Ментальные навыки как ресурс профессионального долголетия спортсмена

570

Аннотация

Исследование посвящено дифференцированной оценке уровня сформированности ментальных навыков как критерия психологической подготовленности действующих российских спортсменов различного уровня мастерства. В соответствии с современными научными подходами оценивалось двенадцать отдельных ментальных навыков спортсмена (на основании шкалы OMSAT). Они были соотнесены с психологическими предикторами спортивного долголетия спортсмена: успешным преодолением спортивного стресса (использована шкала ACSI-28, измеряющая семь копинг-навыков спортсмена) и совладанием с соревновательной тревогой (использована шкала CSAI-2, измеряющая три показателя соревновательной тревоги). В исследовании приняли участие 253 российских спортсмена (средний возраст 22 года) различного уровня мастерства: 39 спортсменов-разрядников, 67 кандидатов в мастера спорта (КМС), 110 мастеров спорта (МС), 37 заслуженных мастеров спорта и международного класса (ЗМС и МСМК). Результаты исследования показали, что копинг-компетентность (профессиональная стрессоустойчивость) и преодоление соревновательной тревоги тесно связаны с развитием ментальных навыков как психологической подготовленностью. При помощи дисперсионного анализа ANOVA было показано, что лишь часть навыков развиваются в зависимости от профессионального опыта и мастерства спортсмена, тогда как другие «не приходят с опытом», актуализируя необходимость разработки интервенций и тренингов, что позволит повысить вероятность достижения спортивного долголетия и снизить риск досрочного окончания спортивной профессиональной карьеры. Проблема исследования относится к холистическому подходу в спортивной психологии и сосредоточена не только на результативности, но также на психологическом и физическом благополучии и устойчивом развитии спортсмена.

Общая информация

Ключевые слова: диагностика, интервенция, копинг-навыки, ментальная прочность, ментальные навыки, психология спорта, стресс, стрессоустойчивость, тревога, тренинг

Рубрика издания: Психология спорта

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140403

Финансирование. Исследование выполнено при при поддержке гранта Президента Российской Федерации (МК-2938.2019.6).

Получена: 21.12.2020

Принята в печать:

Для цитаты: Бочавер К.А., Довжик Л.М., Бондарев Д.В., Савинкина А.О. Ментальные навыки как ресурс профессионального долголетия спортсмена // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 4. С. 58–75. DOI: 10.17759/exppsy.2021140403

Литература

  1. Алексеев А.В. Система АГИМ. Путь к точности. М.: Феникс. 2004. 128 с.
  2. Бочавер К.А., Довжик Л.М., Балакшина М.Д. Апробация Оттавского теста ментальных навыков OMSAT // Ученые записки университета имени ПФ Лесгафта. 2020. № 8. С. 343—349.
  3. Бочавер К.А., Довжик Л.М., Кукшина А.А. Совладание профессиональных спортсменов со стрессом и апробация «Теста копинг-навыков спортсмена ACSI-28» // Спортивный психолог. 2014. № 2(33). С. 80—85.
  4. Бочавер К.А., Довжик Л.М., Савинкина А.О. Опросник соревновательной тревоги спортсмена CSAI-2: возможности и перспективы // Спортивный психолог. 2020. № 1(56). С. 67—73.
  5. Гиссен Л.Д. Спортивная психогигиена и психопрофилактика. 2-е изд. М.: Советский спорт. 2010. 160 с.
  6. Горская Г.Б. Психологические факторы самореализации профессионалов высокого класса (на материале спортивной деятельности): автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М., 1999. 48 с.
  7. Журавлев Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена. М., 2009. 120 с.
  8. Загайнов Р.М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена: метод. пособие для олимпийцев. М.: Советский спорт, 2006. 54 с.
  9. Мильман В.Э. Структура и методика составления модельных психологических характеристик, относящихся к психической надежности спортсменов. М.: Физкультура и спорт. 1976. 46 с.
  10. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М.: Физкультура и спорт. 1969. 89 с.
  11. Рудик П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии спорта. 1962. № 2. С. 9.
  12. Толочек В.А. Совместная трудовая профессиональная деятельность и спорт высших достижений: две модели НИР — общее, особенное, тенденции эволюции // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3(3). С. 176—199.
  13. Advancements in mental skills training / M. Bertollo, E. Filho, P. Terry (ed.). New-York: Routledge. 2021. 279 с.
  14. Akhmerova K., Bochaver K., Kasatkin V. Mental competencies of Russian multiple Olympic gold medalists: a study of seven cases // 14th European Congress of Sport Psychology. Sport Psychology — Theories and Applications for Performance, Health and Humanity (Bern). С. 382.
  15. Craciun M., Dobosi S., Ioan N., Prodea C. A confirmatory factor analysis of the Ottawa Mental Skill Assessment Tool (OMSAT-3) — Romanian version // Human Movement. № 2(11). С. 159—164.
  16. Durand-Bush N., Salmela J.H., Green-Demers I. The Ottawa Mental Skills Assessment Tool (OMSAT-3) // Sport Psychologist. 2001 № 15. С. 1—19.
  17. Hardy L., Parfitt G. A catastrophe model of anxiety and performance // British journal of psychology. № 2(82). С. 163—178.
  18. Kamata A., Tenenbaum G., Hanin Y.L. Individual zone of optimal functioning (IZOF): A probabilistic estimation // Journal of Sport and Exercise Psychology. № 2(24). С. 189—208.
  19. Lesyk J.J. The nine mental skills of successful athletes // Annual Conference of the Association for the Advancement of Applied Sport Psychology (Hyannis). С. 1—13.
  20. Madrigal L., Hamill S., Gill D.L. Mind over matter: The development of the Mental Toughness Scale (MTS) // The Sport Psychologist. № 1(27). С. 62—77.
  21. Orlick T. In pursuit of excellence. Champaign: Human Kinetics, 2016. 374 с.
  22. Schinke R.J., Stambulova N.B., Si G., Moore Z. International society of sport psychology position stand: Athletes’ mental health, performance, and development // International journal of sport and exercise psychology. № 6(16). С. 622—639.
  23. Sport psychology for young athletes / C.J. Knight, C.G. Harwood, D. Gould (ed). New-York: Routledge. 2017. 320 с.

Информация об авторах

Бочавер Константин Алексеевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, заведующий лабораторией спортивной психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4976-2271, e-mail: konstantin.bochaver@gmail.com

Довжик Лидия Михайловна, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории спортивной психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1039-4640, e-mail: lydia.dovzhik@gmail.com

Бондарев Дмитрий Владимирович, PhD, научный сотрудник, Университет Ювяскюля, Ювяскюля, Финляндия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8497-8898, e-mail: dmitriy.d.bondarev@jyu.fi

Савинкина Александра Олеговна, научный сотрудник, Государственный научный центр Российской Федерации Институт медико-биологических проблем Российской академии наук (ГНЦ РФ «ИМБП РАН»), соискатель кафедры психологии, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5460-9258, e-mail: savinkina@imbp.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 747
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 570
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 19