Изучение особенностей восприятия архитектурной городской среды на основе исследования панорам Google

1126

Аннотация

Исследование посвящено эмпирическому изучению психологических особенностей и механизмов восприятия архитектурного пространства, сопоставлению процессов восприятия и семантического оценивания реальных архитектурных сооружений, их снимков и приближенных к реальной городской среде архитектурных объектов в панорамах Google с помощью методик личностного и архитектурного семантических дифференциалов, методики ценностного спектра. Выделено пять значимых факторов восприятия и понимания человеком архитектурного пространства через панорамы Google: «пассивность—активность», «цельность—расщепленность», «открытость—закрытость», «выразительность», «уютность, комфортность». Архитектурным объектам, являющимся памятниками архитектуры и обладающим яркими индивидуальными особенностями конструкции, соответствует больше значимых семантических признаков и ценностей, чем зданиям, которые схожи между собой и являются массовой жилой застройкой. Использование приложения «панорамы Google» позволяет получить более полный по сравнению с фотоизображениями набор семантических и ценностных признаков, сближающийся с оценками архитектурных объектов в условиях непосредственного контакта с ними, что открывает возможности использования панорам Google в качестве исследовательского инструмента.

Общая информация

Ключевые слова: восприятие архитектуры, субъективная семантика, семантический код, семантический дифференциал, ценностный спектр, панорамы Google

Рубрика издания: Психология восприятия

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2017100107

Для цитаты: Вырва А.Ю. Изучение особенностей восприятия архитектурной городской среды на основе исследования панорам Google // Экспериментальная психология. 2017. Том 10. № 1. С. 89–108. DOI: 10.17759/exppsy.2017100107

Фрагмент статьи

В предыдущих публикациях были представлены результаты исследования возмож- ностей субъективно-семантических методов для изучения специфики восприятия архитектуры на основе оценивания реальных архитектурных объектов и их фотоснимков (Вырва, Леонтьев, 2015; Вырва, Леонтьев, 2016).

Литература

  1. Артемьева Е.Ю. Взаимопроекции разномодальных семантик // Тезисы VII Всесоюзного симпозиу- ма по психолингвистике и теории коммуникаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 88–89.
  2. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 128 с.
  3. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Смысл, 1999. 350 с.
  4. Войскунский А.Е., Меньшикова Г.Я. О применении систем виртуальной реальности в психологии // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2008. № 1. С. 22-36.
  5. Вырва А.Ю., Леонтьев Д.А. Возможности субъективно-семантических методов в исследовании восприятия архитектуры // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 4. С. 96–111. doi: 10.17759/chp.2015110409
  6. Вырва А.Ю., Леонтьев Д.А. Субъектные и объектные факторы субъективно-семантического оцени- вания архитектурных объектов // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 33–45. doi: 10.17759/chp.2016120204
  7. Габидулина С.Э. Психология городской среды. М.: Смысл, 2012. 152 с.
  8. Габидулина С.Э. Психосемантический подход к изучению городской среды // Городская среда: сб. материалов Всесоюзной научной конференции в Суздале. Ч. 2. М., 1989. С. 42–51.
  9. Габидулина С.Э., Каулен М.Е., Гурская Н.Г. Семантическая оценка интерьеров древнерусских храмов // Мышление и субъективный мир. Ярославль, 1991 а. С. 41–53.
  10. Габидулина С.Э., Каулен М.Е., Гурская Н.Г. Особенности восприятия древнерусской архитектуры // Проблемы истории архитектуры. М., 1991 б. С. 108–111.
  11. Дельская Т.А., Назарова М.Д. Психологический анализ восприятия спектакля // Искусство и эмоции / Под ред. Л.Я. Дорфмана и др. Пермь: Пермский гос. институт искусств и культуры, 1991. С. 232–241.
  12. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1998. 111 с.
  13. Леонтьев Д.А. Методика ценностного спектра и ее возможности в исследовании субъективной ре- альности // Методы психологии. Ежегодник РПО. Т. 3. Вып. 2. Ростов, 1997. С. 163–166.
  14. Леонтьев Д.А. Субъективно-семантические основания оценки и выбора книг массового спроса // Психология субъективной семантики: Истоки и развитие / Под ред. И.Б. Ханиной, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 216–232.
  15. Леонтьев Д.А., Жукова Е.Ф. Эмоциональная и ценностная семантика графических портретов и фотопортретов // Психология субъективной семантики: Истоки и развитие / Под ред. И.Б. Ханиной, Д.А. Леонтьева М.: Смысл, 2011. С. 250–266.
  16. Леонтьев Д.А., Макарова-Мельникова А.В. Восприятие авангардной музыки музыкально образо- ванными и «наивными» слушателями // Философия человека: материалы научного симпозиума, по- священного памяти философа и психолога Галины Иванченко / Отв. ред. В.П. Рыжов. Таганрог: Из- дательство А.Н. Ступина, 2013. С. 140–154.
  17. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2005. 480 с.
  18. Петренко В.Ф. Психосемантика искусства. М.: Макс Пресс, 2014. 320 с.
  19. Сидоренко Е.Ф. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2003. 350 с.
  20. Шмелев А.Г. Семантический код и возможности матричной психодиагностики // Вестник Моск. ун-та. Сер. 4. Психология. М., 1990, № 3. С. 23–28.
  21. Leontiev D., Lagoutina L. Individual and Professional Differences in the Perception of Dramatic Art // Aesthetics and Innovation / Eds. L. Dorfman, C. Martindale, V. Petrov. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2007. Р. 241–256.
  22. McCreery M.P., Schrader P.G., Krach S.K., Boone R. A sense of self: The role of presence in virtu- al environments // Computers in Human Behavior. 2013. Vol. 29. №. 4. Р. 1635-1640. doi: 10.1016/j. chb.2013.02.002

Информация об авторах

Вырва Арина Юрьевна, аспирант, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, e-mail: vyrvaarina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2432
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1126
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0