Введение
В науках, избравших профессиональную деятельность в качестве предмета своего изучения, отмечается, что отношение к собственной профессии со стороны субъекта во многом обусловливает ее успешность. Пристрастное, избирательное отношение личности к разнообразным объектам и явлениям действительности, включая практикуемые ею виды деятельности принято обозначать общепсихологическим термином «личностный смысл». Производными терминами, применяемыми в психологии профессиональной деятельности, являются «психологический смысл труда» [Пряжников, 1997], «жизненный смысл профессии» [ 10; 8] и некоторые другие. Они подчеркивают тот факт, что профессиональная деятельность связывается с чем-то априорно важным для личности и приводит к небезразличным для нее последствиям в тех или иных контекстах индивидуальной жизни. Соотносясь с потребностями, мотивами и ценностями личности, профессиональная деятельность приобретает для нее особое значение, которое регулирует ее деловое общение, производственное поведение, профессиональный труд и карьеру. В отечественной психологии смысловое отношение личности к своей профессии являлось предметом анализа в работах Л.И. Анцыферовой [Анцыферова, 1991], Д.Н. Завалишиной [Завалишина, 2004], Л.М. Митиной [Митина, 2004], А.Р. Фонарева [Фонарев, 2001], В.Э. Чудновского [Чудновский, 2006] и других исследователей. В зарубежной психологии изучались общие убеждения и аттитюды по отношению к работе, профессиональные ценности, личностная значимость профессии, профессиональное призвание и прочие психические феномены, отражающие смысловое отношение личности к профессии [2.3; 24; 2.5; 27;31; 32; 33].
Учитывая полиосмысленность и полимотивированность профессиональной деятельности целесообразным является выделение видов личностного смысла профессии. При этом под видом личностного смысла мы понимаем модальностную характеристику, отражающую объективное отношение деятельности к процессу практической реализации внутрипрофессиональных мотивов личности и (или) смысла всей ее жизни [Карпинский, 2015б]. Профессиональная деятельность может выступать в качестве способа либо препятствия продуктивной реализации конкретной смысловой необходимости, ввиду чего следует различать два базовых вида ее личностного смысла: позитивный и негативный.
Очевиден тот факт, что профессиональная деятельность смыслообразуется сразу из нескольких источников, вследствие чего она одновременно наделяется некоторым множеством личностных смыслов, отношения между которыми могут носить гармоничный или конфликтный характер. В ситуации, когда профессиональная деятельность только способствует либо только препятствует практическому осуществлению актуальных для личности потребностей, ценностей и мотивов, можно говорить о гармоничности личностных смыслов. Однако учитывая сложность жизненных отношений личности, в реализации которых задействован профессиональный труд, данное состояние является весьма редким и труднодостижимым. Наиболее частой является ситуация, при которой профессиональная деятельность содействует реализации одних и в то же самое время противодействует реализации других смысловых необходимостей личности. В таком случае речь идет о конфликтном личностном смысле профессиональной деятельности.
Отдельного внимания заслуживает феномен отчуждения профессиональной деятельности от значимых потребностей, ценностей и мотивов личности. Испытывая отчуждение, человек начинает воспринимать собственную профессиональную деятельность как чуждую, потерянную часть жизни и бессмысленное занятие, которое он вынужден выполнять не по личному побуждению, а в силу внешней необходимости. При таком условии «... работа может восприниматься лишь как необходимость заработать деньги, т. е. получить необходимые средства для настоящей жизни» [Франкл, 1990], и в условиях абсолютной «самоотдачи» в профессии личность тем не менее руководствуется принципом «... как ни выдыхайся на работе, вдохновляться нечем» [Ялом, 1998].
Подводя итог, отметим, что диапазон личностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности задан полюсами бессмысленности и осмысленности. Последующий анализ смысловых аспектов профессиональной деятельности приводит к разграничению двух базовых модальностей личностного смысла: позитивной и негативной, — противодействие которых приводит к формированию конфликтного смысла профессиональной деятельности [Карпинский, 2015б].
