Межкультурные особенности связей чрезмерного родительства с психологическим благополучием современных старших подростков

567

Аннотация

Представлен обзор исследований стиля родительского поведения, получившего в западной научной литературе название «helicopter parenting», отличающегося чрезмерной родительской заботой о подростке, начинающем самостоятельную жизнь. Обобщаются данные о связи этого стиля с психологическим благополучием и академическими успехами подростка. Показано, что при общей дисфункциональности данного стиля, его отдельные аспекты могут быть положительно связаны с психологическим благополучием подростка. Обзор кросс-культурных исследований показывает, что существует универсальная модель поведения родителей, которая обеспечивает подростку ощущение надежной привязанности в любой культуре, а также имеются существенные культурные различия. В тех случаях, когда дисфункциональные (с точки зрения западной культуры) характеристики родительского поведения соотносятся с культурными нормами, они не имеют такого негативного воздействия на психологическое благополучие подростка, как в западной культуре.

Общая информация

Ключевые слова: старший подростковый возраст, стратегии родительского поведения , родительство, сепарация от родительской семьи, индивидуация, кросс-культурные исследования родительства, helicopter parenting, родительский контроль, родительская поддержка

Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080401

Для цитаты: Чеботарева Е.Ю. Межкультурные особенности связей чрезмерного родительства с психологическим благополучием современных старших подростков [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 7–15. DOI: 10.17759/jmfp.2019080401

Полный текст

 

Представлен обзор исследований стиля родительского поведения, получившего в западной научной литературе название «helicopter parenting», отличающегося чрезмерной родительской заботой о подростке, начинающем самостоятельную жизнь. Обобщаются данные о связи этого стиля с психологическим благополучием и академическими успехами подростка. Показано, что при общей дисфункциональности данного стиля, его отдельные аспекты могут быть положительно связаны с психологическим благополучием подростка. Обзор кросс-культурных исследований показывает, что существует универсальная модель поведения родителей, которая обеспечивает подростку ощущение надежной привязанности в любой культуре, а также имеются существенные культурные различия. В тех случаях, когда дисфункциональные (с точки зрения западной культуры) характеристики родительского поведения соотносятся с культурными нормами, они не имеют такого негативного воздействия на психологическое благополучие подростка, как в западной культуре.

 

Демографические и социально-экономические процессы последних десятилетий привели к изменению границ возрастных периодов. В частности, растущая продолжительность жизни, изменения качества жизни и условий труда привели к продлению периода социально и профессионально активной жизни; вместе с тем усложняющиеся технологии во всех областях жизни приводят к необходимости продления периода обучения, времени перехода к самостоятельной взрослой жизни [39]. Как указывает Sawyer, в современном мире молодые люди позже заканчивают учиться, создают семьи и рожают детей. Когда закон признает их взрослыми, полную ответственность за свою жизнь они нести еще не готовы [39].

Такие изменения процесса психологического развития не могли не повлечь за собой изменения в семейных отношениях, которые являются важным фактором становления личности ребенка и его психологического благополучия. Именно поздний подростковый возраст отличается радикальной перестройкой детско-родительских отношений, которая оказывает мощное влияние на процесс индивидуации, в ходе которого формируется целостное чувство собственной идентичности. Соответственно, важно исследовать, как меняются детско-родительские отношения старших подростков в современном мире.

Понятие и структура чрезмерной родительской заботы («Helicopter parenting»)

Ряд зарубежных исследователей считают важным изучать «средний подростковый возраст», к которому относят возраст 15—16 лет, когда в большинстве стран подростки еще учатся в старших классах школы, все еще находятся под довольно сильным контролем родителей, однако обычно детско-родительские отношения претерпевают изменения в сторону увеличения автономии и независимости подростков, усиления влияния сверстников. С одной стороны, эта перестройка необходима для становления идентичности и личностной зрелости подростка, с другой стороны, она сопровождается ростом конфликтов между подростками и их родителями. В свою очередь, высокая конфликтность детско-родительских отношений в подростковом возрасте связана с рядом показателей психологического неблагополучия подростков [30].

