Семантическое сходство и различие в оценках вербальных обозначений базовых эмоций детьми младшего школьного возраста и взрослыми

170

Аннотация

Исследование посвящено экспериментальному изучению семантического сходства и различия в оценках вербальных обозначений базовых эмоций на взрослой и детской выборках — в центре внимания закономерности оценки детьми и взрослыми базовых эмоций при помощи семантического дифференциала в терминах аффективных полярных понятий. Был проведен сравнительный анализ оценок вербальных обозначений базовых эмоций детьми и взрослыми, показавший в 72% случаев их совпадение. Различия между взрослыми и детьми заключаются в том, что взрослые оценивают их более выраженными (за исключением «удивления»). Разработанный с учетом возрастных особенностей семантический дифференциал может быть использован для верификации emoji-экспрессий базовых эмоций.

Общая информация

Ключевые слова: словарь чувств и эмоций, детский возраст, младший школьный возраст, оценка вербальных обозначений базовых эмоций, семантический дифференциал, дифференциальная диагностика, базовые эмоции

Рубрика издания: Психолингвистика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140310

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке РФФИ, грант № 19-013-00958 «Динамика индуцируемых эмоциональных состояний у детей младшего и среднего школьного возраста».

Для цитаты: Хозе Е.Г., Басюл И.А., Лупенко Е.А., Юрьева М.В., Маринова М.М. Семантическое сходство и различие в оценках вербальных обозначений базовых эмоций детьми младшего школьного возраста и взрослыми // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 3. С. 138–151. DOI: 10.17759/exppsy.2021140310

Литература

  1. Андерсон М. Н. Возрастная изменчивость распознавания эмоций детьми от 6 до 11 лет: автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб. 2013. 24 с.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Полиграфкнига, 1934. 325 с.
  3. Карелина И. О. Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства: психологический ракурс: монография. Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. 178 с.
  4. Лупенко Е.А. Интермодальное сходство как результат категоризации // Экспериментальная психология. 2009. Том 2. № 2. С. 84—103.
  5. Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 278—297.
  6. Петренко В.Ф. Психосемантический подход к исследованию сознания и личности // Психологическое обозрение. 1996. № 2(3). С. 12—17.
  7. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.
  8. Петренко В.Ф. Психосемантические аспекты картины мира субъекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Том 2. № 2. С. 3—23.
  9. Прусакова О. А. Генезис понимания эмоций: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2005. 24 с.
  10. Соловьева Н. В. Особенности вербализации эмоциональных представлений дошкольниками: дисс. … канд. психол. наук. М., 1999. 126 с.
  11. Хозе Е.Г., Лупенко Е.А., Маринова М.М. Семантическое сходство вербальных обозначений и статических Emoji-экспрессий базовых эмоций // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 3. С. 74—88. DOI: 10.17759/exppsy.2020130306
  12. Baron-Cohen S., Golan O., Wheelwright S., Granader Y., Hill J. Emotion word comprehension from 4 to 16 years old: a developmental survey // Front Evol Neurosci. 2010. № 25. DOI: 10.3389/fnevo.2010.00109. eCollection 2010.PMID: 21151378
  13. Baron-Cohen S., Hill J., Golan O. and Wheelwright S. Electronic emotions: encyclopaedic // Autism Dig. 2003. P. 14—19.
  14. Baron-Cohen S., Wheelwright S., Spong A., Scahill V. L. and Lawson J. Are intuitive physics and intuitive psychology independent? A test with children with Asperger Syndrome // J. Dev. Learn. Disord. 2001. P. 47—78.
  15. Bretherton I. and Beeghly M. Talking about internal states: The acquisition of an explicit theory of mind // Dev. Psychol. 1982. Р. 906—921.
  16. Denham S. A. Emotional Development in Young Children. New York, London: Guilford Press, 1998.
  17. Ekman P., Friesen W. The repertoire of non-verbal behavior: categories, origins, usage, and coding // Semiotica. 1969. P. 49—98.
  18. Fenson L., Dale P. S., Reznick J. S., Bates E., Thal D. J., Pethick S. J. Variability in early communicative development // Monogr. Soc. Res. Child Dev. 1994. P. 32—60.
  19. Golan O., Baron-Cohen S. and Hill J.J. The Cambridge Mindreading (CAM) Face-Voice Battery: testing complex emotion recognition in adults with and without Asperger Syndrome // J. Autism Dev. Disord. 2006. P. 169—183.
  20. Harris P. L. Children and Emotion: The Development of Psychological Understanding. Oxford: Blackwell, 1989.
  21. Herba C. and Phillips M. Annotation: development of facial expression recognition from childhood to adolescence: behavioural and neurological perspectives // J. Child Psychol. Psychiatry 2004. P. 1185— 1198.
  22. Izard, C. E. & Harris, P. L. Emotional development and developmental psychopathology. In: D. Cohen, & D. J. Cohen (Eds.), Developmental psychopathology: volume I. Theory and methods. 1995. P. 467—503. New York: Wiley.
  23. Johnson-Laird P. N., Oatley K. The language of emotions: an analysis of a semantic field // Cogn. Emot. P. 81—123. http://doi.org/10.1080/02699938908408075
  24. Ortony A., Gore G. L. & Foss M. A. The referential structure of the affective lexicon // Cognitive Science. 1987. P. 361—384.
  25. Osgood Сh., Suci C.J., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning. Urbana, 1957.
  26. Prinz J. Which emotions are basic? In D. Evans and P. Cruse (Eds.), Emotion, Evolution, and Rationality. Oxford University Press. 2004. P. 69—88.
  27. Reilly J. S., McIntire M. and Bellugi U. Faces: the relationship of language and affect. In From Gesture to Language in Hearing and Deaf Children, eds. V. Volterra and C. J. Erting. New York, Springer-Verlag Publishing. 1990. P. 335.
  28. Ridgeway D., Waters E. and Kuczaj S. A. Acquisition of emotion descriptive language: receptive and productive vocabulary norms for ages 18 months to 6 years // Dev. Psychol. 1985. Р. 901—908.
  29. Storm C., Storm T. A taxonomic study of the vocabulary of emotions // J. Pers. Soc. Psychol. 1987. P. 805—816. http://doi.org/10.1037/0022-3514.53.4.805

Информация об авторах

Хозе Евгений Геннадьевич, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Центр экспериментальной психологии Института экспериментальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), заведующий лабораторией экспериментальной и практической психологии, доцент кафедры общей психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ МИП), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9355-1693, e-mail: house.yu@gmail.com

Басюл Иван Андреевич, младший научный сотрудник, лаборатория познавательных процессов и математической психологии, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН), преподаватель кафедры общей психологии, Московский институт психоанализа, лаборант-исследователь, Институт экспериментальной психологии МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3153-2096, e-mail: basul@inbox.ru

Лупенко Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра экспериментальной психологии, Институт экспериментальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ЦЭП ИЭП ФГБОУ ВО МГППУ), Московский институт психоанализа (НОЧУ МИП), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4026-7581, e-mail: elena-lupenko@yandex.ru

Юрьева Мария Владимировна, лаборант Центра экспериментальной психологии института экспериментальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5137-6169, e-mail: yurevamv@mgppu.ru

Маринова Мария Михайловна, помощник директора Института экспериментальной психологии, специалист по УМР, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), аспирант, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8862-4007, e-mail: marinovamm@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 587
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 170
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0