Адаптация методики М. Керниса–А. Парадайса для оценки ситуативной обусловленности самоотношения*

1611

Аннотация

В статье приводятся результаты адаптации и стандартизации русскоязычной версии методики «The Contingent Self-Esteem Scale» М. Керниса и А. Парадайса (Kernis M., Paradise A.), получившей в переводе название «Шкала ситуативной обусловленности самоотношения». Данная методика состоит из 15 пунктов, предназначена для измерения реактивности самоотношения к воздействию внешних (ситуативных) факторов. Выборку исследования составили 440 человек (301 – женщины, 139 – мужчины, средний возраст – 18,9 лет). Русскоязычный вариант методики был проверен на внутреннюю согласованность (коэффициент α Кронбаха – 0,819), ретестовую надежность (коэффициент корреляции Спирмена спустя две недели – 0,805, p<0,01; спустя четыре недели – 0,782, p<0,01), дискриминативность (коэффициенты корреляции Спирмена – от 0,411 до 0,756, p<0,01), внешнюю и конструктную валидность. Данные о стандартизации представлены в виде таблицы перевода «сырых» баллов в стены. Результаты свидетельствуют о том, что «Шкала ситуативной обусловленности самоотношения» является удобным в применении и обработке психодиагностическим инструментом, обладает нужными психометрическими характеристиками. Дальнейшие этапы работы связаны со стандартизацией в пределах других возрастных групп, уточнением данных о внешней и конструктной валидности.

Общая информация

* Работа выполнена по госзаданию ФАНО, тема № 0159-2016-0004.

Ключевые слова: самоотношение, самоценность, самоуважение, реактивность, изменчивость

Рубрика издания: Инструментарий

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090408

Для цитаты: Савченко Т.Н., Фаустова А.Г. Адаптация методики М. Керниса–А. Парадайса для оценки ситуативной обусловленности самоотношения // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 4. С. 79–89. DOI: 10.17759/exppsy.2016090408

Полный текст

 

САВЧЕНКО Т. Н.*, Институт психологии Российской академии наук, Москва, Россия, e-mail: t_savchenko@yahoo.com

ФАУСТОВА А. Г.**, Институт психологии Российской академии наук, Москва, Россия, e-mail: anne.faustova@gmail.com

В статье приводятся результаты адаптации и стандартизации русскоязычной версии методики «The Contingent Self-Esteem Scale» М. Керниса и А. Парадайса (Kernis M., Paradise A.), получившей в переводе название «Шкала ситуативной обусловленности самоотношения». Данная методика состоит из 15 пунктов, предназначена для измерения реактивности самоотношения к воздействию внешних (ситуативных) факторов. Выборку исследования составили 440 человек (301 - женщины, 139 - мужчины, средний возраст - 18,9 лет). Русскоязычный вариант методики был проверен на внутреннюю согласованность (коэффициент а Кронбаха - 0,819), ретестовую надежность (коэффициент корреляции Спирмена спустя две недели - 0,805, p<0,01; спустя четыре недели - 0,782, p<0,01), дискриминатив- ность (коэффициенты корреляции Спирмена - от 0,411 до 0,756, p<0,01), внешнюю и конструктную валидность. Данные о стандартизации представлены в виде таблицы перевода «сырых» баллов в стены. Результаты свидетельствуют о том, что «Шкала ситуативной обусловленности самоотношения» является удобным в применении и обработке психодиагностическим инструментом, обладает нужными психометрическими характеристиками. Дальнейшие этапы работы связаны со стандартизацией в пределах других возрастных групп, уточнением данных о внешней и конструктной валидности.

 

Теоретические предпосылки и актуальность перевода методики

Фундаментальной характеристикой самосознания является способность субъекта формировать пристрастное и неотчуждаемое от него самого отношение к происходящим вокруг событиям, окружающим людям и собственной личности. Тип самоотношения, его устойчивость и изменчивость в известной степени определяют особенности целостной личности. В свою очередь, эмоционально-ценностное отношение к себе подвергается влиянию различных субъективных и объективных, внешних (социальных) и внутренних (внутри- личностных) факторов, что делает его одним из наиболее значимых индикаторов, отражающих субъективное благополучие личности.

