Подходы к психолого-педагогической экспертизе игровых детских площадок

3756

Аннотация

Статья посвящена проблеме игровых сред – детских площадок. Обсуждается история появления детских площадок, проводится анализ различных методологических подходов к их экспертизе: экологический подход, социально-когнитивный подход, субъективный или личностный подход, деятельностный подход. На основе анализа современных зарубежных исследований рассматриваются факты о связи типа площадки, размещенного на нем оборудования и характера поведения детей. Представлены основные критерии экспертной оценки игровой среды: игровая ценность объекта или среды в целом, ландшафтные характеристики площадки, наличие элементов, инициирующих рискованное поведение и др. В заключении делается вывод о том, что площадка должна оцениваться с точки зрения её соответствия потребностям ребенка и возрастным задачам развития.

Общая информация

Ключевые слова: игра, экспертиза, игровая среда, проектирование, игровая ценность, детская площадка

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050101

Для цитаты: Котляр И.А., Соколова М.В. Подходы к психолого-педагогической экспертизе игровых детских площадок [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 1. С. 5–15. DOI: 10.17759/jmfp.2016050101

Литература

  1. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. Т. 1. М.: Смысл: Академия, 2006. 448 с.
  2. Габидулина С. Э. Психология городской среды. М.: Смысл, 2012. 152 с.
  3. Гибсон Дж. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 464 с.
  4. История дошкольной педагогики / М.Ф. Шабаева, В.А. Ротенберг, И.В. Чувашев; под ред. Л. Н. Литвина. М.: Просвещение, 1989. 352 с.
  5. Корепанова И.А., Соколова М.В. Детская площадка как предмет психологического исследования // У истоков развития: сборник научных статей / ред.: Л.Ф. Обухова, И.А. Котляр. М.: МГППУ, 2013. С. 145–159.
  6. Котляр И.А., Соколова М.В. Площадка приключений как пример реализации права ребенка на игру [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №2. С .81–90. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Kotlyar_Sokolova.phtml (дата обращения: 07.02.2016).
  7. Котляр И.А., Соколова М.В. Привлекательность детской уличной площадки. Опыт эмпирического исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. №4. С.54–63. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2014/n4/73250.shtml (дата обращения:  15.01.2016).
  8. Котляр И.А., Соколова М.В., Фронтов А.Ю. К проблеме психолого-педагогического проектирования детских сред: на примере проектирования детских площадок [Электронный ресурс] // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2014.  № 3. C. 11–26. URL: http://psyanima.su/journal/2014/3/2014n3a2/2014n3a2.pdf (дата обращения:  15.01.2016).
  9. Котляр И.А., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Психолого-педагогические принципы проектирования детской площадки на территории детского сада // Детский сад: теория и практика. 2015. № 10. С. 92–101.
  10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Издательство Московского университета, 1981. 584 с.
  11. Леонтьев А.Н., Розенблюм А.Н. Психологическое исследование деятельности и интересов посетителей Центрального парка культуры и отдыха имени Горького (Предварительное сообщение) // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М., 1999. С. 370–425.
  12. Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.
  13. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек / Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Абдулаева Е.А. и др. // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 16–25.
  14. Соколова М.В. Новые приключения площадок приключений [Электронный ресурс] // Центр игры и игрушки: Детские психологи рекомендуют. 2015. URL: http://psytoys.ru/articles/novye-priklyucheniya-ploshchadok-priklyucheniy (дата обращения:  15.01.2016).
