Введение
Сегодня, когда эффективное функционирование науки и современных технологий рассматривается в качестве непременного условия сбалансированного развития общества [Huan, 2017], роль технологий виртуальной реальности (ВР) возрастает в развитии любого государства. Исследования виртуальной реальности, в первый период своего становления, прежде всего затрагивали области компьютерных технологий и интернет-разработок [Белозеров, 2015; Подкосова, 2011; Lombard, 1997; Petkova, 2009]. На данный момент использование технологий виртуальной реальности оказывается эффективным для разрешения актуальных задач психологических [Бабаева, 2000; Войскунский, 2010; Селиванов, 2019; Селиванов, 2014], педагогических [Барабанщиков, 2020; Побокин, 2015; Monaha, 2006; Zinchenko Yury, 2015], социальных исследований [Zinchenko Yury, 2015].
В целом, виртуальная реальность может рассматриваться как технология взаимодействия системы «человек—компьютер», которая позволяет пользователям погрузиться в трехмерную интерактивную информационную среду. В отечественной психологии технологии ВР активно используются при научном изучении влияния виртуальных образов и симулированных действий на мышление, память, обучение, психические состояния человека [Побокин, 2015; Селиванов, 2014; Селиванов, 2015]; при исследовании зрительных иллюзий [Меньшикова, 2013], параметров вестибулярного аппарата [Menshikova Galina, 2017]; при исследовании эффекта присутствия [Величковский, 2016].
Необходимо отметить, что эффекты воздействия ВР на психику человека пока еще не до конца ясны и требуют своего пристального внимания со стороны не только психологов- исследователей, но и психологов-практиков. Особое внимание в этом направлении уделяется коррекционному и терапевтическому потенциалу виртуальной реальности в работе с различными негативными состояниями психики человека и, прежде всего, с состоянием повышенной тревожности. В этом направлении ведутся работы как зарубежными, так и отечественными психологами [Войскунский, 2008; Ивченкова, 2017; Селиванов, 2016; Harris, 2002; Rothbaum, 1990; Wallach, 2006]. Хотелось бы отметить, что важной составляющей современных исследований является решение актуальных проблем, с которыми сталкивается личность в различные периоды своего развития и становления, в том числе и под действием ВР-технологий. В нашей статье такие данные будут представлены.
Процедура исследования
В рамках представленного исследования нами была поставлена общая цель — определить и описать результаты применения виртуальной реальности в преодолении состояния тревожности у старшеклассников. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что применение программы ВР, направленной на преодоление тревожности, снизит высокие и повышенные показатели тревожности у старшеклассников.
Исследование проводилось в несколько этапов: два диагностических этапа, которые были осуществлены до формирующего воздействия и после него. Само формирующее воздействие представлено программой по преодолению никтофобий [Селиванов, 2016]. На подготовительном этапе был произведен подбор диагностического материала и формирование выборки. Выборка исследования — 63 учащихся общеобразовательных школ города Смоленска в возрасте от 16 до 17 лет (средний возраст 16,5 лет). Из них 64% составляли юноши и 36% — девушки.
Дизайн исследования представлял собой первоначальную диагностику одной выборки с использованием «Теста школьной тревожности Филлипса», а также диагностики эмоционально-непосредственных связей учащихся в межличностных отношениях и оценки себя, значимого другого с помощью методики «Цветовая социометриия». Затем, по результатам проведенной диагностики, было осуществлено расщепление выборки на две группы — экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа была включена в формирующее воздействие с помощью программы по преодолению никтофобий. По окончании эксперимента была проведена постэкспериментальная диагностика.
До проведения формирующего эксперимента с помощью «Теста школьной тревожности Филлипса» была осуществлена диагностика тревожности на всей выборке. Результаты исследования представлены в табл. 1.
Нормальный уровень тревожности в выборке имеют 52,4% учеников, это говорит о том, что процесс обучения не является для них травмирующим. У 30,1% респондентов диагностирован повышенный показатель по шкале «Общая тревожность», высокий уровень был выявлен у 17,5%. Эти результаты могут свидетельствовать о склонности респондентов переживать тревожность разной степени интенсивности, которая может быть обусловлена непосредственно процессом обучения, проверкой и оценкой у учащихся знаний, взаимодействием с педагогическим коллективом и сверстниками.