Проблема изучения структуры и функций самоотношения возникла на горизонте психологии личности в начале ХХ в. Отличительной особенностью данного научного направления считались многообразие подходов к толкованию ключевого понятия и их «раз- нонаправленность», что было обусловлено не столько претензиями авторов на уникальность, сколько созданием концепции, удовлетворяющей замыслу конкретного прикладного исследования. Выходу на новый методологический уровень способствовал отказ от беспорядочной репликации объяснительных моделей в пользу пересмотра и дополнения уже созданных теорий самоотношении. Рост научного интереса к исследованиям самоотноше- ния во второй половине ХХ в. связан с попытками обособить данный конструкт от феноменологически близких категорий, систематизировать теоретические основания и методические подходы для его изучения. На современном этапе развития психологической науки ученые продолжают сталкиваться с необходимостью выбора подходящей концепции эмоционально-ценностного отношения, поиска соответствующего диагностического инструментария, оценки взаимосвязи самоотношения с другими компонентами Я-концепции.


К настоящему моменту вопрос о динамической природе эмоционально-ценностного отношения субъекта к собственной личности остается открытым. Если концептуализация самоотношения как «черты личности» связана с признанием стабильности данного параметра личности, то понимание отношения к себе как «процесса» или «состояния» ведет к принятию его реактивности (Chung et al., 2014; Mruk, 2006). Стремление к тому, чтобы раз и навсегда закрепить за самоотношением какую-либо одну из базовых характеристик - устойчивость или изменчивость - значительно ограничивает фокус научного внимания и исследовательские возможности. Как показывают результаты теоретико-методологических разработок и прикладных психологических исследований, априорно декларируемая стабильность самоотношения не только не исключает, но также непосредственно связана с таким его свойством, как изменчивость.

Отказ от «коллекционерской» модели личности и распространение принципа системности в психологии позволили представить структуру самоотношения в качестве эмоционально-оценочной системы, тем самым были разрешены концептуальные противоречия между процессами оценивания, социального сравнения и эмоционально-чувственного переживания (Барабанщиков, 2007; Столин, 1983; Пантелеев, 1991). Основу функционирования системы самоотношения составляют принцип самоорганизации и принцип динамической иерархии (Пантелеев, 1991). Динамика самоотношения заключается в том, что каждый элемент эмоционально-оценочной системы в определенный момент может становиться системообразующим, иерархически организовывая целостное непротиворечивое отношение субъекта к своей личности. Подобные динамические характеристики самоотноше- ния свидетельствуют о его зависимости от социальной ситуации развития субъекта и субъективного восприятия им этой ситуации. Таким образом, система самоотношения личности характеризуется предрасположенностью к совершению потенциальных изменений по типу и уровню, что обеспечивает ее пребывание в стабильном равновесном состоянии.

Обусловленность эмоционально-ценностного отношения к собственной личности различными ситуативными факторами рассматривается как одна из проблем в контексте постоянства и изменчивости компонентов Я-концепции. Социальный контекст опосредованно воздействует на самоотношение через язык эмоциональных отношений в условиях различных ситуаций межличностного взаимодействия (Пантелеев, 1991). При этом модус влияния событий и жизненных обстоятельств на отношение к себе связан с субъективным восприятием актуальности и важности конкретного происшествия. По мере того, как субъект приписывает конкретной ситуации все большую личностную значимость и определяет ее как «проблемную», его чувства в адрес собственного Я претерпевают заметные негативные изменения (Мартьянова, 2013). В это же время интегральное самоотношение проявляет себя как предиктор когнитивных и эмоциональных реакций в условиях межличностного взаимодействия и обоюдного оценивания (Kernis et al., 1993; Chung et al., 2014). Следовательно, имеет место двусторонняя связь и взаимовлияние между типом и уровнем самоотношения и факторами субъективно значимой ситуации.

