Введение
В современном обществе, характеризующемся быстрыми технологическими и социальными изменениями, возрос спрос на креативность. Динамично развивающиеся отрасли, такие как информационные технологии и инновационное производство, требуют новых творческих решений. Изучение креативности как самостоятельного феномена началось в середине XX века. Дж. Гилфорд, один из первых исследователей, связывал креативность со спецификой интеллекта (Гилфорд, 1965), хотя современные исследования показали относительность этой связи: высокий IQ не гарантирует высокую креативность. Существуют различные подходы к изучению креативности. Когнитивный подход акцентирует внимание на особенностях мышления (например, работы Э.П. Торренса). Мотивационно-потребностный подход рассматривает креативность как результат действия определенных потребностей и мотиваций (Пономарев, 1960; Богоявленская, 2002; Дружинин, 2007; Маслоу, 2011; Кущазли, 2018; Ермакова, 2023). Личностный подход связывает креативность с особенностями личности (Базылевич, Выставкина, 2009; Шмигановская, 2023; Хрестина, 2023), включая типологические характеристики (Юнг, 2019; Айзенк, 2000; Турков, 2006; Петрайтите, 1981; Сафонцева, 1999; Фокина, 2013) и когнитивные стили (Цайх, 2000; Feist, 2010).
Т.Ф. Базылевич и Т.А. Выставкина связали креативное поведение с гармоничной структурой целостной индивидуальности, которая исключает деструктивные паттерны: болезни, зависимости, враждебность и т. д. (Базылевич, Выставкина, 2009).
А.Ю. Шмигановская отметила, что высокий уровень креативного поведения способствует более эффективному преодолению негативного психологического воздействия кризисных ситуаций. Креативные люди реже проявляют депрессию и стресс, испытывают меньшую тревогу и имеют менее интенсивные эмоции (Шмигановская, 2023).
В.В. Хрестина и А.В. Гришина связали креативное поведение с ориентацией на будущее, с достижением целей и перспектив, отмечая при этом стремление к отвлечению от событий настоящего и ответственности за них, погружение в виртуальный мир, не имеющий отношения к актуальной жизненной ситуации (Хрестина, 2023).
G.J. Feist определяет личностные факторы как регуляторы, которые снижают пороги креативного поведения, включая социальные характеристики личности, мотивационно-аффективную сферу и клинические аспекты. В отношении связи интроверсии и экстраверсии с креативностью автор не обнаружил четких зависимостей. Однако он обращает внимание на то, что шизотипия также связана с креативностью, отмечая, что представители творческих профессий в области искусства более подвержены этому личностному расстройству по сравнению с учеными (Feist, 2010).
Креативность представляет собой сложный, многогранный феномен, изучаемый с использованием различных методологических подходов. Хотя многие исследования фокусируются на том, как психологические особенности влияют на креативность, наше исследование направлено на изучение обратной зависимости: может ли креативность выступать детерминирующим фактором изменений в психологических, интеллектуальных и мотивационных сферах человека?
Для изучения влияния креативности на психологические особенности человека мы выбрали в качестве объекта исследования художников, профессия которых предполагает высокую степень креативной активности. В психологии креативности в искусстве исследуются различные аспекты: личностные особенности художников (Банюхова, 2009; Батухтина, 2010; Ильин, 2012; Мелик-Пашаев, 2023), психолого-педагогические факторы художественного образования (Арцишевская, 2008; Доний, 2023), а также психологические механизмы творческого процесса (Пуфаль-Струзик, 2003; Стрельцова, 2004).
Наше исследование проводится в рамках первого подхода, согласно которому креативное поведение обусловливается личностными факторами. А.А. Мелик-Пашаев описывает креативное поведение художников как «активный импульс», который предшествует и дополняется «молчаливым пластическим созерцанием» — специфическим типом рефлексии, включающим инкубационный этап креативного процесса (Мелик-Пашаев, 2023).
Д.Б. Богоявленская связывает креативное поведение представителей творческих профессий с «неинтеллектуальными» факторами, среди которых ключевую роль играет мотивация. При этом характер мотивации также оказывается решающим: на эвристическом уровне интеллектуальной активности доминирует познавательная мотивация, тогда как на стимульно-продуктивном уровне наблюдается ее отсутствие и наличие других видов мотивации (игровая, мотив достижения и т. д.) (Богоявленская, Артеменков, Жукова, 2021).