Особый научный и практический интерес представляет изучение личностного смысла профессии в функциональным (регуляторном) аспекте. В рамках данного аспекта психические явления анализируются в первую очередь со стороны выполняемой ими регуляторной функции по отношению к конкретным формам поведения, видам деятельности и целостной жизнедеятельности человека [Карпинский, 2016]. В контексте функционального анализа можно обоснованно предполагать, что различные виды личностного смысла профессии обеспечивают разное качество смысловой регуляции делового общения, организационного поведения, профессионального труда и других форм активности личности как субъекта профессии.
Цель настоящего исследования заключается в определении функционального потенциала различных видов личностного смысла профессии, в том числе в выделении его оптимальных и пессимальных вариантов. Под регуляторным оптимумом/пессимумом понимается диапазон количественной выраженности и качественной определенности личностного смысла профессии, в пределах которого смысл наихудшим/наилучшим образом выполняет свои регулирующие функции, обусловливая профессиональную успешность/ неуспешность личности. При реализации поставленной цели прежде всего встает вопрос о критериях оптимума — объективных и субъективных показателях, которые позволят оценить степень функциональной пессимальности/оптимальности различных видов личностного смысла профессиональной деятельности.
В качестве наиболее общего критерия, на основе которого оценивается степень оп- тимальности/пессимальности психической регуляции, обычно используется показатель успешности регулируемого вида произвольной активности человека [Карпинский, 2016]. В современной психологической науке выделяются два подхода к концептуализации и операционализации профессионального успеха, которые рассматриваются как взаимнодополняющие [Хаммер, 2008; Predictors of objective, 2005; The big five, 1999]. В первом подходе делается акцент на объективном (экстернальном, экстринсивном) успехе, оценка которого производится сквозь призму социальных стандартов и конвенциональных представлений об успешной карьере и преуспевающем профессионале. В качестве объективных критериев профессионального успеха могут выступать видимые достижения в профессии: занимаемая должность, количество продвижений по службе, уровень оплаты труда и др. [Хаммер, 2008; Predictors of objective, 2005; The big five, 1999]. Такой подход длительное время был широко распространен как в социологии и экономике, так и в психологии. По данным ряда авторов [Predictors of objective, 2005], более чем 75% психологических исследований в качестве объекта изучения избирали объективный успех, что вызвало справедливую критику. В ряде научных работ доказано, что часто успешные по объективным меркам работники чувствуют себя отчужденными от собственных профессий и воспринимают свой успех как малозначимый и даже склонны воспринимать себя неуспешными [Poole, 1993; Sturges].
В связи с этим в психологических исследованиях становится популярным другой подход, который изучает воспринимаемый (субъективный, интринсивный) успех или профессиональную успешность. Профессиональная успешность понимается как мера соответствия профессиональных притязаний и стремлений самой личности ее реальным карьерным достижениям. Переживание профессиональной успешности является результатом оценки личностью достигнутых результатов, а также различных условий, которые способствовали либо препятствовали процессу достижения [Карпинский, 2013]. Множественность объектов оценки порождает следующие формы субъективного профессионального успеха: 1) удов- летворенность/неудовлетворенность работой; 2) удовлетворенность/неудовлетворенность собой как субъектом труда (профессиональное самоотношение); 3) удовлетворенность/неудовлетворенность карьерой как результат оценки карьерных достижений в контексте всей профессиональной жизни.
В ряде зарубежных исследований установлена корреляция между удовлетворенностью карьерой и удовлетворенностью работой: в случае если субъект труда достигает профессионального успеха и удовлетворен своим карьерным положением, то он также удовлетворен и работой, условия которой способствуют развитию успешной карьеры [An empirical investigation, 1995; Kirchmeyer, 1998; Predictors of objective, 2005; The big five, 1999]. Тем не менее, удовлетворенность работой не может выступать адекватной мерой профессиональной успешности. Удовлетворенность карьерой охватывает более длительный период времени (карьерный путь личности) и более широкий диапазон результатов, к которым относится и такой фактор, как соответствие реальных карьерных достижений ценностям, мотивам и целям личности, в то время как удовлетворенность работой ограничивается лишь конкретным местом труда индивида.