Эмпирически показано, что существуют индивидуальные различия в магнитуде флуктуаций эмоционально-ценностного отношения к себе, что связано с его изначальными свойствами стабильности и изменчивости, со спецификой системообразующего компонента (Пантелеев, 1991; Crocker, Wolfe, 2001; Kernis, 2005). Как правило, выраженная реактивность самоотношения объясняется тем, что источником самоуважения и самоценности являются внешние переменные (академические успехи, физическая привлекательность, оценки референтной группы). Так называемая ситуативная обусловленность само- отношения касается тех суждений и чувств субъекта в адрес собственного Я, которые зависят от его соответствия ожиданиям и стандартам, предъявляемым ближайшим окружением и обществом в целом (Deci, Ryan, 1995). Зависимость отношения к себе от ситуативных факторов проявляется как в застенчивости, самокритике и внутренней конфликтности, так и в попытках создать условия для поддержания или восстановления самоценности и самоуважения.

Эмпирическое изучение вариабельности самоотношения и его ситуативной обусловленности представляет определенные сложности, что связано с недостатком релевантных и валидных психодиагностических инструментов. К настоящему моменту известны два опросника, позволяющие оценить свойства самооценки и самоотношения: 1) методика Дж. Крокер (J. Crocker) «Contingencies of Self-Worth», в русскоязычной адаптации получила название «Базовые основания самооценки» (Молчанова, Некрасова, 2013); 2) методика А. Парадайса и М. Керниса «The Contingent Self-Esteem Scale», результаты адаптации которой приводятся в данной статье. Если первый опросник позволяет получить характеристики источников самооценки, то цель применения второй шкалы состоит в изучении степени выраженности обусловленности самоотношения ситуативными переменными.

Описание оригинального варианта методики

В англоязычных странах для исследования степени зависимости самоотношения от факторов внешней среды используется экспресс-методика «The Contingent Self-Esteem Scale», созданная М. Кернисом (M. Kernis) и А. Парадайсом (A. Paradise) в 1999 г. (полнотекстовая версия методики опубликована в работе: Kernis, Goldman, 2006). Оригинальный вариант опросника представлен 15 утверждениями, которые образуют единую шкалу обусловленности самоуважения и самоценности ситуативными переменными. В каждом высказывании содержится указание на один из возможных внешних источников позитивного или негативного самоотношения: отношения с другими людьми («Мои чувства к самому себе зависят от того, насколько другие люди любят и принимают меня»); физическая привлекательность («Важным показателем моей самоценности является то, насколько я физически привлекателен»); компетентность действий («Важным показателем моей самоценности является то, насколько компетентны мои действия»); соответствие стандартам («Мое отношение к самому себе определяется тем, насколько я соответствую стандартам, которые сам для себя установил»). Испытуемые оценивают, насколько их обычное поведение напоминает представленные в методике варианты; ответы предлагается фиксировать по шкале от 1 («совсем не похоже на меня») до 5 («очень похоже на меня»). Обработка результатов производится в соответствии с ключом, где присутствуют так называемые «прямые» и «обратные» ответы. По итогам может быть набрано от 15 до 75 баллов. Высокие показатели по шкале интерпретируются как выраженная зависимость самоотношения от ситуативных переменных: такого рода зависимость может приводить к особой уязвимости субъекта в ситуациях оценивания, демонстрации им гнева и враждебности.

 

Опросник обладает достаточно высокими показателями внутренней согласованности (коэффициент а Кронбаха составляет 0,850) и ретестовой надежности (rs = 0,770, повторное тестирование проводилось спустя 4 недели), конструктной валидностью.

Этапы создания русскоязычного варианта методики

Перевод на русский язык и адаптация методики проводились по согласованию с представителями авторской группы. Опросник получил название «Шкала ситуативной обусловленности самоотношения».

Варианты прямого и обратного переводов оригинальной англоязычной версии опросника были выполнены сотрудниками кафедры общей психологии с курсом педагогики и кафедры иностранных языков ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России. После установления соответствий перевод редактировался дипломированным переводчиком, внештатным экспертом от Бюро переводов «Полиглот».

Первоначальная версия методики была предъявлена фокус-группе, состоящей из 12 студентов, обучающихся на старших курсах факультета клинической психологии ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России. Работа фокус-группы направлялась следующими задачами: уточнение формулировок и оценка уровня их сложности для восприятия с позиций испытуемого, получение обратной связи о степени культурного соответствия.

В высказываниях, составляющих опросник, не содержится явных признаков отнесенно­сти к конкретной культурной среде. В процессе перевода методики и необходимого культурного приближения формулировок к менталитету и особенностям речи русскоязычных граждан сохранились количество и последовательность утверждений, шкала с вариантами ответов.