В последние десятилетия отмечается новая тенденция в детско-родительских отношениях подростков и их родителей: конфликтность и борьба подростков с родителями за независимость сменяются очень близкими и эмоционально теплыми отношениями, сопровождающимися большой эмоциональной и поведенческой зависимостью подростков от родителей, которая отмечается на протяжении всего студенческого периода, а нередко продолжается и с началом профессиональной деятельности молодых взрослых людей. Такая стратегия поведения родителей в научной литературе получила обозначение как чрезмерное родительство, но чаще используется метафора «helicopter parenting» (буквально «вертолетное родительство» или «родители- вертолеты»). В общем, это понятие обозначает стиль родительского поведения, при котором родитель уделяет чрезвычайно пристальное внимание жизни и проблемам ребенка, особенно когда ребенок уезжает из дома в колледж, либо, поступив в колледж (университет и пр.), пытается вести более самостоятельный образ жизни, заводит новых друзей, новые увлечения и пр. Метафора вертолетов показывает, что родители, как вертолеты, «парят над головой», постоянно наблюдая за каждым аспектом жизни своего ребенка.

В научном обиходе этот термин появился в 1990-е, благодаря книге Ф. Клайн и Дж. Фэй «Parenting with Love and Logic: Teaching Children Responsibility», где обсуждалась проблема самостоятельности старших подростков. Начиная с 2009 г., в Scopus размещено 75 публикаций, представляющих исследование этого явления; в Web of Science — 62 публикации. Для обозначения явления чрезмерной родительской заботы также используют понятия «чрезмерное родительство» (overparenting) [12; 19], «интенсивное родительство» (intensive parenting) [15], «интенсивная поддержка» (intensive support) [14] и «навязчивое родительское участие» (intrusive parental involvement) [12]. К.-А. Квон c соавторами считают, что чрезмерное родительство близко к понятию родительского контроля, оба понятия описывают директивный стиль родительства, но первое предполагает более благожелательное отношение к ребенку, заботу о его психологическом благополучии, в то время как родительский контроль больше связывают с манипулированием чувствами ребенка [17].

Автор теории поколений Нил Хоу (Neil Howe) в 2008 г., обсуждая стратегии адаптации миллениалов к студенческой жизни, рассматривал чрезмерное роди­тельство как позитивное явление, отличающее родителей детей поколения Y (миллениалов) от родителей детей поколения Х. Последних он описывает как «родителей-невидимок» из-за их склонности разрешать проблемы, «нанося удары без предупреждения». Родители же поколения Y постоянно участвуют в жизни детей. Н. Хоу говорит, что такие родители иногда бывают полезны, иногда раздражают, но всегда «парят над своими детьми и шумят». Эмоционально они гораздо ближе со своими детьми, чем родители детей поколения Х.

Л. Падилья Уокер и Л. Нельсон утверждают, что чрезмерное родительство не является совершенно новым измерением родительского поведения. Оно представляет собой стиль, сочетающий высокий уровень теплоты в отношениях, поддержки, контроля и низкий уровень автономии. Авторы выяснили, что этот стиль родительского поведения прямо связан с эмоциональной вовлеченно­стью родителей в отношения с детьми и благоприятно влияет на другие аспекты детско-родительских отношений, в частности такие, как руководство, эмоциональная поддержка, но обратно связан с предоставлением родителями автономии ребенку [24].

Многие исследования показывают, что чрезмерный родительский контроль связан с внутренними психологическими проблемами подростка, а также с поведенческими проблемами, с детско-родительскими конфликтами, трудностями в адаптации подростков, снижает его самоуважение, способность к самоконтролю, к овладению конструктивными стратегиями совла- дающего поведения [26].

В родительской поддержке выделяются как положительные, так и отрицательные аспекты. К положительным относится то поведение, которое позволяет подростку чувствовать себя комфортно, принятым и одобряемым; к отрицательным — враждебность, пренебрежение и неприятие.

В дополнение к контролю и поддержке было выделено еще одно измерение родительского поведения, имеющее негативные последствия для психического здоровья ребенка: тревожное родительство, частично вызванное сепарационной тревогой (separation anxiety) родителей [3]. Такое родительское поведение негативно влияет на уровень тревожности подростков, их склонность к риску [42].

В общем, чаще всего чрезмерное родительство рассматривается как неконструктивная стратегия с точки зрения развития ребенка, особенно в подростковом и юношеском возрасте [12]. В многочисленных исследованиях, проведенных в США и в ряде европейских стран, доказано, что такая стратегия создает трудности в становлении идентичности подростка, тем самым оказывая негативное воздействие на психологическое благополучие детей [10; 2]; снижает ощущение самоэффективно­сти студентов и тем самым их успеваемость [6], формирует преимущественно внешнюю учебную мотивацию, также не способствующую высоким академическим успехам [38]; в общем препятствует тому, чтобы дети учились принимать решения самостоятельно [9; 21; 23].

