Экспериментальная психология
2021. Том 14. № 1. С. 40–50
doi:10.17759/exppsy.2021000004
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Применение технологий виртуальной реальности в преодолении состояния тревожности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: виртуальная реальность, тревожность, личность
Рубрика издания: Психология цифровой реальности
DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2021000004
Финансирование. Работа выполнена в рамках госзадания Министерства просвещения РФ № 730000Ф.99.1.БВ09АА00006 «Влияние технологий виртуальной реальности высшего уровня на психическое развитие в юношеском возрасте».
Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования научного руководителя проекта В.В. Селиванова.
Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ
Для цитаты: Аникина В.Г., Побокин П.А., Ивченкова Ю.Ю. Применение технологий виртуальной реальности в преодолении состояния тревожности // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 1. С. 40–50. DOI: 10.17759/exppsy.2021000004
Полный текст
Введение
Сегодня, когда эффективное функционирование науки и современных технологий рассматривается в качестве непременного условия сбалансированного развития общества [20], роль технологий виртуальной реальности (ВР) возрастает в развитии любого государства. Исследования виртуальной реальности, в первый период своего становления, прежде всего затрагивали области компьютерных технологий и интернет-разработок [4; 12; 21; 24]. На данный момент использование технологий виртуальной реальности оказывается эффективным для разрешения актуальных задач психологических [1; 6; 14; 16], педагогических [3; 11; 23; 28], социальных исследований [28].
В целом, виртуальная реальность может рассматриваться как технология взаимодействия системы «человек—компьютер», которая позволяет пользователям погрузиться в трехмерную интерактивную информационную среду. В отечественной психологии технологии ВР активно используются при научном изучении влияния виртуальных образов и симулированных действий на мышление, память, обучение, психические состояния человека [11; 16; 17]; при исследовании зрительных иллюзий [9], параметров вестибулярного аппарата [22]; при исследовании эффекта присутствия [5].
Необходимо отметить, что эффекты воздействия ВР на психику человека пока еще не до конца ясны и требуют своего пристального внимания со стороны не только психологов- исследователей, но и психологов-практиков. Особое внимание в этом направлении уделяется коррекционному и терапевтическому потенциалу виртуальной реальности в работе с различными негативными состояниями психики человека и, прежде всего, с состоянием повышенной тревожности. В этом направлении ведутся работы как зарубежными, так и отечественными психологами [7; 8; 13; 19; 25; 27]. Хотелось бы отметить, что важной составляющей современных исследований является решение актуальных проблем, с которыми сталкивается личность в различные периоды своего развития и становления, в том числе и под действием ВР-технологий. В нашей статье такие данные будут представлены.
Процедура исследования
В рамках представленного исследования нами была поставлена общая цель — определить и описать результаты применения виртуальной реальности в преодолении состояния тревожности у старшеклассников. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что применение программы ВР, направленной на преодоление тревожности, снизит высокие и повышенные показатели тревожности у старшеклассников.
Исследование проводилось в несколько этапов: два диагностических этапа, которые были осуществлены до формирующего воздействия и после него. Само формирующее воздействие представлено программой по преодолению никтофобий [13]. На подготовительном этапе был произведен подбор диагностического материала и формирование выборки. Выборка исследования — 63 учащихся общеобразовательных школ города Смоленска в возрасте от 16 до 17 лет (средний возраст 16,5 лет). Из них 64% составляли юноши и 36% — девушки.
Дизайн исследования представлял собой первоначальную диагностику одной выборки с использованием «Теста школьной тревожности Филлипса», а также диагностики эмоционально-непосредственных связей учащихся в межличностных отношениях и оценки себя, значимого другого с помощью методики «Цветовая социометриия». Затем, по результатам проведенной диагностики, было осуществлено расщепление выборки на две группы — экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа была включена в формирующее воздействие с помощью программы по преодолению никтофобий. По окончании эксперимента была проведена постэкспериментальная диагностика.
До проведения формирующего эксперимента с помощью «Теста школьной тревожности Филлипса» была осуществлена диагностика тревожности на всей выборке. Результаты исследования представлены в табл. 1.
Нормальный уровень тревожности в выборке имеют 52,4% учеников, это говорит о том, что процесс обучения не является для них травмирующим. У 30,1% респондентов диагностирован повышенный показатель по шкале «Общая тревожность», высокий уровень был выявлен у 17,5%. Эти результаты могут свидетельствовать о склонности респондентов переживать тревожность разной степени интенсивности, которая может быть обусловлена непосредственно процессом обучения, проверкой и оценкой у учащихся знаний, взаимодействием с педагогическим коллективом и сверстниками.
