Введение
Актуальность создания диагностических методов, пригодных для оценки уровня воспринимаемого и переживаемого субъектом стресса, определяется целым рядом причин. В их числе: повышенная стрессогенность социальной среды, ослабление защитных ресурсов организма и механизмов совладания с трудностями, снижение уровня жизнестойкости человека в современном мире.
В качестве одного из хорошо зарекомендовавших себя диагностических инструментов следует назвать «Шкалу воспринимаемого стресса» (ШВС) (Perceived Stress Scale-14 (PSS-14)) [Cohen, 1983]. С помощью ШВС измеряют степень, в соответствии с которой человек оценивает свою жизнь как «непредсказуемую, неконтролируемую и напряженную» [Cohen, 1983, p. 385], а также способность личности справляться со стрессом. В своем оригинальном варианте шкала включала в себя 14 пунктов, объединенных в два фактора — «Перенапряжение» и «Преодоление стресса». Разработаны краткие версии опросника (PSS-10 и PSS-4) [Kuiper, 1986]. Современные исследования подтверждают двухфакторную структуру ШВС-10 [Davis, 2022; Taylor, 2015] и ориентированы, в том числе, на изучение устойчивости показателей стресса, измеряемых опросником, во времени [Miller, 2021], а также сопряженности актуального и посттравматического стресса [Gori, 2023; Kalaitzaki, 2023].
ШВС-10 используется для диагностики воспринимаемого стресса у взрослых; шкала адаптирована на русскоязычной выборке [Абабков, 2016] и активно применяется для проверки исследовательских гипотез [Головей, 2022; Головей, 2018; Харламенкова, 2019]. Валидность и надежность разных версий ШВС не вызывает сомнений [Золотарева, 2023; Demkowicz, 2020].
В последнее время все более серьезное внимание обращает на себя проблема переживания стресса детьми и подростками. Острота этого вопроса становится очевидной в том случае, когда детский или подростковый стресс рассматриваются в контексте диадных или триадных отношений, т.е. отношений «ребенок—родитель». Показано, например, что родительские ожидания относительно академической успеваемости детей влияют на переживание ими стресса и депрессии [Ali, 2019], а конфликты в семье и физические наказания значительно усиливают эту симптоматику [Карауш, 2022]; наблюдая за матерью, находящейся в стрессовой ситуации, дети часто испытывают так называемый эмпатический стресс, спонтанно воспроизводя негативные переживания матери [Blasberg, 2023].
Актуальным предметом современных научных разработок является способность родителей и других взрослых оказывать ребенку эмоциональную и инструментальную поддержку. Метаанализ данных 170 исследований, опубликованных в журналах за период с 1983 по 2021 гг., подтвердил наличие тесной связи между социальной поддержкой ребенка родителями и переживанием им депрессии, в том числе с учетом ряда дополнительных факторов. Выявлено, что как материнская, так и отцовская поддержка играют существенную роль в совладании ребенка с негативной симптоматикой [Rueger, 2022].
Кроме влияния внешних факторов, уровень переживания стресса варьирует в зависимости от способности ребенка и подростка адаптироваться к трудным жизненным обстоятельствам, от личностных особенностей детей. Показано, например, что низкие самооценка и самоэффективность, высокие показатели нейротизма, экстраверсии, психотизма чаще всего диагностируются у подростков с высоким уровнем стресса [Pierkarska, 2020] и коррелируют с показателями нарушения психического здоровья [Tian, 2019]. Различия в эмоциональном отношении подростков к опасным жизненным ситуациям выявлены при сравнении подгрупп респондентов с низким и высоким уровнем интеллекта [Фатихова, 2021].
Обосновывая необходимость конструирования валидных методов, предназначенных для оценки стресса у детей и подростков, многие авторы ссылаются на недостаток надежных и удобных в применении психологических тестов [Davis, 2022], обсуждая достоинства и недостатки существующих в настоящий момент опросников.
Нередко для работы со старшими подростками и юношами/девушками используется «Шкала воспринимаемого стресса» (ШВС-10) [Головей, 2022; Pierkarska, 2020]. Наряду с этим существует целый ряд методик, специально предназначенных для диагностики стресса у подростков. В качестве примера приведем данные исследования, выполненного Д. Бирном, С. Давенпортом, Д. Мазановым [Byrne, 2007]. Диагностический инструментарий — Опросник подросткового стресса (Adolescent Stress Questionnaire, ASQ) сконструирован ими на основе предварительной беседы с подростками, цель которой состояла в достижении адекватного понимания характера переживаемых в этом возрасте стрессоров и в формулировке вопросов методики наиболее точным образом. Данные опросника прокоррелировали с показателями тревоги и депрессии, что позволило подтвердить конвергентную валидность теста. Задача получения обратной связи от респондентов с целью повышения валидности эмпирических результатов, поставленная в работе Д. Бирна, С. Давенпорта и Д. Мазанова, может быть квалифицирована в качестве одного из важных условий диагностики эмоциональных состояний детей и подростков, которая успешно решается и в других научных проектах [Рябова, 2021].
