Связь субъективной оценки самореализации женщин и отношения к разным сторонам действительности в периоде отпуска по уходу за ребенком

767

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования взаимосвязи самореализации женщин и их отношения к разным аспектам окружающей их действительности (мужу, ребенку, Я-идеальному, Я-реальному, работе, учебе, матери и т. д). Результаты исследования особенностей прохождения послеродового периода с участием группы женщин, находящихся в декретном отпуске по уходу за ребенком, свидетельствуют о существенных различиях в определении сущности самореализации: женщины, считающие себя реализованными, ориентируются, в первую очередь, на внутреннее состояние и ощущение гармонии, в то время как женщины, считающие себя нереализованными, рассматривают внешние факторы в качестве препятствия решению задачи самореализации (наличие-отсутствие работы, взаимоотношения с мужем и др.).

Общая информация

Ключевые слова: самореализация, материнство, отношение к действительности, женщины , виды самореализации, психологическое состояние матери

Рубрика издания: Психология личности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130312

Для цитаты: Морева Г.И., Саночкина А.В. Связь субъективной оценки самореализации женщин и отношения к разным сторонам действительности в периоде отпуска по уходу за ребенком // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 3. С. 156–168. DOI: 10.17759/exppsy.2020130312

Полный текст


 

Актуальность

Согласно статистическим данным о качестве жизни женщин в послеродовом периоде, примерно у 50% развивается легкая форма невроза; послеродовая депрессия выявляется у 15—20% женщин. Депрессия может быть вызвана рядом причин: существенными изменениями в психологическом (изменением образа жизни, статуса), физиологическом (изменением гормонального фона), физическом (восстановлением сил после родов, нарушением ритма сна и бодрствования, становлением лактации) состоянии женщины, изменениями в ее социальном статусе (соответствие ожиданиям общества, отсутствие времени, изменение финансовой ситуации) [15].

После рождения ребенка жизнь женщины претерпевает значительные изменения. Если до беременности и родов ее жизнь подчинялась общим законам социальной и индивидуальной жизни (работа, учеба, хобби, спорт, общение с друзьями и родственниками), то после рождения ребенка женщина практически все время проводит с ним, в значительной степени ограничивая личные интересы.

Актуальность изучения особенностей самореализации женщины в послеродовом периоде обусловлена высокой распространенностью проблемы снижения уровня самооценки и развития депрессивных состояний, приводящих к нарушению эмоциональных отношений с ребенком и взаимоотношений в семье в целом [4].

Определяя сущность самореализации, многие авторы акцентируют внимание на активности самого субъекта жизнедеятельности в ее осуществении: Р. Ассаджиоли придает особое значение пробуждению и проявлению скрытых возможностей человека [2], К. Роджерс — способности человека создавать и преобразовывать себя [14]. С точки зрения В.В. Лапика, самореализация представляет собой актуализацию человеком себя самого: человек сам развивает свои способности, сам определят свои жизненные цели, сам их реализует и контролирует, сам отвечает за все, не перекладывая ответственность на других людей [9]. В рамках полисистемной модели самореализации личности С.И. Кудинова активность субъекта в осуществлении самореализации оценивается на основании постоянства его стремлений и готовности к самовыражению в различных сферах жизнедеятельности [7].

Самореализация в отечественных исследованиях в работах Ллешиной Ю.Е., Коростылевой Л.А., Митиной О.В., Пучковой Ю.И., Денисовой Е.А., Филипповой Г.Г. рассматривается главным образом как реализация самого себя в профессиональной деятельности [1]. Н.Н. Васягина и Е.Н. Рыбакова в результате проведения «структурно-содержательного анализа самосознания матери» приходят к выводу о том, что в условиях трансформации традиционных стереотипов репродуктивного поведения при решении дилеммы «ребенок или карьера» как направления и способа самореализации женщины все чаще склоняются в пользу карьеры [3].

