Анализ исследований и опыта работы дошкольной образовательной программы Head Start (США)

1819

Аннотация

Статья посвящена исследованию опыта дошкольного образования за рубежом. Рассматриваются различные аспекты проблемы дошкольного образования и профессиональной деятельности воспитателей дошкольных учреждений за рубежом. Приводится анализ исследований эффективности дошкольного образования в зависимости от длительности обучения детей, условий жизни семьи дошкольника, специфики семейного воспитания, качества профессионального образования воспитателя, профессиональной и личной мотивации педагога. Затрагивается вопрос возможностей дошкольного образования для диагностики и коррекции поведенческих трудностей детей. Изучается взаимосвязь между академической успешностью ребенка, уровнем развития навыков саморегуляции и влиянием родительского контроля на детскую самостоятельность. Большое внимание уделяется проблеме социальной компетентности современного дошкольника и ее развитию в дошкольных образовательных учреждениях. Делается вывод о важности профессионального образования воспитателя и о влиянии образованности педагога на понимание и эффективность его профессиональной деятельности и удовлетворение от работы.

Общая информация

Ключевые слова: образование, дошкольный возраст, Head Start, подготовка к школе, образовательная программа, семья дошкольника

Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Кузьмишина Т.Л. Анализ исследований и опыта работы дошкольной образовательной программы Head Start (США) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Том 2. № 1. С. 60–68. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2013_n1/58043 (дата обращения: 16.11.2024)

Полный текст

 

Проблема дошкольного образования и уровня подготовки воспитателей дошкольных учреждений приобрела в последнее время особую актуальность в нашей стране. Острая нехватка дошкольных образовательных учреждений, иногда неподобающий уровень или профиль образования воспитателей, содержание образования дошкольников, идущее вразрез с возрастными психологическими особенностями детей, — далеко не полный список проблем, обусловливающих внимание общественности к дошкольному образованию. Безусловно, изменение сложившейся сегодня ситуации в дошкольном образовании займет долгое время, прежде чем станет эффективным, возрастно и природо-сообразным — ориентированным именно на современного дошкольника. Нам кажется чрезвычайно важным тщательно проанализировать историю отечественного дошкольного образования, психологические особенности современного ребенка, потребности современной семьи и общества, в которых растет наш дошкольник, а также зарубежный опыт образовательной работы с дошкольниками. В данной работе предпринят анализ исследований и опыта зарубежных коллег в области дошкольного образования.

Цель настоящей работы — изучение зарубежных исследований в области дошкольного образования на современном этапе.

Теоретико-методологической основой большинства изученных нами работ являются теории Ж. Пиаже, Л.С. Выгот­ского и неовыготскианские теории. В отечественной дошкольной педагогике и психологии названные теории также являются основополагающими для большого количества научных изысканий.

Нами был проанализирован ряд научных статей в основном американских авторов, посвященных проблемам адаптации детей к школьному обучению, освоения детьми учебного материала, взаимосвязи стиля работы воспитателя с поведением и обучением дошкольников, роли семьи дошкольника в его академических успехах. Значительная часть исследований проводилась в рамках программы дошкольного образования «Head Start», в связис чем представляется логичным сделать небольшой экскурс в историю разработки и преобразования этой образовательной программы.

Программа Head Start — американская государственная программа дошкольного образования для детей из малообеспеченных семей и их родителей. Основной целью программы является подготовка детей 3—4 лет к школьному обучению, развитие познавательной и социально-эмоциональной сферы дошкольников [4]. Программа была разработана в 1965 году Дж. Шугерменом изначально как программа подготовки малоимущих детей к школе. Шугермен предлагал обучить четырех-летних детей навыкам, необходимым для успешного обучения в школе (школьное обучение начинается в США с 5 лет) в течение полутора летних месяцев, перед началом учебы в первом классе. Опыт показал, что такие 6-недельные курсы подготовки к школе недостаточны для малышей, и в 1981 году была предложена программа обучения дошкольников, рассчитанная на два года. В настоящее время Head Start курируется Министерством здравоохранения и социального обеспечения США, и за время ее работы более 22 млн. юных американцев прошли обучение по этой программе [11]. В 2007 году она была модернизирована для обучения дошкольников, оставшихся без попечения родителей.

Примечательным является факт, что в 1968 году под эгидой программы Head Start было начато финансирование телевизионной программы для детей, которая приобрела мировую известность как «Улица Сезам» («Sesame Street») [13]. Таким образом, можно сказать, что данная образовательная программа причастна к обучению дошкольников по всему миру уже одним фактом помощи авторам «Улицы Сезам».