Очевидно, что переживание стресса в детском и подростковом возрасте проявляется сходным образом. Тем не менее вопросы, предназначенные для подростков 12—17 лет, не всегда оказываются валидными для детей 7—11 лет. Возможно, именно этот факт стал определяющим в стремлении ряда авторов к тому, чтобы начать конструировать тесты, предназначенные для диагностики детского стресса.
С точки зрения К. Дэвис и Дж. Тернер-Кобб [Davis, 2022] внимания заслуживает «Опросник детского стресса» (Children’s Stress Questionnaire, CSQ) [Byrne, 2011], структурно представленный пятью шкалами: «Повседневные трудности, слабо поддающиеся обычному контролю» («На меня не обращают внимания»); «Отношения с родителями» («Родители любят моего брата/сестру больше, чем меня»); «Опыт, связанный с переменами» («Переезд», «Переход в другую школу»); «Проблемы в школе» («Трудности с концентрацией внимания в школе»); «Семейные разногласия и потрясения» («Развод родителей»). Определена внутренняя и внешняя валидность теста, его надежность; показано, что структура детского стресса устойчива и не меняется со временем.
Кроме CSQ анализируются: «Опросник воспринимаемого стресса» (Perceived Stress Questionnaire, PSQ 8—11), включающий две субшкалы — психологический и физиологический стресс [Snoeren, 2014], методика «Стресс у детей» (Stress in Children, SiC) [Osika, 2007]. Перечень вопросов последней методики касается соматических симптомов, эмоций (без указания на контекст, характер стрессора или жизненной ситуации, например, ситуации в школе) и распределяется по трем факторам — психологическое благополучие, дистресс, недостаток социальной поддержки.
К. Дэвис и Дж. Тернер-Кобб обсуждают результаты создания авторского опросника — «Шкалы воспринимаемого стресса для детей» (Perceived Stress Scale for Kids, PeSSKi), определяют перспективы дальнейших исследований, которые связывают с использованием опросника в разных культурах, а также с необходимостью сравнения детей, имеющих и не имеющих проблем психического здоровья. Гендерные различия, выявленные в процессе проверки опросника на надежность и валидность, позволяют формулировать гипотезы о причинах более высоких оценок воспринимаемого стресса у девочек [Davis, 2022].
Отдельные исследования посвящены разработке опросника, направленного на диагностику жизнестойкости у детей 10—12 лет (Children’s Hardiness Scale, CHS); факторизация пунктов которого позволила выделить такие субшкалы, как «Вовлеченность», «Контроль» и «Вызов» [Soheili], а также созданию опросника, пригодного для оценки хронического стресса у респондентов 10—20 лет (Chronic Stress Questionnaire for Children and Adolescents, CSQ-CA) [De Bruin, 2018]. Исследование де Брюина с коллегами проведено на трех выборках, включая выборки детей, родители которых имели хронические заболевания или были здоровы.
Исследование детского и подросткового стресса является основой для понимания предикторов психологического благополучия ребенка в период его взросления, а также в дальнейшем — на разных этапах жизненного пути. Современные исследования показывают, что хронический стресс может перерасти в травматический и посттравматический стресс. Накопленный эффект стресса, а также переживание ребенком воздействия интенсивных стрессоров, например природных катастроф [La Greca, 2022; Stahlschmidt, 2020] и других психотравмирующих событий, создает риски для развития симптоматики посттравматического стрессового расстройства, диагностика которого у детей связана с большими трудностями [CohenA., Scheeringa M, 2009]. Из этого следует, что разработка и адаптация методики для диагностики воспринимаемого стресса у детей позволяют решать целый ряд серьезных научных и практических задач.
Обоснование необходимости адаптации «Шкалы воспринимаемого стресса» для детей (ШВС-Д)
Актуальность исследования уровня стресса у детей и подростков подчеркивает необходимость разработки и адаптации соответствующего диагностического инструментария. Существующие на данный момент зарубежные методики, используемые для диагностики стресса в детском и подростковом возрасте, имеют ограниченную область применения. Так, часть из них направлена на оценку стресса у детей с различными заболеваниями. Разработка и валидизация ряда шкал проводились на относительно небольших выборках [Gori, 2023], часть из которых включала респондентов старшей возрастной категории [Williamson, 2017].
