Введение
В области фундаментальных и прикладных психологических исследований заметными приоритетами последнего времени являются комплексная диагностика, направленная на выявление расстройств аутистического спектра (РАС), а также вопросы психологопедагогического и социально-психологического сопровождения лиц с РАС.
При этом в ряде отечественных разработок, посвященных проблемам раннего выявления расстройств аутистического спектра [Баенская, 2014], к ключевым аспектам разработки проблемы практически не добавлен аспект помощи лицам с РАС как полноценным участникам дорожного движения. В частности, не уделяется должного внимания разработке специализированных программ подготовки молодых людей с расстройствами аутистического спектра к управлению транспортным средством.
Тем не менее, необходимость таких программ обусловлена рядом факторов, роль которых определяется тенденциями развития современного общества.
К числу таких «императивно-диктующих» факторов, прежде всего, следует отнести увеличивающуюся с каждым годом численность детей с РАС. Возможно, что, с одной стороны, такая ситуация — следствие применения новых методов комплексной диагностики, позволяющих выявлять РАС в раннем возрасте; с другой стороны, изменяющаяся динамика развития социума и его насыщение информационными технологиями провоцирует нарастание степени аутизации населения в целом.
Лица с расстройствами аутистического спектра как участники дорожно-транспортной среды
Анализируя многочисленные источники по проблеме расстройств аутистического спектра, можно заметить, что в большинстве из них РАС характеризуются различного рода нарушениями в социальной сфере, трудностями в общении, повторяющимися и стереотипными моделями поведения [Amaral D, Schumann, 2008; American Psychological Association, 1994]. При этом выделяется как «мягкая» форма аутистического расстройства (например, синдром Аспергера), так и более тяжелые формы РАС, создающие проблемы социальной адаптации и повседневной жизнедеятельности человека [Lauritsen, 2013]. Принимая во внимание тот факт, что процесс вождения автомобиля позволяет молодым людям стать более мобильными и независимыми, мы можем считать логичным, что пользование автомобилем может существенно повышать социальные, профессиональные и образовательные возможности развития молодого человека, способствовать его интеграции в социум и давать некоторые преференции в выборе профессии [Community mobility /, 2009]. Однако вождение является весьма сложным видом деятельности, требующей одновременного эффективного исполнения ряда сложных психомоторных и когнитивных навыков [Fricke J, Unsworth, 2001]. Авторы ряда работ признают, что лица с расстройствами аутистического спектра далеко не всегда способны справляться с такого рода многозадачностью, которая присуща управлению транспортным средством; такая неспособность делает процесс вождения весьма опасным для них, поскольку требует:
• быстрого принятия решений в различных дорожных ситуациях и условиях;
• восприятия, «фильтрации» и быстрой переработки информации от дорожно-транспортной среды;
• способности выдерживать определенную траекторию относительно полос разметки на дороге;
• четкого соблюдения правил дорожного движения [Cognitive flexibility in, 2011; Falkmer, 2001].
При этом подчеркивается, что особую опасность для лиц с РАС представляют собой именно внезапные изменения дорожной ситуации, например, пробки, изменение схемы движения, дорожные перекрытия и др. [The relation between, 2015].
Ряд авторов подчеркивает, что внезапно возникающие изменения дорожной ситуации могут спровоцировать у таких молодых водителей проблемы визуального восприятия и привести к «атипичному» восприятию опасности на дороге; при этом водители с РАС становятся опасными для других участников дорожного движения [Brief Report: Driving, 2010], поскольку они ограничены в понимании и прогнозировании поведения [Exploring the driving, 2015]. Соответственно, их неспособность планировать и осуществлять действия в ответ на изменения окружающей среды могут привести к изменению стиля вождения и замедленной реакции при перемещении в общем трафике [Glazebrook, 2008]. Тем не менее, ряд авторов отмечает, что подобного рода «негибкость» в условиях дорожно-транспортной среды вовсе не означает, что молодежь с расстройствами аутистического спектра не способна к обучению и дальнейшему процессу управления транспортным средством [Cognitive flexibility in, 2011]. В частности, отмечается, что важную роль в безопасном управлении транспортным средством может играть мотивационный фактор [From control of, 2002]. Так, например, молодежь с РАС будет стараться строго соблюдать правила дорожного движения, четко следовать им и использовать более осторожный, неопасный стиль вождения, что может снижать риски возникновения аварийных ситуаций по сравнению с другими (не-аутичными) участниками дорожного движения [Porter E.., 2011; Exploring the driving, 2015].
