Психологические особенности представлений любителей произведений фантастического и детективного жанров о субъекте безопасности

256

Аннотация

Настоящее исследование посвящено изучению представлений любителей медиапродукции детективного и фантастического жанра о безопасности в целом и о субъекте безопасности — в частности. Было выдвинуто предположение, что предпочтение медиапродукции фантастического и детективного жанра способствует спецификации представлений о субъекте безопасности. Исследование осуществлено методом семантического дифференциала с участием 400 испытуемых в возрасте от 18 до 22 лет. Выделены существенные различия в структуре представлений о субъекте безопасности у любителей детективного жанра и любителей фантастики: если с точки зрения первых поведение и действия субъекта безопасности должны основываться на реалистичной оценке ситуации опасности и актуализации собственных ресурсов (факторы «Реалистичность», «Самоактуализация»), то основными качествами субъекта безопасности с точки зрения вторых являются гибкость мышления, способность к изменению поведения, умение общаться с людьми, сохраняя при этом конфиденциальность получаемой информации (факторы «Изменчивость», «Приватность», «Открытость»). Общими для обеих групп испытуемых являются такие присущие субъекту безопасности качества, как оригинальность подхода к решению сложной или опасной ситуации и энергичность, активность действий (факторы «Новизна» и «Активность»). Предложенный в исследовании проективный метод оценки стратегий действий субъекта в условиях угрозы, риска и стресса расширяет диагностические и прогностические возможности психологии безопасности.

Общая информация

Ключевые слова: представления, безопасность, картина мира, субъект, влияние

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130314

Для цитаты: Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологические особенности представлений любителей произведений фантастического и детективного жанров о субъекте безопасности // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 3. С. 180–193. DOI: 10.17759/exppsy.2020130314

Фрагмент статьи

Стрессоемкость современной жизни побуждает обратиться к поиску универсалий, понимание которых может быть использовано для снижения уязвимости человека. Безопасность, поддерживая стабильность и возможность беспрепятственного развития, выступает для любых систем альтернативой напряженности, агрессии, противостояния.

Литература

  1. Елисеев В.Г. Некоторые аспекты безопасности личности // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее. Материалы III Международной научно-практической конференции в рамках форума «Безопасность и связь». Казань: Научный центр безопасности жизнедеятельности, 2014. С. 172—179.
  2. Книжникова С.В. Медиапродукция и риск девиантного поведения у детей и молодежи // Медиаобразование. 2017. № 3. С. 91—103.
  3. Кравченко Е.А. Безопасность в социальных сетях (психолого-педагогический аспект) // Безопасность информационно-образовательной среды. Материалы III Международной научно- практической конференции. «Среднее профессиональное образование в информационном обществе». Челябинск: Челябинский институт развития профессионального образования, 2018. С. 17—20.
  4. Кубрак Т.А. Проблема информационно-психологической безопасности в кинодискурсе // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 47. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.10.2019).
  5. Кубрак Т.А., Гребенщикова Т.А. Влияние кино на представления молодежи о пожилых людях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 2. С. 178—191.
  6. Кухтова Н.В., Скрипачева Е.И. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды посредством формирования просоциальности у младших школьников // Психологическая безопасность личности в изменяющемся социуме. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Великий Новгород, 2018. С. 122—127.
  7. Маченин А.А. Культура безопасности на материале российских и зарубежных художественных кинопроизведений // Медиаобразование. 2014. № 1. С. 42—53.
  8. Молокоедов А.В., Слободчиков И.М., Франц С.В. Безопасность личности: комплексный анализ. Москва: Левъ, 2017. 268с.
  9. Никифорова Д.М., Бойко А.Д. Разработка программы по оптимизации безопасного защитного и совладающего поведения студентов в образовательной среде // Педагогическое образование в России. 2019. № 1. С. 105—112.
  10. Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия. Москва, 1972. С. 278—298.
  11. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск: Издательство СГУ, 1997. 400с.
  12. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Принцип безопасности электронной образовательной среды в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения // Информационные технологии и средства обучения. 2017. Т. 62. № 6. С. 203—215. doi: 10.33407/itlt.v62i6.1721
  13. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологические сценарии создания безопасной медиасреды вуза // Медиаобразование. 2017. № 4. С. 73—82.
  14. Шибаева М.Ю. Влияние кино на эмоционально-волевую сферу подростков (на примере фильма «Малышка на миллион») // Молодой ученый. 2017. № 1-1(135). С. 110—113.
  15. Шмелев А.Г. Психосемантика и психодиагностика личности: дисс. … д-ра психол. наук. М., 1994. 613 с.
  16. Эткинд А.М. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала // Вопросы психологии. 1979. № 1. С. 17—28.
  17. Behm-Morawitz E., Mastro D. Mean girls? The influence of gender portrayals in teen movies on emerging adults’ gender-based attitudes and beliefs // Journalism and Mass Communication Quarterly. 2008. № 85 (1). P. 131—146.
  18. Morgan S.E., Movius L. & Cody M.J. The power of narratives: The effects of entertainment television organ donation storylines on the attitudes, knowledge, and behaviors of donors and nondonors // Journal of Communication. 2009. № 59 (1). P. 135—151. doi: 10.1111/j.1460-2466.2008.01408.x.
  19. Patterson J. Thriller. Ontario, Canada: MIRA Books, 2006.

Информация об авторах

Тылец Валерий Геннадьевич, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры фонетики и грамматики французского языка, Московский государственный лингвистический университет (ФГБОУ ВО МГЛУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5387-6570, e-mail: tyletsvalery@yandex.ru

Краснянская Татьяна Максимовна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедрs общей, социальной психологии и истории психологии, Московский гуманитарный университет (АНО ВО МосГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4572-6003, e-mail: ktm8@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 560
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 256
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 7