Однако некоторые исследования выявили нейтральное или даже позитивное воздействие чрезмерного роди­тельства. В частности, большая вовлеченность родителей в жизнь их детей в юношеском возрасте связана с большей удовлетворенностью детей своей студенческой жизнью, лучшей адаптацией к обучению [3; 9]; с большей общей удовлетворенностью жизнью взрослых детей, но обратно — с удовлетворенностью жизнью родителей [14].

Отчасти, эти противоречия объясняются как раз тем, что в разных исследованиях измеряются разные аспекты чрезмерного родительства, описанные выше.

Также, в связи с необходимостью более точной оценки влияния разных аспектов детско-родительских отношений на благополучие подростка, исследователи выделяют и разные аспекты психологического отделения (сепарации) подростков от родителей. В частности, Дж. Хоффман (1984) выделяет 4 аспекта (компонента) сепарации: кон­фликтологический, аттитюдный (когнитивный), эмоциональный и функциональный (поведенческий).

Также Дж. Хоффман подчеркивает важность учета особенностей сепарации от отца и от матери. До сих пор большинство исследований либо рассматривают только родительские стратегии матери, либо анализируют общие данные об отношениях подростка с обоими родителями вместе [например: 36]. Роль отца изучается гораздо реже. Те немногие исследования, которые рассматривали дифференцированно отношения подростков с отцами и матерями, представляют противоречивые результаты [29]. В некоторых исследованиях выявлено одинаковое влияние родительского поведения отцов и матерей на благополучие подростка [25; 35], в других обнаружены различия. Так, в некоторых исследованиях показано, что подростки оценивают свои отношения с матерями как более близкие, а отцов в большей степени воспринимают как авторитетную фигуру. В других — что со стороны матери как поддержка, так и контроль проявляются в большей степени во взаимоотношениях с подростком, чем те же стратегии со стороны отца [5].

С. Гаваззи с соавторами (1999) выделили три аспекта индивидуации подростка: финансовый, функциональный и психологический. В этой модели финансовая зависимость связана с потребностью в финансовой поддержке от родителей, функциональная зависимость — с потребностью в повседневной заботе и общении, психологическая зависимость понимается как степень лояльности и обязательств по отношению к родителям, а также степень эмоциональной зависимости от родителей. Современные эмпирические данные подчеркивают актуальность таких различий, демонстрируя, что некоторые аспекты индивидуации деференцируются по своему влиянию на развитие и благополучие подростков [22].

Согласно теории индивидуации, успешная индиви­дуация от родителей происходит тогда, когда родители поощряют независимость, соответствующую возрасту, продолжая при этом обеспечивать адекватные социальной ситуации любовь, поддержку и сочувствие [8]. Фактически, эмпирические данные указывают на то, что низкий уровень поведенческого контроля и высокий уровень предоставления автономии со стороны родителей при постоянном высоком уровне родительской отзывчивости способствуют развитию индивиду­ации [1]. Предполагается, что в странах с разными социально-экономическими условиями и, соответственно, разными возможностями для самостоятельной жизни молодежи, родительская поддержка в разных аспектах будет по-разному сказываться на психологическом благополучии подростков и молодых взрослых. Но эмпирические исследования в этом вопросе также дают противоречивые результаты [27].

Межкультурные особенности проявлений чрезмерного родительства

Основная масса исследований чрезмерного роди­тельства фокусировались на подростках в западных индустриальных странах, аналогичные результаты были получены в немногочисленных исследованиях в Мексике [20; 32].

Исследователи в области кросс-культурной психологии ставят под сомнение универсальность выявленных закономерностей, особенно то, что чрезмерное роди­тельство в восточных культурах имеет такое же негативное воздействие на психологическое благополучие подростка. Существенные различия в социально-экономических, политических, религиозных, этнических, культурных условиях и в культурных ценностях позволяют предположить, что в разных культурах различаются и родительские стратегии, а следовательно, и влияние этих стратегий на психическое состоянием подростков.

