Проблема подготовки и сопровождения молодых водителей с расстройствами аутистического спектра

659

Аннотация

Обсуждается проблема вождения и управления автомобилем среди лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС). Рассмотрены поведенческие особенностей лиц с РАС в условиях дорожно-транспортной инфраструктуры, формирующей особую жизненную среду человека, вовлеченного в эту инфраструктуру. Отмечено, что формирование навыков управления транспортным средством составляет особую проблему для молодых водителей с расстройствами аутистического спектра. Намечены пути разработки коррекционных и «помогающих» программ обучения молодых водителей с РАС, с целью обеспечения их мобильности и дальнейшей интеграции в профессиональную деятельность и социум

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, расстройства аутистического спектра, аутизм, безопасность дорожного движения, подготовка водителей, социально-психологическое сопровождение

Рубрика издания: Психология труда и инженерная психология

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060103

Для цитаты: Верещагина Е.Р., Кочетова Т.В., Лукьянова А.В., Петросян М.И. Проблема подготовки и сопровождения молодых водителей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 1. С. 23–28. DOI: 10.17759/jmfp.2017060103

Полный текст

 

Введение

В области фундаментальных и прикладных психологических исследований заметными приоритетами последнего времени являются комплексная диагностика, направленная на выявление расстройств аути­стического спектра (РАС), а также вопросы психолого­педагогического и социально-психологического сопровождения лиц с РАС.

При этом в ряде отечественных разработок, посвященных проблемам раннего выявления расстройств аутистического спектра [1], к ключевым аспектам разработки проблемы практически не добавлен аспект помощи лицам с РАС как полноценным участникам дорожного движения. В частности, не уделяется должного внимания разработке специализированных программ подготовки молодых людей с расстройствами аутистического спектра к управлению транспортным средством.

Тем не менее, необходимость таких программ обусловлена рядом факторов, роль которых определяется тенденциями развития современного общества.

К числу таких «императивно-диктующих» факторов, прежде всего, следует отнести увеличивающуюся с каждым годом численность детей с РАС. Возможно, что, с одной стороны, такая ситуация — следствие применения новых методов комплексной диагностики, позволяющих выявлять РАС в раннем возрасте; с другой стороны, изменяющаяся динамика развития социума и его насыщение информационными технологиями провоцирует нарастание степени аутизации населения в целом.

Лица с расстройствами аутистического спектра как участники дорожно-транспортной среды

Анализируя многочисленные источники по проблеме расстройств аутистического спектра, можно заметить, что в большинстве из них РАС характеризуются различного рода нарушениями в социальной сфере, трудностями в общении, повторяющимися и стереотипными моделями поведения [2; 3]. При этом выделяется как «мягкая» форма аутистического расстройства (например, синдром Аспергера), так и более тяжелые формы РАС, создающие проблемы социальной адаптации и повседневной жизнедеятельности человека [15]. Принимая во внимание тот факт, что процесс вождения автомобиля позволяет молодым людям стать более мобильными и независимыми, мы можем считать логичным, что пользование автомобилем может существенно повышать социальные, профессиональные и образовательные возможности развития молодого человека, способствовать его интеграции в социум и давать некоторые преференции в выборе профессии [8]. Однако вождение является весьма сложным видом деятельности, требующей одновременного эффективного исполнения ряда сложных психомоторных и когнитивных навыков [12]. Авторы ряда работ признают, что лица с расстройствами аутистического спектра далеко не всегда способны справляться с такого рода многозадачностью, которая присуща управлению транспортным средством; такая неспособность делает процесс вождения весьма опасным для них, поскольку требует:

•     быстрого принятия решений в различных дорожных ситуациях и условиях;

•     восприятия, «фильтрации» и быстрой переработки информации от дорожно-транспортной среды;

•     способности выдерживать определенную траекторию относительно полос разметки на дороге;

•     четкого соблюдения правил дорожного движения [6; 11].

При этом подчеркивается, что особую опасность для лиц с РАС представляют собой именно внезапные изменения дорожной ситуации, например, пробки, изменение схемы движения, дорожные перекрытия и др. [18].