Между тем, оценке подвергаются не только трудовая среда и профессиональная деятельность как таковая, но также индивидуальные свойства самого себя как субъекта деятельности, которые являются значимыми внутренними условиями профессиональных побед. Данная оценка отражается в таком комплексном феномене, как профессиональное самоотношение личности (мера удовлетворенности самим собой как профессионалом), психологическая природа, содержание, структура и функции которого подробно проанализированы в работах К.В. Карпинского [Карпинский, 2010; Карпинский, 2013].
Таким образом, неотъемлемыми компонентами профессиональной успешности выступают удовлетворенность карьерой и позитивное профессиональное самоотношение личности, которые могут использоваться в качестве критериев оптимальности психической и, в частности, смысловой регуляции профессиональной деятельности [Карпинский, 2017]. Функционально оптимальным, с этой точки зрения, должен быть признан такой смысл, который способен обеспечивать приемлемый для личности уровень удовлетворенности карьерой и собой как субъектом профессиональной деятельности.
Выборка и методики эмпирического исследования
Цель настоящего исследования заключалась в определении функционального потенциала различных видов личностного смысла профессии, в том числе в выделении его оптимальных и пессимальных вариантов. Основная гипотеза заключалась в предположении об оптимальности с точки зрения качества регуляции профессиональной деятельности позитивного личностного смысла профессии.
Окончательная выборка эмпирического исследования составила 647 испытуемых в возрасте от 21 до 64 лет. Выборка характеризовалась гетерогенностью по половозрастным, социально-демографическим признакам, профессиональной принадлежности и уровню оплаты труда. В выборку вошли испытуемые, отвечающие следующим критериям: а) наличие постоянного места работы на момент проведения исследования; б) трудовой стаж более полугода: выборку составили респонденты с трудовым стажем от шести месяцев до 40 лет (M = 18 лет, SD = 8,8 лет).
С целью сбора эмпирических данных использовались следующие методики:
1. Опросник профессионального самоотношения — многошкальный стандартизированный тест, диагностирующий выраженность отрицательных и положительных компонентов самоотношения личности как субъекта профессиональной деятельности [Карпинский, 2010]. Дополнительно был выполнен статистический расчет надежности данного опросника (значение показателя a Кронбаха для шкал методики варьирует от 0,70 до 0,88).
2. Шкала удовлетворенности карьерой — стандартизированный личностный опросник, диагностирующий субъективную удовлетворенность испытуемого собственной профессиональной карьерой [Карпинский, 2016а]. Дополнительный расчет показал приемлемую надежность измерений (a Кронбаха = 0,75).
3. Метафоры профессиональной деятельности (МПД) — стандартизированный личностный опросник, предназначенный для выявления личностного смысла профессии [Карпинский, 2015; Карпинский, 2015а]. Данная методика включает в себя 3 шкалы: шкала «Отчуждение профессии» направлена на оценку наличия/отсутствия личностного смысла профессии; шкалы «Увлечение профессией» и «Разочарование в профессии» способствуют выявлению присущего испытуемому вида личностного смысла профессиональной деятельности. Шкалы опросника продемонстрировали высокую надежность измерений (значение показателя a Кронбаха варьирует от 0,71до 0,590).
Обработка и анализ данных
В качестве первого этапа обработки данных выступила проверка частной гипотезы о наличии взаимосвязи личностного смысла профессии с удовлетворенностью карьерой и профессиональным самоотношением (табл. 1).
Таблица 1

Примечание. В таблице представлены коэффициенты корреляции Пирсона, значимые на уровне: «1» — p < 0,05; «2» — p < 0,01; «3 » — p < 0,001.
Результаты, представленные в табл. 1, позволяют заключить, что удовлетворенность личности карьерой и собой как субъектом труда выше в ситуации, когда субъект не просто видит смысл в своей профессиональной деятельности, но и увлечен ею, т. е. в случае наличия у него позитивного смыслового отношения к профессии.
