Изменение спектральной мощности ЭЭГ в состоянии покоя у детей, проживающих в домах ребенка

200

Аннотация

В последние десятилетия было проведено значительное количество исследований, показавших, что опыт институционализации и ранней психосоциальной депривации оказывает негативное влияние на развитие человека. Важным аспектом оценки развития является исследование функционального состояния головного мозга в состоянии покоя. Целью данной работы является выявление изменений распределения спектральной мощности ЭЭГ в состоянии покоя у детей раннего возраста, проживающих в домах ребенка, по сравнению со сверстниками, проживающими в биологических семьях. Регистрация ЭЭГ проводилась при помощи 64 активных электродов. Во время записи испытуемым демонстрировался трехминутный видеофрагмент на мониторе компьютера. В исследовании приняли участие 11 детей из домов ребенка в возрасте от 17 до 43 месяцев и 11 детей из биологических семей в возрасте от 19 до 47 месяцев. Результаты свидетельствуют, что дети из домов ребенка демонстрируют снижение спектральной мощности ЭЭГ в θ-, α- и δ-диапазонах по сравнению с детьми из биологических семей.

Общая информация

Ключевые слова: ранняя депривация, институционализация, когнитивное развитие, ЭЭГ, спектральный анализ

Рубрика издания: Психофизиология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130408

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта Правительства Российской Федерации № 14.Z50.31.0027 «Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка».

Благодарности. Авторы выражают искреннюю благодарность детям и семьям, которые принимают участие в наших исследованиях. Мы надеемся, что полученные результаты внесут вклад в развитие социальной и образовательной помощи детям, которые в ней нуждаются, а также привлекут внимание к изучению особенностей развития детей-сирот.

Для цитаты: Петров М.В., Жукова М.А., Овчинникова И.В., Голованова И.В., Васильева М.Ю., Мухамедрахимов Р.Ж., Наумова О.Ю., Григоренко Е.Л. Изменение спектральной мощности ЭЭГ в состоянии покоя у детей, проживающих в домах ребенка // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 4. С. 115–124. DOI: 10.17759/exppsy.2020130408

Фрагмент статьи

В научной литературе активно обсуждаются особенности развития детей, имеющих опыт проживания в условиях институционализации. В частности, рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей познавательного развития таких детей.

Литература

  1. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПБ.: Питер, 2008. 288 с.
  2. Фарбер Д.А., Фарбер Д.А., Семенова Л.К., Алферова В.В. Структруно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. 198 с.
  3. Benjamini Y., Hochberg Y. Controlling the false discovery rate: a practical and powerful approach to multiple testing // Journal of the Royal Statistical Society Series B. 1995. № 57. P. 289—300.
  4. de Haan M. Infant EEG and event-related potentials. New York: Psychology Press, 2013. 344 p.
  5. Henderson L.M., Yoder P.J., Yale M.E., McDuffie A. Getting the point: Electrophysiological correlates of protodeclarative pointing // International Journal of Developmental Neuroscience. 2002. № 20, P. 449— 458.
  6. Jones E.J.H., Venema K., Lowy R., Earl R.K., Webb S.J. Developmental changes in infant brain activity during naturalistic social experiences // Developmental Psychobiology. 2015. № 57. P. 842—853.
  7. Juffer F., Van Ijzendoorn M.H. Behavior problems and mental health referrals of international adoptees: A meta-analysis // American Medical Association. 2005. № 293(20). P. 569—577.
  8. Kahana M. J., Seelig D., Madsen J.R. Theta returns // Curr Op in Neurobiol. 2001. № 11. P. 739—744.
  9. Lehtonen J., Kononen M., Purhonen M., Partanen J., Saarikoski S. The effects of feeding on the electroencephalogram in 3- and 6-month-old infants // Psychophysiology. 2002. № 39. P. 73—79.
  10. Marshall P.J., Fox N.A., Grp B.C. A comparison of the electroencephalogram (EEG) between institutionalized and community children in Romania // Journal of Cognitive Neuroscience. 2007. № 19 (1). P. 173—174.
  11. Orekhova E.V., Stroganova T.A., Posikera I.N. Theta synchronization during sustained anticipatory attention in infants over the second half of the first year of life // Int J Psychophysiol. 1999. № 32. P. 151—72.
  12. St. John A.M., Kao K., Choksi M., Liederman J., Grieve P.G., & Tarullo A.R. Variation in infant EEG power across social and nonsocial contexts // Journal of Experimental Child Psychology. 2016. № 152. P. 106—122.
  13. Stroganova T.A., Posikera I.N. Functional organisation of behavioural states in wakefulness during infancy (EEG study) // Brain and behaviour in infancy. Moscow: IPRAN Press. 1993. P. 78—166.
  14. Vinogradova O.S. Expression control, and probable functional-significance of the neuronal theta-rhythm // Prog Neurobiol. 1995. № 4. P. 523—583.
  15. Zeanah C.H., Smyke A.T., Koga S.F., Carlson E. The Bucharest Early Intervention Project Core Group. Attachment in institutionalized and community children in Romania // Child Development. 2005. № 76. P. 1015—1028.

Информация об авторах

Петров Максим Владимирович, кандидат психологических наук, заместитель начальника психологической службы, СПб ГБУЗ «Психиатрическая больница № 1 имени П.П. Кащенко», Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4370-7212, e-mail: max.petrov.phd@gmail.com

Жукова Марина Андреевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Научный центр когнитивных исследований, Научно-технологический университет «Сириус», Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3069-570X, e-mail: zhukova.ma@talantiuspeh.ru

Овчинникова Ирина Викторовна, младший научный сотрудник, Лаборатория междисциплинарных исследований развития человека, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5950-5765, e-mail: ovchinir@gmail.com

Голованова Ирина Валерьевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник, Лаборатория междисциплинарных исследований развития человека, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0826-6386, e-mail: ir.golovanova@gmail.com

Васильева Марина Юрьевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии, биологический факультет, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4955-0065, e-mail: marinajv@list.ru

Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, факультет психологии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3532-5019, e-mail: r.muhamedrahimov@spbu.ru

Наумова Оксана Юрьевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Институт общей генетики имени Н.И. Вавилова (ИОГен РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0889-526X, e-mail: oksana.yu.naumova@gmail.com

Григоренко Елена Леонидовна, PhD, профессор, заслуженный профессор психологии Хью Рой и Лилли Кранц Каллен, Хьюстонский университет, Хьюстон, Техас, США; ведущий научный сотрудник, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Москва, Россия; профессор и и.о. директора Научного центра когнитивных исследований, Научно-технологический университет «Сириус», ФТ «Сириус», Россия; адъюнкт-профессор, Центр исследований детства и Лаборатории Хаскинса, Йельский университет, Нью-Хейвен, Коннектикут, США; профессор, Медицинский колледж Бейлора, Хьюстон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9646-4181, e-mail: elena.grigorenko@times.uh.edu

Метрики

Просмотров

Всего: 463
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 200
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0