Описание выборки. Всего в эмпирическом исследовании приняли участие 440 испытуемых (301 - женщины, 139 - мужчины), преимущественно - студенты лечебного, медико­профилактического, педиатрического и фармацевтического факультетов ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России. Возраст испытуемых - от 16 до 23 лет (средний возраст - 18,9 лет).

Результаты и их обсуждение

1.    Проверка методики по критерию надежности-согласованности.

Оценка одномоментной надежности методики проводилась с использованием коэффициента а Кронбаха. Эмпирическое значение оказалось равным 0,819 (p<0,01), что сопоставимо с результатами, полученными авторами оригинального варианта опросника, и указывает на внутреннюю согласованность адаптированной версии.

Для оценки ретестовой надежности было проведено три последовательных тестирования с интервалом в две и четыре недели. Эмпирическое значение было подсчитано с применением коэффициента корреляции Спирмена и оказалось равным 0,805 (p<0,01) спустя две недели и 0,782 (p<0,01) спустя четыре недели, что позволяет охарактеризовать зависимость са- моотношения от ситуативных факторов как относительно устойчивый во времени параметр.

 

2.     Проверка структуры методики по критерию дискриминативности.

Статистически значимая взаимосвязь между отдельным пунктом методики и итоговым показателем по шкале рассматривается в качестве показателя дискриминативности и свидетельствует о том, что каждое утверждение и методика в целом измеряют одно и то же свойство. Были определены коэффициенты ранговой корреляции Спирмена (p<0,01) между ответами испытуемых на конкретное высказывание и общим баллом по шкале (табл. 1).

Таблица 1

Результаты проверки по критерию дискриминативности (N=440)

вопроса

Rs

эмп.

вопроса

Rs

эмп.

вопроса

Rs

эмп.

1

0,411

6

0,601

11

0,474

2

0,423

7

0,756

12

0,405

3

0,485

8

0,643

13

0,536

4

0,725

9

0,618

14

0,648

5

0,591

10

0,598

15

0,535

 

По результатам приведенного корреляционного анализа можно заключить, что каждый отдельный пункт методики в целом согласован с итоговым показателем по шкале и способен измерять заявленный конструкт - ситуативную обусловленность самоотношения.

3.     Проверка методики по критерию внешней и конструктной валидности.

В связи с недостатком специального психодиагностического инструментария для оценки свойств самоотношения для изучения внешней валидности была использована «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантелеева. Выборку на данном этапе эмпирического исследования составили 230 испытуемых из общей выборки (174 - женщины, 56 - мужчины, средний возраст - 17,8 лет). Корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена (p<0,01) позволил выявить взаимосвязи между итоговым показателем по шкале ситуативной обусловленности самоотношения и показателями по 9 шкалам методики исследования самоотношения (табл. 2).

Таблица 2

Результаты проверки по критерию внешней валидности (N=230)

Название шкалы из МИС

Значение коэффициента корреляции

Открытость

- 0,199

Самоуверенность

- 0,208

Саморуководство

- 0,179

Зеркальное Я

- 0,078

Самоценность

- 0,089

Самопринятие

0,031

Самопривязанность

- 0,201

Внутренняя конфликтность

0,321

Самообвинение

0,192

 

Чувствительность самоотношения к воздействию внешних значимых факторов связана отрицательно с такими характеристиками, как открытость (Rs эмп. = - 0,199), самоуверенность (Rs эмп. = - 0,208), самопривязанность (Rs эмп. = - 0,201). Открытость и самоуверенность в значительной степени отражают суждения и оценки субъекта относительно собственного Я, связанные с социально-психологическими критериями одобрения-неодобрения, поэтому выраженная зависимость самоотношения от ситуативных переменных сочетается с отсутствием уверенности в себе, повышенной рефлексивностью и склонностью к самокритике. Отрицательная корреляционная связь с самопривязанностью приводит к мысли о том, что высокие показатели по шкале ситуативной обусловленности самоотношения отражают настойчивые попытки изменить себя в угоду субъективным идеалам и неудовлетворенность собой в целом.

