Регуляция эмоций и эмоциональная безопасность ребенка в семье

3474

Аннотация

В статье на материалах зарубежных исследований рассматривается соотношение концептов «регуляция эмоций» и «эмоциональная безопасность» в процессе развития ребенка в семье. Описываются механизмы влияния семьи на особенности процессов регуляции эмоций у ребенка. В частности, рассматриваются такие процессы, как усвоение ребенком убеждений родителей об эмоциях и способах их выражения, осуществление родителями функции «проводника» ребенка в мире эмоций, механизм «заражения эмоциями» через переживание эмоциональной атмосферы в семье. Анализируется роль переживания конфликта родителей в развитии у ребенка чувства эмоциональной безопасности. Дифференцируются понятия «система привязанности» и «система защиты в социальных ситуациях». Представлена «Теория эмоциональной безопасности» Камингса и Дэвиса, в которой описаны пути влияния родительского конфликта на развитие психологических нарушений у ребенка. Эмоциональная безопасность рассматривается как следствие действия взаимосвязанных факторов родительства, психопатологического статуса родителей, системных семейных процессов и свойств ребенка. Анализируются четыре паттерна когнитивно-поведенческих стратегий, которые использует ребенок, находящийся во взаимодействии с конфликтом родителей. Высказываются предположения относительно особенностей регуляции эмоций для каждого паттерна, а также психологические последствия функционирования этих паттернов.

Общая информация

Ключевые слова: эмоциональная безопасность, система привязанности, регуляция эмоций, семейная система, родительский конфликт

Рубрика издания: Психология развития

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060203

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №15-36-11108).

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Падун М.А. Регуляция эмоций и эмоциональная безопасность ребенка в семье [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 27–35. DOI: 10.17759/jmfp.2017060203

Литература

  1. Боулби Д. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477с.
  2. Падун М.А. Регуляция эмоций и ее нарушения [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 39. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.07.2017).
  3. Падун М.А. Регуляция эмоций после психической травмы // Психологический журнал. Т. 37. № 4. С. 74–84.
  4. Падун М.А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 6. C. 57–69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15268890 (дата обращения: 11.07.2017).
  5. Харламенкова Н.Е. Личностная безопасность и стратегии ее достижения // Проблемы психологической безопасности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 133–15.
  6. Cicchetti D., Rogosch F.A. Developmental pathways: Diversity in process and outcome // Development and Psychopathology. 1996. Vol. 8. P. 597–896.
  7. Cummings E.M, Davies P. Children and marital conflict: The impact of family dispute and resolution. New York: Guilford Press, 1994. 195 p.
  8. Darling N., Steinberg L. Parenting style as context: An integrative model // Psychological Bulletin. 1993. Vol. 113. № 3. P. 487–496. doi:10.1037/0033-2909.113.3.487
  9. Davidson R.J. Affective style and affective disorders: perspectives from affective neuroscience // Cognition and Emotion. 1998. Vol. 12. № 3. Р. 307–330. doi:10.1080/026999398379628
  10. Davies P., Cummings E.M. Marital conflict and child adjustment: An emotional security hypothesis // Psychological Bulletin. 1994. Vol. 116. № 3. P. 387–411. doi:10.1037/0033-2909.116.3.387
  11. Davies P.T., Martin M.J. The reformulation of emotional security theory: The role of children’s social defense in developmental psychopathology // Development and Psychopathology. 2013. Vol. 25. № 4pt2. P. 1435–1454. doi:10.1017/S0954579413000709
  12. Eisenberg N., Cumberland A., Spinrad T.L. Parental socialization of emotion // Psychological Inquiry. 1998. Vol. 9. № 4. P. 241–273. doi:10.1207/s15327965pli0904_1
  13. Ellis B.J., Jackson J.J., Boyce W.T. The stress response systems: Universality and adaptive individual differences // Developmental Review. 2006. Vol. 26. № 2. P. 175–212. doi:10.1016/j.dr.2006.02.004
  14. Garber J., Braafladt N., Zeman J. The regulation of sad affect: An information-processing perspective // The development of emotion regulation and dysregulation Cambridge studies in social and emotional development / Eds. J. Garber, K.A. Dodge. New York: Cambridge University Press, 1991. P. 208–240.
  15. Gross J.J. Antecedent- and response-focused emotion regulation: Divergent consequences for experience, expression, and physiology // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74. № 1. P. 224–237. doi:10.1037/0022-3514.74.1.224
  16. Gross J.J., Jazaieri H. Emotion, emotion regulation, and psychopathology an affective science perspective // Clinical Psychological Science. 2014. Vol. 2. № 4. P. 387–401. doi:10.1177/2167702614536164
  17. Gross J.J., Thompson R.A. Emotion Regulation: Conceptual foundations // Handbook of Emotion Regulation / Ed. J.J. Gross. N.Y.: Guilford Press, 2007. P. 3–26.
  18. Interparental conflict and child development: Theory, research, and applications / Eds. J.H. Grych, F.D. Fincham. New York: Cambridge University Press, 2001. 477 p.
  19. John O.P., Gross J.J. Healthy and Unhealthy Emotion Regulation: Personality Processes, Individual Differences and Life Span Development // Journal of Personality. 2004. Vol. 72. № 6. P. 1301–1334. doi:10.1111/j.1467-6494.2004.00298.x
  20. Marital conflict, child emotional security about family relationships and child adjustment / G.T. Harold [et al.] // Social Development. 2004. Vol. 13. № 3. P. 350–376. doi:10.1111/j.1467-9507.2004.00272.x
  21. Parental contributions to preschoolers' emotional competence: direct and indirect effects / S. A. Denham [et al.] // Motivation and Emotion. 1997. Vol. 27. № 1. P. 65–86. doi:10.1023/A:1024426431247
  22. Parke R.D. Progress, paradigms, and unresolved problems: A commentary on recent advances in our understanding of children's emotions [Электронный ресурс] // Merrill Palmer Quarterly. 1994. Vol. 40. № 1 P. 157–169. URL: http://www.jstor.org/stable/23087913 (дата обращения: 5.07.2017).
  23. Slep A.M.S., O’Leary S.G. Parent and partner violence in families with young children: Rates, patterns, and connections // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2005. Vol. 73. № 3. P. 435–444. doi:10.1037/0022-006X.73.3.435
  24. The role of the family context in the development of emotion regulation / A.S. Morris [et al.] // Social Development. 2007. Vol. 16. № 2. P. 361–388. doi:10.1111/j.1467-9507.2007.00389.x
  25. Thompson R.A., Meyer S. The socialization of emotion regulation in the family // Handbook of emotion regulation / Ed. J.J. Gross. N.Y.: Guilford Press, 2007. P. 249–268.

Информация об авторах

Падун Мария Анатольевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, Институт психологии Российской академии наук (ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9876-4791, e-mail: maria_padun@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2433
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 3474
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0