Настоящая статья посвящена изучению взаимосвязи между креативным поведением и уровнем интроверсии-экстраверсии у художников. Под креативным поведением мы подразумеваем процесс реализации креативного потенциала на практике. Мы предполагаем, что специфический мыслительный процесс, характерный для креативных художников, может усиливать как интроверсию, так и экстраверсию в зависимости от возникающих задач и форм креативного поведения, следующих за ними. Это предположение основано на противоречивых исследованиях, которые приходят к выводам об интровертированных или экстравертированных личностных складах у креативных людей (хотя и не непосредственно связанными с художественным творчеством) (Zhang, Zhou, Kwan, 2017; Anderson, Japardi, Knudsen, Bookheimer, Ghahremani, Bilder, 2022; Shaw, Yuan, Clark, 2023). Таким образом, актуальным является исследование связи между интроверсией-экстраверсией и креативным поведением в художественном творчестве, а также влияния креативной активности на баланс интроверсии-экстраверсии.
Мы рассматриваем интроверсию и экстраверсию как размерные характеристики, расположенные на континууме. Каждый индивид занимает на этом континууме уникальную позицию, определяемую индивидуальным соотношением интровертных и экстравертных черт. Мы предполагаем, что креативное поведение может оказывать влияние на положение индивида на данном континууме.
В рамках данного исследования выдвигается гипотеза о существовании корреляции между креативным поведением и уровнем интроверсии-экстраверсии у художников, а именно: различные формы креативного поведения сопровождаются усилением либо интровертных, либо экстравертных черт.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 110 художников в возрасте от 14 до 82 лет, разделенных на три возрастные группы:
-
-подростки (14—18 лет, n = 14: 2 мальчика, 12 девочек);
-
-молодые взрослые (19—50 лет, n = 77: 25 мужчин, 52 женщины);
-
-пожилые люди (старше 50 лет, n = 19: 12 мужчин, 7 женщин).
Примечательно, что среди более молодых участников наблюдалось преобладание женщин, что требует отдельного изучения.
Критерием отбора являлось наличие диплома о художественном образовании любого уровня (художественная школа, художественный колледж, художественный ВУЗ) или художественная профессиональная деятельность на момент исследования. В связи с ограниченностью выборки мы не стали рассматривать каждую группу отдельно. Вследствие этого мы поставили задачу проследить связь между креативным поведением и интроверсией-экстраверсией у всей выборки.
Стоит отметить особую трудность в отборе испытуемых. Специфика личности художника часто не побуждает его раскрывать свои чувства и мысли перед другими. Большинство респондентов отказывалось участвовать в тестировании.
Оценка креативности представляет собой сложную задачу, поскольку существующих методик недостаточно. В данном исследовании используется визуальный блок теста Торренса в адаптации Е.Е. Туник (Туник, 1998), который позволяет оценивать креативность через особенности мышления. На сегодняшний день тест Торренса является одной из наиболее валидных психометрических методик для количественной оценки креативности. Креативность оценивается по пяти параметрам: беглость, оригинальность, разработанность, абстрактность и сопротивление замыканию (далее — сопротивление). Беглость отражает способность генерировать большое количество идей; оригинальность — способность предлагать необычные и уникальные решения; разработанность — способность детально прорабатывать идеи; абстрактность — способность понимать суть проблемы и выделять ее основные аспекты; сопротивление — способность преодолевать стереотипы и проявлять открытость новому опыту. Эти параметры могут служить показателями различных аспектов (форм) креативного поведения. Таким образом, анализ результатов теста Торренса по каждому параметру позволяет оценить проявления креативного поведения у художников в различных формах.