В рамках данного исследования авторы предлагают трехкомпонентную структуру самосознания матери: самопостижение (представления о себе как о матери), самоотношение (оценка женщиной того, насколько хорошо она выполняет роль матери) и самореализация (процесс организации материнского поведения, особенности взаимоотношений с ребенком). Самореализация матери в данном случае понимается как процесс организации матерью своего поведения, форма регуляции взаимоотношений с ребенком, процесс, который предполагает не только развитие самопостижения и самоотношения, но и включение их результатов в систему построения гармоничных взаимоотношений с окружающими и раскрытия личностного потенциала [3]. Содержание данного компонента — эмоциональное сопровождение процесса взаимодействия с ребенком, реагирование на поведение и эмоции ребенка, стили и способы взаимодействия с ним, тип детско-родительских отношений.

Однако процесс самореализации женщины в материнстве может принимать крайние формы.

1.    Чрезмерная концентрация на ребенке. Матери чрезмерно заботятся о своем ребенке, стараясь оберегать его даже от малейших трудностей и обид; с одной стороны, устанавливают с ним отношения зависимости, а с другой — стремятся ускорить его развитие. Практически все свое свободное время женщины посвящают заботам о ребенке, ограничивают свои интересы рамками семьи и рано или поздно начинают испытывать ощущение самопожертвования и большой ограниченности своих интересов рамками семьи и, в первую очередь, ребенка.

2.    Доминирование и контроль. Уверенная в том, что родители должны быть абсолютным авторитетом для детей, мать чрезмерно контролирует ребенка, ограничивая в свободе выбора. Ориентированные на контроль женщины воспринимают мужа как безучастного, безразличного, не включенного в дела семьи, почти постороннего человека. Поглощенность заботами о семье и ребенке приводит к пренебрежению собственными интересами и возникновению чувства хронического самопожертвования.

3.    Высокий уровень ожиданий от ребенка. Мать предъявляет к ребенку повышенные требования, ожидая проявлений ответственности. Если ребенок не справляется с заданием, нарушает правила, мать достаточно строго его наказывает [3].

В рамках исследований качества жизни женщины в послеродовом периоде была также проведена работа Э.С. Тимербулатовой [16]. В данном исследовании, посвященном изучению специфики влияния профессиональной деятельности на степень удовлетворенности жизнью у женщин, осуществляющих актуальное биологическое материнство, приняли участие 122 женщины в возрасте от 28 до 40 лет. Вся выборка была разделена на гомогенные между собой по ряду признаков группы: по характеру семейной организации — полная семья; наличию ребенка (детей); по образовательному статусу матери (высшее образование). Результаты исследования свидетельствуют о том, что у женщин-матерей, имеющих выраженную ценностную ориентацию на профессиональные достижения, удовлетворенность жизнью выше, чем у женщин-матерей, сознательно выбравших материнскую деятельность как основу самореализации. Образ Я женщин-матерей, не ориентированных на профессиональные достижения, зависит от отношения к семье, отношения к матери, успешности выполнения своих материнских функций, нагружен избыточной самопридирчивостью с наличием негативной оценки себя и результатов своей деятельности [16].

Таким образом, самореализация себя как матери является важной психологической задачей женщины после рождения ребенка. Однако также необходимо обсудить вопрос о том, возможно ли в этих «сложных» условиях осуществление другого вида самореализации женщины и какие иные виды самореализации доступны женщинам и оцениваются ими как ценные, позволяющие чувствовать психологический комфорт и самоуважение.

Цель нашего дальнейшего исследования состояла в анализе специфики представлений, содержания и форм самореализации женщин, находящихся в декретном отпуске.

Кроме того, были выдвинуты следующие предположения: 1) женщины, находящиеся в декретном отпуске, могут реализовываться в разных сферах деятельности (профессии, коммуникации, воспитании, быту и др.); 2) представление о самореализация связано с характером отношения женщины к разным сторонам действительности (к семье, карьере, воспитанию детей, взаимоотношениям с супругом), а также с системой ее ценностых ориентаций и установок.

В исследовании приняли участие женщины, находящиеся в декретном отпуске по уходу за ребенком (61 человек).