Для диагностики стресса часто используются методики, предназначенные для тестирования личностных особенностей, по которым оценить уровень эмоционального напряжения ребенка можно лишь косвенно. К таким характеристикам относятся, например, школьная и личностная тревожность [Данилова, 2019].
Кроме того, для диагностики уровня стресса у детей используется ряд проективных методов, которые позволяют провести качественный анализ потребностей, мотивов, эмоциональных особенностей ребенка, однако достоверность и надежность полученных с помощью них данных не очевидна и должна быть специально проверена.
Отечественными исследователями [Головей, 2022; Харламенкова, 2019; Харламенкова, 2021; Харламенкова, 2023] успешно применяется методика ШВС-Д, разработанная на основе опросника ШВС для взрослых [Абабков, 2016].
Достоинство детского варианта опросника (ШВС-Д) состоит в том, что она охватывает все сферы жизни детей и подростков (отношения с родителями и сверстниками, школьную успеваемость, увлечения), а также отличается простотой и удобством в использовании.
Оригинальная методика «Шкала воспринимаемого стресса для детей» (Perceived Stress Scale for Children, PSS-C) была разработана Б. Уайт [White, 2014] с целью создания короткого и удобного инструмента для оценки стресса у детей. Валидизация методики была проведена на выборке 153 детей в возрасте от 5 до 18 лет, включая 135 детей группы нормы и 18 детей с тревожными расстройствами или связанными со стрессом состояниями (клиническая группа). Итоговый вариант оригинальной методики включает в себя 14 вопросов, первый из которых направлен на установление понимания детьми инструкции и не подлежит оценке. Варианты ответов на вопросы представлены в иллюстративной форме (разное количество цветных шариков) и символизируют собой частоту возникновения того или иного переживания за последнюю неделю: «никогда», «редко», «иногда», «часто». Проверка психометрических показателей оригинальной методики не представлена в литературе, однако опубликованные результаты апробации методики убедительно продемонстрировали ее пригодность и эффективность для определения уровня стресса у детей [White, 2014].
Цель настоящего исследования — психометрическая оценка русскоязычной версии методики для диагностики воспринимаемого стресса у подростков.
Методика
Перевод текста методики PSS-C на русский язык был выполнен сотрудниками лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях Института психологии РАН в 2018 году. Отличием русскоязычного варианта теста от оригинального стало исключение первого «тренировочного» пункта из текста, направленного на установление понимания задания ребенком, а также отказ от иллюстративной формы представления ответов. Причиной этих изменений стал возраст участников исследования (подростки 11—15 лет), для которых понимание текста методики в вербальной форме не вызывает затруднений. Кроме того, автор оригинальной методики также сообщал о том, что подростки негативно воспринимают иллюстративную форму ответов, воспринимая такой бланк как разработанный «для маленьких детей» [White, 2014].
Таким образом, после небольших изменений русскоязычный текст ШВС-Д стал содержать 13 пунктов, касающихся беспокойства по поводу спешки или нехватки времени для выполнения желаемых дел, восприятия школьной нагрузки, качества дружбы и взаимоотношений с родителями, восприятия конфликтов, эмоций (гнев, счастье), ощущения себя любимым, восприятия достаточности сна в течение последней недели. На каждый вопрос может быть получен один из 4 вариантов ответа от 0 = «никогда» до 3 = «часто». Методика предполагает расчет единственного итогового показателя, получаемого путем суммирования баллов по всем пунктам опросника (прямые и обратные пункты) и отражающего уровень воспринимаемого стресса. Максимально возможное значение итогового показателя — 39 баллов. Ключ к опроснику см. в Приложении.
Сбор данных для исследования был проведен в разных регионах РФ (Московская область, Забайкальский край, Алтайский край, Ленинградская область) в период с 12 по 24 мая 2023 г., когда итоговые проверочные работы в школах уже были закончены. Перед проведением опроса родители участников исследования были информированы о цели исследования и выразили свое согласие на участие в нем детей. Процедура исследования включала в себя заполнение диагностических методик учениками 5—8-х классов, а также параллельное во времени заполнение листа экспертной оценки эмоционального состояния учеников классным руководителем. Для этого классных руководителей просили оценить эмоциональное состояние каждого ученика по шкале от 0 до 7, где 0 означает «отсутствие стресса, ребенок расслаблен», а 7 — «выраженный стресс, ребенок крайне напряжен, подавлен». Оценки выставлялись на бланке, содержащем инструкцию к оцениванию и список учеников класса.