Ряд авторов подчеркивает, что внезапно возникающие изменения дорожной ситуации могут спровоцировать у таких молодых водителей проблемы визуального восприятия и привести к «атипичному» восприятию опасности на дороге; при этом водители с РАС становятся опасными для других участников дорожного движения [5], поскольку они ограничены в понимании и прогнозировании поведения [9]. Соответственно, их неспособность планировать и осуществлять действия в ответ на изменения окружающей среды могут привести к изменению стиля вождения и замедленной реакции при перемещении в общем трафике [14]. Тем не менее, ряд авторов отмечает, что подобного рода «негибкость» в условиях дорожно-транспортной среды вовсе не означает, что молодежь с расстройствами аутистического спектра не способна к обучению и дальнейшему процессу управления транспортным средством [6]. В частности, отмечается, что важную роль в безопасном управлении транспортным средством может играть мотивационный фактор [13]. Так, например, молодежь с РАС будет стараться строго соблюдать правила дорожного движения, четко следовать им и использовать более осторожный, неопасный стиль вождения, что может снижать риски возникновения аварийных ситуаций по сравнению с другими (не-аутичными) участниками дорожного движения [17; 9].

Стратегии обучения молодых водителей с расстройствами аутистического спектра

Несмотря на то, что на сегодняшний день проведено крайне мало исследований относительно взаимосвязи расстройств аутистического спектра и особенностей управления транспортным средством, ряд исследователей на основании опроса родителей, опекунов молодых людей с РАС решились на проведение исследования, в ходе которого была поставлена задача: выявить, как складывается опыт вождения у лиц с расстройствами аутистического спектра [19; 6; 4].

По мнению авторов, данное исследование смогло бы способствовать поиску эффективных стратегий обучения молодежи с РАС. Так, в ходе опроса родителей, опекунов, инструкторов по вождению и других людей, участвующих в процессе обучения молодых водителей, было выявлено, что простые навыки вождения, — например, следование в полосе движения, — вырабатывались без особых усилий по сравнению с навыками сложными в ситуации многозадачности (например, перестроение и поворот согласно сигналу светофора).В ходе регистрации инструктором по вождению параметров управления транспортным средством родители обучающихся, безусловно, были осведомлены, что обучающийся, имеющий расстройство аутистического спектра, может испытывать специфические трудности, связанные с интерпретацией поведения других участников трафика и трудностями с концентрацией внимания при столкновении неожиданной сменой дорожной ситуации. Данное исследование было положено в основу разработки проекта обучения молодых водителей с РАС: «Я могу ездить!» реализованного в 2012 году [4].

В ходе реализации данного проекта была разработана анкета, состоящая из различных блоков вопросов, в которые были включены сведения об основной информации относительно обучающегося вождению с расстройством аутистического спектра, а также вопросы (открытые и закрытые), нацеленные на выявление взаимосвязей между РАС и стилем вождения. Респондентов — инструкторов по вождению — просили ответить на эти в вопросы в качестве экспертов и высказать свое профессиональное мнение. При этом в инструкции упоминалось, что можно оставить без ответов те вопросы, на которые респондент затрудняется дать ответ. В ходе этого опроса было обнаружено, что большинство инструкторов по вождению испытывали затруднения при ответе на два вопроса:

•     «Как часто в своей профессиональной деятельности Вы выступаете в качестве преподавателя (обучающего) человека с РАС?»

•     «Как в настоящее время можно улучшить процесс обучения вождению для молодых водителей, чтобы он соответствовал потребностям лиц с расстройствами аутистического спектра?» [4].

Также респондентам было предложено ответить, считают ли они, что специфические характеристики лиц с РАС оказывают влияние на процесс управления транспортным средством. В ходе такого опроса из 144 инструкторов по вождению только 98 заполнили анкету, из них около 50% уже имели реальный опыт обучения молодежи с расстройствами аутистического спектра. Именно на основании ответов этих 50% были выделены основные характеристики лиц с РАС, которые, по мнению инструкторов, связаны с процессом управления транспортным средством:

•     «личностный блок» (отсутствие инициативы при взаимодействии с другими, наличие высокой мотивации к обучению, перфекционизм, трудности с коммуникацией — молчаливость);

•     «эмоциональный блок» (тревожность и неуверенность в сочетании с самонадеянностью, низкая эмоциональная реактивность при обнаружении, что другие участники дорожного движения нарушают правила, трудности саморегуляции);

•     «познавательный блок» (трудности при обработке информации в многозадачности, излишняя сосредоточенность на деталях, склонность к абстрактным разговорам-рассуждениям при интерпретации поведения других участников дорожно-транспортной среды).