Испытуемые заполняли по три бланка, распечатанные на листе A4 согласно образцам, представленным в описании методики. Каждый бланк оценивал различные аспекты проявления креативности. На первом бланке оценивались оригинальность, разработанность и абстрактность; на втором — все пять параметров; на третьем — беглость и оригинальность. Каждый параметр набирает определенное количество баллов, причем некоторые из них имеют ограничения по максимальному значению, представляют собой двузначные цифры (например, максимальная оценка за беглость — 40 баллов). В то же время некоторые параметры могут иметь неограниченные баллы и достигать трехзначных значений (например, оригинальность предполагает максимальный балл более 800). Чтобы можно было сравнивать вклад каждого из параметров между собой, сырые баллы были преобразованы в Т-баллы.
Для определения уровня интроверсии-экстраверсии используется опросник Г.Ю. Айзенка — Г. Вильсона, разработанный в 1976 году и состоящий из 210 вопросов (Айзенк, 2000). Личностные опросники Айзенка-Вильсона являются валидными инструментами, предназначенными для практического использования профессиональными психологами. Их релевантность сохраняется и в настоящее время, что подтверждается современными исследованиями (Королева, Филиппова, 2018). Испытуемым было предложено заполнить электронную версию опросника, которая предоставляет результаты сразу после прохождения теста (Психологические тесты онлайн, 2024). Результаты теста представляют собой семь полярных шкал, определяющих уровень различных аспектов интроверсии-экстраверсии в баллах (от 0 до 30). Из этих шкал пять показывают увеличение баллов с ростом экстраверсии, тогда как две шкалы демонстрируют рост баллов с увеличением интроверсии. Результаты по двум шкалам были инвертированы в обратном направлении по формуле:
30 - X,
где X — исходный балл. Например, значение 30 приравнивалось к 0 и наоборот. То же самое касалось и промежуточных баллов: 17 приравнивалось к 13, и т. д. В результате мы получили семь шкал с диапазоном от 0 до 30 баллов, где нарастание баллов связано с ростом экстраверсии. Далее баллы по всем шкалам были суммированы, что привело к образованию единой шкалы от 0 до 210 баллов, представляющей собой континуум интроверсии-экстраверсии:
7 х 30 = 210,
где 7 — это количество шкал, 30 — максимальный балл по каждой шкале. Такой перевод позволил использовать полученные данные в регрессионной модели для дальнейших расчетов взаимосвязи. Мы применили метод множественной регрессии для определения того, как уровень интроверсии-экстраверсии изменяется под воздействием различных форм креативного поведения.
Для анализа полученных данных был использован метод множественной регрессии (α = 0,05). Множественная регрессия — это статистический метод, позволяющий исследовать зависимость одной зависимой переменной от нескольких независимых переменных. Этот метод помогает не только предсказать значения зависимой переменной, но и оценить вклад каждого фактора в это предсказание. В данном исследовании метод множественной регрессии позволяет выявить влияние указанных форм креативного поведения на интроверсию-экстраверсию с помощью математических расчетов. Подобные вычисления помогают увидеть связи между креативностью и интроверсией-экстраверсией в количественном выражении, а также определить вектор влияния и его силу. Результаты анализа включают коэффициенты регрессии, которые указывают на силу и направление влияния независимых переменных, а также R-квадрат, показывающий долю объясненной вариации зависимой переменной. Однако стоит учитывать и некоторые ограничения метода, такие как возможность мультиколлинеарности между независимыми переменными и необходимость валидации полученной модели на новых данных. Основные расчеты были выполнены с помощью онлайн-калькулятора (Онлайн-калькулятор Math, 2024).
Результаты
Для получения уравнения множественной регрессии были определены следующие параметры в цифровых значениях: интроверсия-экстраверсия, беглость, оригинальность, разработанность, абстрактность, сопротивление (см. Приложение 1). В контексте нашего исследования интроверсия-экстраверсия выступила как зависимая переменная, а параметры креативности — как независимые переменные.
Уравнение множественной регрессии может быть представлено в виде:
Y = f(β , X) + ε,
где X = X(X1, X2, ..., Xm) — вектор независимых (объясняющих) переменных; β — вектор параметров (подлежащих определению); ε — случайная ошибка (отклонение); Y — зависимая (объясняемая) переменная. Эмпирическое уравнение множественной регрессии имеет вид:
Y = b0 + b1X1 + b2X2 + ... + bmXm + e,
где b0 — свободный член, определяющий значение Y в случае, когда все объясняющие переменные Xj равны 0.