Для психологической диагностики испытуемых применялись следующие методы.

•     Эссе — с целью выявления представлений о самореализации.

•     Анкетирование — с целью выявления характера и содержания самореализации до родов и после рождения ребенка.

•     Метод цветовых метафор Соломина — с целью определения основных установок испытуемых по отношению к различным сторонам действительности и сферам человеческой жизнедеятельности.

Полученные данные подвергались обработке с помощью следующих методов: контент-анализа, критерия знаков, кластерного анализа (SPSS).

В контент-анализе за категорию были приняты внешние и внутренние формы самореализации (предложенные С.И. Кудиновым); в качестве подкатегорий выступили виды самореализации [8].

Результаты исследования

Респондентам было предложено написать эссе на тему: «Что такое самореализация?».

В ответах испытуемых были выделены представления о различных видах самореализации: «она может осуществляться в разных видах: работа, муж, дети, родители, социальные проекты, бизнес, походы, путешествия»; «чем больше сфер жизни мы охватываем, чем больше трудимся и достигаем успеха, тем больше наше чувство удовлетворения». Они отмечали, что самореализация — это «такие действия, которые приносят удовлетворение: внутреннее, духовное, и внешнее, материальное», «удовольствие от деятельности», «польза обществу, близким», «достижение поставленных целей, причем не столько личных, материальных, но и более широких, несущих социальную значимость», «то, что дает возможность понять, что ты живешь не зря, что ты чего-то стоишь».

В рамках анкетирования респондентам было предложено ответить на вопросы: По Вашему мнению, Вы самореализовывались до декрета? По Вашему мнению, Вы самореа­лизуетесь в декрете?

Первичные данные были обработаны методом «Критерий знаков» и методом контент-анализа.

С помощью критерия знаков все испытуемые были распределены по группам в зависимости от того, как они определяют содержание и характер своей самореализации.

•     1-я группа. Женщины, оценивающие себя как самореализовавшиеся после рождения ребенка (сдвиг в положительную сторону). По всей вероятности, факт рождения ребенка выступает для них как возможность самореализации в важнейшей для женщины сфере — материнстве. В данном случае можно предположить, что представительницы этой группы либо не смогли найти свое место в профессии, либо поменяли приоритеты после рождения ребенка (14 человек).

•     2-я группа. Женщины, считающие, что с рождением ребенка прекратился процесс развития их способностей; они с трудом определяют свои жизненные цели (сдвиг в отрицательную сторону, нетипичный сдвиг). Можно предположить, что до рождения ребенка представительницы данной группы были достаточно успешны в профессии, что оценивается ими как единственный вид самореализации, и тогда рождение ребенка представляет для них скорее стагнацию (10 человек).

•     3-я группа. Эта группа — самая многочисленная — «самореализованные» (нулевой сдвиг). Представительницы этой группы демонстрируют «постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности» (поли- системная модель самореализации личности) (33 человека) [8]. То есть в данном случае можно говорить о расширении границ и возможностей самореализации: в нее входят и профессиональная, и личностная самореализация.

•     4-я группа. «Нереализованные» (нулевой сдвиг) — представительницы данной группы одинаково отрицательно оценивают свою самореализацию как «до», так и после рождения ребенка (4 человека). Объяснений подобной ситуации может быть несколько: либо это женщины, вероятно, не нашедшие себя ни в профессии, ни в личных отношениях и обладающие неясным представлением о материнстве; либо это женщины, родившие уже третьего—четвертого ребенка и уставшие от обыденности и постоянной рутины.

Одним из важных предназначений женщины, с точки зрения гендерных стереотипов, является рождение ребенка. Однако только для 23% обследованных (1-я группа) этот факт связан с самореализацией. Подобная ситуация, с нашей точки зрения, является свидетельством расширения современных представлений о возможностях женщин, о возможностях реализации не только в семье, но и в профессиональной сфере.