С учетом психологического портрета обучающихся была разработана стратегия обучения молодых водителей с расстройствами аутистического спектра.

Данная стратегия призвана облегчить понимание сложных дорожных ситуаций с помощью визуализации этой ситуации, демонстрации, а также многократного ее повторения при более коротких по времени уроков и/ или более медленном темпе обучения. При этом в качестве обязательных условий были выдвинуты:

1)    необходимость уделять внимание развитию способности развитию чувствительности, сензитивности по отношению к другим участниками дорожного движения (вопросы типа: «Что чувствует пешеход, когда автомобиль останавливается слишком близко?», «Что чувствует водитель, когда ему сигналят другие?» и т.п.);

2)    систематичность и непрерывность обучения с соблюдением равных временных интервалов (отсутствие больших перерывов);

3)    обязательное участие (чередование индивидуальных и групповых занятий) в работе групп других (не-аутичных) обучающихся.

Что касается взаимодействия с инструктором по вождению, то преподаватель должен использовать индивидуальный подход и ряд «помогающих технологий», а именно: демонстрировать спокойствие, терпение, дружеское расположение к обучающемуся, избегать открытого и длительного наблюдения за поведением обучающегося, использовать нейтральную интонацию, стараться четко формулировать мысли и не быть многословным, делать паузы и делать перерывы для отдыха, давать возможность обучающемуся сосредоточится на последовательном решении различных задач, обсуждать различные сценарии поведения в той или иной дорожной ситуации, избегать излишней критики. И, наконец, подобная стратегия обучения должна включать большое количество часов практики в реальных условиях вождения [4].

Мероприятия по подготовке инструкторов по вождению для обучения лиц с расстройствами аутистического спектра

Как упоминалось выше, многие инструкторы по вождению при ответе на вопрос: «Как в настоящее время можно улучшить процесс обучения вождению для молодых водителей, чтобы он соответствовал потребностям лиц с расстройствами аутистического спектра?» либо не отвечали, либо говорили: «Не знаю».

Подобные ответы позволили авторам исследования поставить вопрос о необходимости дополнительного коучинга для инструкторов, которые обучают молодежь с РАС, с целью повысить мотивацию и доверие к таким обучающимся, а также обеспечить более высокий уровень знания об психологических особенностях лиц с расстройством аутистического спектра [Там же].

Выводы

Приведенные в настоящей статье данные исследования Кокса и др. (2012) показали, что обучение вождению молодых людей с РАС представляет собой реальный вызов современности, продиктованный современными условиями развития общества. Исследование этих авторов дало основание для разработки программы комплексной диагностики и построения методологии дальнейшего изучения связи между расстройствами аутистического спектра и поведенческих проявлений за рулем. Можно констатировать, что необходим серьезный пересмотр существующих программ подготовки и сопровождения, с целью их корректировки и улучшения для освоения лицами с РАС, а также разработки специализированных программ обучения и последующего психологического сопровождения инструкторов по вождению, которые обучают молодежь с различными психологическими особенностями. Такой коучинг мог бы способствовать эффективности обучения и обеспечению безопасного поведения в условиях дорожно-транспортной среды и соответствующей инфраструктуры.

Завершая обзор зарубежных литературных источников по одному из аспектов обучения лиц с расстройствами аутистического спектра, хотелось бы надеяться, что сама постановка вопроса о возможности их обучения в современных автошколах России внесет свой вклад в формирование адекватной системы помощи лицам с РАС и их интеграции в общество.

 