  15. Ball D., Gill T., Spiegal B. Managing Risk in Play Provision: Implementation guide. [Annesley]: DCSF Publications, 2008. 122 p.
  16. Beltzig G. Kinderspielplätze: mit hohem Spielwert: planen, bauen und erhalten. Augsburg: Augustus Verlag, 1990. 110 s.
  17. Bourke T.M., Sargisson R. J.A Behavioral Investigation of Preference in a Newly Designed New Zealand Playground // American Journal of Play. 2014. Vol. 6, №. 3. P. 370-391.
  18. Cosco N.G., Moore R.C., Islam M.Z. Behavior mapping: A method for linking preschool physical activity and outdoor design [Электронный ресурс] = [Картирование поведения: метод установления связи между физической активностью дошкольников и уличным дизайном] / Nilda G. Cosco, Robin C. Moore, Mohammed Z. Islam // Medicine & Science in Sports & Exercise. 2010. Vol. 42. № 3. P. 513–519. – URL: http://journals.lww.com/acsm-msse/pages/articleviewer.aspx?year=2010&issue=03000&article=00016&type=abstract (дата обращения:  15.01.2016).
  19. Czalczynska-Podolska M. The impact of playground spatial features on children’s play and activity forms: An evaluation of contemporary playgrounds’ play and social value // Journal of Enviromental Psychology. 2014. Vol. 38. P. 132-142. doi: 10.1016/j.jenvp.2014.01.006
  20. Dahl Refshauge А. Design-recommendations for Public Playgrounds Based on a Danish Study // IPA World Conference 2014. Стамбул, Турция. 20-23 мая 2014.
  21. Frost J. L. A History of Children’s Play and Play Environments: Toward a Contemporary Child-Saving Movement. New York, NY: Taylor & Francis eLlibrary, 2009. 320 p.
  22. Gehl J. Life Between Buildings: Using public space. New York: Van Nostrand Reinhold, 1987. 202 p.
  23. Greenfield C. Outdoor play: The case for risks and challenges in children's learning and development. Safekids News. 2003. Vol. 21. № 5. P. 5.
  24. Hart R. Children's Participation: The Theory and Practice of Involving Young Citizens in Community Development and Environmental Care. London: Earthscan, 1997. 208. p.
  25. Niermann J. Der Kinderspielplatz. DuMont Buchverlag Köln. NOHL, W., 1984. 255 s.
  26. Österreicher H. Städte- und Gemeinderat. 2001. Jg. 55. Heft 9. S. 18–20.
  27. Prieske B., Withagen R., Smith J., Zaal F. Affordances in a simple playscape: Are children attracted to challenging affordances? // Journal of Enviromental Psychology. 2015. Vol. 41. P. 101–111. doi:10.1016/j.jenvp.2014.11.011
  28. Sahmland I. Bernhard Christoph Faust: Ein Pionier der Gesundheitsförderung [Электронный ресурс] // Deuгtsches Arzteblatt. 2005. Jg. 102. Heft 37. S. 2457–2461. URL: http://www.aerzteblatt.de/archiv/48342/Bernhard-Christoph-Faust-Ein-Pionier-der-Gesundheitsfoerderung (дата обращения: 14.08.2013)
  29. Schottmayer G., Christmann R. (Bearb.). Kinderspielplätze: Bildband. Stuttgart: Kohlhammer. 1972. 98 s.
  30. Trowbridge G. On fundamental methods of orientation and «Imaginary maps» [Электронный ресурс] // Science. 1913. Vol. 88. №. 990. P. 888–897. URL: http://www.jstor.org/stable/1640920 (дата обращения:  15.01.2016).
  31. Ward Thompson, C. Activity, exercise and the planning and design of outdoor spaces // Journal of Environmental Psychology. 2013. № 34. P. 79-96. doi:10.1016/j.jenvp.2013.01.003
  32. Woolley H., Lowe A. Exploring the relationship between design approach and play value of outdoor play spaces. Landscape Research. 2013. Vol. 38. №1. P. 53–74. doi: 10.1080/01426397.2011.640432

Информация об авторах

Котляр Инна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия, e-mail: iakorepanova@gmail.com

Соколова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольной психологии, старший научный сотрудник, Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, методист, Центр игры и игрушки ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: sokolovamw@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3583
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 3756
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2