Стратегии обучения молодых водителей с расстройствами аутистического спектра
Несмотря на то, что на сегодняшний день проведено крайне мало исследований относительно взаимосвязи расстройств аутистического спектра и особенностей управления транспортным средством, ряд исследователей на основании опроса родителей, опекунов молодых людей с РАС решились на проведение исследования, в ходе которого была поставлена задача: выявить, как складывается опыт вождения у лиц с расстройствами аутистического спектра [Viewpoints on driving, 2015; Cognitive flexibility in, 2011; Brief Report: Driving, 2012].
По мнению авторов, данное исследование смогло бы способствовать поиску эффективных стратегий обучения молодежи с РАС. Так, в ходе опроса родителей, опекунов, инструкторов по вождению и других людей, участвующих в процессе обучения молодых водителей, было выявлено, что простые навыки вождения, — например, следование в полосе движения, — вырабатывались без особых усилий по сравнению с навыками сложными в ситуации многозадачности (например, перестроение и поворот согласно сигналу светофора).В ходе регистрации инструктором по вождению параметров управления транспортным средством родители обучающихся, безусловно, были осведомлены, что обучающийся, имеющий расстройство аутистического спектра, может испытывать специфические трудности, связанные с интерпретацией поведения других участников трафика и трудностями с концентрацией внимания при столкновении неожиданной сменой дорожной ситуации. Данное исследование было положено в основу разработки проекта обучения молодых водителей с РАС: «Я могу ездить!» реализованного в 2012 году [Brief Report: Driving, 2012].
В ходе реализации данного проекта была разработана анкета, состоящая из различных блоков вопросов, в которые были включены сведения об основной информации относительно обучающегося вождению с расстройством аутистического спектра, а также вопросы (открытые и закрытые), нацеленные на выявление взаимосвязей между РАС и стилем вождения. Респондентов — инструкторов по вождению — просили ответить на эти в вопросы в качестве экспертов и высказать свое профессиональное мнение. При этом в инструкции упоминалось, что можно оставить без ответов те вопросы, на которые респондент затрудняется дать ответ. В ходе этого опроса было обнаружено, что большинство инструкторов по вождению испытывали затруднения при ответе на два вопроса:
• «Как часто в своей профессиональной деятельности Вы выступаете в качестве преподавателя (обучающего) человека с РАС?»
• «Как в настоящее время можно улучшить процесс обучения вождению для молодых водителей, чтобы он соответствовал потребностям лиц с расстройствами аутистического спектра?» [Brief Report: Driving, 2012].
Также респондентам было предложено ответить, считают ли они, что специфические характеристики лиц с РАС оказывают влияние на процесс управления транспортным средством. В ходе такого опроса из 144 инструкторов по вождению только 98 заполнили анкету, из них около 50% уже имели реальный опыт обучения молодежи с расстройствами аутистического спектра. Именно на основании ответов этих 50% были выделены основные характеристики лиц с РАС, которые, по мнению инструкторов, связаны с процессом управления транспортным средством:
• «личностный блок» (отсутствие инициативы при взаимодействии с другими, наличие высокой мотивации к обучению, перфекционизм, трудности с коммуникацией — молчаливость);
• «эмоциональный блок» (тревожность и неуверенность в сочетании с самонадеянностью, низкая эмоциональная реактивность при обнаружении, что другие участники дорожного движения нарушают правила, трудности саморегуляции);
• «познавательный блок» (трудности при обработке информации в многозадачности, излишняя сосредоточенность на деталях, склонность к абстрактным разговорам-рассуждениям при интерпретации поведения других участников дорожно-транспортной среды).