Таблица 1
Результаты диагностики по методике
«Тест школьной тревожности Филлипса» (%) (N = 63)
№ Факторы |
Высокий уровень |
Повышенный уровень |
Низкий уровень |
Стандартное отклонение S |
1. Общая тревожность |
17,5 |
30,1 |
52,4 |
8,6 |
2. Переживание социального стресса |
8 |
42,8 |
49,2 |
13,5 |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха |
11,1 |
25,4 |
63,5 |
13,1 |
4. Страх самовыражения |
8 |
20,6 |
71,4 |
10,4 |
5. Страх ситуации проверки знаний |
11,1 |
39,7 |
49,2 |
8,7 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
15,9 |
39,7 |
44,4 |
11,9 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
15,9 |
41,3 |
42,8 |
12,9 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями (преподавателями) |
28,6 |
28,6 |
42,8 |
7,6 |
По результатам диагностики 49,2% учащихся не переживают социального стресса, т. е. у представителей данной выборки отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные. Переживание социального стресса на повышенном уровне диагностируется у 42,8%, а на высоком уровне — у 8% респондентов.
В результате проведенной методики общая группа условно была поделена на две подгруппы: с нормальным уровнем общей тревожности — 1-я группа (40 человек) и с высоким и повышенным уровнем общей тревожности — 2-я группа (23 человека).
Вторая группа, с высоким уровнем тревожности, была протестирована повторно по методике «Тест школьной тревожности Филлипса» для последующего сравнения результатов после проведения психотерапевтического сеанса виртуальной реальности. Результаты исследования представлены в табл. 2.
В качестве оцениваемых переменных в исследовании осуществлялась: цветовая оценка себя, значимых других (друзей, родителей, одноклассников, учителей) с помощью методики «Цветовые отношения». На данном этапе исследования были реконструированы цветовые портреты каждого испытуемого, выявлена цветовая самооценка и цветовая гетерооценка предпочитаемых и отвергнутых. В цветовой интерпретации показателей выборки был сделан упор на исследования семантических значений цвета В.Ф. Петренко [10], исследования эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания П.В. Яньшина [18], исследование взаимосвязи цветовых предпочтений и идентификации с цветом Б.А. Базыма [2].
В результате проведенной социометрии были получены цветовые матрицы на каждого испытуемого с предпочитаемыми и отвергаемыми цветами, а также наделенными определенными содержательными значениями. После обобщения полученных данных мы получили средние значения цветовых предпочтений в 1-й группе с нормальным уровнем тревожности. Результаты исследования представлены в табл. 3.
Таблица 2
Результаты вторичной диагностики по методике «Тест школьной тревожности Филлипса» у лиц с высоким уровнем тревожности (%) (N = 23)
№ Факторы |
Высокий уровень |
Повышенный уровень |
Низкий уровень |
Стандартное отклонение S |
1. Общая тревожность |
34,8 |
43,5 |
21,7 |
5,6 |
2. Переживание социального стресса |
47,8 |
34,8 |
17,3 |
7,5 |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха |
56,5 |
30,4 |
13,1 |
10,1 |
4. Страх самовыражения |
43,5 |
30,4 |
26,1 |
5,4 |
5. Страх ситуации проверки знаний |
39,1 |
53,1 |
8,8 |
6,7 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
56,5 |
30,4 |
13,1 |
6,9 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
65,3 |
30,4 |
4,3 |
8,9 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями (преподавателями) |
30,4 |
43,5 |
26,1 |
4,6 |
Таблица 3
Показатели цветовой социометрии в 1-й группе (%) (нормальный уровень тревожности) (N=40)
Цветовая са- моатрибуция |
% |
Предпочтительная цветовая гетерооценка |
Отвергаемая или частично отвергаемая цветовая гетерооценка |
|
Явно предпочтительное — согласованное |
Предпочтительно — противоречивое |
Антипатия — конфликтное |
||
Синий |
13 |
Зеленый Красный |
Желтый Оранжевый |
Черный |
Желтый |
21 |
Красный Оранжевый Зеленый |
Синий Малиновый |
Серый Коричневый |
Зеленый |
15 |
Желтый Красный Синий |
Оранжевый Серый |
Коричневый Черный |
Оранжевый |
29 |
Желтый Красный Зеленый |
Синий Малиновый |
Серый Черный |
Малиновый |
2 |
Синий Зеленый Желтый |
Оранжевый Черный Коричневый |
Коричневый Серый |
Красный |
20 |
Желтый Оранжевый Зеленый |
Серый Малиновый Коричневый Синий |
Серый Коричневый |
В данной группе отсутствует цветовая самооценка серого, черного и коричневого цветов. Малиновый цвет при выборе самооценки имеет наибольший средний показатель в 1-й группе учащихся. В целом, в 1-й группе высокий показатель, связанный с красным, желтым и оранжевым цветами при самооценке учащихся, характеризует участников этой группы, исходя из семантических значений этих цветов, как веселых, активных людей. Успокаивающие цвета зеленый и синий не преобладают в группе с нормальным уровнем тревожности. В предпочтительносогласованной цветовой группе испытуемые с самоатрибуцией красного, желтого, оранжевого цветов показали те же цвета, кроме того, к ним добавился зеленый цвет. В группе предпочтительно-противоречивой цветовой гетерооценки для красного, оранжевого и желтого цветов появляются синий и серый цвета. Данные цвета обладают противоположными психосемантическими характеристиками с активными цветами красного, желтого и оранжевого, но они не стоят в группе антипатии, а скорее занимают нейтральное отношение к синему и серому.