От чего зависит такая разная оценка самореализации? Вероятно, от отношения женщины к различным сторонам окружающей ее действительности и возможностям деятельности в ней. Для уточнения данного вопроса было проведено еще одно обследование с применением метода цветовых метафор И.Л. Соломина. Данные были проанализированы с помощью кластерного анализа по показателям испытуемых четырех групп, распределенных по принципу оценки своей самореализации до и после родов.

1- я группа

Базовые потребности. У данной группы обследуемых (рис. 1) базовые потребности находятся в самом первом кластере, который объединяет 2 подгруппы: «Творчество» и «Радость» и «Мое увлечение», «Какой я хочу быть», «Счастье», «Мое будущее» и  «Мой ребенок». Самореализацию они видят именно в факте рождения ребенка («каждая женщина должна родить ребенка»), тем самым реализуется одна из главных, с их точки зрения, функций женщины - быть матерью.


Рис. 1. Результаты оценки показателей степени уверенности обследуемых 1-й группы в возможности самореализации после рождения ребенка (14 человек)

Далее, такой фактор, как «Интересное занятие», находится в кластере, объединяющем две другие группы параметров — «Деньги, Мое прошлое» и «Интересное занятие и Удача», что свидетельствует о наличии у обследуемых базовой потребности в материальном благополучии и удаче, однако удовлетворение этой потребности связано с прошлым.

Удовлетворенность базовых потребностей. Удовлетворение таких базовых потребностей, как «Ребенок», «Творчество», «Счастье» и «Радость», обследуемые относят к будущему.

Отношение к будущему. «Мое будущее» входит в самый первый кластер и объединяет базовые потребности обследуемых («Ребенок», «Творчество», «Счастье» и «Радость»). Подобная связь может свидетельствовать о том, что они позитивно относятся к будущему и ожидают видеть его счастливым, наполненным возможностями заниматься творчеством, любимым делом, в котором обязательно присутствует ребенок.

Отношение к себе. Представления обследуемых о том, какими они являются на самом деле («Какая я на самом деле») совпадают с представлениями об их настоящем («Мое настоящее»), что говорит о соответствии их намерений и представлений о самореализации и реального положения дел с включением материнства в общий план жизни. «Каким я хочу быть» и «Мое будущее» совпадают и соотносятся с понятиями «Счастье» и «Радость», отношением к работе, учебе и другим видам деятельности.

Отношение к различным людям. Любопытным является тот факт, что такой фактор, как отношение к мужу («Мой муж»), для этой группы обследованных находится в связи с карьерой, общением, развитием, но не связан с семьей, ребенком; несмотря на то, что отношение к мужу и представления о любви все-таки находятся в одном кластере.

Источники стресса. Данный кластер объединяют такие источники отрицательных эмоций, стресса и опасений, как «Страх», «Болезнь», «Конфликты» и «Печаль», «Раздражение», «Неприятности». Анализ его факторов свидетельствует о том, что обследуемые данной группы опасаются болезней и конфликтов в семье, возникновение или вероятность развития которых вызывают у них чувство грусти или раздражение.

Таким образом, женщины, относящиеся к рождению ребенку как к существенной стороне своей жизни и возможности самореализации, характеризуются позитивным отношением к настоящему и к будущему. Преобладающей установкой в данном случае является установка на взаимодействие с ребенком, в то время как карьера, получение знаний, учеба отступают на второй план и составляют перспективу скорее будущего, нежели настоящего; отношения с супругом у обследуемых данной группы характеризуются отсутствием конфликтов, однако уступают по своей значимости отношению к ребенку и родителям.

2- я группа

Результаты проведенного анализа (рис. 2) указывают на наличие 8 кластеров, имеющих незначительные показатели взаимосвязи между собой.