В кросс-культурных исследованиях семейных отношений часто опираются на измерения культур, предложенные Г. Хофстеде и его коллегами (2001). В теории Хофстеде выделяется шесть измерений, по которым культуры различаются между собой: индивидуализм/ коллективизм, мужественность/женственность, дистанция власти, избегание неопределенности, временная ориентация, индульгенция. В общем, европейские/ западные культуры в большей степени ориентированы на индивидуалистические цели, ценят автономию и независимость, а восточные культуры более ориентированы на коллективизм, придают большее значение социальным связям, следованию групповым нормам и ожиданиям. Поведение отдельного человека в коллективистской культуре руководствуется в большей степени взаимными обязательствами, подчинению авторитетным фигурам и общим целям, для психического благополучия молодых людей важно поддержание гармоничных отношений с социальным окружением. Эти измерения культур, в первую очередь индивидуализм— коллективизм, широко используются для объяснения культурных различий в процессе социализации молодежи и детско-родительских взаимоотношений.

Некоторые исследования доказывают универсальность описанных выше механизмов функционирования семьи и индивидуального развития. Например, в межкультурном исследовании Д. Олсен с соавторами (2002) показано, что родительский психологический контроль усиливает внутренние и внешние проблемы ребенка, а поведенческий контроль в сочетании с поддержанием автономии ребенка оказывает позитивное воздействие на академические успехи и эмоциональное благополучие ребенка во всех культурах. Другие исследователи утверждают, что родительство, степень родительской вовлеченности, применяемые родителями практики социализации оказывают разное воздействие на детей и их успехи в разных этнических группах в связи с разными культурными ценностями и социальными нормами и установками на воспитание [40]. С другой стороны, в ряде кросс-культурных исследований была доказана негативная роль родительской требовательности в благополучии подростков в индивидуалистских и развивающихся коллективистских культурах [42].

Большая часть межкультурных исследований роди­тельства посвящена выявлению особенностей азиатских семей. Распространено мнение, что отличительной особенностью азиатских родителей является высокий уровень родительского контроля и вовлеченности, особенно в сферу образования детей, по сравнению с родителями из Западных стран. Под влиянием ценностей коллективизма и взаимозависимости азиатские и азиатско-американские родители часто воспринимают своих детей как продолжение самих себя, а успехи своих детей — скорее, как гордость семьи, чем как индивидуальные достижения [16]. Они предпочитают использовать критику, требуют подчинения власти (например, традиция почитания родителей — «filial piety»), напоминают своим детям о том, чем они ради них пожертвовали, оказывают давление, сравнивая достижения других с достижениями своих детей. Кроме того, азиатские семьи отличаются тем, что придают большое значение образованию и образу жизни, ориентированному на обучение. Многие азиатские родители убеждены, что дети могут достичь большего с помощью родительской поддержки, руководства и включен­ности родителей в процесс обучения [33]. Опыт интенсивного родительства [15] или интенсивной поддержки [14] отмечается в жизни многих азиатских студентов и продолжается и в более старшем возрасте.

Дети из азиатских культур могут интерпретировать чрезмерное родительство просто как продолжение традиционных родительских практик, в рамках которых они были воспитаны [34]. В Западных странах, ориентированных на индивидуализм, автономию и независимость, родители чаще поддерживают своих детей через взаимодействие с учебным заведением, предоставление ресурсов, участие в волонтерских проектах. Поэтому, когда западные родители проявляют чрезмерную вовле­ченность в жизнь детей и в принятие ими решений, дети в этих культурах могу интерпретировать это как навязчивость, и это может иметь негативный эффект на успехи ребенка [41]. Так, исследование, проведенное на корейских студентах американских колледжей, показало, что чрезмерная родительская забота может и не иметь таких негативных последствий и даже может быть позитивно связана с успехами в обучении [18].

Однако, наряду с культурными различиями, также были выявлены и некоторые общие закономерности. Например, исследование в Китае дало результаты, схожие с полученными в Американских колледжах [13], т. е. показало, что чрезмерное родительство оказывает негативное воздействие на самоэффективность студентов [19].

Проведенное Э. Юнг с соавторами сравнительное исследование американских и корейских студентов с учетом поведения матерей и отцов показало, что для корейских студентов только отцовская чрезмерная вовлеченность статистически значимо связана с более низкой успеваемостью. Чрезмерное родительство матерей связано с успеваемость прямо, но не достигает уровня значимости. Для американских студентов в этом исследовании не было обнаружено значимых связей успеваемости с чрезмерной вовлеченностью ни отцов, ни матерей [34]. А в других исследованиях западных студентов, описанных выше, напротив, большее влияние на психологическое благополучие студентов оказывает материнский стиль родительского поведения.