В результате расчетов с помощью метода наименьших квадратов (МНК) получаем уравнение множественной регрессии (см. Приложение 2):
Y = 116.488 + 0.165X1 + 0.531X2 - 0.361X3 - 0.281X4 - 0.498X5,
где Y — уровень интроверсии-экстраверсии, X1 — уровень беглости, X2 — уровень оригинальности, X3 — уровень разработанности, X4 — уровень абстрактности, X5 — уровень сопротивления, ε = 0.
Константа оценивает результат Y и означает, что Y при отсутствии Xi составила бы 116.488. Коэффициенты уравнения регрессии (bj) показывают, что с увеличением X1 на 1 ед. измерения Y увеличивается на 0.165 ед. измерения; с увеличением X2 на 1 ед. измерения Y увеличивается на 0.531 ед. измерения; с увеличением X3 на 1 ед. измерения Y снижается на 0.361 ед. измерения; с увеличением X4 на 1 ед. измерения Y снижается на 0.281 ед. измерения; с увеличением X5 на 1 ед. измерения Y снижается на 0.498 ед. измерения. Находим парные коэффициенты корреляции по формуле:
Таблица 1 / Table 1
Парные коэффициенты корреляции между показателями креативности и интроверсии-экстраверсии (N = 110)
Pairwise correlation coefficients between creativity indicators and introversion-extraversion (N = 110)
|
Параметры / Parameters |
(SD)
|
Y |
X1 |
X2 |
X3 |
X4 |
X5 |
|
Y (Интроверсия-экстраверсия) / (Introversion-Extraversion) |
94.7 (18.7) |
1 |
|
|
|
|
|
|
Креативность / Creativity |
|
||||||
|
X1 (Беглость) / (Fluency) |
50.4 (10.1) |
0.074 |
1 |
- |
- |
- |
- |
|
X2 (Оригинальность) / (Originality) |
50.3 (9.5) |
0.129 |
0.245 |
1 |
- |
- |
- |
|
X3 (Разработанность) / (Elaboration) |
50.1 (9.9) |
0.065
|
0.404 |
0.539 |
1 |
- |
- |
|
X4 (Абстрактность) / (Abstractness) |
49.4 (10.3) |
0.213
|
0.025
|
0.1229 |
0.129 |
1 |
- |
|
X5 (Сопротивление) / (Resistance) |
50.1 (9.2) |
0.266
|
0.035 |
0.165 |
0.142 |
0.265 |
1 |
Частный коэффициент эластичности Ej показывает, на сколько процентов в среднем изменяется признак-результат Y с увеличением признака-фактора Xj на 1% от своего среднего уровня при фиксированном положении других факторов модели. Стандартизированные частные коэффициенты регрессии — β-коэффициенты (βj) — показывают, на какую часть своего среднего квадратического отклонения S(Y) изменится признак-результат Y с изменением соответствующего фактора Xj на величину своего среднего квадратического отклонения S(Xj) при неизменном влиянии прочих факторов (входящих в уравнение). По максимальному βj можно судить, какой фактор сильнее влияет на результат Y.
Коэффициент детерминации (R²) был определен с помощью следующей формулы:
R² = Σ (rᵢβᵢ) = 0.152
В этой формуле rᵢ представляет коэффициент парной корреляции между зависимой переменной и i-м независимым фактором (предиктором), а βᵢ — стандартизованный коэффициент регрессии для i-го предиктора. Значимость каждого коэффициента регрессии оценена с использованием t-критерия Стьюдента, а общее качество модели — с помощью F-критерия Фишера. Результаты представлены в таблице 2, которая демонстрирует целесообразность включения тех или иных предикторов в модель.