Рис. 2. Результаты оценки показателей степени уверенности обследуемых 2-й группы в возможности самореализации после рождения ребенка (10 человек)

Базовые потребности объединяют несколько подгрупп: «Мое увлечение» и «Конфликты», «Страх и болезнь», «Любовь и радость»; «Печаль и неприятности» и «Секс» и «Интересное занятие». Оценка базовых потребностей указывает на существенное значение таких факторов, как «Любовь», «Радость», «Секс», а присутствие в данном кластере отрицательных эмоциональных состояний, установок и опасений («Мое увлечение» и «Конфликты», «Страх и болезнь», «Печаль и неприятности») может свидетельствовать о возможных трудностях в адаптации к новому стилю жизни и в поиске новых способов самореализации.

Удовлетворенность базовых потребностей. Отсутствие взаимосвязи удовлетворенности базовых потребностей с прошлым, настоящим, будущим также свидетельствует о наличии высокой степени фрустрированности у обследуемых данной группы.

Отношение к будущему. Результаты анализа показателей отношения данной группы обследуемых к будущему свидетельствует о наличии его взаимосвязи с такими факторами, как «Моя работа», «Счастье», «Удача», «Достижения», и, следовательно, об ориентированности данной группы на самореализацию в будущем в работе, в продвижении по службе, в достижении высоких результатов в выбранной ими сфере деятельности.

Отношение к другим. Объединение в общий кластер таких факторов жизнедеятельности и установок, как «Каким я хочу быть», «Мой ребенок», «Мой отец» и «Моя мать», позволяет предположить, что обследуемые данной группы связывают воспитание и уход за ребенком с надеждой на получение помощи от родителей. Отношения к супругу и к собственному дому находятся в тесной взаимосвязи, однако в данной сфере взаимодействия отсутствует отношение женщины к ребенку. Такие особенности восприятия семейной ситуации могут указывать на наличие трудностей в отношениях с мужем, а взаимосвязь факторов «Печаль и неприятности» и «Секс» и «Интересное занятие» лишь подтверждают выдвинутое предположение и свидетельствуют о проблемах с мужем в сексуальной сфере и в сфере поиска вариантов проведения совместного досуга.

Отношение к себе. Объединение в общий кластер таких факторов, как «Спорт», «Какой я на самом деле», «Мое развитие» и «Моя учеба», позволяет предположить, что обследуемые данной группы выражают стремление к занятиям спортом, к учебе, к дальнейшему саморазвитию, однако сомневаются в собственной успешности, ограничиваются лишь желанием, не предпринимая конкретных действий.

Позитивным отношением является лишь отношение к будущему, с которым представительницы данной группы связывают достижение счастья, удачи, успеха.

Таким образом, обследуемые данной группы достаточно низко оценивают перспективы самореализации на данном этапе своей жизни, находятся в ситуации стресса, испытывают трудности во взаимоотношениях с мужем, надеются на помощь родственников в уходе и воспитании ребенка; все их ожидания направлены не на настоящее, а на будущее.

3- я группа

Анализ данного кластера (рис. 3) позволяет выделить лишь две существенные взаимосвязи: фактор «Мое будущее» находится в тесной взаимосвязи с фактором взаимоотношений с супругом, а фактор «Секс» находится в тесной взаимосвязи с фактором «Любовь». Анализ других факторов жизнедятельности обнаруживает несущественные по значимости взаимосвязи. Отношение к ребенку определяется отношением женщины к самой себе («Какая я на самом деле» и «Какой я хочу быть») и представляется ей интересным занятием. Отсутствие взаимосвязи потребности в самореализации в различных сферах жизнедеятельности с настоящим или будущим может свидетельствовать об удовлетворенности представительниц данной группы текущим положением дел, отсутствием фрустрированности и стресса, но также и отсутствием стремления к самореализации в иных, кроме материнства, сферах жизни.


Рис. 3. Результаты оценки показателей степени уверенности обследуемых 3-й группы в возможности самореализации после рождения ребенка (33 человека)

 

4- я группа

Базовые потребности. Результаты оценки показателей обследуемых данной группы (рис. 4) свидетельствует об объединении таких факторов, как «Мое у влечение» «Спорт» и « Мое прошлое», в один кластер, а факторов «Мое настоящее», «Творчество», «Мой дом» и «Печаль» и «Интересное занятие» — в другой. Таким образом, можно предположить, что базовыми потребностями представительниц данной группы являются спорт, творчество, обустройство дома.

