Валидизация опросника поведенческих характеристик младших школьников

805

Аннотация

Поведенческие проблемы детей, связанные с проявлениями синдрома дефицита внимания c гиперативностью (СДВГ), фиксируются исследователями во многих странах мира как частая причина трудностей в обучении. Распространенность СДВГ ставит вопрос о надежных способах его диагностики. В данной статье рассматривается опросник для учителя, который нацелен на оценку поведения ребёнка в условиях школы. Опросник является адаптацией на русский язык англоязычного опросника, созданного в проекте iPIPS (international Performance Indicators in Primary School). На основе данных оценки учащихся первых классов российских школ из нескольких регионов страны описывается сбор свидетельств в пользу надежности и валидности рассматриваемого опросника. Многоэтапное валидизационное исследование показало, что опросник поведенческих характеристик может служить педагогу начальной школы адекватной методикой для фиксации в младшем школьном возрасте возможных проблем в поведении, связанных с СДВГ.

Общая информация

Ключевые слова: СДВГ, поведенческие проблемы, начальная школа, валидизация

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070308

Для цитаты: Иванова А.Е. Валидизация опросника поведенческих характеристик младших школьников [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 3. С. 86–95. DOI: 10.17759/jmfp.2018070308

Литература

  1. Заваденко Н. Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении // Журнал медико-биологических исследований. 2014. № 1. С. 31–39.
  2. Кучма В.Р., Платонова А.Г., Баль Л.В. Распространенность, диагностика и лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1996. Т. 2. № 41. 42 с.
  3. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Пер. на русский язык под ред. Ю.С. Нуллера и С.Ю. Циркина. ВОЗ. Россия. СПб.: Адис, 1994. 304 с.
  4. Обобщенные типы развития первоклассников на входе в школу. По материалам исследования iPIPS / Е. Карданова [и др.] // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 8-37. doi:10.17323/1814-9545-2018-1-8-37
  5. Сухотина Н.К., Егорова Т.И. Оценочные шкалы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью [Электронный ресурс] // Социальная и клиническая психиатрия. 2008. Т.18. № 4. С. 15–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnye-shkaly-sindroma-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu (дата обращения: 16.09.2018).
  6. ADHD symptoms and associated psychopathology in a community sample of adolescents from the European north of Russia / V. Ruchkin [et al.] // Journal of attention disorders. 2008. Vol. 12. № 1. P. 54–63. doi:10.1177/1087054707305169
  7. Assessing the impact of parent and teacher agreement on diagnosing attention-deficit hyperactivity disorder / M.L. Wolraich // Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics. 2004. Vol. 25. № 1. P. 41–47. doi:10.1097/00004703-200402000-00007
  8. Barkley R.A. Behavioral inhibition, sustained attention, and executive functions: constructing a unifying theory of ADHD // Psychological bulletin. 1997. Vol. 121. № 1. P.65–94. doi:10.1037/0033-2909.121.1.65
  9. Barkley R.A. Recent longitudinal studies of childhood attention-deficit/hyperactivity disorder: Important themes and questions for further research // Journal of Abnormal Psychology. 2016. Vol. 125. № 2. P. 248–255. doi:10.1037/abn0000125
  10. Bener A., Qahtani R.A., Abdelaal I. The prevalence of ADHD among primary school children in an Arabian society // Journal of attention disorders. 2006. Vol. 10. № 1. P. 77–82. doi:10.1177/1087054705284500
  11. Collett B.R., Ohan J.L., Myers K.M. Ten-year review of rating scales. V: scales assessing attention-deficit/hyperactivity disorder // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2003. Vol. 42. № 9. P. 1015–1037. doi:10.1097/01.CHI.0000070245.24125.B6
