Обзор психологических исследований по проблеме организации социальных взаимодействий учащихся в инклюзивных классах

605

Аннотация

В статье представлен обзор современных зарубежных публикаций по проблеме организации социальных взаимодействий детей в инклюзивных классах. Анализируются работы периода 2008–2017 гг. Показано, что при организации социальных взаимодействий учащихся в инклюзивных классах исследователи предпочитают работу в малых группах, в которых присутствуют как учащиеся с особыми образовательными потребностями, так и их нормативно развивающиеся одноклассники. Однако исследователи, как правило, игнорируют иные факторы, потенциально значимые для качества обсуждаемых взаимодействий. Взаимодействия учащихся чаще всего не равноправные и не организуются исследователями так, чтобы можно было в полной мере выявить роль каждого учащегося

Общая информация

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, учебное взаимодействие, организация взаимодействия, методы инклюзии

Рубрика издания: Психология специального и инклюзивного образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070105

Тематический сетевой сборник: Инклюзивное образование

Для цитаты: Конокотин А.В. Обзор психологических исследований по проблеме организации социальных взаимодействий учащихся в инклюзивных классах [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 1. С. 45–52. DOI: 10.17759/jmfp.2018070105

Литература

  1. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. №5. С. 61–66. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Lubovskiy.phtml (дата обращения: 03.05.18).
  2. Aija Klavina, Martin E. Block The Effect of Peer Tutoring on Interaction Behaviors in Inclusive Physical Education [Электронный ресурс] // Adapted Physical Activity Quarterly. 2008. Vol. 25. № 2. P. 132–158. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.917.6099&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 03.05.18).
  3. André A., Louvet B., Deneuve P. Cooperative group, risk-taking and inclusion of pupils with learning disabilities in physical education // British Educational Research Journal. 2013. Vol. 39. № 4. P. 677–693. doi:10.1080/01411926.2012.674102
  4. Belland B. R., Glazewski K. D., Ertmer P. A. Inclusion and Problem-Based Learning: Roles of Students in a Mixed-Ability Group [Электронный ресурс] // RMLE Online. 2009. Vol. 32. № 9. P. 1–19. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ858823.pdf (дата обращения: 05.02.2018).
  5. Cooperative oriented learning in inclusive physical education / Aija Klavina [et al.] // European Journal of Special Needs Education. 2014. Vol. 29. № 2. P. 119–134. doi:10.1080/08856257.2013.859818
  6. Differential Effects of Peer Tutoring in Co-Taught and Non-Co-Taught Classes: Resultsfor Content Learning and Student-Teacher Interaction [Электронный ресурс] / Kimberly A. Mcduffie [at al.] // Council for Exceptional Children. 2009. Vol. 75. № 4. P. 493–510. URL: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/001440290907500406 (дата обращения: 06.02.18).
  7. Fitch E.F., Hulgin K.M. Achieving inclusion through CLAD: Collaborative Learning Assessment through Dialogue // International journal of inclusive educational. 2013. Vol. 12. № 4. P. 423–439. doi:10.1080/13603110601121453
  8. Hajisoteriou C., Angelides P. Collaborative art-making for reducing marginalisation and promoting intercultural education and inclusion // International Journal of Inclusive Education. 2017. Vol. 21. № 4. P. 361–375. doi:10.1080/13603116.2016.1197321
  9. Hong S. B., Shaffer L. S., Han J. Reggio Emilia Inspired Learning Groups: Relationships, Communication, Cognition, and Play // Early Childhood Education Journal. 2017. Vol. 45. № 5. P. 629–639. doi:10.1007/s10643–016–0811–0
  10. Inclusion in Mozambique: a case study on a cooperative learning intervention / Viviana Langher [et al.] // Cultura y Educación. 2016. Vol. 28. № 1. P. 42–71. doi:10.1080/11356405.2015.1120447
  11. Katerina Mavrou Examining peer acceptance in verbal and non-verbal interaction during computer-supported collaborative learning: implications for inclusion // International journal of inclusive educational. 2012. Vol. 16. № 2. P. 119–138. doi:10.1080/13603111003671657
  12. Lusy Green Group cooperation, inclusion and disaffected pupils: some responses to informal learning in the music classroom [Электронный ресурс] // Music educational research. 2008. Vol. 10. № 2. P. 177–192: URL: http://ebs.mgppu.ru:6134/ehost/pdfviewer/pdfviewer?vid=4&sid=2272b96c-91c4–499d-ac8d-a94b1d40c409%40sessionmgr4006 (дата обращения: 24.01.18).
  13. Tawanda Majoko Practices That Support the Inclusion of Children With Autism Spectrum Disorder in Mainstream Early Childhood Education in Zimbabwe // SAGE open. 2017. P. 1–14. doi:10.1177/2158244017730387

Информация об авторах

Конокотин Андрей Владимирович, преподаватель кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1639-4887, e-mail: konokotinav@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1631
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 605
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0