Литература

  1. Баенская Е.Р. Раннее аффективное развитие детей с аутизмом [Электронный ресурс] / Е.Р. Баенская // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. № 19–2. P. 16–29. URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/rannee-affektivnoe-razvitie-detej-s (дата обращения: 20.03.2017).
  2. Amaral D, Schumann C, Nordahl C. Neuranatomy of autism // Trends in Neurosciences. 2008. Vol. 31. № 3. P. 137–145. doi:10.1016/j.tins.2007.12.005
  3. American Psychological Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 4th ed. / APA. Washington, DC: American Psychiatric Publishing. 1994. 866 p.
  4. Brief Report: Driving and YoungAdults with ASD: Parents’ Experiences / N. Cox [et al.] // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2012. Vol. 42. № 10. P. 2257–2262. doi:10.1007/s10803-012-1470-7
  5. Brief Report: Driving Hazard Perception in Autism / E. Sheppard [et al.] // Journal of Autismand Developmental Disorders. 2010. Vol. 40. № 4. P. 504–508. doi:10.1007/s10803-009-0890-5
  6. Cognitive flexibility in autism spectrum disorder: Explaining the inconsistencies? / V. L. Eylen [et al.] // Research in Autism Spectrum Disorders. 2011. Vol. 5. № 4. P. 1390–1401. doi:10.1016/j.rasd.2011.01.025
  7. Cognitive performance and neral correlates of detecting driving hazards in health older adults / V.A. Hirth [et al.] // Dementia and Geriatric Cognitive Disorders. 2007. Vol. 24. № 5. P. 335–342. doi:10.1159/000108606
  8. Community mobility / B.A. Ekelman [et al.] // Functional performance in older adults. Philadelphia: F.A. Davis Company. 2009. P. 332–79.
  9. Exploring the driving behavior of young with an autism spectrum disorder: a driver instructor questionnaire [Электронный ресурс] / E.M. VeerleRossa [et al.] // International Meeting for Autism Research (IMFAR): 13/5/2015–16/5/2015. Salt Lake City, 2015. P. 98–104. URL: http://drivingassessment.uiowa.edu/sites/default/files/DA2015/papers/016.pdf (дата обращения: 20.03.2017).
  10. Falkmer T., Gregersen N.P. A comparison of eye movement behaviour of inexperienced and experienced drivers in real traffic environments // Optometryand Vision Science. 2005. Vol. 82. № 8. P. 732–739. doi:10.1097/01.opx.0000175560.45715.5b
  11. Falkmer T., Gregersen N.P. Fixations among experienced drivers and apprentices with and without cerebral palsy, in real traffic environments // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2001. Vol. 4. P. 171–185.
  12. Fricke J, Unsworth C. Time use and importance of instrumental activities of daily living // Australian Occupational Therapy Journal. 2001. Vol. 48. № 3. P. 118–131. doi:10.1046/j.0045-0766.2001.00246.x
  13. From control of the vehicle to personal self-control; broadening the perspectives to driver education / M. Hatakka [et al.] // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2002. Vol. 5. № 3. P. 201–215. doi:10.1016/S1369-8478(02)00018-9
  14. Glazebrook C. M., Elliott D., Szatmari P. How do Individuals with Autism Plan Their Movements? // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2008. Vol. 38. № 1. P. 114–126. doi:10.1007/s10803-007-0369-1
  15. Lauritsen M.B. Autism spectrum disorders // European Child and Adolescent Psychiatry. 2013. Vol. 22. № 1. P. 37–42. doi:10.1007/s00787-012-0359-5
  16. On-road and simulated driving: Concurrent and discriminant validation / D. R. Mayhew [et al.] // Journal of Safety Research. 2011. Vol. 42. № 4. P. 267–275. doi:10.1016/j.jsr.2011.06.004
  17. Porter E.. Handbook of Traffic Psychology. Burlington: Elsevier Science, 2011. 536 p.
  18. The relation between cognitive control and risky driving in young novice drivers. / V. Ross [et al.] // Applied Neuropsychology: Adult. 2015. Vol. 22. № 1. P. 61–72. doi:10.1080/23279095.2013.838958.
  19. Viewpoints on driving of individuals with and without autism spectrum disorder / D. Y. Chee [et al.] // Developmental Neurorehabilitation. 2015. Vol. 18. № 1. P. 26–36. doi:10.3109/17518423.2014.964377

Информация об авторах

Верещагина Екатерина Романовна, Студент-магистрант, кафедра психологии управления факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: Shlyam-shlyam@mail.ru

Кочетова Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0746-680X, e-mail: kochetovatv@gmail.com

Лукьянова Алена Вячеславовна, Студент-магистрант, кафедра психологии управления факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: Lu-lu1004@yandex.ru

Петросян Марина Игоревна, Студент-магистрант, кафедра психологии управления факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: ada@solvich.pro

Метрики

Просмотров

Всего: 1898
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 659
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2