Исследование проходило под руководством школьного психолога, в групповой форме (отдельно в каждом классе), в урочное время и занимало в среднем 20—30 минут, включая инструкцию и непосредственно заполнение бланков двух методик: «Шкала воспринимаемого стресса» (ШВС-Д) и «Шкала тревоги Ч.Д. Спилбергера» в адаптации Ю.Л. Ханина (раздел «Ситуативная тревожность», вопросы 1—20) [Райгородский, 1998].
Участниками настоящего исследования стали ученики 5—8 классов средних общеобразовательных школ в следующих городах РФ: г. Чита (Забайкальский край), г. Барнаул (Алтайский край), г. Каменногорск (Ленинградская область), г. Звенигород, г. Лосино-Петровский (Московская область). Общий объем выборки составили 612 респондентов в возрасте от 11 до 16 лет (M = 13,16; Ме = 13,0; SD = 1,10): 320 мальчиков (M = 13,12; Ме = 13,0; SD = 1,11) и 292 девочки (M = 13,2; Ме = 13,0; SD = 1,10). Среди них: учащиеся 5-х классов — 68 человек, 6-х классов — 135 человек, 7-х классов — 260 человек, 8-х классов — 149 человек.
Региональное разнообразие выборки представлено респондентами из следующих городов: в г. Чита приняли участие 222 школьника (M = 13,22; Ме = 13,0; SD = 1,09), из них 119 мальчиков (M = 13,1; Ме = 13,0; SD = 1,04) и 103 девочки (M = 13,34; Ме = 14,0; SD = 1,13); в г, Барнаул — 206 респондентов (M = 13,33; Ме = 13,0; SD = 0,85), включая 99 мальчиков (M = 13,35; Ме = 13,0; SD = 0,84) и 107 девочек (M = 13,3; Ме = 13,0; SD = 0,87); в Каменногорске Ленинградской обл. выборку составили 77 человек (M = 14,21; Ме = 14,0; SD = 0,69), в том числе 44 мальчика (M = 14,26; Ме = 14,0; SD = 0,73) и 33 девочки (M = 14,15; Ме = 14,0; SD = 0,67); в г, Звенигород и г, Лосино-Петровский Московской области — 107 школьников (M = 11,96; Ме = 12,0; SD = 0,69), из них 58 мальчиков (M = 11,91; Ме = 12,0; SD = 0,68) и 49 девочек (M = 12,02; Ме = 12,0; SD = 0,72).
Перед началом статистической обработки данных была решена проблема недостающих данных (пропусков ответов на отдельные пункты). Следует отметить, что пропущенных ответов в ШВС-Д было немного (13 пунктов) во всей выборке. Для решения этой проблемы из всей выборки отбирались те респонденты, чей итоговый тестовый балл без учета пункта, в котором был допущен пропуск, был равен итоговому баллу респондента, допустившего пропуск. Далее у этих респондентов вычислялось среднее значение ответов по этому пункту, которое затем подставлялось на место пропуска. Такие действия были предприняты в каждом отдельном случае.
Процедура апробации опросника на русскоязычной выборке подростков включала в себя проверку конвергентной и экологической валидности, дискриминативности, надежности и внутренней согласованности пунктов методики.
Полученные распределения тестового балла ШВС-Д в различных исследовательских группах были проверены на соответствие нормальному закону с помощью критерия Колмогорова—Смирнова. Подавляющее большинство распределений отличалось от нормального (p<0,05), что обусловило выбор непараметрических методов статистической обработки данных.
Статистический анализ данных был проведен с помощью программного пакета Statistica StatSoft v.8.0.
Результаты
Внутренняя согласованность пунктов ШВС-Д
Проверка внутренней согласованности ШВС-Д была осуществлена с помощью анализа корреляционной связи итогового балла с отдельными пунктами методики (табл. 1), метода половинного расщепления (split-half reliability), а также расчета коэффициента α Кронбаха (табл. 2, 3).