Де Лос Рейес c соавторами изучали культурную специфику родительского поведения отцов и матерей подростков из 8 стран, культура которых существенно различается по ряду параметров (Аргентина, Германия, Греция, Пакистан, Перу, Польша и Турция), а также связь этого поведения с показателями психологического благополучия. Среди измерений родительского поведения рассматривались: поддержка, психологический контроль и тревожный стиль воспитания. Было выявлено, что тревожный стиль родительства сильнее всего выражен в Пакистане, далее — в Турции и Греции, наименее выражен — в Германии. Стиль родительства по-разному воспринимается детьми в разных культурах. Так, тревожные родители в Перу и Аргентине воспринимаются их детьми как более поддерживающие, чем в других странах. Психологический контроль наиболее высокий в Пакистане и Германии, самый низкий — во Франции. Психологический контроль со стороны обоих родителей — единственный из изучаемых показателей родительского поведения, устойчиво связанный с показателями психологического неблагополучия во всех странах. Хотя во всех этих странах подростки считают, что матери их контролируют в большей степени, чем отцы [7].

В сравнительном исследовании в Греции, Норвегии, Польше и Швейцарии показано, что между рассматриваемыми европейскими странами больше сходств, чем различий в этом вопросе. Предоставление подростку автономии и отзывчивость родителей прямо связаны с психологическим благополучием ребенка в старшем подростковом возрасте во всех этих странах, требовательность родителей к подростку не обнаружила значимых связей с благополучием подростка. Также обнаружено, что стили родительского поведения отцов и матерей играют разную роль в благополучии подростка. В Греции и Норвегии отзывчивость отцов в значительной степени и положительно связана с успехами подростков, а в Польше и Швейцарии связь между отзывчивостью отцов и благополучием подростков тоже положительная, но не достигает уровня значимости. В Греции и Норвегии предоставление отцом автономии и его отзывчивость одинаково важны для благополучия подростков, тогда как в Польше и Швейцарии влияние предоставления отцом автономии было более сильным, чем влияние отзывчивости отца [27].

Исследование, проведенное в 8 Арабских странах [28], показало, что подростки, воспитывавшиеся в непоследовательном стиле, ощущают меньшую эмоциональную связь с родителями и имеют больше симптомов психологического неблагополучия, чем те, кто воспитывался родителями, придерживавшимися контролирующего либо гибкого стиля. Авторитарный стиль воспитания в арабских семьях связан с более высоким уровнем эмоциональной связи с семьей и лучшим психологическим благополучием подростков. Авторы исследования делают вывод, что в авторитарной культуре авторитарное воспитание не наносит вреда психологическому благополучию подростков, в отличие от западных либеральных обществ. Аналогичных исследований на африканском континенте в международных научных базах данных обнаружить не удалось. Имеются исследования, характеризующие общий стиль поведения африканских родителей, в частности, М.Ф. Петерс утверждает, что афроамериканские родители используют высокий уровень контроля и требуют от детей больше послушания и уважения [31].

Внимание к межкультурным аспектам данной проблемы привело к развитию еще одного направления — исследованию роли процессов аккультурации в детско- родительских отношениях и в их последствиях, т. е. исследуется то, как меняются детско-родительские отношения в процессе аккультурации, как сказываются разные родительские стратегии на поведении и благополучии подростка в зависимости от успешности его адаптации к новой культуре, какие отдаленные эффекты оказывают на успехи и благополучие детей. Отмечается, что латиноамериканские, азиатские и африканские родители-иммигранты в большей степени обеспокоены проблемами воспитания и взросления своих детей. Азиаты более склонны избегать более близких связей со своим инокультурным окружением; афроамериканцы чаще предвосхищают отвержение со стороны окружения. В частности обнаружено, что родители азиатского происхождения, иммигрировав в США, могут изменить свои паттерны родительского поведения, пытаясь адаптироваться к новому окружению, к ценностям принимающей культуры [4]. Родители-иммигранты, особенно в случае успешной адаптации, могут интегрировать в своем родительском поведении успешные стратегии из обеих культур, которые могут, в свою очередь, быть связаны с лучшей психологической адаптацией детей [16]. То есть родительские стратегии и их последствия могут зависеть и от других переменных (например, от уровня аккультурации, социального контекста).

Другие кросс-культурные исследования, проведенные в Австралии [24], Израиле [37], Финляндии [11], также выявили как общие механизмы влияния чрезмерной родительской заботы на благополучие подростков, так и определенную культурную специфику.

Однако выявленные культурные различия далеко не всегда объясняются измерениями культур, по Хофстеде, все еще требуется более тщательное изучение культурных факторов, определяющих детско- родительские отношения и их последствия.