Вторым этапом выступила обработка данных посредством однофакторного дисперсионного анализа, с последующим post hoc сравнением средних значений групп по методу Шеффе (табл. 2). С целью подготовки к данному виду анализа испытуемые были разделены на четыре группы в зависимости от субъективно воспринимаемого личностного смысла профессиональной деятельности: в первую группу вошли респонденты, переживающие бессмысленность профессиональной деятельность, остальные группы составили респонденты, обладающие позитивным (группа 2), негативным (группа 3) и конфликтным (группа 4) видами личностного смысла профессии.
По средним значениям четко проявляется общая закономерность изменчивости удовлетворенности карьерой и профессионального самоотношения в зависимости от вида личностного смысла профессиональной деятельности (рис. 1).
Данные, представленные на графике, отражают следующую законномерность: выраженность удовлетворенности карьерой и позитивного профессионального самоотношения прямолинейно возрастает при переходе в направлении «бессмысленность → негативный смысл → конфликтный смысл → позитивный смысл». Такая тенденция справедлива для всех положительных компонентов профессионального самоотношения личности, в то время как относительно его отрицательных компонентов наблюдается обратная картина.
Таблица 2
Результаты однофакторного дисперсионного анализа
|
Критерии профессиональной успешности |
Критерий Фишера F, р |
Post hoc сравнения средни групп по методу Ше< |
1х значений >фе, р |
||||
|
Б ^ Н |
Б^ К |
Б^ П |
Н > К |
Н > П |
К ^ П |
||
|
Общий показатель позитивности профессионального самоотношения |
F (3; 562) = 47,97 р =0,00 |
0,22 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Положительные компоненты профессионального самоотношения |
|||||||
|
Самоуважение в профессии |
F (3; 562) = 6,22 р =0,0003 |
0,87 |
0,43 |
0,07 |
0,04 |
0,00 |
0,74 |
|
Самоуверенность в профессии |
F (3; 562) = 5,42 р =0,001 |
0,94 |
0,36 |
0,09 |
0,05 |
0,00 |
0,87 |
|
Самопривязанность в профессии |
F (3; 562) = 4,50 р =0,004 |
0,87 |
0,71 |
0,19 |
0,15 |
0,00 |
0,72 |
|
Самоэффективность в профессии |
F (3; 562) = 28,27 р =0,00 |
0,85 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,02 |
|
Саморуководство в профессии |
F (3; 562) = 14,22 р =0,00 |
0,95 |
0,07 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Самооценка личностного роста в профессии |
F (3; 562) = 56,26 р =0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,02 |
|
Отрицательные компоненты профессионального самоотношения |
|||||||
|
Самоуничижение в профессии |
F (3; 562) = 33,18 р =0,00 |
0,04 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,02 |
|
Внутренняя конфликтность |
F (3; 562) = 56,69 р =0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Самообвинение в профессии |
F (3; 562) = 17,68 р =0,00 |
0,31 |
0,00 |
0,00 |
0,40 |
0,00 |
0,00 |
|
Удовлетворенность карье |
рой |
||||||
|
Удовлетворенность карьерой |
F(3; 571) = 38,16 р =0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
0,00 |
0,02 |
Примечание: Б — бессмысленность; П — позитивный; Н — негативный; К — конфликтный личностный смысл профессиональной деятельности.
На следующем этапе был рассчитан коэффициент GT-Vegeliusa [Jobs, careers, and, 1997]. Данный метод математико-статистической обработки предназначен для попарного сравнения многомерных профилей и позволяет сделать вывод о степени их сходства в диапазоне от -1 (противоположны друг другу) до +1 (идентичны). В качестве подготовки к данному виду анализа были выполнены две операции: во-первых, вся выборка эмпирического исследования была поделена на четыре группы в зависимости от субъективно воспринимаемого респондентами личностного смысла профессии; во-вторых, для каждой группы был построен профиль профессиональной успешности, который включил в себя средние значения по интегральному показателю удовлетворенности карьерой и всем компонентам профессионального са- моотношения. Затем каждый из выявленных профилей поочередно сопоставлялся с аналогичными профилями профессионально успешных и профессионально неуспешных специалистов, которые были выявлены в ходе наших предыдущих исследований [Гижук, 2015; Карпинский, 2017] (табл. 3).