Таблица 1. Корреляционная взаимосвязь отдельных пунктов с итоговым показателем ШВС-Д
|
№ |
Содержание пункта |
rs |
p |
|
1 |
Ты чувствовал/чувствовала, что спешишь или торопишься? |
0,44 |
p<0,01 |
|
2 |
У тебя было достаточно времени, чтобы делать то, что тебе хотелось? |
0,53 |
p<0,01 |
|
3 |
Ты беспокоился/беспокоилась, что слишком занят(а)? |
0,45 |
p<0,01 |
|
4 |
Ты беспокоился относительно своих оценок или о школе? |
0,40 |
p<0,01 |
|
5 |
Мама или папа помогали тебе почувствовать себя лучше? |
0,51 |
p<0,01 |
|
6 |
Мама или папа давали тебе возможность почувствовать себя любимым? |
0,46 |
p<0,01 |
|
7 |
Ты боялся чего-то или нервничал? |
0,64 |
p<0,01 |
|
8 |
Ты злился? |
0,56 |
p<0,01 |
|
9 |
Ты чувствовал себя счастливым? |
0,58 |
p<0,01 |
|
10 |
Тебе удавалось выспаться? /поспать столько, сколько хотелось? |
0,51 |
p<0,01 |
|
11 |
У тебя были конфликты с друзьями? |
0,38 |
p<0,01 |
|
12 |
Ты общался с друзьями? |
0,34 |
p<0,01 |
|
13 |
Ты чувствовал, что у тебя достаточно друзей? |
0,47 |
p<0,01 |
Примечание: rs — значение коэффициента корреляции r Спирмена; p — уровень статистической значимости.
Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о том, что в целом пункты методики ШВС-Д удовлетворительно коррелируют с ее итоговым показателем.
Для оценки гомогенности методики был применен метод расщепления (split-half method). Процедура оценки включала разделение пунктов ШВС-Д на 2 части: в первую вошли четные пункты, а во вторую — нечетные. Полученный коэффициент, относящийся к половинам теста (rs = 0,64 при p < 0,01), использовался для проверки внутренней константности всей методики (при применении формулы Спирмена—Брауна). Полученный результат — rt = 0,78 — указывает на надежность методики ШВС-Д как диагностического инструмента.
Оценка надежности ШВС-Д с помощью расчета коэффициента альфа-Кронбаха также показала удовлетворительный результат, определяемый согласованностью пунктов итоговой шкалы (α Кронбаха = 0,741). В табл. 2 приведены итоговые статистики для всей выборки (n = 612).
Таблица 2. Итоговые статистики для методики ШВС-Д
|
Наименование статистики |
Значение |
|
Среднее |
14,08 |
|
Стандартное отклонение |
5,988 |
|
Дисперсия |
35,861 |
|
Асимметрия |
0,38 |
|
Эксцесс |
-0,122 |
|
Минимум |
0 |
|
Максимум |
33 |
|
α-Кронбаха |
0,741 |
|
Стандартизованная альфа |
0,743 |
|
Средняя межпозиционная корреляция |
0,185 |
Дополнительно была проведена проверка показателей согласованности шкалы при последовательном удалении из нее каждого вопроса. Результаты, представленные в табл. 3, свидетельствуют о том, что в тесте отсутствуют пункты, удаление которых привело бы к повышению коэффициентов надежности методики.
Таблица 3. Критерий α Кронбаха шкалы при удалении каждого из пунктов
|
№ |
Содержание пункта |
α Кронбаха при удалении |
|
1 |
Ты чувствовал/чувствовала, что спешишь или торопишься? |
0,729 |
|
2 |
У тебя было достаточно времени, чтобы делать то, что тебе хотелось? |
0,719 |
|
3 |
Ты беспокоился/беспокоилась, что слишком занят(а)? |
0,727 |
|
4 |
Ты беспокоился относительно своих оценок или о школе? |
0,743 |
|
5 |
Мама или папа помогали тебе почувствовать себя лучше? |
0,725 |
|
6 |
Мама или папа давали тебе возможность почувствовать себя любимым? |
0,728 |
|
7 |
Ты боялся чего-то или нервничал? |
0,703 |
|
8 |
Ты злился? |
0,715 |
|
9 |
Ты чувствовал себя счастливым? |
0,716 |
|
10 |
Тебе удавалось выспаться? /поспать столько, сколько хотелось? |
0,726 |
|
11 |
У тебя были конфликты с друзьями? |
0,735 |
|
12 |
Ты общался с друзьями? |
0,734 |
|
13 |
Ты чувствовал, что у тебя достаточно друзей? |
0,728 |
Факторная структура опросника
Структура опросника была изучена с помощью эксплораторного и конфирматорного видов факторного анализа. Эксплораторный факторный анализ (Метод принципиальных компонент, варимакс-вращение) продемонстрировал разделение на 2 фактора, условно названные нами как «Напряжение» и «Ресурсы», объясняющие суммарно 37% дисперсии (табл. 4). При этом пункты, образующие эти факторы, разделились строго на прямые (Фактор 2 «Напряжение») и обратные (Фактор 1 «Ресурсы») по отношению к общему тестовому баллу.
