Экспериментальная психология
2021. Том 14. № 3. С. 138–151
doi:10.17759/exppsy.2021140310
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Семантическое сходство и различие в оценках вербальных обозначений базовых эмоций детьми младшего школьного возраста и взрослыми
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: словарь чувств и эмоций, детский возраст, младший школьный возраст, оценка вербальных обозначений базовых эмоций, семантический дифференциал, дифференциальная диагностика, базовые эмоции
Рубрика издания: Психолингвистика
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140310
Финансирование. Исследование выполнено при поддержке РФФИ, грант № 19-013-00958 «Динамика индуцируемых эмоциональных состояний у детей младшего и среднего школьного возраста».
Для цитаты: Хозе Е.Г., Басюл И.А., Лупенко Е.А., Юрьева М.В., Маринова М.М. Семантическое сходство и различие в оценках вербальных обозначений базовых эмоций детьми младшего школьного возраста и взрослыми // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 3. С. 138–151. DOI: 10.17759/exppsy.2021140310
Литература
- Андерсон М. Н. Возрастная изменчивость распознавания эмоций детьми от 6 до 11 лет: автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб. 2013. 24 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Полиграфкнига, 1934. 325 с.
- Карелина И. О. Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства: психологический ракурс: монография. Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. 178 с.
- Лупенко Е.А. Интермодальное сходство как результат категоризации // Экспериментальная психология. 2009. Том 2. № 2. С. 84—103.
- Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 278—297.
- Петренко В.Ф. Психосемантический подход к исследованию сознания и личности // Психологическое обозрение. 1996. № 2(3). С. 12—17.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.
- Петренко В.Ф. Психосемантические аспекты картины мира субъекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Том 2. № 2. С. 3—23.
- Прусакова О. А. Генезис понимания эмоций: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2005. 24 с.
- Соловьева Н. В. Особенности вербализации эмоциональных представлений дошкольниками: дисс. … канд. психол. наук. М., 1999. 126 с.
- Хозе Е.Г., Лупенко Е.А., Маринова М.М. Семантическое сходство вербальных обозначений и статических Emoji-экспрессий базовых эмоций // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 3. С. 74—88. DOI: 10.17759/exppsy.2020130306
- Baron-Cohen S., Golan O., Wheelwright S., Granader Y., Hill J. Emotion word comprehension from 4 to 16 years old: a developmental survey // Front Evol Neurosci. 2010. № 25. DOI: 10.3389/fnevo.2010.00109. eCollection 2010.PMID: 21151378
- Baron-Cohen S., Hill J., Golan O. and Wheelwright S. Electronic emotions: encyclopaedic // Autism Dig. 2003. P. 14—19.
- Baron-Cohen S., Wheelwright S., Spong A., Scahill V. L. and Lawson J. Are intuitive physics and intuitive psychology independent? A test with children with Asperger Syndrome // J. Dev. Learn. Disord. 2001. P. 47—78.
- Bretherton I. and Beeghly M. Talking about internal states: The acquisition of an explicit theory of mind // Dev. Psychol. 1982. Р. 906—921.
- Denham S. A. Emotional Development in Young Children. New York, London: Guilford Press, 1998.
- Ekman P., Friesen W. The repertoire of non-verbal behavior: categories, origins, usage, and coding // Semiotica. 1969. P. 49—98.
- Fenson L., Dale P. S., Reznick J. S., Bates E., Thal D. J., Pethick S. J. Variability in early communicative development // Monogr. Soc. Res. Child Dev. 1994. P. 32—60.
- Golan O., Baron-Cohen S. and Hill J.J. The Cambridge Mindreading (CAM) Face-Voice Battery: testing complex emotion recognition in adults with and without Asperger Syndrome // J. Autism Dev. Disord. 2006. P. 169—183.
- Harris P. L. Children and Emotion: The Development of Psychological Understanding. Oxford: Blackwell, 1989.
- Herba C. and Phillips M. Annotation: development of facial expression recognition from childhood to adolescence: behavioural and neurological perspectives // J. Child Psychol. Psychiatry 2004. P. 1185— 1198.
- Izard, C. E. & Harris, P. L. Emotional development and developmental psychopathology. In: D. Cohen, & D. J. Cohen (Eds.), Developmental psychopathology: volume I. Theory and methods. 1995. P. 467—503. New York: Wiley.
- Johnson-Laird P. N., Oatley K. The language of emotions: an analysis of a semantic field // Cogn. Emot. P. 81—123. http://doi.org/10.1080/02699938908408075
- Ortony A., Gore G. L. & Foss M. A. The referential structure of the affective lexicon // Cognitive Science. 1987. P. 361—384.
- Osgood Сh., Suci C.J., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning. Urbana, 1957.
- Prinz J. Which emotions are basic? In D. Evans and P. Cruse (Eds.), Emotion, Evolution, and Rationality. Oxford University Press. 2004. P. 69—88.
- Reilly J. S., McIntire M. and Bellugi U. Faces: the relationship of language and affect. In From Gesture to Language in Hearing and Deaf Children, eds. V. Volterra and C. J. Erting. New York, Springer-Verlag Publishing. 1990. P. 335.
- Ridgeway D., Waters E. and Kuczaj S. A. Acquisition of emotion descriptive language: receptive and productive vocabulary norms for ages 18 months to 6 years // Dev. Psychol. 1985. Р. 901—908.
- Storm C., Storm T. A taxonomic study of the vocabulary of emotions // J. Pers. Soc. Psychol. 1987. P. 805—816. http://doi.org/10.1037/0022-3514.53.4.805
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 587
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 170
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0