Для результатов методики «Цветовая социометрия» в группе с высоким уровнем тревожности (2-я группа) характерно присутствие черного и коричневого цветов при цветовой самооценке, которые свидетельствуют, исходя из семантических значений, о наличии необоснованных страхов, агрессии со стороны окружающих. В данной группе наблюдается снижение показателей предпочтения в цветовой самоатрибуции желтого и оранжевого цветов. Выявлены высокие показатели предпочтения синего цвета при самоатрибуции при сравнении с 1-й группой. Показатели желтого, оранжевого и зеленого цветов гораздо ниже, чем в 1-й группе. Это может быть объяснено подсознательным желанием респондентов ограничить себя в социальных контактах, провоцирующих состояние тревоги. Во 2-й группе значительно выше показатель предпочтения малинового цвета. Примечательно, что красный цвет во второй группе не потерял своих позиций и имеет высокий показатель, но, исходя из характеристики группы с повышенным состоянием тревожности, это может говорить о переутомлении и перенапряжении, неспособности расслабиться, отвлечься; данный вывод можно сделать, исходя из сравнения выборов предпочтительно-согласованных цветов в 1-й группе, где отсутствовали серый и малиновый цвета.
Результаты формирующего эксперимента
На этапе формирующего эксперимента осуществлялось воздействие ВР с использованием программы по преодолению никтофобий [13] на экспериментальную группу, которая представляла собой группу с высоким и повышенным уровнем тревожности.
После проведения сеансов виртуальной реальности нами были проведены повторные измерения уровня тревожности по методике «Тест школьной тревожности Филлипса», цветовая социометрия. Результаты исследования представлены в табл. 4.
Результаты диагностики при повторном измерении уровня тревожности с помощью методики «Тест школьной тревожности Филипса» во 2-й группе показывают, что изменились данные по нескольким шкалам: по шкале «Общая тревожность» наблюдается повышение показателей нормального уровня — до 56,5%; также незначительно повысился показатель нормального уровня по шкале «Переживание социального стресса» — от 38,4% до 43,5%; показатели по шкале «Страх самовыражения» также повысились на нормальном уровне — до 47,8% и уменьшились на высоком уровне — 34,8%; по шкале «Страх ситуации проверки» уровень высокого показателя изменился от 39,1% до 26,1% и уменьшился по высокому уровню.
В экспериментальной группе после проведения сессии виртуальной реальности мы также наблюдаем изменения в цветовой чувствительности и цветовой самооценке у испытуемых. Количество предпочтений при цветовой самооценке синего цвета не изменилось, но в группе предпочтительно-согласованных исчез серый цвет. Увеличилось при самооценке количество выбора желтого и оранжевого цветов, которые характеризуются направленностью на общение, других людей. Выбор стимулирующих цветов может говорить о смене состояния респондентов.
Таблица 4
Результаты диагностики по методике «Тест школьной тревожности Филипса», (группа № 2) после проведения эксперимента в экспериментальной группе (%) (N=23)
Факторы |
Высокий уровень |
Средний и повышенный уровень |
Низкий уровень |
1. Общая тревожность |
13,1 |
56,5 |
30,4 |
2. Переживание социального стресса |
30,4 |
43,5 |
26,1 |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха |
43,5 |
30,4 |
26,1 |
4. Страх самовыражения |
34,8 |
47,8 |
17,3 |
5. Страх ситуации проверки знаний |
26,1 |
43,5 |
30,4 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
52,1 |
39,1 |
8,8 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
56,5 |
30,4 |
13,1 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями (преподавателями) |
26,1 |
43,5 |
30,4 |
В группе снизились показатели предпочтений при самооценке малинового, коричневого и черного цветов, характеризующихся такими семантическими значениями, как эмоциональная чувствительность, агрессия, усталость, потребность в отдыхе. Изменения произошли в показателях красного цвета: в предпочтительно-согласованной группе исчез коричневый цвет, который переместился в группу предпочтительно-противоречивых; малиновый цвет вообще был отвергнут. Данные результаты могут свидетельствовать о нормализации состояния респондентов, так как в группе предпочтительно-согласованных остались лишь основные цвета.
