Причины снижения учебной мотивации у учащихся с синдромом дефицита внимания (и гиперактивности)

1075

Аннотация

В статье рассматриваются исследования взаимосвязи СДВ(Г) у детей и взрослых с их учебной мотивацией на неврологическом и поведенческом уровнях. На основе представленных в современной зарубежной литературе результатов исследований выделены две категории причин снижения учебной мотивации у учащихся с СДВ(Г): внешние и внутренние. Цель этой статьи – подчеркнуть, что система мотивации у пациентов с СДВ(Г) имеет более глубокие нарушения, чем принято считать, из-за неврологических нарушений работы головного мозга, а также комплексных социальных проблем, и представить эти результаты в качестве объяснения мотивационных и учебных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся с СДВ(Г). В статье также приведены возможные направления согласования причин снижения учебной мотивации при СДВ(Г) и психологических теорий ее формирования (SDT, AGT и SCT). Показаны возможности применения этих теорий для психолого-педагогических решений проблем мотивации у учащихся с СДВ(Г). Результаты анализа рассмотренных научных работ указывают на необходимость комплексного учета факторов снижения мотивации при разработке системы рекомендаций для учащихся с СДВ(Г) – для организации их учебной среды и планирования индивидуальной траектории их развития.

Общая информация

Ключевые слова: учебная мотивация, синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ, СДВ , нарушения мотивации при СДВГ, поведение, обучение, учебная успешность, управляющие функции, префронтальная кора, дофамин

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080206

Для цитаты: Катунова В.В. Причины снижения учебной мотивации у учащихся с синдромом дефицита внимания (и гиперактивности) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 56–66. DOI: 10.17759/jmfp.2019080206