Рис. 1. Средние значения в группах респондентов с разным видом личностного смысла.
Таблица 3
Результат расчета коэффициента GT Vegeliusa
|
Профили профессиональной успешности |
Профиль удовлетворенности карьерой и позитивного самоотношения у респондентов с разным видом личностного смысла профессии |
|||
|
Позитивный личностный смысл профессии |
Конфликтный личностный смысл профессии |
Негативный личностный смысл профессии |
Бессмысленность профессии |
|
|
Профиль «профессионально успешные специалисты» |
1 |
0,45 |
— 1 |
—1 |
|
Профиль «профессионально неуспешные специалисты» |
-1 |
0,45 |
1 |
1 |
Проведенные расчеты позволили нам построить профили профессионально успешных и профессионально неуспешных специалистов (рис. 2).
Анализ графических данных свидетельствует о том, что при позитивном личностном смысле профессиональной деятельности анализируемый профиль совпадает с профилем профессионально успешных специалистов (GT = 1) и является противоположным профилю профессионально неуспешных специалистов (GT = —1); при негативном смысле и бессмысленности профессии, наоборот, является полностью противоположным первому (GT = —1) и полностью совпадает со вторым (GT = 1), а при конфликтном смысле занимает промежуточную позицию в обоих случаях (GT = 0,45).
Проведенный анализ позволяет заключить, что оптимальную смысловую регуляцию обеспечивает позитивный личностный смысл, в то время как бессмысленность профессиональной деятельности, а также негативный личностный смысл вместо позитивного регуляторного эффекта вызывают дизрегуляцию профессиональной жизни.

Рис. 2. Профиль удовлетворенности карьерой и позитивного профессионального самоотношения у респондентов с разным видом личностного смысла профессии.
Выводы
Результаты выполненного корреляционного и однофакторного дисперсионного анализа, а также расчета коэффициент GT-Vegeliusa позволяют нам сделать вывод о наличии оптимального, субоптимального и пессимального личностного смысла профессиональной деятельности с точки зрения выполнения им регуляторных функций.
Оптимальным с точки зрения качества регуляции профессиональной деятельности является позитивный личностный смысл, при котором личность осознает позитивную значимость собственной профессии и испытывает психологическую близость с нею. Оптимальность данного вида личностного смысла обусловлена тем, что его наличие сопряжено с субъектным отношением личности к своей профессиональной деятельности и карьере, которое способствует поступательному целенаправленному движению личности к реализации карьерных целей, мотивов, ценностей, а, следовательно, обеспечивает успешность профессиональной деятельности.
Субоптимальным выступает конфликтный личностный смысл профессии. Промежуточный характер данного смысла профессиональной деятельности можно объяснить наличием у личности одновременно негативного и позитивного личностного смысла профессиональной деятельности.
Пессимальным является такой личностный смыл профессии, который по своим содержательным и формальным свойствам существенно отклоняется от функционального оптимума и не является эффективным регулятором повседневной профессиональной деятельности, обеспечивающим устойчивое прогрессивное развитие личности. Пессимальным вариантом, с точки зрения регуляторных функций, является как наличие у личности негативного смысла, так и субъективно воспринимаемая субъектом бессмысленность профессиональной деятельности. Такой личности присуще бессубъектное отношение к собственной профессиональной жизни; в данном случае субъект не желает тратить собственное время и силы на построение и управление своей карьерой, отдаваясь на волю случая.
Бессмысленность и негативный личностный смысл профессии обусловливают неэффективность всего процесса смысловой регуляции профессиональной деятельности, что закономерно приводит личность к профессиональному неуспеху.
Выявленная закономерность взаимосвязи субъективно воспринимаемого личностного смысла профессии и успешности профессиональной деятельности особенно важна для разработки программ личностного роста, направленных на повышение профессиональной успешности специалистов разных сфер. Основной целью эффективной стратегии психологической помощи должно выступать формирование и развитие позитивного личностного смысла профессии через развитие взаимосвязи профессиональной деятельности с мотивами и ценностями личности.