Представим данные статистического сравнения результатов по методике «Тест школьной тревожности Филлипса» после воздействия ВР на экспериментальную группу, с использованием ф* — углового преобразования Фишера (табл. 5).
Значимые различия выявлены по шкале «Общая тревожность», изменения высокого уровня тревожности — ф* = 1,83 (p < 0,05).
Представим результаты статистического сравнения результатов методики «Цветовая социометрия» после воздействия ВР на экспериментальную группу, с использованием ф* — углового преобразования Фишера (табл. 6).
Значимыми оказались изменения в предпочтениях самоатрибуции малинового цвета — ф* = 2,84 (p < 0,05). Изменения в предпочтении коричневого цвета также дали значимые результаты — ф* = 3,6** (p < 0,001). Это косвенно доказывает, что произошли изменения в состоянии тревожности под воздействием виртуальной реальности.
Заключение
Полученные в исследовании результаты позволяют нам сделать выводы о возможности применения ВР для практической работы со школьниками по преодолению высокой тревожности. Было выявлено значимое снижение показателей по шкале «Общая тревожность». По шкалам, которые связаны с личностными особенностями респондентов: социальные взаимоотношения, самопредъявления себя — изменения не наблюдались. На наш взгляд, это может быть связано с недостаточным количеством сеансов применения ВР, так как на микросемантическом уровне в цветовой самооценке все же изменения наблюдались. Проведение повторной цветовой социометрии с целью выявления изменения личностных характеристик и цветовой самооценки и гетерооценки во второй группе показали, что после проведения сессии виртуальной реальности произошли изменения в цветовой чувствительности и цветовой самооценке у испытуемых.
Таблица 5
Статистические данные сравнения показателей тревожности с использованием ф*—углового преобразования Фишера
Факторы |
Эмпирическое значение ф* |
Высокий уровень (%) |
Нормальный и повышенный Уровень (%) |
Низкий Уровень (%) |
Общая тревожность |
до сеанса ВР |
35 |
44 |
22 |
после сеанса ВР |
13 |
57 |
30 |
|
ф* |
1,83* |
0,51 |
0,56 |
|
Переживание социального стресса |
до сеанса ВР |
48 |
35 |
17 |
после сеанса ВР |
30 |
44 |
26 |
|
ф* |
0,81 |
0,40 |
0,58 |
|
Страх самовыражения |
до сеанса ВР |
44 |
30 |
26 |
после сеанса ВР |
35 |
48 |
17 |
|
ф* |
0,40 |
0,81 |
0,58 |
|
Страх ситуации проверки знаний |
до сеанса ВР |
39 |
53 |
9 |
после сеанса ВР |
26 |
44 |
30 |
|
ф* |
0,67 |
0,35 |
1,6 |
Примечание: уровень статистической значимости : «*» — p < 0,05.
Таблица 6
Статистические данные сравнения показателей цветовой социометрии с использованием ф* — углового преобразования Фишера
Цветовая самоатрибуция |
Количество предпочтений до сеанса ВР (%) |
Количество предпочтений после сеанса ВР (%) |
ф* |
Синий |
20 |
19 |
0,96 |
Желтый |
12 |
18 |
1,78 |
Зеленый |
19 |
12 |
1,06 |
Оранжевый |
11 |
16 |
1,5 |
Малиновый |
10 |
19 |
2,84* |
Красный |
20 |
18 |
0,71 |
Коричневый |
6 |
2 |
3,6** |
Черный |
4 |
3 |
1,2 |
Литература
- Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. С. 11—39.
- Базыма Б.А. Взаимосвязь цветовых предпочтений и идентификации с цветом. // Актуальные вопросы практической психологии и логопедии в учреждениях образования и охраны здоровья Украины: Материалы конференции. Харьков, 1998. С. 106—109.
- Барабанщиков В.А., Суворова Е.В. Оценка эмоционального состояния человека по его видеоизображению // Экспериментальная психология. 2020. Том. 13, № 4. С. 4—24.
- Белозеров С.А. Виртуальные миры: анализ содержания психологических эффектов аватар- опосредованной деятельности // Экспериментальная психология. 2015. Том 8. № 1. С. 94—105.