Таблица 2 / Table 2
Коэффициенты корреляции, частные коэффициенты корреляции между показателями креативности и интроверсии-экстраверсии, и их значимость (N = 110)
Correlation coefficients, partial correlation coefficients between creativity indicators and introversion-extraversion, and their significance (N = 110)
|
- |
βj |
Ej |
rj |
bj |
Значимость / Significance, rj /bj |
Целесообразность включения / Rationale for inclusion Xj |
|
Y — интроверсия-экстраверсия / Introversion-Extraversion |
- |
- |
- |
b0 = 116.488 |
- / Significant |
|
|
X1 — беглость / Fluency |
β1 = 0.090 |
E1 = 0.088 |
= 0.074
|
b1 = 0.165 |
Не значим / Не значим Not significant / Not significant |
Нецелесообразно / Impractical |
|
X2 —оригинальность / Originality |
β2 = 0.269 |
E2 = 0.282 |
= 0.129
|
b2 = 0.531 |
Не значим / Значим Not significant / Significant |
Целесообразно / Advisable |
|
X3 — разработанность / Elaboration |
β3 = 0.191
|
E3 = 0.191
|
= 0.065
|
b3 = 0.361
|
Не значим / Не значим Not significant / Not significant |
Нецелесообразно / Impractical |
|
X4 — абстрактность / Abstractness |
β4 = 0.154
|
E4 = 0.146
|
= 0.213
|
b4 = 0.281
|
Значим / Не значим Significant / Not significant |
Целесообразно / Advisable |
|
X5 — сопротивление / Resistance |
β5 = 0.246
|
E5 = 0.264
|
= 0.266
|
b5 = 0.498
|
Значим / Значим Significant / Significant |
Целесообразно / Advisable |
|
|
|
|
|
|
R2=0.152 (значим / significant) |
|
Примечание: βj — бета-коэффициент; Ej — коэффициент эластичности; rj –— коэффициент корреляции; bj — коэффициент уравнения регрессии; R2 — коэффициент детерминации; α = 0,05.
Note: βj — beta coefficient; Ej — elasticity coefficient; rj — correlation coefficient; bj — regression coefficient; R2 — coefficient of determination; α = 0,05.
Анализ корреляций показал низкую линейную связь между предикторами (все |rⱼ| < 0,3), что свидетельствует об отсутствии мультиколлинеарности. Коэффициенты эластичности также указывают на незначительное влияние предикторов на зависимую переменную (все Eⱼ < 1).
Регрессионный анализ выявил наибольшее влияние фактора X₂ на Y (β₂ = 0.269). Статистическая значимость модели подтверждается коэффициентом детерминации (R²) и F-критерием Фишера. Значение R² составило 0,152, что объясняет 15,2% дисперсии зависимой переменной. Однако следует отметить, что один или несколько параметров модели оказались статистически незначимыми.
Для определения наиболее значимых предикторов был использован поэтапный отбор. На первом этапе t-критерий показал значимость факторов X₂ и X₃. На втором этапе, с применением частных F-критериев и учетом влияния всех других факторов, было установлено, что факторы X₂, X₄ и X₅ вносят статистически значимый вклад в модель, в то время как факторы X1 и X₃ — нет. Это, в сочетании с отсутствием мультиколлинеарности, подтверждает целесообразность включения в окончательную регрессионную модель только факторов X₂, X₄ и X₅.
На третьем этапе статистическая значимость коэффициентов регрессии была проверена с использованием 95% доверительных интервалов. b₀, b₂, b₅ лежат вне нуля, свидетельствуя о значимости этих коэффициентов. b₁, b₃, b₄ оказались незначимыми, поскольку их доверительные интервалы содержат ноль:
-
-b₀: (82.87; 150.11);
-
-b₁: ( 0.25; 0.58);
-
-b₂: (0.048; 1.015);
-
-b₃: ( 0.851; 0.129);
-
-b₄: ( 0.671; 0.11);
-
-b₅: ( 0.934; -0.063).
Таким образом, окончательная модель включает факторы X₂ и X₅.
Обсуждение результатов
В результате расчетов было получено уравнение регрессии, объясняющее взаимосвязь интроверсии-экстраверсии с параметрами креативного поведения у художников следующим образом: при нулевых значениях параметров креативности уровень интроверсии-экстраверсии составляет 116.488 балла. Таким образом, с уменьшением параметров креативности до нуля уровень интроверсии-экстраверсии увеличивается в сторону экстраверсии.