Литература

  1. A functional neuroimaging study of motivation and executive function / S.F. Taylor [et al.] // Neuroimage. 2004. Vol. 21. № 3. P. 1045–1054. doi:10.1016/j.neuroimage.2003.10.032
  2. Abnormal striatal BOLD responses to reward anticipation and rewarddelivery in ADHD [Электронный ресурс] / E. Furukawa [et al.] // PLOS One. 2014. Vol. 9. № 2. e89129. doi:10.1371/journal.pone.0089129
  3. ADHD: Burden of Disease According to Subtypes in Adult Patients / P. Retz-Junginger [et al.] // Psychiatrische Praxis. 2016. Vol. 43. № 5. P. 279–282. doi:10.1055/s-0035-1552699
  4. Adult ADHD and comorbid disorders: clinical implications of a dimensional approach [Электронный ресурс] / M.A. Katzman [et al.] // BMC Psychiatry. 2017. Vol. 17. Article ID 302. doi:10.1186/s12888-017-1463-3
  5. Annual research review: A meta-analysis of the worldwide prevalence of mental disorders in children and adolescents / G.V. Polanczyk [et al.] // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2015. Vol. 56. № 3. P. 345–365. doi:10.1111/jcpp.12381
  6. Antshel K.M., Hier B.O., Barkley R.A. Executive Functioning Theory and ADHD // Handbook of Executive Functioning / Eds. S. Goldstein, J. Naglieri. New York: Springer, 2014. P. 107–120. doi:10.1007/978-1-4614-8106-5_1
  7. Austerman J. ADHD and behavioral disorders: Assessment, management, and an update from DSM-5 // Cleveland Clinic Journal of Medicine. 2015. Vol. 82. № 11. P. 2–7. doi:10.3949/ccjm.82.s1.01
  8. Botvinick M., Braver T. Motivation and cognitive control: from behavior to neural mechanism // Annual Review of Psychology. 2015. Vol. 66. P. 83–113. doi:10.1146/annurev-psych-010814-015044
  9. Comorbidity prevalence and treatment outcome in children and adolescents with ADHD / L. Reale [et al.] // European Child and Adolescent Psychiatry. 2017. Vol. 26. № 12. P. 1443–1457. doi:10.1007/s00787-017-1005-z
  10. Cooper C.A., Corpus J.H. Learners’ developing knowledge of strategies for regulating motivation // Journal of Applied Developmental Psychology. 2009. Vol. 30. P. 525–536. doi:10.1016/j.appdev.2008.12.032
  11. de Boo G.M., Prins P.J. Social incompetence in children with ADHD: possible moderators and mediators in social-skills training // Clinical Psychology Review. 2007. Vol. 27. № 1. P. 78–97. doi:10.1016/j.cpr.2006.03.006
  12. Di Domenico S.I., Ryan R.M. The Emerging Neuroscience of Intrinsic Motivation: A New Frontier in Self-Determination Research [Электронный ресурс] // Frontiers in Human Neuroscience. 2017. Vol. 11. Article 145. doi:10.3389/fnhum.2017.00145
  13. Diagnosis of attention deficit hyperactivity disorder using imaging and signal processing techniques / C. Sridhar [et al.] // Computers in Biology and Medicine. 2017. Vol. 88. P. 93–99. doi:10.1016/j.compbiomed.2017.07.009
  14. Dopaminergic modulation of default mode network brain functional connectivity in attentiondeficit hyperactivity disorder [Электронный ресурс] / R.B. Silberstein [et al.] // Brain and Behavior. 2016. Vol. 6. № 12. e00582. doi:10.1002/brb3.582
  15. DuPaul G.J., Gormley M.J., Laracy S.D. School-based interventions for elementary school students with ADHD // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. 2014. Vol. 23. № 4. P. 687–697. doi:10.1016/j.chc.2014.05.003
  16. Fefer S.A., Ogg J.A., Dedrick R.F. Use of Polynomial Regression to Investigate Biased Self-Perceptions and ADHD Symptoms in Young Adolescents // Journal of Attention Disorders. 2018. Vol. 22. № 12. P. 1113–1122. doi:10.1177/1087054715573993
  17. Guare R. Context in the development of executive functions in children // Applied Neuropsychology: Child. 2014. Vol. 3. № 3. P. 226–232. doi:10.1080/21622965.2013.870015
  18. Gureasko-Moore S., Dupaul G.J., White G.P. The effects of self-management in general education classrooms on the organizational skills of adolescents with ADHD // Behavior modification. 2006. Vol. 30. № 2. P. 159–183. doi:10.1177/0145445503259387
  19. Hinshaw S.P. Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD): Controversy, Developmental Mechanisms, and Multiple Levels of Analysis // Annual Review of Clinical Psychology. 2018. Vol. 14. P. 291–316. doi:10.1146/annurev-clinpsy-050817-084917
  20. Increased prefrontal oxygenation related to distractor-resistant working memory in children with attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD) / S. Tsujimoto [et al.] // Child Psychiatry & Human Development. 2013. Vol. 44. № 5. P. 678–688. doi:10.1007/s10578-013-0361-2
  21. Jia M., Jiang Y., Mikami A.Y. Positively Biased Self-Perceptions in Children with ADHD: Unique Predictor of Future Maladjustment // Journal of Abnormal Child Psychology. 2016. Vol. 44. № 3. P. 575–586. doi:10.1007/s10802-015-0056-1
  22. Kouneiher F., Charron S., Koechlin E. Motivation and cognitive control in the human prefrontal cortex // Nature Neuroscience. 2009. Vol. 12. № 7. P. 939–945. doi:10.1038/nn.2321
  23. Kring A.M., Barch D.M. The motivation and pleasure dimension of negative symptoms: neural substrates and behavioral outputs // European Neuropsychopharmacology. 2014. Vol. 24. № 5. P. 725–736. doi:10.1016/j.euroneuro.2013.06.007
  24. Leahy L.G. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: A Historical Review (1775 to Present) // Journal of Psychosocial Nursing and Mental Health Services. 2017. Vol. 55. № 9. P. 10–16. doi:10.3928/02793695-20170818-08