Таблица 1
Результаты диагностики по методике
«Тест школьной тревожности Филлипса» (%) (N = 63)
|
№ Факторы |
Высокий уровень |
Повышенный уровень |
Низкий уровень |
Стандартное отклонение S |
|
1. Общая тревожность |
17,5 |
30,1 |
52,4 |
8,6 |
|
2. Переживание социального стресса |
8 |
42,8 |
49,2 |
13,5 |
|
3. Фрустрация потребности в достижении успеха |
11,1 |
25,4 |
63,5 |
13,1 |
|
4. Страх самовыражения |
8 |
20,6 |
71,4 |
10,4 |
|
5. Страх ситуации проверки знаний |
11,1 |
39,7 |
49,2 |
8,7 |
|
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
15,9 |
39,7 |
44,4 |
11,9 |
|
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
15,9 |
41,3 |
42,8 |
12,9 |
|
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями (преподавателями) |
28,6 |
28,6 |
42,8 |
7,6 |
По результатам диагностики 49,2% учащихся не переживают социального стресса, т. е. у представителей данной выборки отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные. Переживание социального стресса на повышенном уровне диагностируется у 42,8%, а на высоком уровне — у 8% респондентов.
В результате проведенной методики общая группа условно была поделена на две подгруппы: с нормальным уровнем общей тревожности — 1-я группа (40 человек) и с высоким и повышенным уровнем общей тревожности — 2-я группа (23 человека).
Вторая группа, с высоким уровнем тревожности, была протестирована повторно по методике «Тест школьной тревожности Филлипса» для последующего сравнения результатов после проведения психотерапевтического сеанса виртуальной реальности. Результаты исследования представлены в табл. 2.
В качестве оцениваемых переменных в исследовании осуществлялась: цветовая оценка себя, значимых других (друзей, родителей, одноклассников, учителей) с помощью методики «Цветовые отношения». На данном этапе исследования были реконструированы цветовые портреты каждого испытуемого, выявлена цветовая самооценка и цветовая гетерооценка предпочитаемых и отвергнутых. В цветовой интерпретации показателей выборки был сделан упор на исследования семантических значений цвета В.Ф. Петренко [Петренко, 2013], исследования эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания П.В. Яньшина [Яньшин, 2000], исследование взаимосвязи цветовых предпочтений и идентификации с цветом Б.А. Базыма [Базыма, 1998].
В результате проведенной социометрии были получены цветовые матрицы на каждого испытуемого с предпочитаемыми и отвергаемыми цветами, а также наделенными определенными содержательными значениями. После обобщения полученных данных мы получили средние значения цветовых предпочтений в 1-й группе с нормальным уровнем тревожности. Результаты исследования представлены в табл. 3.
Таблица 2
Результаты вторичной диагностики по методике «Тест школьной тревожности Филлипса» у лиц с высоким уровнем тревожности (%) (N = 23)
|
№ Факторы |
Высокий уровень |
Повышенный уровень |
Низкий уровень |
Стандартное отклонение S |
|
1. Общая тревожность |
34,8 |
43,5 |
21,7 |
5,6 |
|
2. Переживание социального стресса |
47,8 |
34,8 |
17,3 |
7,5 |
|
3. Фрустрация потребности в достижении успеха |
56,5 |
30,4 |
13,1 |
10,1 |
|
4. Страх самовыражения |
43,5 |
30,4 |
26,1 |
5,4 |
|
5. Страх ситуации проверки знаний |
39,1 |
53,1 |
8,8 |
6,7 |
|
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
56,5 |
30,4 |
13,1 |
6,9 |
|
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
65,3 |
30,4 |
4,3 |
8,9 |
|
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями (преподавателями) |
30,4 |
43,5 |
26,1 |
4,6 |
Таблица 3
Показатели цветовой социометрии в 1-й группе (%) (нормальный уровень тревожности) (N=40)
|
Цветовая са- моатрибуция |
% |
Предпочтительная цветовая гетерооценка |
Отвергаемая или частично отвергаемая цветовая гетерооценка |
|
|
Явно предпочтительное — согласованное |
Предпочтительно — противоречивое |
Антипатия — конфликтное |
||
|
Синий |
13 |
Зеленый Красный |
Желтый Оранжевый |
Черный |
|
Желтый |
21 |
Красный Оранжевый Зеленый |
Синий Малиновый |
Серый Коричневый |
|
Зеленый |
15 |
Желтый Красный Синий |
Оранжевый Серый |
Коричневый Черный |
|
Оранжевый |
29 |
Желтый Красный Зеленый |
Синий Малиновый |
Серый Черный |
|
Малиновый |
2 |
Синий Зеленый Желтый |
Оранжевый Черный Коричневый |
Коричневый Серый |
|
Красный |
20 |
Желтый Оранжевый Зеленый |
Серый Малиновый Коричневый Синий |
Серый Коричневый |
В данной группе отсутствует цветовая самооценка серого, черного и коричневого цветов. Малиновый цвет при выборе самооценки имеет наибольший средний показатель в 1-й группе учащихся. В целом, в 1-й группе высокий показатель, связанный с красным, желтым и оранжевым цветами при самооценке учащихся, характеризует участников этой группы, исходя из семантических значений этих цветов, как веселых, активных людей. Успокаивающие цвета зеленый и синий не преобладают в группе с нормальным уровнем тревожности. В предпочтительносогласованной цветовой группе испытуемые с самоатрибуцией красного, желтого, оранжевого цветов показали те же цвета, кроме того, к ним добавился зеленый цвет. В группе предпочтительно-противоречивой цветовой гетерооценки для красного, оранжевого и желтого цветов появляются синий и серый цвета. Данные цвета обладают противоположными психосемантическими характеристиками с активными цветами красного, желтого и оранжевого, но они не стоят в группе антипатии, а скорее занимают нейтральное отношение к синему и серому.