При этом значимость таких параметров, как беглость, разработанность и абстрактность, не подтверждается. Это говорит о том, что влияние этих параметров на уровень интроверсии-экстраверсии является незначительным. Можно предположить, что такой результат связан с тем, что параметры беглости и разработанности больше представляют собой профессиональные компетенции, связанные с ремесленной стороной деятельности художников, и слабо соотносятся с их креативным поведением. Вследствие этого влияние указанных параметров креативности на уровень интроверсии-экстраверсии у художников оказывается несущественным.
Однако стоит обратить внимание на показатели β-коэффициентов этих параметров. Знаки β-коэффициентов указывают на разнонаправленность влияния беглости и разработанности: при увеличении беглости экстраверсия слегка возрастает, тогда как при увеличении разработанности наблюдается рост интроверсии.
Параметр абстрактности продемонстрировал значимость коэффициента корреляции и целесообразность включения его в модель, но на этапе определения значимости коэффициента уравнения (b₄: (-0.671; 0.11)) он был исключен из модели. Возможно, такой результат связан с недостаточной выборкой и требует дальнейших уточнений.
Стоит отметить, что уровень экстраверсии растет при снижении уровня абстрактности, которая, в свою очередь, показывает самый низкий средний результат по выборке. Наблюдается некоторая затрудненность в проявлении абстрактности у художников. При этом существует тенденция к влиянию абстрактности на рост интроверсии. Вероятно, этот сложный навык заставляет художников в определенной степени проявлять интровертные черты. Важно отметить, что абстрактность не связана напрямую с профессиональными компетенциями художников, поэтому ее влияние как фактора креативного поведения нельзя полностью исключать.
Особым параметром выступает оригинальность. На всех этапах отбора этот параметр определялся как фактор, влияющий на уровень интроверсии-экстраверсии. Однако коэффициент корреляции указывает на отсутствие связи с уровнем интроверсии-экстраверсии. Возможно, это связано с недостаточностью выборки. Тем не менее коэффициент уравнения регрессии (b₂) подтверждает связь оригинальности с интроверсией-экстраверсией: рост оригинальности прямо коррелирует с ростом экстраверсии. Такое противоречие можно объяснить спецификой самого параметра оригинальности. Для художников оригинальность не является прямой профессиональной компетенцией, однако важно быть оригинальным, чтобы выделяться среди других. Поэтому необходимо развивать умение быть оригинальным. Это умение, вероятно, формируется в процессе коммуникации с другими художниками и сравнении своего творчества с их творчеством, что требует наличия экстравертных качеств. Стремление к оригинальности может побуждать художников проявлять экстраверсию.
Параметр «сопротивление» на всех этапах отбора демонстрирует значимую связь с интроверсией-экстраверсией: рост сопротивления вызывает увеличение интроверсии. В контексте методики этот параметр определяет способность преодолевать стереотипы и быть открытым к новому опыту. Это важный элемент креативности, не имеющий прямой связи с профессиональными навыками художников. Парадоксальным фактом является усиление интроверсии при увеличении сопротивления. В привычном понимании открытость опыту подразумевает социальную активность, однако в случае с художниками мы наблюдаем обратную тенденцию. Возможно, это связано с тем, что преодоление стереотипов требует от художника отказа от мнения большинства и некоторой обособленности от общества. Такое обособление помогает избегать влияния банальных идей и позволяет получать опыт «с чистого листа».
Для наглядности результаты исследования представлены ниже в графическом виде.
Рис. Влияние параметров креативного поведения на интроверсию-экстраверсию: → — параметры, включенные в модель; ⇢ — параметры, исключенные из модели; N = 110; α = 0,05
Fig. The influence of creative behavior parameters on introversion-extraversion: → — parameters included in the model; ⇢ — parameters excluded from the model; N = 110; α = 0,05
Выборка, представленная в исследовании, может не полностью отражать влияние креативного поведения на уровень интроверсии-экстраверсии у художников. Не все художники, прошедшие тестирование, занимаются полноценной творческой деятельностью. Для более глубокого анализа необходимо дифференцировать выборку по уровню творческих достижений. Такая дифференциация позволит выявить различия в влиянии креативного поведения на психологические характеристики художников, которые формально считаются таковыми, и тех, кто активно погружен в творческий процесс. Для этого требуется отдельное целенаправленное исследование, в котором сравниваемые группы художников будут включать достаточное количество респондентов для обеспечения статистической значимости. Кроме того, необходимо учитывать дифференциацию по полу и возрасту, а также расширить спектр методов исследования.