Зависимость самоотношения от ситуативных переменных имеет положительные корреляционные связи с параметрами «Внутренняя конфликтность» (Rs эмп. = 0,321) и «Самообвинение» (Rs эмп. = 0,192), которые составляют фактор «Самоуничижение». Наличие подобных связей может свидетельствовать о том, что особенная чувствительность самоотношения к личностно значимым внешним стимулам комбинируется с сомнениями в собственной компетентности, переживанием чувства вины, отсутствием аутосимпатии.

Для изучения конструктной валидности была выбрана методика «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда. Свойства экстернально- сти и интернальности имеют прямое отношение к описанию поведения субъекта в определенных социальных и личностно значимых ситуациях. Для установления различий между исследуемым феноменом («зависимость самоотношения от внешних, ситуативных факторов») и устойчивыми характеристиками личности (интернальность-экстернальность) проверялась гипотеза об отсутствии корреляционной связи между показателями по соответствующим методикам. Применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена (p<0,01). Результаты представлены в табл. 3. На данном этапе эмпирического исследования выборку составили 93 испытуемых из общей выборки (67 - женщины, 26 - мужчины, средний возраст - 20,2 года).

Таблица 3

Результаты проверки по критерию конструктной валидности (N=93)

Название шкалы из УСК

Значение коэффициента корреляции

Общая интернальность

0,010

Интернальность в области достижений

0,093

Интернальность в области неудач

0,069

Интернальность в семейных отношениях

0,037

Интернальность в рабочих отношениях

0,013

Интернальность в межличностных отношениях

-0,114

Интернальность в отношении здоровья и болезни

-0,047

 

Полученные в результате корреляционного анализа значения позволяют предположить, что ситуативная обусловленность самоотношения и свойства интернальности-экс- тернальности не связаны друг с другом, представляют собой разные конструкты.

4.    Стандартизация «Шкалы ситуативной обусловленности самоотношения».

Выбор метода стандартизации и его непосредственное применение требуют проверки полученных эмпирических данных на нормальность распределения (табл. 4).

 

Таблица 4

Результаты вычисления мер центральной тенденции и мер изменчивости (N=440)

Описательные статистики

Эмпирическое значение

Mx

46,491

Me

46

Mo

46

As

0,047

Ex

- 0,192

 

Полученные значения позволяют сделать вывод, что распределение измеренного признака - степени зависимости самоотношения от внешних факторов - близко к нормальному. Таким образом, имеется возможность применить как методы простой линейной стандартизации, нахождение норм и уровней, так и вычисление стандартных тестовых оценок - стенов.

Поскольку в процессе апробации и стандартизации «Шкалы ситуативной обусловленности самоотношения» не было обнаружено различий между мужчинами и женщинами, нормальный диапазон значений задается едиными числовыми параметрами Mx = 46,491, Sd = 8,937.

Для упрощения процесса интерпретации «сырых» итоговых показателей были вычислены тестовые нормы в стенах. В качестве стандартной шкалы выбрана 10-балльная шкала стенов, предложенная Р. Кеттелом с параметрами Mx = 5,5 и Sd = 2 (Наследов, 2012). Условия пересчета «сырых» баллов в стены приводятся в табл. 5.

Таблица 5

Результаты стандартизации русскоязычного варианта методики (N=440)

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сырые баллы

< 27

28-32

33-36

37-41

42-45

46-49

50-54

55-58

59-63

> 64

 

Следует принять во внимание, что приведенные выше нормы отражают выраженность ситуативной зависимости самоотношения в возрастной группе от 16 до 23 лет.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

В статье представлены результаты первого этапа адаптации и стандартизации русскоязычного варианта методики «Шкала ситуативной обусловленности самоотношения» американских авторов А. Парадайса и М. Керниса. Актуальность данной работы объясняется объективным недостатком современных валидных и надежных психодиагностических техник для исследования такого конструкта, как самоотношение, и его отдельных свойств.