Для результатов методики «Цветовая социометрия» в группе с высоким уровнем тревожности (2-я группа) характерно присутствие черного и коричневого цветов при цветовой самооценке, которые свидетельствуют, исходя из семантических значений, о наличии необоснованных страхов, агрессии со стороны окружающих. В данной группе наблюдается снижение показателей предпочтения в цветовой самоатрибуции желтого и оранжевого цветов. Выявлены высокие показатели предпочтения синего цвета при самоатрибуции при сравнении с 1-й группой. Показатели желтого, оранжевого и зеленого цветов гораздо ниже, чем в 1-й группе. Это может быть объяснено подсознательным желанием респондентов ограничить себя в социальных контактах, провоцирующих состояние тревоги. Во 2-й группе значительно выше показатель предпочтения малинового цвета. Примечательно, что красный цвет во второй группе не потерял своих позиций и имеет высокий показатель, но, исходя из характеристики группы с повышенным состоянием тревожности, это может говорить о переутомлении и перенапряжении, неспособности расслабиться, отвлечься; данный вывод можно сделать, исходя из сравнения выборов предпочтительно-согласованных цветов в 1-й группе, где отсутствовали серый и малиновый цвета.
Результаты формирующего эксперимента
На этапе формирующего эксперимента осуществлялось воздействие ВР с использованием программы по преодолению никтофобий [Селиванов, 2016] на экспериментальную группу, которая представляла собой группу с высоким и повышенным уровнем тревожности.
После проведения сеансов виртуальной реальности нами были проведены повторные измерения уровня тревожности по методике «Тест школьной тревожности Филлипса», цветовая социометрия. Результаты исследования представлены в табл. 4.
Результаты диагностики при повторном измерении уровня тревожности с помощью методики «Тест школьной тревожности Филипса» во 2-й группе показывают, что изменились данные по нескольким шкалам: по шкале «Общая тревожность» наблюдается повышение показателей нормального уровня — до 56,5%; также незначительно повысился показатель нормального уровня по шкале «Переживание социального стресса» — от 38,4% до 43,5%; показатели по шкале «Страх самовыражения» также повысились на нормальном уровне — до 47,8% и уменьшились на высоком уровне — 34,8%; по шкале «Страх ситуации проверки» уровень высокого показателя изменился от 39,1% до 26,1% и уменьшился по высокому уровню.
В экспериментальной группе после проведения сессии виртуальной реальности мы также наблюдаем изменения в цветовой чувствительности и цветовой самооценке у испытуемых. Количество предпочтений при цветовой самооценке синего цвета не изменилось, но в группе предпочтительно-согласованных исчез серый цвет. Увеличилось при самооценке количество выбора желтого и оранжевого цветов, которые характеризуются направленностью на общение, других людей. Выбор стимулирующих цветов может говорить о смене состояния респондентов.