- Величковский Б.Б. Функциональная организация рабочей памяти: дисс. … д-ра психол. наук. М., 2016. 340 с.
- Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010. С. 177—178.
- Войскунский А.Е., Сенющенков СЛ., Игнатьев М.Б., Никитин А.В., Трошин С.С. Исследование динамики ситуативной тревожности при повторных выступлениях перед виртуальной аудиторией // Тезисы докладов третьей Международной конференции по когнитивной науке (20—25 июня 2008 г., Москва). М.: Художественно-издательский центр, 2008. Том 2. С. 567—568.
- Ивченкова Ю.Ю. Влияние средств виртуальной реальности на развитие познавательных процессов и некоторых личностных особенностей. Смоленск, 2017.
- Меньшикова Г.Я. Зрительные иллюзии: психологические механизмы и модели: дисс. … д-ра психол. наук. М., 2013. 301 с.
- Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Эксмо, 2013. 443 с.
- Побокин П.А. Влияние средств виртуальной реальности на развитие мышления и знаний школьников по математике в ходе обучения: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2015. 24 с.
- Подкосова Я.Г., Варламов О.О., Остроух А.В., Краснянский М.Н. Анализ перспектив использования технологий виртуальной реальности в дистанционном обучении // Вопросы современной науки и практики, 2011. № 2 (33). С. 104—111.
- Селиванов В.В. Субъект и виртуальная реальность: психическое развитие, обучение. Смоленск: СмолГУ, 2016. 430 с.
- Селиванов В.В. Теория мышления как процесса: экспериментальное подтверждение // Экспериментальная психология. 2019. № 1. С. 40—52. DOI:10.17759/exppsy.2019120104
- Селиванова Л.Н. Субъектная педагогика как концентрированное выражение педагогических взглядов С.Л. Рубинштейна // Известия СмолГУ, 2011. № 4. С. 424—433.
- Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения [Электронный ресурс] // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) (международный электронный журнал), 2014. Том 17. № 3. C. 378—391. URL: http://ifets. ieee.org/russian/periodical/journal.html (дата обращения 18.12.2020).
- Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Познание и личность в виртуальной реальности // Психология когнитивных процессов / Отв. ред. В.В. Селиванов. Смоленск: СмолГУ, 2015. С. 107—121.
- Яньшин П.В. Исследование эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 128—138.
- Harris S.R., Kemmerling R.L., North M.M. Brief Virtual Reality Therapy for Public Speaking Anxiety // CyberPsychology & Behavior. 2002. Vol. 5(6). P. 543—550.
- Huan Xu. Measuring the Efficiency of Education and Technology via DEA approach: Implications on National Development [Электронный ресурс] // Social Science. 2017. Vol. 6(4), P. 136. URL: https://doi. org/10.3390/socsci6040136
- Lombard M., Ditton T. At the heart of it all: The concept of presence // Journal Of Computer-Mediated Communication. 1997. Vol. 3. P. 1—33.
- Menshikova Galina Ya., Kovalev Artem I., Klimova Oxana A., Barabanschikova Valentina V. The application of virtual reality technology to testing resistance to motion sickness // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10. Iss. 3. P. 151—163. DOI:10.11621/pir.2017.0310
- Monaha T. Virtual Reality for Collaborative E-learning / T. Monaha, G. McArdle, M. Bertolotto // Computers and Education. 2006. December.
- Petkova V.I., Ehrsson H.H. When Right Feels Left: Referral of Touch and Ownership between the Hands [Электронный ресурс] // PLoS ONE. 2009. Vol. 4. № 9. URL: http://www.plosone.org
- Rothbaum B.O., Hodges L.F. The Use of Virtual Reality Exposure in the Treatment of Anxiety Disorders // Behavior Modification. 1990. Vol. 23 (4). P. 507—525.
- Selivanov V.V., Selivanova L.N. Cognitive processes and personality characteristics in the educational virtual reality // Jökull Journal. 2015. Vol. 65. Iss. 6.
- Wallach H.S., Bar-Zvi M., Safir M. Virtual Reality-Assisted Treatment of Public Speaking Anxiety // Cyberpsychology & Behavior. 2006. Vol. 9 (6). P. 725—726.
- Zinchenko Yury P., Kovalev Artem I., Menshikova Galina Ya., Shaigerova Ludmila A. Postnonclassical methodology and application of virtual real-ity technologies in social research // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8. Iss.4. P. 60—71. DOI:10.11621/pir.2015.0405
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1669
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 21
Скачиваний
Всего: 973
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 7