К достоинствам изучаемой методики относятся ее краткость, удобство в применении, обработке и интерпретации результатов. Математико-статистический анализ эмпирических данных показал, что отдельные пункты «Шкалы ситуативной обусловленности самоотношения» согласованы между собой, способны измерять заявленный конструкт, обладают достаточной степенью дискриминативности. Результаты, которые можно получить при применении данной методики, надежны и устойчивы во времени. При проверке внешней валидности выяснилось, что показатель зависимости самоотношения от личностно значимых внешних факторов положительно коррелирует со шкалами «Внутренняя конфликтность» и «Самообвинение», отрицательно связан со шкалами «Самопривязанность», «Открытость», «Самоуверенность» (данные шкалы были измерены по «Методике исследования самоотношения» С.Р. Пантелеева). Наличие корреляционных зависимостей между отдельным свойством самоотношения и некоторыми компонентами этого конструкта предоставляет ценную информацию о его проявлениях и особенностях функционирования. Проверка на конструктную валидность показала, что степень зависимости самоотношения от ситуативных факторов и проявления интернальности-экстернально- сти представляют собой различные феномены. Собранные эмпирические данные на выборке из 440 испытуемых в возрасте от 16 до 23 лет позволили вывести соответствующие нормы и составить таблицу пересчета «сырых» баллов в стандартные тестовые оценки - стены.

 

В качестве дальнейших этапов работы над методикой «Шкала ситуативной обусловленности самоотношения» выбраны следующие:

-  проведение дополнительных исследований для оценки опросника по критериям внешней валидности и конструктной валидности;

-  стандартизация методики в пределах других возрастных групп, социальных и профессиональных общностей;

-   выявление взаимосвязей между данным свойством самоотношения и другими параметрами самоотношения и Я-концепции.

 

Приложение

«Шкала ситуативной обусловленности самоотношения» М. Керниса и А. Парадайса

Инструкция: ниже представлены утверждения, которые описывают отношение к себе и личностные характеристики. Внимательно прочитайте каждое высказывание и подумайте, насколько оно описывает именно Вас. На шкале под каждым утверждением обведите только одно число, которое наилучшим образом отражает Ваше мнение. Здесь не может быть «хороших» или «плохих» ответов. Пожалуйста, отвечайте максимально честно.

Утверждение

1

Важным показателем моей самоценности является то, насколько компетентны мои действия.

1-------------------------- 2----------------- 3--------------- 4-------------------- 5

Совсем не похоже на меня Иногда такое бывает Очень похоже на меня

2

Даже если мне грозит неудача, это не влияет на мое чувство собственного достоинства.

1-------------------------- 2----------------- 3--------------- 4-------------------- 5

Совсем не похоже на меня Иногда такое бывает Очень похоже на меня

3

Мое отношение к самому себе определяется тем, насколько я соответствую стандартам, которые сам для себя установил.

1-------------------------- 2----------------- 3--------------- 4-------------------- 5

Совсем не похоже на меня Иногда такое бывает Очень похоже на меня

4

Мои чувства к самому себе зависят от того, насколько другие люди любят и принимают меня.

1-------------------------- 2----------------- 3--------------- 4-------------------- 5

Совсем не похоже на меня Иногда такое бывает Очень похоже на меня

5

Если мне удается с кем-то поладить, то я начинаю относиться к себе лучше.

1-------------------------- 2----------------- 3--------------- 4-------------------- 5

Совсем не похоже на меня Иногда такое бывает Очень похоже на меня

6

Важным показателем моей самоценности является то, насколько я физически привлекателен.

1-------------------------- 2----------------- 3--------------- 4-------------------- 5

Совсем не похоже на меня Иногда такое бывает Очень похоже на меня

7

Мои чувства к самому себе зависят от того, что, по моему мнению, другие люди говорят и думают обо мне.

1-------------------------- 2----------------- 3--------------- 4-------------------- 5

Совсем не похоже на меня Иногда такое бывает Очень похоже на меня

8

Если мне говорят, что я хорошо выгляжу, то я начинаю относиться к себе лучше.

1-------------------------- 2----------------- 3--------------- 4-------------------- 5

Совсем не похоже на меня Иногда такое бывает Очень похоже на меня

9

Мое чувство самоценности не зависит от того, что другие люди относятся ко мне плохо.

1-------------------------- 2----------------- 3--------------- 4-------------------- 5

Совсем не похоже на меня Иногда такое бывает Очень похоже на меня

10

Важным показателем моей самоценности является то, насколько я соответствую стандартам, которые для меня установили другие люди.

1-------------------------- 2----------------- 3--------------- 4-------------------- 5

Совсем не похоже на меня Иногда такое бывает Очень похоже на меня

11

Мои чувства к самому себе не зависят от осознания того, что я нравлюсь кому-то.