Таблица 4. Факторные нагрузки пунктов опросника (Principal components, Varimax raw)
|
№ |
Содержание пункта |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
|
1 |
Ты чувствовал/чувствовала, что спешишь или торопишься? |
0,00797 |
0,62707 |
|
2 |
У тебя было достаточно времени, чтобы делать то, что тебе хотелось? |
0,39703 |
0,37839 |
|
3 |
Ты беспокоился/беспокоилась, что слишком занят(а)? |
0,03267 |
0,62871 |
|
4 |
Ты беспокоился относительно своих оценок или о школе? |
-0,13330 |
0,60482 |
|
5 |
Мама или папа помогали тебе почувствовать себя лучше? |
0,67792 |
0,06359 |
|
6 |
Мама или папа давали тебе возможность почувствовать себя любимым? |
0,69084 |
-0,00723 |
|
7 |
Ты боялся чего-то или нервничал? |
0,21719 |
0,72472 |
|
8 |
Ты злился? |
0,24507 |
0,57651 |
|
9 |
Ты чувствовал себя счастливым? |
0,65481 |
0,19407 |
|
10 |
Тебе удавалось выспаться? /поспать столько, сколько хотелось? |
0,44259 |
0,28394 |
|
11 |
У тебя были конфликты с друзьями? |
0,21748 |
0,34210 |
|
12 |
Ты общался с друзьями? |
0,53213 |
0,01856 |
|
13 |
Ты чувствовал, что у тебя достаточно друзей? |
0,54019 |
0,12179 |
Примечание: жирным шрифтом выделены факторные нагрузки пунктов, отнесенных нами к соответствующему фактору.
Конфирматорный факторный анализ подтвердил двухфакторное решение модели, оба фактора которой, «Напряжение» и «Ресурсы», коррелируют между собой (табл. 5). Полученные значения свидетельствуют о высоком уровне соответствия имеющегося распределения проверяемой модели.
Таблица 5. Показатели конфирматорного факторного анализа
|
RMSEA |
Lo 90% CB |
Hi 90% CB |
CFI |
GFI |
|
0,058 |
0,045 |
0,072 |
0,952 |
0,977 |
Примечание: RMSEA — Root Mean Squared Error of Approximation — показатель отклонения от заданной модели; Lo 90% CB — нижняя граница 90%-ного доверительного интервала, Hi 90% CB — верхняя граница 90%-ного доверительного интервала; CFI — Comparative Fit index — сравнительный индекс; GFI — Goodness of Fit index — индекс абсолютного согласия.
Конвергентная валидность
Для оценки конвергентной валидности был проведен корреляционный анализ между итоговым показателем методики ШВС-Д и шкалой ситуативной тревожности (СТ) методики Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина. Шкала ситуативной тревожности была выбрана по причине отсутствия других методик, которые были бы направлены на диагностику стресса у детей, а также исходя из нашего предположения о том, что данное эмоциональное состояние является наиболее близким к стрессовому состоянию ребенка. Использовался rs критерий Спирмена на уровне значимости р < 0,05. Корреляционная связь по всей выборке (n = 612) оказалась значимой и положительной (rs = 0,67 при р < 0,01), что свидетельствует о правомерности использования ШВС-Д в качестве диагностического инструмента стрессовых состояний детей.
Процедура проверки методики на предмет конвергентной валидности включала не только корреляционный анализ итоговых показателей двух методик по всей выборке, но и в отдельных группах респондентов. Группы были выделены по следующим признакам: город проживания ребенка, пол и возраст ребенка. В табл. 6 представлены данные корреляционного анализа с учетом контроля переменной «город проживания».
Таблица 6. Значения коэффициентов корреляции итогового показателя ШВС-Д с показателем СТ при учете переменной «город проживания» ребенка
|
Показатели |
n |
rs |
p |
|
г.Чита |
|||
|
ШВС-Д & СТ |
222 |
0,76 |
p<0,01 |
|
г. Каменногорск |
|||
|
ШВС-Д & СТ |
77 |
0,63 |
p<0,01 |
|
г. Звенигород и г. Лосино-Петровский |
|||
|
ШВС-Д & СТ |
107 |
0,63 |
p<0,01 |
|
г. Барнаул |
|||
|
ШВС-Д & СТ |
206 |
0,6 |
p<0,01 |
Примечание: n — количество респондентов в группе; rs — коэффициент корреляции r Спирмена; p — статистический уровень значимости.
Результаты, представленные в табл. 6, показали, что во всех исследуемых городах итоговый показатель ШВС-Д значимо коррелирует с показателем СТ. Отметим, что наиболее тесная связь выявлена в выборке респондентов, проживающих в городе Чита, чуть ниже она в городах Каменногорск, Звенигород, Лосино-Петровский и Барнаул.