В 2011 году Министерство здравоохранения и социального обеспечения США инициировало ряд исследований эффективности программы Head Start. В докладе, сделанном на основании проведенных исследований познавательного и социально-эмоционального развития дошкольников, обучавшихся по программе, показано, что наилучшие результаты в развитии и обучении наблюдаются у детей, прошедших двухлетний курс (обучавшихся с 3 до 5 лет). Результаты тестирования этих детей были значительно выше, чем у дошкольников, посещавших Head Start на протяжении одного года (с 4 до 5 лет). Отсроченное исследование успехов детей к концу обучения в 1-м классе школы показало, что дети, прошедшие Head Start, значительно лучше, чем их сверстники из контрольной группы, владели устной речью, имели более богатый словарный запас [5].

Данные о том, что влияние обучения на развитие дошкольника тем сильнее, чем дольше ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение, приводят многие исследователи, например, в работе Л.И. Скибб, К. МакДональд Коннор, Ф.Дж. Моррисона и А.М. Джукс [8] опровергается мнение, что краткосрочная подготовка детей к школьному обучению (в течение одного года и менее) так же эффективна, как и долгосрочная (на протяжении двух и более лет). Несмотря на то что за короткое время четырехлетний дошкольник получает необходимую подготовку к первому классу, гораздо более полезным для развития детского потенциала является длительное посещение хорошо разработанной и спланированной образовательной программы. Биологический возраст детей, безусловно, обусловливает объем словарного запаса и особенности саморегуляции детей, однако при прочих равных двухлетнее обучение дает лучшие результаты, чем однолетнее.

Эффективность образовательной программы Head Start описывается и в работе Ф. Жай с соавт. [14]. Так, результаты лонгитюдного исследования пятилетних детей из семей группы риска и из благополучных семей (выборка составила 2803 ребенка из 18 городов США), показали, что участие в программе Head Start положительно сказывается на познавательном развитии, социальной компетентности и развитии произвольного внимания дошкольников. Отмечается, что потенциал образовательной программы в сфере развития внимания детей оказался выше, чем в специализированных учреждениях для детей-сирот, а в сфере развития социальной компетентности — выше, чем при домашнем воспитании; в сфере познавательного развитии — выше, чем у обоих названных видов обучения дошкольников.

В то же время исследователями активно обсуждается вопрос об эффективности Head Start для решения поведенческих проблем дошкольников. Р.Дж. Булотски-Ширер и Дж.В. Фатуззо [2] пришли к выводам, что поведение дошкольников, обучающихся по программе Head Start, бывает насколько неподобающим, что серьезно сказывается на взаимодействии ребенка с педагогом и учебных успехах детей, и не может быть исправлено в рамках только данной образовательной программы. Однако Head Start дает специалистам широкий спектр возможностей для ранней диагностики поведенческих проблем, что важно использовать для разработки и оптимизации соответствующих коррек­ционно-развивающих программ для детей с проблемным обучением.

В программе Head Start уделяется большое внимание речевому развитию детей. Очевидно, эта проблема является острой для целевой аудитории данной программы, поскольку основная масса малообеспеченных семей имеет низкий уровень коммуникативной культуры, иногда низкий уровень владения английским языком, и опыт речевого общения детей дошкольного возраста довольно скуден. Объем и тщательность работы по развитию речи и коммуникативных навыков детей помогает специалистам увидеть, как совершенствование речи сказывается на развитии ребенка. Например, исследование М.В. Фус и Дж.Д. Дэй [3] показало, что развитие речи дошкольников в рамках программы Head Start взаимосвязано с развитием саморегуляции. Полученные авторами данные свидетельствуют, что навыки саморегуляции значительно совершенствуются у дошкольников по мере обучения по программе на протяжении даже одного учебного года. Кроме того, речевые возможности дошкольников могут выступать важным показателем развития навыков саморегуляции в дошкольном возрасте.

Безусловно, развитие навыков саморегуляции происходит непрерывно не только в учебной, но и во всех других видах деятельности ребенка, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Американские исследователи Э.К. Вол­кер и Д. МакФи утверждают, что развитие ребенка и его успехи в учебе во многом зависят от родительского контроля [12]. Авторам удалось установить, что навыки самоконтроля и социальная компетентность (которую можно рассматривать как умение опосредовать свое поведение существующими правилами или нормами общения, требующее навыков самоконтроля и саморегуляции) полностью зависят от авторитарного контролирующего поведения родителей. Чем сильнее давление со стороны родителей, тем слабее развит механизм самоконтроля поведения ребенка. Данное исследование показало, что готовность к школьному обучению также связана со стилем родительского контроля.

Полученные результаты в очередной раз подчеркивают роль семьи в развитии личности ребенка в целом и в подготовке фундамента для успешности ребенка в учебной деятельности в частности.

