Апробация детского варианта Шкалы безнадежности на неклинической выборке российских подростков, обучающихся в разных образовательных учреждениях

487

Аннотация

В статье описываются результаты исследования, направленного на апробацию методики «Hopelessness Scale for Children» (HSC) А. Kazdin, A. Rodgers, D. Colbus (детского варианта «Шкалы безнадежности» Бека) на российской неклинической выборке подростков. В исследовании были задействованы 627 учащихся кузбасских общеобразовательных школ, техникума и лицея. Статистический анализ данных заключался в расчете описательных статистик, проведении корреляционного и дисперсионного, эксплораторного и конфиматорного факторного анализа, сравнении выборочных средних при помощи t-критерия Стьюдента. Для обработки данных использовались программы STATISTICA 10 и SPSS17. Полученные в ходе анализа данные позволяют выделить в апробируемом варианте опросника «Шкала безнадежности» два фактора: первый включает вопросы, сформулированные в негативном ключе относительно будущего, второй фактор включает вопросы с позитивными формулировками относительно будущего. Результаты исследования также свидетельствуют о том, что выделенные факторы прямо коррелируют с показателями депрессии и нервно-психического напряжения, а также личностными и поведенческими характеристиками, в частности — стратегиями совладающего поведения, самооценкой, склонностью к девиантному поведению. Кроме того, были обнаружены существенные различия в средних значениях показателей, полученных при помощи об суждаемого опросника, для разных групп подростков — учащихся общеобразовательных школ, лицея и техникума. Детский вариант «Шкалы безнадежности» является валидным и компактным инструментом в скрининговом исследовании подростков, а фактор «Негативные представления о будущем» обладает значительной прогностической ценностью в отношении выявления депрессии и суицидального риска у подростков.

Общая информация

Ключевые слова: безнадежность, «Шкала безнадежности» для детей/подростков, суицидальный риск, подростковый возраст, предикторы суицидального поведения, образовательная организация , негативное отношение к себе, негативный образ будущего

Рубрика издания: Инструментарий

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130214

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-013-00210 А.

Для цитаты: Каган Е.С., Белогай К.Н., Морозова И.С., Борисенко Ю.В., Евсеенкова Е.В., Гутова С.Г., Киндяков А.А. Апробация детского варианта Шкалы безнадежности на неклинической выборке российских подростков, обучающихся в разных образовательных учреждениях // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 2. С. 210–223. DOI: 10.17759/exppsy.2020130214

Фрагмент статьи

Подростковый возраст — этап онтогенетического развития, прохождение которого сопровождается переживанием противоречивых эмоций. Одним из типичных для подростков состояний можно считать переживание чувства безнадежности. Под безнадежностью понимается как отсутствие надежды на лучшее, так и низкий уровень оптимизма и жизненных сил.