В табл. 7 представлены корреляционные связи уровня воспринимаемого стресса и ситуативной тревожности с учетом контроля переменной «возраст». Показано, что ШВС-Д положительно коррелирует с показателем СТ во всех возрастных группах, при этом в группах 11 и 15 лет наблюдается сильная связь между показателями, а в группах 12—14 лет — средняя.
Таблица 7. Значения коэффициентов корреляции итогового показателя ШВС-Д с показателем СТ при учете переменной «возраст» ребенка
|
Показатели |
n |
rs |
p |
|
11 лет |
|||
|
ШВС-Д & СТ |
40 |
0,76 |
p<0,01 |
|
12 лет |
|||
|
ШВС-Д & СТ |
137 |
0,63 |
p<0,01 |
|
13 лет |
|||
|
ШВС-Д & СТ |
188 |
0,63 |
p<0,01 |
|
14 лет |
|||
|
ШВС-Д & СТ |
174 |
0,69 |
p<0,01 |
|
15 лет |
|||
|
ШВС-Д & СТ |
66 |
0,75 |
p<0,01 |
Примечание: n — количество респондентов в группе; rs — коэффициент корреляции r-Спирмена; p — статистический уровень значимости.
В табл. 8 приведены данные о корреляционных связях ШВС-Д и СТ в группах респондентов, различающихся по полу.
Таблица 8. Значения коэффициентов корреляции итогового показателя ШВС-Д с показателем СТ при учете переменной «пол» ребенка
|
Показатели |
n |
rs |
p |
|
Мальчики |
|||
|
ШВС-Д & СТ |
320 |
0,61 |
p<0,01 |
|
Девочки |
|||
|
ШВС-Д & СТ |
292 |
0,7 |
p<0,01 |
Примечание. n — количество респондентов в группе, rs — коэффициент корреляции r-Спирмена, p — статистический уровень значимости.
Представленные данные свидетельствуют о том, что в выборках, разделенных по половому признаку, наблюдается высокая значимая связь между итоговым показателем ШВС-Д и шкалой СТ, при этом дополнительно можно отметить, что у девочек она немного выше в сравнении с мальчиками.
Экологическая валидность
Для проверки методики на предмет экологической валидности была применена экспертная оценка стрессового состояния ребенка учителем/психологом. Связь экспертной оценки с отдельными факторами и итоговым показателем ШВС-Д оказалась слабой (табл. 9).
Таблица 9. Корреляция экспертной оценки с факторами «Напряжение» и «Ресурсы», а также с итоговым показателем ШВС-Д во всей выборке и в группах мальчиков и девочек
|
Показатели |
Экспертная оценка |
|||
|
Вся выборка (n=612) |
Мальчики (n=320) |
Девочки (n=292) |
|
|
|
Напряжение |
0,17** |
0,17** |
0,14* |
|
|
Ресурсы |
- |
- |
- |
|
|
ШВС-Д |
0,15** |
0,12* |
0,15* |
|
Примечание: показаны только статистически значимые коэффициенты корреляции Спирмена; «*» — уровень значимости p<0,05; «**» — уровень значимости p<0,01.
Как видно из таблицы, полученные величины коэффициентов корреляции указывают на слабую связь между самооценкой уровня стресса и внешней оценкой учителем состояния ребенка. Слабая связь может говорить о большом количестве обстоятельств, влияющих на оценку эмоционального состояния ученика учителем, в числе которых могут быть отношение к ученикам, предвзятость учителя, «подмена» оценки состояния оценкой успеваемости или поведения, социальная желательность при ответах учителя и мн. др. Примечательно, что значимые корреляции обнаружены только для фактора «Напряжение», при этом показатели ресурсности ребенка остаются за пределами внимания классных руководителей. Этот результат еще раз косвенно свидетельствует в пользу двухфакторной модели воспринимаемого стресса, разводя актуальное эмоциональное состояние ребенка и ту поддержку, которую он получает от значимых близких и использует в качестве ресурсов совладания с повседневными стрессорами. Иными словами, стресс у ребенка может быть заметен даже если его близкие прикладывают максимум усилий по его минимизации.
Дискриминативность
Дискриминативность ШВС-Д была оценена с помощью формулы расчета коэффициента δ Фергюссона, модифицированной для политомических шкал [Hankins, 2007]. Полученный коэффициент (δ = 0,97) указывает на довольно высокую дискриминативную способность методики, ее чувствительность к различению респондентов с различным уровнем стресса.