Удовлетворенность базовых потребностей. Результаты проведенного анализа показателей обследуемых данной группы указывают на следующие особенности самореализации: реализация потребности в занятиях спортом осуществлялась в прошлом, а на пути удовлетворение актуальных потребностей в творчестве и обустройстве собственного дома возникают те или иные препятствия (объединение факторов «Творчество» и «Мой дом» и «Печаль» в единый кластер).

Отношение к будущему. Основные возможности самореализации обследуемые данной группы связывают с будущим (объединение в общий кластер факторов «Мое будущее», «Моя учеба», «Общение», «Радость», «Конфликты»: они ожидают не только увеличения круга общения, возможности продолжить учебу, но также определенных трудностей на пути реализации своих планов и стремлений.


Рис. 4. Результаты оценки показателей степени уверенности обследуемых 4-й группы в возможности самореализации после рождения ребенка (4 человека)

 

Отношение к себе. Следующий кластер объединяет такие факторы, как «Какой я на самом деле», «Болезнь», «Мое будущее»; показатели включенности фактора «Каким я хочу быть» не обнаруживают сколь-нибудь значимых значений. В данном случае можно предположить, что обследуемые воспринимают декретный отпуск и необходимость нахождения с ребенком как достаточно тягостный период своей жизни, а также не строят планов на будущее.

Отношение к работе, учебе и Другим видам деятельности. Третий кластер объединяет несколько подгрупп факторов: «Знания», «Достижения», «Секс», «Любовь», «Страх», «Карьера» и «Раздражение». Несмотря на желание достигать результатов, получать знания, развивать семейные взаимоотношения, присутствуют страх и определенные опасения по поводу возможности реализации своих планов и намерений.

Отношение к окружающим людям. 4-й кластер образуют следующие факторы: «Моя работа», «Мои друзья», «Мой ребенок», «Моя мать», «Деньги», «Удача». Такое распределение факторов может говорить о том, что обследуемые данной группы скорее объединяют себя и ребенка со своими родителями и друзьями; от этих окружающих они также ожидают помощи, поддержки при возникновении каких-либо трудностей; при этом показатели выраженности фактора взаимоотношений с мужем не обнаруживают существенных значений, что указывает на исключение супруга из круга значимого на данном этапе окружения.

Источники стресса. Обследуемые данной группы связывают и настоящее, и будущее с проблемами, конфликтами, с переживанием отрицательных эмоций; мысли о продолжении карьеры вызывают на данном этапе раздражение и являются, вероятно, дополнительным источником стресса.

Кроме того, необходимо отметить те факторы, которые, согласно анализу показателей, не вошли ни в один из сформированных кластеров: «Мое развитие», «Каким и хочу быть» и «Мой муж». На основании всех полученных данных обследуемых этой группы можно сделать вывод о том, что, несмотря на наличие представлений о возможностях реализации собственных планов и стремлений, все они носят разрозненный, умозрительный характер; общий стиль жизни обследуемых этой группы не является целостным, объемным, включающим разнообразные сферы жизнедеятельности; в данном случае можно говорить о кризисе послеродового периода и также о том, что удовлетворенность текущим укладом жизни и построение планов на будущее скорее определяются и зависят от внешних факторов.

Аналогичные выводы можно сделать при сравнении показателей обследуемых нами выделенных групп: если женщины, включающие дородовой и послеродовой периоды в общий план своей жизни, а также направленные на развитие различных ее аспектов и сфер жизнедеятельности и взаимоотношений, характеризуются позитивной оценкой своих возможностей по самореализации, то женщины, не имеющие определенных целей и планов на дальнейшую жизнь, выражающие опасения и испытывающие страх перед будущим, не сформировавшие целостного представления о своем мире после рождения ребенка, характеризуются пребыванием в состоянии кризиса, стресса и фрустрации.