Изучение влияния семьи на социально-эмоциональное развитие дошкольников, участвующих в программе Head Start, проведенное Дж.И. Вик Виттакер с соавт. [10], позволило авторам сделать вывод, что показателем семейного неблагополучия и эмоционального развития ребенка может выступать эмоциональность матери дошкольника. Авторы научно подтверждают, что уровень социально-эмоционального развития ребенка взаимосвязан с неадекватным или не­оптимальным семейным воспитанием дошкольника, а эмоциональное состояние матери может расцениваться образовательным учреждением как своеобразный индикатор возможных проблем в семье дошкольника и особенностей поведения и общения ребенка с окружающими.

Обсудив эффективность образовательной программы, всестороннее развитие дошкольника и роль семьи в жизни дошкольника — участника программы Head Start, вслед за американскими исследователями обратимся к фигуре воспитателя в дошкольном образовании.

Необходимо отметить, что в последнее время в нашей стране и за рубежом ученые все чаще обращаются к проблемам качества подготовки воспитателей дошкольников. В США в настоящее время существует закон о квалификации сотрудников программы Head Start, который предписывает, что воспитатель дошкольников должен иметь специальное педагогическое образование, а не менее 50 % воспитателей должны иметь степень бакалавра дошкольной педагогики или психологии. Это важное требование представляется обоснованным и также актуально для нашей страны на данный момент.

В свою очередь, воспитатели, по данным исследований, готовы повышать свою квалификацию, инициативны, являются энтузиастами в профессиональной деятельности и любят своих подопечных. Подтверждение этому находим в работе М.Л. Хамметер, П. Снайдер, К. Кайндер и К. Артман [7], посвященной использованию воспитателем дошкольного учреждения словесной похвалы в работе с детьми. Авторы исследования проводили с педагогами детского сада тренинги на тему использования словесной похвалы в работе с дошкольниками и помогали воспитателям эффективно работать с большими группами детей и общаться с родителями дошкольников. Результаты исследования показали, что педагоги дошкольных учреждений готовы изменять привычный стиль работы на основании рефлексии, стремятся повышать свою квалификацию с учетом новейших научных разработок и технологий в области дошкольной педагогики и психологии. Относительно же предмета данного исследования — словесной похвалы — как авторы исследования, так и воспитатели — участники экспериментальной и контрольной групп отмечали, что словесная похвала дошкольников в процессе обучения не оказывает значительного влияния на академические успехи детей, но негативно сказывается на поведении детей в учебной обстановке. Таким образом, использование педагогом словесной похвалы нельзя считать ключевым фактором, определяющим взаимодействие воспитателя с ребенком. Скорее авторы склонны выделять любовь и интерес к своей профессиональной деятельности как основу успешной работы воспитателя с детьми и их родителями.

Этот тезис согласуется с исследованием М.Дж. Хеснер и Э.Р. Ледерберг, которые приводят данные, что при одинаковом уровне образования воспитатели развивающих групп имеют более адекватные специфике дошкольного возраста представления о детях и методы работы с детьми, чем воспитатели обычных групп [6]. Результаты исследования позволили авторам предположить, что углубленное обучение развивающей работе с детьми дает педагогу возможность лучше узнать и понять особенности и механизмы развития ребенка дошкольного возраста, тем самым благоприятно влияя на качество работы специалиста.

Дж. Тровик-Смит и Т. Джургот [9] провели исследование, в центре которого находится «правильное» игровое взаимодействие воспитателя с ребенком и последующая самостоятельная игра дошкольников. Авторы исходили из положения, что стремление воспитателя удовлетворить насущные потребности в игре каждого ребенка индивидуально в дальнейшем приводит к развитию самостоятельной игры детей. В ходе работы авторам удалось выделить несколько типов игрового взаимодействия воспитателя и дошкольника и сделать вывод, что правильное (удовлетворяющее насущную игровую потребность дошкольника) действительно подкрепляет интерес дошкольника к игре и «учит» ребенка играть со сверстниками. Тем самым подтверждается распространенное мнение, что современного дошкольника необходимо учить играть, поскольку ребенок не осваивает игру в общении с родителями (мы наблюдаем дефицит неформального общения между родителями и детьми дошкольного возраста в семье) или со сверстниками (мало времени проводит на прогулках или не имеет времени на свободную игру в детском саду). В то же время важность игры и игровой инициативы для развития дошкольника является неоспоримым фактом [1].

Обобщая данные большого количества исследований, можно заключить, что Head Start является эффективной для познавательного развития детей 3—4 лет и для социально-эмоционального развития трехлетних дошкольников. При этом отмечается, что развитие детей в рамках данной программы тем интенсивнее, чем сильнее педагогическая запущенность дошкольников.