Половые и возрастные особенности воспринимаемого стресса
Сравнение разных групп по ШВС-Д подтвердило ожидаемые нами результаты (табл. 10). Были выявлены половые различия по двум факторам опросника: уровень воспринимаемого стресса у девочек выше, чем у мальчиков, что может быть объяснено более высокой эмоциональностью девочек, а также фактором социальной желательности (стремлением казаться более сильными) у мальчиков.
Различия с учетом переменной «класс» (контролируются возрастные особенности) были получены только по первому фактору, который включает прямые пункты опросника и по смыслу соотносится непосредственно с оценкой ребенком воспринимаемого стресса (5-й класс: Me = 8; 6-й класс: Me = 7; 7-й класс: Me = 9; 8-й класс: Me = 9). Дополнительный анализ, проведенный с помощью критерия U Манна—Уитни, показал, что обнаруженные различия в большей степени связаны с тем, что в 6-м классе дети испытывают менее выраженный стресс в сравнении с 7-м (U = 14489, р = 0,04) и 8-м (U = 7909, р = 0,02) классами. По второму фактору, который включает обратные пункты и содержательно отражает виды социальной поддержки, различий с учетом переменной «класс» выявлено не было. Эти особенности косвенно указывают на валидность методики, так как полученные различия вполне ожидаемы и могут быть связаны с ростом учебной нагрузки на детей и как следствие увеличением у них уровня эмоционального напряжения.
Таблица 10. Сравнительный анализ уровня воспринимаемого стресса в разных группах подростков
|
Основание для выделения группы |
Значение критерия по шкале «Напряжение» |
p |
Значение критерия по шкале «Ресурсы» |
p |
|
Критерий U Манна—Уитни |
||||
|
Пол (муж/жен) |
36952,5 |
p < 0,01 |
37541,5 |
p < 0,01 |
|
Критерий H Крускала—Уоллиса |
||||
|
Класс (5, 6, 7, 8) |
H = 11,2 |
0,012 |
H = 1,36 |
0,71 |
Для разделения подростков по уровню стресса была применена процедура расчета квартилей, в ходе которой в группы с низким и высоким уровнем стресса вошли по 25% респондентов с соответствующими крайними значениями, а группу со средним уровнем составили 50% респондентов. При этом выявленные половые различия указывают на необходимость раздельного анализа уровня стресса у мальчиков и девочек (табл. 11).
Таблица 11. Значения баллов ШВС-Д в группах девочек и мальчиков с низким, средним, высоким уровнем стресса
|
Пол |
Низкий уровень стресса |
Средний уровень стресса |
Высокий уровень стресса |
|
Девочки (n=292) |
0—11 |
12—20 |
21—30 |
|
Мальчики (n=320) |
0—9 |
10—16 |
17—33 |
Заключение
Результаты адаптации и апробации методики «Шкала воспринимаемого стресса для детей» (ШВС-Д), представленные в статье, свидетельствуют о возможности применения данного диагностического инструмента для оценки уровня стресса у подростков. Подтверждены внутренняя и внешняя валидность теста, его надежность, осуществлен контроль влияний пола и возраста на уровень воспринимаемого подростком стресса, наиболее предпочтительной оказалась двухфакторная структура теста.
Полученные данные согласуются с результатами исследований, выполненных нами ранее на выборке детей (8—11 лет) и подростков (12—14 лет) [Харламенкова, 2023а] с использованием ШВС-Д и проективных методик («Цветового теста отношений» и теста «Рисунок несуществующего животного»). Показано, что при высоком уровне стресса (по ШВС-Д) в качестве стрессовой ситуации дети чаще называют ситуацию утраты близкого, а подростки — ситуацию покинутости, оставленности, которые, как известно, квалифицируются как стрессоры высокой интенсивности. Качественный анализ данных, полученных с помощью проективных техник, снижающих уровень социальной желательности ответов, обеспечил дополнительную доказательную базу проверки методики на валидность.
Перспективным направлением исследования является поиск ответов на вопросы о возможности использования экспертной оценки эмоционального состояния детей и подростков взрослыми.
Выводы
- Адаптированная для русскоязычной выборки версия опросника «Шкала воспринимаемого стресса для детей» обладает достаточной валидностью, надежностью, дискриминативностью.
- Опросник ШВС-Д обладает двухфакторной структурой, включающей показатель напряжения, вызванного повседневными стрессорами, и показатель наличия внутренних и внешних социальных ресурсов, способствующих преодолению стрессовых состояний.
- Опросник ШВС-Д является удобным в применении инструментом для диагностики уровня стресса у подростков 11—16 лет.