Исследования по проблемам социальной и образовательной инклюзии лиц с интеллектуальными нарушениями

1379

Аннотация

В статье сделан обзор современных зарубежных исследований по проблемам социальной и образовательной инклюзии лиц с интеллектуальными нарушениями, выделены основные направления этих исследований. Зарубежные исследования направлены на изучение социальных навыков учеников инклюзивных и специальных школ, способов их включения в социум, а также установок учителей, учеников и широкой общественности в отношении людей с интеллектуальной недостаточностью

Общая информация

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, интеллектуальная недостаточность, интеллектуальные нарушения, установки , социальные навыки, образовательная инклюзия

Рубрика издания: Психология специального и инклюзивного образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2015040205

Для цитаты: Юдина Т.А., Алехина С.В. Исследования по проблемам социальной и образовательной инклюзии лиц с интеллектуальными нарушениями [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 2. С. 40–46. DOI: 10.17759/jmfp.2015040205

Литература

  1. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: Коллективная монография / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ. 2013. 334 с.
  2. Саламанкская декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество: Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года [Электронный ресурс] / ООН по вопросам образования, науки и культуры, Министерство повопросам образования и науки испании // Организация Объединенный Наций: официальный сайт. Paris: UNESCO, 1994. 40 с. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf (дата обращения: 05.07.2015).
  3. Alquraini T.A. Factors related to teachers' attitudes towards the inclusive education of students with severe intellectual disabilities in Riyadh, Saudi // Journal of Research in Special Educational Needs. 2012. Vol. 12, № 3, P.170–182. doi: 10.1111/j.1471-3802.2012.01248.x.
  4. Attitudes of Japanese students toward people with intellectual disability / Horner-Johnson W. [et al.] // Journal of Intellectual Disability Research. 2002. Vol. 46, № 5, P.365–378. doi: 10.1046/j.1365-2788.2002.00406.x.
  5. Gasser L., Malti T., Buholzer A. Children's moral judgments and moral emotions following exclusion of children with disabilities: Relations with inclusive education, age, and contact intensity // Research in Developmental Disabilities. 2013. Vol. 34, № 3, P.948–958. doi: 10.1016/j.ridd.2012.11.017.
  6. Hardiman S., Guerin S., Fitzsimons E. A comparison of the social competence of children with moderate intellectual disability in inclusive versus segregated school settings // Research in Developmental Disabilities. 2009. Vol. 30, № 2, P.397–407. doi: 10.1016/j.ridd.2008.07.006.
  7. Kemp C., Carter M. Demonstration of Classroom Survival Skills in Kindergarten: a five-year transition study of children with intellectual disabilities // Educational Psychology. 2000. Vol. 20, № 4, P.393–411. doi: 10.1080/713663756.
  8. Kemp C., Carter M. The Social Skills and Social Status of Mainstreamed Students with Intellectual Disabilities // Educational Psychology. 2002. Vol. 22, № 4, P.391–411. doi: 10.1080/0144341022000003097.
  9. Lifshitz H., Glaubman R. Religious and secular students’ sense of self-efficacy and attitudes towards inclusion of pupils with intellectual disability and other types of needs // Journal of Intellectual Disability Research. 2002. Vol. 46, № 5, P.405–418. doi: 10.1046/j.1365-2788.2002.00424.x.
  10. Ojok P., Wormnæs S. Inclusion of pupils with intellectual disabilities: primary school teachers' attitudes and willingness in a rural area in Uganda // International Journal of Inclusive Education. 2013. Vol. 17, № 9, P.1003–1021. doi: 10.1080/13603116.2012.728251.
  11. Ozkubat U., Ozdemir S. A comparison of social skills in Turkish children with visual impairments, children with intellectual impairments and typically developing children // International Journal of Inclusive Education. 2014. Vol. 18, № 5, P.500–514. doi: 10.1080/13603116.2013.789088.
  12. Participation of children with intellectual disability compared with typically developing children / King М. [et al.] // Research in Developmental Disabilities. 2013. Vol. 34, № 5, P.1854–1862. doi: 10.1016/j.ridd.2013.02.029.
  13. Promoting social inclusion through Unified Sports for youth with intellectual disabilities: a five nation study / McConkey R. [et al.] // Journal of Intellectual Disability Research. 2013. Vol. 57, № 10, P.923–935. doi: 10.1111/j.1365-2788.2012.01587.x.
  14. Public Attitudes Towards Individuals with Intellectual Disabilities as Measured by the Concept of Social Distance / Ouellette-Kuntz H. [et al.] // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2010. Vol. 23, № 2, P.132–142. doi: 10.1111/j.1468-3148.2009.00514.x.
  15. Social outcomes in adulthood of children with intellectual impairment: evidence from a birth cohort / Hall I. [et al.] // Journal of Intellectual Disability Research. 2005. Vol. 49, № 3, P.171–182. doi: 10.1111/j.1365-2788.2005.00636.x.
  16. Strieker T., Logan K., Kuhel K. Effects of job-embedded professional development on inclusion of students with disabilities in content area classrooms: results of a three-year study // International Journal of Inclusive Education. 2012. № 10, P.1047–1065. doi: 10.1080/13603116.2010.538868.
  17. Szumski G., Karwowski M. Psychosocial Functioning and School Achievement of Children With Mild Intellectual Disability in Polish Special, Integrative, and Mainstream Schools // Journal of Policy and Practice in Intellectual Disabilities. 2014. Vol. 11, № 2, P.99–108. doi: 10.1111/jppi.12076.
  18. Szumski G., Karwowski M. School achievement of children with intellectual disability: The role of socioeconomic status, placement, and parents’ engagement // Research in Developmental Disabilities. 2012. Vol. 33, № 5, P.1615–1625. doi: 10.1016/j.ridd.2012.03.030.
  19. Van Asselt-Goverts A., Embregts P., Hendriks A. Structural and functional characteristics of the social networks of people with mild intellectual disabilities // Research in Developmental Disabilities. 2013. № 4, P. 1280–1288. doi: 10.1016/j.ridd.2013.01.012

Информация об авторах

Юдина Татьяна Алексеевна, научный сотрудник, Институт проблем инклюзивного образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6209-1583, e-mail: ta.yudina@gmail.com

Алехина Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9374-5639, e-mail: ipio.mgppu@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2880
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1379
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2