Таким образом, анализ зарубежных научных исследований в области дошкольного образования (на примере программы Head Start) дает основания для следующих выводов: длительная и планомерная работа в рамках специально разработанной образовательной программы с дошкольниками благоприятно сказывается на развитии личности детей, их поведенческих проявлениях и готовности детей к успешному обучению в школе. Современные воспитатели дошкольных образовательных учреждений — специалисты в области дошкольной педагогики и психологии, стремящиеся к повышению своей квалификации и научному исследованию своей профессиональной деятельности. Семья дошкольника оказывает значительное влияние на готовность ребенка к школьному обучению и детскую академическую успешность. Подчеркнем, что выводы сделаны по зарубежным исследованиям, посвященным проблемам американского дошкольного образования. Некоторые вопросы, поднятые в зарубежной психолого-педагогической литературе последнего времени, весьма актуальны для отечественного дошкольного образования. Однако общие тенденции, выявленные в данной работе, не могут быть экстраполированы на российскую систему дошкольного образования в чистом виде и нуждаются в экспериментальном исследовании на современном этапе.

Литература

  1. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2011. 384 с.
  2. Bulotsky-Shearer R.J., Fantuzzo J.W. Preschool behavior problems in classroom learning situations and literacy outcomes in kindergarten and first grade // Early Childhood Research Quarterly. 20011. Vol. 26, Iss. 1. P. 61–73.
  3. Fuhs M.W., Day J.D. Verbal ability and executive functioning development in preschoolers at head start // Developmental Psychology. 2011. Vol. 47, Iss. 2. P. 404–416.
  4. Gonzalez-Mena J. The Child, family and community: Fifth edition. Merrill-Prentice Hall, 2009.
  5. Head start Impact [Электронный ресурс]: Department of Health and Human Services Report, August 11. Washington, 2011 // Journalist’s Resource. URL: http://journalistsresource.org/studies/government/civil-rights/head-start-study/.
  6. Heisner M.J., Lederberg A.R. The impact of Child Development Associate training on the beliefs and practices of preschool teachers / Mary Jane Heisner, Amy R. Lederberg // Early Childhood Research Quarterly. 2011. Vol. 26, Iss. 2. P. 227–-236.
  7. Hemmeter M.L. Impact of performance feedback delivered via electronic mail on preschool teachers’ use of descriptive praise / Mary Louise Hemmeter, Patricia Snyder, Kiersten Kinder, Kathleen Artman // Early Childhood Research Quarterly. 2011. Vol. 26, Iss. 1. P. 96–109.
  8. Skibbe L.E. Schooling effects on preschoolers’ self-regulation, early literacy, and language growth / Lori E. Skibbe, Carol McDonald Connor, Frederick J. Morrison, Abigail M. Jewkes // Early Childhood Research Quarterly. 2011. Vol. 26, Iss. 1. P. 42–49.
  9. Trawick-Smith J., Dziurgot T. ‘Good-fit’ teacher–child play interactions and the subsequent autonomous play of preschool children / Jeffrey Trawick-Smith, Traci Dziurgot // Early Childhood Research Quarterly. 2011. Vol. 26, Iss. 1. P. 110–123.
  10. Vick Whittaker J.E. Family risks and protective factors: Pathways to Early Head Start toddlers’ social-emotional functioning / Jessica E. Vick Whittaker, Brenda Jones Harden, Heather M. See, Allison D. Meisch, T’Pring R. Westbrook // Early Childhood Research Quarterly. 2011. Vol. 26, Iss. 1. P. 74–86.
  11. Vinovskis M.A. The Birth of Head Start. London: University of Chicago Press, 2005. P. 36–37.
  12. Walker A.K., MacPhee D. How home gets to school: Parental control strategies predict children's school readiness // Early Childhood Research Quarterly. 2011. Vol. 26, Iss. 3. P. 355–364.
  13. Head start program [Электронный ресурс] // Wikipedia. The Free Encyclopedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Head_Start_Program#cite_note-acf.hhs.gov-7.
  14. Zhai F., Jeanne Brooks-Gunn J., Waldfogel J. Head Start and Urban Children's School Readiness: A Birth Cohort Study in 18 Cities / Fuhua Zhai, Jeanne Brooks-Gunn, Jane Waldfogel // Developmental Psychology. 2011. Vol. 47, Iss. 1. P. 134–152.

Информация об авторах

Кузьмишина Татьяна Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры Дошкольной педагогики и психологии факультета Психология образования ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: kuzmishina_tat@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2874
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1819
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0