Таблица 4
Результаты диагностики по методике «Тест школьной тревожности Филипса», (группа № 2) после проведения эксперимента в экспериментальной группе (%) (N=23)
|
Факторы |
Высокий уровень |
Средний и повышенный уровень |
Низкий уровень |
|
1. Общая тревожность |
13,1 |
56,5 |
30,4 |
|
2. Переживание социального стресса |
30,4 |
43,5 |
26,1 |
|
3. Фрустрация потребности в достижении успеха |
43,5 |
30,4 |
26,1 |
|
4. Страх самовыражения |
34,8 |
47,8 |
17,3 |
|
5. Страх ситуации проверки знаний |
26,1 |
43,5 |
30,4 |
|
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
52,1 |
39,1 |
8,8 |
|
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
56,5 |
30,4 |
13,1 |
|
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями (преподавателями) |
26,1 |
43,5 |
30,4 |
В группе снизились показатели предпочтений при самооценке малинового, коричневого и черного цветов, характеризующихся такими семантическими значениями, как эмоциональная чувствительность, агрессия, усталость, потребность в отдыхе. Изменения произошли в показателях красного цвета: в предпочтительно-согласованной группе исчез коричневый цвет, который переместился в группу предпочтительно-противоречивых; малиновый цвет вообще был отвергнут. Данные результаты могут свидетельствовать о нормализации состояния респондентов, так как в группе предпочтительно-согласованных остались лишь основные цвета.
Представим данные статистического сравнения результатов по методике «Тест школьной тревожности Филлипса» после воздействия ВР на экспериментальную группу, с использованием ф* — углового преобразования Фишера (табл. 5).
Значимые различия выявлены по шкале «Общая тревожность», изменения высокого уровня тревожности — ф* = 1,83 (p < 0,05).
Представим результаты статистического сравнения результатов методики «Цветовая социометрия» после воздействия ВР на экспериментальную группу, с использованием ф* — углового преобразования Фишера (табл. 6).
Значимыми оказались изменения в предпочтениях самоатрибуции малинового цвета — ф* = 2,84 (p < 0,05). Изменения в предпочтении коричневого цвета также дали значимые результаты — ф* = 3,6** (p < 0,001). Это косвенно доказывает, что произошли изменения в состоянии тревожности под воздействием виртуальной реальности.
Заключение
Полученные в исследовании результаты позволяют нам сделать выводы о возможности применения ВР для практической работы со школьниками по преодолению высокой тревожности. Было выявлено значимое снижение показателей по шкале «Общая тревожность». По шкалам, которые связаны с личностными особенностями респондентов: социальные взаимоотношения, самопредъявления себя — изменения не наблюдались. На наш взгляд, это может быть связано с недостаточным количеством сеансов применения ВР, так как на микросемантическом уровне в цветовой самооценке все же изменения наблюдались. Проведение повторной цветовой социометрии с целью выявления изменения личностных характеристик и цветовой самооценки и гетерооценки во второй группе показали, что после проведения сессии виртуальной реальности произошли изменения в цветовой чувствительности и цветовой самооценке у испытуемых.
Таблица 5
Статистические данные сравнения показателей тревожности с использованием ф*—углового преобразования Фишера
|
Факторы |
Эмпирическое значение ф* |
Высокий уровень (%) |
Нормальный и повышенный Уровень (%) |
Низкий Уровень (%) |
|
Общая тревожность |
до сеанса ВР |
35 |
44 |
22 |
|
после сеанса ВР |
13 |
57 |
30 |
|
|
ф* |
1,83* |
0,51 |
0,56 |
|
|
Переживание социального стресса |
до сеанса ВР |
48 |
35 |
17 |
|
после сеанса ВР |
30 |
44 |
26 |
|
|
ф* |
0,81 |
0,40 |
0,58 |
|
|
Страх самовыражения |
до сеанса ВР |
44 |
30 |
26 |
|
после сеанса ВР |
35 |
48 |
17 |
|
|
ф* |
0,40 |
0,81 |
0,58 |
|
|
Страх ситуации проверки знаний |
до сеанса ВР |
39 |
53 |
9 |
|
после сеанса ВР |
26 |
44 |
30 |
|
|
ф* |
0,67 |
0,35 |
1,6 |
Примечание: уровень статистической значимости : «*» — p < 0,05.
Таблица 6
Статистические данные сравнения показателей цветовой социометрии с использованием ф* — углового преобразования Фишера
|
Цветовая самоатрибуция |
Количество предпочтений до сеанса ВР (%) |
Количество предпочтений после сеанса ВР (%) |
ф* |
|
Синий |
20 |
19 |
0,96 |
|
Желтый |
12 |
18 |
1,78 |
|
Зеленый |
19 |
12 |
1,06 |
|
Оранжевый |
11 |
16 |
1,5 |
|
Малиновый |
10 |
19 |
2,84* |
|
Красный |
20 |
18 |
0,71 |
|
Коричневый |
6 |
2 |
3,6** |
|
Черный |
4 |
3 |
1,2 |