Выводы

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что женщины, положительно оценивающие возможности самореализации после рождения ребенка, ориентируются в первую очередь на внутреннее состояние и ощущение гармонии, в то время как женщины, не усматривающие дальнейших перспектив собственного развития и не ставящие перед собой конкретные цели, ориентируются на внешние факторы (отсутствие работы, сложные бытовые и семейные условия).

Оценка собственной самореализации связана с отношением к разным сторонам действительности.

•     Женщины, обнаруживающие проблемы в семейной жизни, в сфере здоровья, рассматривающие свои перспективы лишь с точки зрения реализации потребности в профессиональной самореализации, считают, что рождение ребенка приводит их к стагнации, невозможности развивать свои способности, самостоятельно определять жизненные цели.

•     Женщины, положительно оценивающие взаимоотношения с ребенком, супругом, с внешним миром в целом и определяющие возможность самореализации в разных видах деятельности (а не только профессиональной), считают себя реализованными и находятся в состоянии внутренней гармонии.

Полученные в ходе исследования результаты могу быть использованы в работе психологов-консультантов при составлении индивидуального плана коррекции психологических проблем, которые возникают у женщин, находящихся в послеродовом периоде, при определении целей и задач достижения и развития после рождения ребенка.

Результаты проекта были апробированы в рамках онлайн-школы для мам «Крылья»: 70 женщин, находящихся в послеродовом отпуске, прошли личную консультацию с психологом в коучинг-формате, в рамках которой осуществлялась индивидуальная работа по преодолению трудностей данного периода жизни и по построению системы целей и задач для дальнейшей успешной самореализации.

 

Литература

  1. Алешина Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешина, А.С. Волович // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74—82
  2. Ассаджиоли Р. Психосинтез: Принципы и техники. М.: Эксмо, 2002. 416 с.
  3. Васягина Н.Н. Структурно-содержательный анализ самосознания матери / Н.Н. Васягина, Е.Н. Рыбакова // Образование и наука. 2007. № 2(44). С.75—84
  4. Винникотт Д.В. Мать и дитя. Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. 296 с.
  5. Денисова Е.А. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин / Е.А. Денисова, С.Ю.Николаева // Концепт. 2015. № 04. С. 141—145.
  6. Коростылева Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Питер, 2001. С. 3—19.
  7. Кудинов С.И. Психология любознательности: Теоретические и прикладные аспекты: монография. Бийск: НИЦ, БиГПИ. 1999. 273с.
  8. Кудинов С.И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности // Наука. Образование. Практика: сб. материалов региональной межвузовской научно-практической конференции. Уфа: Восточный университет. 2007. С. 37—41.
  9. Лапик В.В. Самоактуализация личности (Психологический инструментарий). М.: Лига профессиональных имиджмейкеров, 1999. 117 с.
  10. Митина О.В. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) / О.В. Митина, В.Ф. Петренко // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 68—74.
  11. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 319 с.
  12. Психология и психоанализ беременности / Под ред. Д.Я. Райгородского. М.: БАХРАХ-М, 2003. 775 с.
  13. Пучкова Ю.И. Профессиональная самореализация женщины в современных социокультурных условиях: дисс. канд. психол. наук. Курск, 2007. 127с.
  14. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М. Злотник. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 414 с.
  15. Скобло Г.В. Послеродовые материнские депрессии и психотерапия / Г.В. Скобло, Л.Л. Баз, Н.К. Васильковская // Семейная психология и семейная терапия. 2000. № 3. С. 68—72.
  16. Тимербулатова Э.С. Влияние профессиональной деятельности женщин-матерей на уровень их удовлетворенности жизни // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. № 3. С.100—104
  17. Филиппова Г. Г. Психология материнства: учеб. пособие. М.: Изд-во института психотерапии. 2002. 240 с.

Информация об авторах

Морева Галина Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0763-0385, e-mail: gaga53@mail.ru

Саночкина Анна Владимировна, аспирант, Тюменский государственный университет (ФГАОУ ВО ТюмГУ), Тюмень, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8798-0421, e-mail: ann.movchan@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 844
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 767
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 8