сферы личности // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 4. С. 59–67. DOI: 10.17759/exppsy.2016090406

Фрагмент статьи

В рамках разработанной нами ранее структурно-генетической концепции мотивации учебной деятельности был предложен и реализован один из вариантов общеметодологического принципа системного подхода – метасистемный подход (Карпова, 2007; Карпов, 2011). Согласно ему, одним из обязательных требований к организации и проведению исследований, а также к интерпретации получаемых на его основе данных является реализация определенной последовательности основных аспектов изучения – онтологического, структурного, функционального, генетического и интегративного.

Литература

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: монография. СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с.
  2. Карпов А.В. Психология сознания. Метасистемный подход. М.: РАО, 2011. 1080 с.
  3. Карпов А.В. Психология деятельности: в 5 т. Т. 3. Функциональная организация. М.: РАО, 2015. 531 с.
  4. Карпова Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности. Ярославль: ЯГПУ, 2007. 570 с.
  5. Карпова Е.В. К постановке вопроса о функциональной организации мотивационной сферы лично- сти в учебной деятельности // Психолого-педагогические основы совершенствования образования в вузе и в начальной школе: монография / Под ред. Е.В. Карповой. Ярославль: ЯГПУ, 2014. С. 10–49.
  6. Тест умственных способностей / И.Г. Сенин, О.В. Сорокина, В.И. Чирков (авторы адаптации). Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996. 47 с.

Информация об авторах

Карпов Анатолий Викторович, доктор психологических наук, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4547-2848, e-mail: anvikar56@yandex.ru

Карпова Елена Викторовна, зав. кафедрой педагогики и психологии нач. обучения, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, e-mail: evkar55@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2747
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 2431
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 6