1-------------------------- 2----------------- 3--------------- 4-------------------- 5

Совсем не похоже на меня Иногда такое бывает Очень похоже на меня

12

Я чувствую, что недоволен собой, когда мои реальные действия не соответствуют моим ожиданиям.

1-------------------------- 2----------------- 3--------------- 4-------------------- 5

Совсем не похоже на меня Иногда такое бывает Очень похоже на меня

13

Даже если я выгляжу не лучшим образом, это не влияет на мое чувство собственного достоинства.

1-------------------------- 2----------------- 3--------------- 4-------------------- 5

Совсем не похоже на меня Иногда такое бывает Очень похоже на меня

14

Мои чувства по отношению к себе зависят от того, насколько хорошо я выгляжу.

1-------------------------- 2----------------- 3--------------- 4-------------------- 5

Совсем не похоже на меня Иногда такое бывает Очень похоже на меня

15

Даже если окружающие люди не принимают или отвергают меня, это не влияет на мое чувство собственного достоинства.

1-------------------------- 2----------------- 3--------------- 4-------------------- 5

Совсем не похоже на меня Иногда такое бывает Очень похоже на меня

 

1    Савченко Т. Н. Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория познавательных процессов и математической психологии, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН). E-mail: t_savchenko@yahoo.com

2    * Фаустова А. Г. Заочный аспирант, лаборатория познавательных процессов и математической психологии, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН). E-mail: anne.faustova@ gmail.com

Литература

  1. Барабанщиков В.А. Системный подход в структуре психологического познания // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. № 1. С. 86–99.
  2. Мартьянова Г.Ю. Особенности самоотношения субъектов трудной жизненной ситуации // Научный диалог. 2013. № 4 (16): Психология. Педагогика. С. 74–84.
  3. Молчанова О.Н., Некрасова, Т.Ю. Адаптация методики Дж. Крокер, направленной на исследование базовых оснований самооценки // Культурно-историческая психология. 2013. № 4. С. 65–73.
  4. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. 4-е изд., стереотип. СПб.: Речь, 2012. 392 с.
  5. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Издательство МГУ, 1991. 108 с.
  6. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского университета, 1983. 284 с.
  7. Chung J.M., Robins R.W., Trzesniewski K.H., Roberts B.W., Noftle E.E., Widaman K.F. Continuity and Change in Self-Esteem During Emerging Adulthood // Journal of Personality and Social Psychology. 2014. Vol. 106. № 3. P. 469–483.
  8. Crocker J., Wolfe C. Contingencies of Self-Worth // Psychological review. 2001. Vol. 108. № 3. P. 593–623.
  9. Deci E.L., Ryan R.M. Human Agency: The basis for true self-esteem // Efficacy, agency, and self-esteem / M. Kernis (Ed.). N.Y.: Plenum, 1995. Р. 31–50.
  10. Kernis M.H. Measuring self-esteem in context: The importance of stability of self-esteem in psychological functioning // Journal of Personality [Special Issue: Advances in Personality and Daily Experience]. 2005. № 6. P. 1569–1606.
  11. Kernis M.H., Cornell D.P., Sun,C., Berry A., Harlow T. There’s More to Self-Esteem Than Whether It Is High or Low: The Importance of Stability of Self-Esteem // Journal of Personality and Social Psychology. 1993. Vol. 65. № 6. P. 1190–1204.
  12. Kernis M.H., Goldman B.M. Assessing Stability of Self-Esteem and Contingent Self-Esteem // Self- esteem Issues and Answers: a sourcebook of current perspectives / M.H. Kernis (Ed.). N.Y.: Psychology Press, 2006. Р. 77–82.
  13. Mruk C.J. Self-Esteem Research, Theory, and Practice: Toward a Positive Psychology of Self-Esteem. N.Y.: Springer Publishing Company, 2006. 316 p.

Информация об авторах

Савченко Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук (ФГБОУ ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4301-5590, e-mail: t.n.savchenko@mail.ru

Фаустова Анна Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой клинической психологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова (ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России), Рязань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8264-3592, e-mail: anne.faustova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2914
В прошлом месяце: 51
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 1611
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4