  12. Currie J., Stabile M. Child mental health and human capital accumulation: the case of ADHD // Journal of health economics. 2006. Vol. 25. № 6. P. 1094–1118. doi:10.1016/j.jhealeco.2006.03.001
  13. Diagnostic and statistical manual of mental disorders // American Psychiatric Association. Washington, DC: American Psychiatric Association Press, 2000. 943 p.
  14. Emotion understanding in children with ADHD / D. Da Fonseca [et al.] // Child psychiatry and human development. 2009. Vol. 40. № 1. P. 111–121. doi:10.1007/s10578-008-0114-9
  15. Increasing awareness and understanding of attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) in education to promote better academic outcomes for students with ADHD [Электронный ресурс] / R.L. Martinussen [et al.] // Exceptionality Education Canada. 2006. Vol. 16. № 3. P. 1–22. URL: https://www.researchgate.net/publication/234774396 (дата обращения: 16.09.2018).
  16. Linacre J.M. Winsteps Rasch measurement computer program [Электронный ресурс]. Beaverton, OR, 2017. URL: http://www.winsteps.com/index.htm (дата обращения: 16.09.2018).
  17. Martin A.J., Burns E.C., Collie R.J. ADHD, personal and interpersonal agency, and achievement: Exploring links from a social cognitive theory perspective // Contemporary Educational Psychology. 2017. № 50. P. 13–22. doi:10.1016/j.cedpsych.2016.12.001
  18. Orel E., Kulikova A. Children with Behavioral Problems in the First Grade of Russian School: Similarities and Differences. Series: Psychology. WP BRP 66/PSY/2016. National Research University Higher School of Economics, 2016. 19 p. doi:10.2139/ssrn.2881256
  19. Pham A.V. Differentiating behavioral ratings of inattention, impulsivity, and hyperactivity in children: effects on reading achievement // Journal of Attention Disorders. 2016. Vol. 20. № 8. P. 674–683. doi:10.1177/1087054712473833
  20. Predictors of adolescent outcomes among 4-6 year old children with Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder / B.B. Lahey [et al.] // Journal of Abnormal Psychology. 2016. Vol. 125. № 2. P. 168–181. doi:10.1037/abn0000086
  21. Predictors of and barriers to service use for children at risk of ADHD: longitudinal study / K. Sayal [et al.] // European child & adolescent psychiatry. 2015. Vol. 24. № 5. P. 545–552. doi:10.1007/s00787-014-0606-z
  22. Prevalence of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: A Systematic Review and Meta-analysis / R. Thomas [et al.] // Pediatrics. 2015. Vol. 135. № 4. P. 994–1001. doi:10.1542/peds.2014-3482
  23. Sasser T.R., Kalvin C.B., Bierman K.L. Developmental trajectories of clinically significant ADHD symptoms from grade 3 through 12 in a high-risk sample: Predictors and outcomes // Journal of Abnormal Psychology. 2016. Vol. 125. № 2. P. 207–219. doi:10.1037/abn0000112
  24. Smith E.V. Detecting and evaluating the impact of multidimensionality using item fit statistics and principal component analysis of residuals // Journal of Applied Measurement. 2002. Vol. 3. № 2. P. 205–231.
  25. The association of ADHD symptoms and reading acquisition during elementary school years / J.H. Ehm [et al.] // Developmental psychology. 2016. Vol. 52. № 9. P.1445–1456. doi:10.1037/dev0000186
  26. Tymms P., Merrell C. ADHD and academic attainment: Is there an advantage in impulsivity? // Learning and individual differences. 2011. Vol. 21. № 6. P. 753–758. doi:10.1016/j.lindif.2011.07.014
  27. Wright B.D., Masters G.N. Rating scale analysis [Электронныйресурс]. Chicago, IL: MESA Press, 1982. 206 p. URL: https://research.acer.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1001&context=measurement  (дата обращения: 16.09.2018).

Информация об авторах

Иванова Алина Евгеньевна, старший научный сотрудник, Института образования, Центра мониторинга качества образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3340-7651, e-mail: aeivanova@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3622
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 805
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0