  25. Linden M., Weddigen J. Minimal cerebral dysfunctions and ADHD in adulthood // Der Nervenarzt. 2016. Vol. 87. № 11. P. 1175–1184. doi:10.1007/s00115-015-0063-z
  26. Linking ADHD to the Neural Circuitry of Attention / A. Mueller [et al.] // Trends in Cognitive Sciences. 2017. Vol. 21. № 6. P. 474–488. doi:10.1016/j.tics.2017.03.009
  27. Loe I.M., Feldman H.M. Academic and Educational Outcomes of Children With ADHD // Journal of Pediatric Psychology. 2007. Vol. 32. № 6. P. 643–654. doi:10.1093/jpepsy/jsl054
  28. Magnin E., Maurs C. Attention-deficit/hyperactivity disorder during adulthood // Revue neurologique (Paris). 2017. Vol. 173. № 7–8. P. 506–515. doi:10.1016/j.neurol.2017.07.008
  29. Martin A.J. The role of ADHD in academic adversity: disentangling ADHDeffects from other personal and contextual factors // School Psychology Quarterly. 2014. Vol. 29. № 4. P. 395–408. doi:10.1037/spq0000069
  30. Merkt J., Gawrilow C. Health, Dietary Habits, and Achievement Motivation in College Students With Self-ReportedADHD Diagnosis // Journal of Attention Disorders. 2016. Vol. 20. № 9. P. 727–740. doi:10.1177/1087054714523127
  31. Motivation deficit in ADHD is associated with dysfunction of the dopamine reward pathway / N.D. Volkow [et al.] // Molecular Psychiatry. 2011. Vol. 16. № 11. P. 1147–1154. doi:10.1038/mp.2010.97
  32. Muskens J.B., Velders F.P., Staal W.G. Medical comorbidities in children and adolescents with autism spectrum disorders and attentiondeficit hyperactivity disorders: a systematic review // European Child and Adolescent Psychiatry. 2017. Vol. 26. № 9. P. 1093–1103. doi:10.1007/s00787-017-1020-0
  33. Perceived social acceptance and peer status differentially predict adjustment in youth with and without ADHD / J.D. McQuade [et al.] // Journal of attention disorders. 2014. Vol. 18. № 1. P. 31–43. doi:10.1177/1087054712437582
  34. Prefrontal and parietal correlates of cognitive control related to the adult outcome of attention-deficit/hyperactivity disorder diagnosed in childhood / K.P. Schulz [et al.] // Cortex. 2017. Vol. 90. P. 1–11. doi:10.1016/j.cortex.2017.01.019
  35. Preschool children with attention-deficit/hyperactivity disorder: impairments in behavioral, social, and school functioning / G.J. DuPaul [et al.] // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2001. Vol. 40. № 5. P. 508–515. doi:10.1097/00004583-200105000-00009
  36. Prevalence and diagnostic validity of motivational impairments and deficitsin visuospatial short-term memory and working memory in ADHD subtypes / S. Dovis [et al.] // European Child and Adolescent Psychiatry. 2015. Vol. 24. № 5. P. 575–590. doi:10.1007/s00787-014-0612-1
  37. Role of dopamine receptors in ADHD: a systematic meta-analysis / J. Wu [et al.] // Molecular Neurobiology. 2012. Vol. 45. № 3. P. 605–620. doi:10.1007/s12035-012-8278-5
  38. Paradoxes in Education: Learning in a Plural Society / Ed. R. Sage. The University of Buckingham, UK: SensePublishers. 2017. 288 p. doi:10.1007/978-94-6351-185-8
  39. Schunk D.H., Meece J.R., Pintrich P.R. Motivation in education: Theory, research, and applications / Boston: Pearson, 2014. 436 p.
  40. Sideridis G.D. Classroom goal structures and hopelessness as predictors of day-to-day experience at school: Differences between students with and without learning disabilities // International Journal of Educational Research. 2005. Vol. 43. № 4. P. 308–328. doi:10.1016/j.ijer.2006.06.008
  41. Social cognition in attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD) / J. Uekermann [et al.] // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2010. Vol. 34. № 5. P. 734–743. doi:10.1016/j.neubiorev.2009.10.009
  42. Tabassam W., Grainger J. Self-Concept, Attributional Style and Self-Efficacy Beliefs of Students with Learning Disabilities with and without Attention Deficit Hyperactivity Disorder // Learning Disability Quarterly. 2002. Vol. 25. № 2. P. 141–151. doi:10.2307/1511280
  43. Taylor E. Attention deficit hyperactivity disorder: overdiagnosed or diagnoses missed? // Archives of Disease in Childhood. 2017. Vol. 102. № 4. P. 376–379. doi:10.1136/archdischild-2016-310487
  44. Time-on-task effects in children with and without ADHD: depletion of executive resources or depletion of motivation? / T.J. Dekkers [et al.] // European Child and Adolescent Psychiatry. 2017. Vol. 26. № 12. P. 1471–1481. doi:10.1007/s00787-017-1006-y
  45. What motivates individuals with ADHD? A qualitative analysis from the adolescent's point of view / S. Morsink [et al.] // European Child and Adolescent Psychiatry. 2017. Vol. 26. № 8. P. 923–932. doi:10.1007/s00787-017-0961-7
  46. Working Memory Training in ADHD: Controlling for Engagement, Motivation, and Expectancy of Improvement (Pilot Study) / K. Mawjee [et al.] // Journal of Attention Disorders. 2017. Vol. 21. № 11. P. 956–968. doi:10.1177/1087054714557356

Информация об авторах

Катунова Валерия Валерьевна, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии, Приволжский исследовательский медицинский университет (ФГБОУ ВО ПИМУ) Минздрава России, Нижний Новгород, Россия, e-mail: katunova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2927
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1075
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0