Заключение
В статье было изучено влияние креативного поведения на проявления интроверсии и экстраверсии у художников. Для анализа данных был использован метод множественной регрессии, позволяющий выявить влияние независимых факторов на зависимую переменную с учетом их взаимосвязи. В результате расчетов получено уравнение множественной регрессии. Поэтапный анализ коэффициентов корреляции позволил исключить из модели следующие параметры креативности: абстрактность, разработанность и беглость. Их влияние требует дальнейшего изучения. Итоговая модель включает два параметра: сопротивление и оригинальность. Сопротивление способствует росту интроверсии. Коэффициент корреляции для параметра «сопротивление» показал свою значимость. Художники, проявляющие открытость опыту и сопротивление стереотипам, демонстрируют значимый рост интровертных качеств. Оригинальность способствует росту экстраверсии. Коэффициент корреляции для параметра «оригинальность» не показал своей значимости. Тем не менее оригинальность остается в модели, так как анализ частных коэффициентов корреляции подтверждает ее связь с ростом экстравертных качеств. Влияние креативного поведения на интроверсию-экстраверсию не является односторонним. Усиление разных форм креативного поведения может вызывать как увеличение, так и снижение интровертных и экстравертных качеств. Для проявления креативности художнику необходима гибкость как в интровертных, так и в экстравертных качествах.
Влияние креативности на проявления интроверсии и экстраверсии у художников требует дальнейшего изучения с использованием других диагностических методик, увеличением выборки испытуемых, а также дифференциацией выборки по полу, возрасту, творческим достижениям.
Ограничения. Примененные методы сбора данных для оценки креативности (тесты Э.П. Торренса) и интроверсии-экстраверсии (тест Айзенка-Вильсона), а также используемые методы математической обработки данных (множественный регрессионный анализ) имеют свои особенности. Адаптированные Е.Е. Туник тесты Торренса, предназначенные для русскоязычных детей и подростков, могут не полностью отражать особенности взрослых респондентов, что способно влиять на точность результатов. Кроме того, некоторые критерии оценки оригинальности в методике не учитывают специфические особенности мышления художников, у которых присутствуют собственные стереотипные решения, ошибочно интерпретируемые как оригинальные. Тест Айзенка-Вильсона потребовал дополнительной переработки баллов, что могло внести незначительные искажения. Метод множественной регрессии требует больших объемов данных для достижения статистической значимости, и при ограниченной выборке некоторые эффекты могли остаться не выявленными. Численность участников оказалась недостаточной для полноценного обобщения результатов, что не позволило провести анализ с учетом таких факторов, как возраст, пол или профессиональный статус. Особенности личности художников могут вызывать повышенную тревожность в условиях тестирования, что способно искажать полученные данные. Учитывая сложность и многогранность креативности, которая не поддается полному математическому моделированию, результаты исследования отражают лишь отдельные тенденции проявления интроверсии-экстраверсии в связи с креативностью художников.
Limitations. The data collection methods used to assess creativity (Torrance Tests of Creative Thinking) and introversion-extraversion (Eysenck-Wilson test), as well as the applied mathematical data processing techniques (multiple regression analysis), have certain limitations. The Torrance Tests, adapted by E.E. Tunik for Russian-speaking children and adolescents, may not fully reflect the characteristics of adult respondents, which could affect the accuracy of the results. Additionally, some originality assessment criteria in the methodology do not take into account the specific thinking patterns of artists, who often have their own stereotypical solutions that may be mistakenly interpreted as original. The Eysenck-Wilson test required additional score adjustments, which might have introduced minor distortions. Multiple regression analysis requires large sample sizes to achieve statistical significance, and with a limited sample, some effects may have gone undetected. The number of participants was insufficient for comprehensive generalization of the results, preventing analysis based on factors such as age, gender, or professional status. Personality traits of artists may cause increased anxiety during testing, potentially distorting the data obtained. Considering the complexity and multifaceted nature of creativity, which cannot be fully modeled mathematically, the study’s results reflect only certain trends in the manifestation of introversion-extraversion in relation to artists’ creativity.