Литература

  1. Банников Г.С., Павлова Т.С., Вихристюк О.В. Скрининговая диагностика антивитальных переживаний и склонности к импульсивному, аутоагрессивному поведению у подростков (предварительные результаты) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Bannikov_Pavlova.phtml (дата обращения: 01.03.2019).
  2. Горбатков А.А. Шкала надежды—безнадежности: дименсиональная структура и ее детерминанты [Электронный ресурс] // Российский психологический журнал. 2007. Т. 4. № 2. С. 26—34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkala-nadezhdy-beznadezhnosti-dimensionalnaya-struktura-i-ee-determinanty (дата обращения: 08.03.2019).
  3. Горбатков А.А. Шкала надежды и безнадежности для подростков: некоторые аспекты валидности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2002. № 3. С. 89—103. URL: http:// psyjournals.ru/files/2341/psyedu_2002_n3_Gorbatkov.pdf (дата обращения: 08.03.2019).
  4. Диагностика склонности к аутодеструктивному и суицидальному поведению у подростков: учеб. пособие [Электронный ресурс] / Ю.В. Борисенко, Е.В. Евсеенкова, К.Н. Белогай, И.С. Морозова, Е.С. Каган. ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». Кемерово, 2018.
  5. Кудрявцев И.А. Психодиагностика суицидального риска как критерий недобровольной госпитализации больных в системе профилактики их общественно опасного поведения // Суицидология. 2016. № 4(25). Т. 7. С. 11—22.
  6. Любов Е.Б., Магурдумова Л.Г., Цупрун В.Е. Суицидальное поведение пожилых // Суицидология. 2017. № 1(26). Т. 8. С. 3—16
  7. Павлова Т.С. Диагностика риска суицидального поведения детей и подростков в образовательных учреждениях // Современная зарубежная психология. 2013. № 4. C. 79—91.
  8. Abramson L.Y., Alloy L.B., Hogan M.E., Whitehouse W.G., Gibb B.E., Hankin B.L., Cornette M.M. The hopelessness theory of suicidality // Suicide science: Expanding boundaries // T.E. Joiner and M.D. Rudd (Eds.). Boston: Kluwer Academic Publishing, 2000. P. 17—32.
  9. Allen S.F., Pfefferbaum B., Nitiéma P., Pfefferbaum R.L., Houston J.B., McCarter G.S., Gray S.R. Resilience and Coping Intervention with Children and Adolescents in At-Risk Neighborhoods // Journal of Loss and Trauma International Perspectives on Stress & Coping. 2016. Vol. 21. Iss. 2 P. 85—98. doi: 10.1080/15325024.2015.1072014
  10. Beck А.Т., Steer R.A. Beck Hopelessness Scale: Manual. San Antonio, 1993.
  11. Beurs D. de Сетевой анализ: новый подход к пониманию суицидального поведения // Суицидология. 2018. Т. 9. № 1 (30). C. 53—57.
  12. Chery K.A., Berona J., Czyz E., Horwitz A.G., Gipson P.Y. Child Identifying Adolescents at Highly Elevated Risk for Suicidal Behavior in the Emergency Department // Adolesc Psychopharmacol. 2015. № 25(2). P. 100—108. doi: 10.1089/cap.2014.0049
  13. Jaramillo J., Mello Z.R., Worrell F.C. Ethnic Identity, Stereotype Threat, and Perceived Discrimination Among Native American Adolescents // Journal of Research on Adolescence. 2016. № 26(4). P. 769—775. doi: 10.1111/jora.12228
  14. Horwitz A.G., Berona J., Czyz E.K., Yeguez C.E., King C.A. Positive and Negative Expectations of Hopelessness as Longitudinal Predictors of Depression, Suicidal Ideation, and Suicidal Behavior in High- Risk Adolescents // Suicide and Life-Threatening Behavior. 2017. № 47(2). P. 168—176. doi: 10.1111/ sltb.12273
  15. Kazdin A., Rodgers A., Colbus D. The Hopelessness Scale for Children: Psychometric characteristics and concurrent validity // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1986. № 54. P. 241—245.
  16. King C.A., Berona J., Czyz E., Horwitz A.G., Gipson P.Y. Identifying adolescents at highly elevated risk for suicidal behavior in the emergency department // Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology. 2015. Vol. 25(2). P. 100—108. doi: 10.1089/cap.2014.0049
  17. Klonsky E.D., Kotov R., Bakst S., Rabinowitz J., Bromet E.J. Hopelessness as a predictor of attempted suicide among first admission patients with psychosis: A 10-year cohort study // Suicide and Life-Threatening Behavior. 2012. № 42(1). P. 1—10. doi: 10.1155/2013/407602
  18. Li D.P., Li X., Wang Y.H., Bao Z.Z. Parenting and Chinese Adolescent Suicidal Ideation and Suicide Attempts: The Mediating Role of Hopelessness // Journal of Child and Family Studies. 2016. № 25(5). P. 1397—1407. doi: 10.1007/s10826-015-0334-0
  19. Liu R.T., Kleiman E.M., Nestor B.A., Cheek S.M. The Hopelessness Theory of Depression: A Quarter Century // Clinical Psychology Review (New York). 2015. № 22(4). P. 345—365. doi: 10.1111/cpsp.1212
  20. Mac Giollabhui N., Nielsen J., Seidman S., Olino T. M., Abramson L.Y., Alloy L.B. The Development of Future Orientation is Associated with Faster Decline in Hopelessness during Adolescence // Journal of Youth and Adolescence. 2018. № 47(10). P. 2129—2142. doi: 10.1007/s10964-017-0803-4
  21. O’Connor R.C., Nock M.K. The psychology of suicidal behavior // Lancet Psychiatry. 2014. № 1. P. 73— 85. doi: 10.1016/S2215-0366(14)70222-6
  22. Pajer K.A., Edwards M.C., Lourie A.E., Fields S., Kalman S. Depressive symptoms, hostility, and hopelessness in inner-city adolescent health clinic patients: factor structure and demographic correlates // International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2016. № 30(1). doi: 10.1515/ijamh-2016-0009
  23. Pérez S., Ros M.C., Folgado J.E.L., Marco J.H. Non-suicidal Self-injury Differentiates Suicide Ideators and Attempters and Predicts Future Suicide Attempts in Patients with Eating Disorders // Suicide and Life- Threatening Behavior. 2018. Oct. 24. doi: 10.1111/sltb.12521
  24. Spirito A., Williams C.A., Stark L.J., Hart K.J. The Hopelessness Scale for Children: Psychometric Properties with Normal and Emotionally Disturbed Adolescents // Journal of Abnormal Child Psychology. Vol. 16. № 4. 1988. P. 445—458.

Информация об авторах

Каган Елена Сергеевна, кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой прикладной математики, Институт фундаментальных наук, Кемеровский государственный университет (ФГБОУ ВО КемГУ), Кемерово, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8470-961X, e-mail: kaganes@mail.ru

Белогай Ксения Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии психологии и психологии развития, Институт образования, Кемеровский государственный университет (ФГБОУ ВО КемГУ), Кемерово, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7033-6584, e-mail: belogi@mail.ru

Морозова Ирина Станиславовна, доктор психологических наук, профессор, директор Института образования, заведующая кафедрой акмеологии и психологии развития, Кемеровский государственный университет (ФГБОУ ВО КемГУ), Кемерово, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0862-7225, e-mail: ishmorozova@ya.ru

Борисенко Юлия Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры акмеологии и психологии развития Института образования, Кемеровский государственный университет (ФГБОУ ВО КемГУ), Кемерово, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5218-2841, e-mail: evseenkova@mail.ru

Евсеенкова Елена Вячеславовна, ассистент кафедры акмеологии и психологии развития института образования, Кемеровский государственный университет, (ФГБОУ ВО КемГУ), Кемерово, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9413-1914, e-mail: evseenkova_e_v@mail.ru

Гутова Светлана Геннадьевна, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной математики Института фундаментальных наук, Кемеровский государственный университет, (ФГБОУ ВО КемГУ), Кемерово, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4118-1464, e-mail: applmath@kemsu.ru

Киндяков Александр Анатольевич, студент кафедры прикладной математики Института фундаментальных наук, Кемеровский государственный университет (ФГБОУ ВО КемГУ), Кемерово, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4613-3266, e-mail: c006781@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 687
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 487
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0