С учетом психологического портрета обучающихся была разработана стратегия обучения молодых водителей с расстройствами аутистического спектра.
Данная стратегия призвана облегчить понимание сложных дорожных ситуаций с помощью визуализации этой ситуации, демонстрации, а также многократного ее повторения при более коротких по времени уроков и/ или более медленном темпе обучения. При этом в качестве обязательных условий были выдвинуты:
1) необходимость уделять внимание развитию способности развитию чувствительности, сензитивности по отношению к другим участниками дорожного движения (вопросы типа: «Что чувствует пешеход, когда автомобиль останавливается слишком близко?», «Что чувствует водитель, когда ему сигналят другие?» и т.п.);
2) систематичность и непрерывность обучения с соблюдением равных временных интервалов (отсутствие больших перерывов);
3) обязательное участие (чередование индивидуальных и групповых занятий) в работе групп других (не-аутичных) обучающихся.
Что касается взаимодействия с инструктором по вождению, то преподаватель должен использовать индивидуальный подход и ряд «помогающих технологий», а именно: демонстрировать спокойствие, терпение, дружеское расположение к обучающемуся, избегать открытого и длительного наблюдения за поведением обучающегося, использовать нейтральную интонацию, стараться четко формулировать мысли и не быть многословным, делать паузы и делать перерывы для отдыха, давать возможность обучающемуся сосредоточится на последовательном решении различных задач, обсуждать различные сценарии поведения в той или иной дорожной ситуации, избегать излишней критики. И, наконец, подобная стратегия обучения должна включать большое количество часов практики в реальных условиях вождения [Brief Report: Driving, 2012].
Мероприятия по подготовке инструкторов по вождению для обучения лиц с расстройствами аутистического спектра
Как упоминалось выше, многие инструкторы по вождению при ответе на вопрос: «Как в настоящее время можно улучшить процесс обучения вождению для молодых водителей, чтобы он соответствовал потребностям лиц с расстройствами аутистического спектра?» либо не отвечали, либо говорили: «Не знаю».
Подобные ответы позволили авторам исследования поставить вопрос о необходимости дополнительного коучинга для инструкторов, которые обучают молодежь с РАС, с целью повысить мотивацию и доверие к таким обучающимся, а также обеспечить более высокий уровень знания об психологических особенностях лиц с расстройством аутистического спектра [Там же].
Выводы
Приведенные в настоящей статье данные исследования Кокса и др. (2012) показали, что обучение вождению молодых людей с РАС представляет собой реальный вызов современности, продиктованный современными условиями развития общества. Исследование этих авторов дало основание для разработки программы комплексной диагностики и построения методологии дальнейшего изучения связи между расстройствами аутистического спектра и поведенческих проявлений за рулем. Можно констатировать, что необходим серьезный пересмотр существующих программ подготовки и сопровождения, с целью их корректировки и улучшения для освоения лицами с РАС, а также разработки специализированных программ обучения и последующего психологического сопровождения инструкторов по вождению, которые обучают молодежь с различными психологическими особенностями. Такой коучинг мог бы способствовать эффективности обучения и обеспечению безопасного поведения в условиях дорожно-транспортной среды и соответствующей инфраструктуры.
Завершая обзор зарубежных литературных источников по одному из аспектов обучения лиц с расстройствами аутистического спектра, хотелось бы надеяться, что сама постановка вопроса о возможности их обучения в современных автошколах России внесет свой вклад в формирование адекватной системы помощи лицам с РАС и их интеграции в общество.