Обсуждение и заключение

Представленный обзор исследований показывает, что по всему миру происходит трансформация детско- родительских отношений на этапе выхода подростка в самостоятельную жизнь. Ведущим стилем родительского поведения на этом этапе становится чрезмерное родительство (так называемое «helicopter parenting»). Эта стратегия сочетает в себе большую эмоциональную теплоту в детско-родительских отношениях, сильную эмоциональную вовлеченность родителей в отношения с детьми, сильный родительский контроль над всеми сферами жизни подростка (с особым вниманием к образованию и началу профессиональной карьеры), сильную поддержку (в ее позитивных и негативных проявлениях), высокую тревожность родителей и низкий уровень автономии ребенка.

В целом, чрезмерное родительство признается неконструктивной стратегией воспитания старших подростков, приводящей к снижению общего уровня благополучия подростков. В частности, это приводит к снижению самостоятельности у подростка, его самоуважения, способности к самоконтролю, совладания с трудными жизненными ситуациями, повышает риск эмоциональных расстройств. Особое внимание ученых привлекает связь чрезмерного родительства с академическими успехами студентов. Выявлено, что, с одной стороны, оно связано с более низкой успеваемостью детей, но сильная эмоциональная вовлеченность родителей способствует лучшей адаптации их детей к студенческой жизни и более высокой общей удовлетворенности жизнью.

Разные аспекты родительского поведения, составляющие описываемый стиль, по-разному связаны с психологическим благополучием подростка. В общем, для успешного развития современных подростков на этапе выхода в самостоятельную жизнь оптимально сочетание низкого уровня поведенческого контроля с предоставлением большой автономии со стороны родителей, при постоянном высоком уровне родительской отзывчивости.

В современных исследованиях признается необходимость дифференцированного учета отцовского и материнского стилей поведения во взаимоотношениях с подростком. Но имеющиеся на данный момент в литературе данные довольно разрозненны и противоречивы. Одни исследования доказывают отсутствие различий во влиянии родительских стилей отца и матери на благополучие старшего подростка, другие утверждают, что матери гораздо сильнее вовлечены в жизнь своих взрослых детей, чем отцы, третьи — что оба родителя вовлечены одинаково сильно, но решающим оказывается именно стиль поведения матери.

Общий обзор кросс-культурных исследований детско-родительских отношений современных старших подростков приводит к выводам о том, что существует универсальная модель поведения родителей, которая обеспечивает подростку ощущение надежной привязанности в любой культуре. Однако имеются и существенные культурные различия, обусловленные различием в культурных установках, ценностях традициях. В тех случаях, когда дисфункциональные (с точки зрения западной культуры) характеристики родительского поведения соотносятся с культурными нормами, они не имеют такого негативного воздействия на психологическое благополучие подростка, как в западной культуре.

Иммиграционные и аккультурационные процессы накладывают свой отпечаток на детско-родительские отношения старших подростков. Родители-иммигранты еще более, чем большинство других родителей, испытывают тревогу во время начала самостоятельной жизни их детей, стремятся их еще больше опекать и контролировать. Но при этом могут как усиливаться их традиционные модели родительского воспитания, так могут и заимствоваться паттерны принимающией культуры, также могут интегрироваться успешные родительские стратегии из обеих культур. Соответственно, важно в исследованиях этой проблемы учитывать социальный контекст жизни семьи.

Представленный обзор исследований чрезмерного родительства показывает, что, несмотря на многочисленные прикладные исследования данного явления, до сих пор нет понимания более глубоких психологических механизмов, лежащих в его основе, нет данных о личностных особенностях и мотивах родителей, демонстрирующих тот или иной стиль родительского поведения, характеристик семейной системы, что говорит о необходимости дальнейших исследований. Межкультурные исследования в данной области позволяют выявить как глубинные, инвариантные закономерности становления и развития того или иного стиля родитель­ства, его влияния на психологическое благополучие подростка и его дальнейшую жизнь, так и факторы, определяющие его специфику в разных культурах.

Литература

  1. Autonomy and relatedness in adolescence and emerging adulthood: relationships with parental support and psychological distress / C. Inguglia [et al.] // Journal of Adult Development. 2015. Vol. 22. № 1. P. 1–13. doi:10.1007/s10804-014-9196-8
  2. Back off”! Helicopter parenting and a retreat from marriage among emerging adults / B.J. Willoughby [et al.] // Journal of Family Issues. 2015. Vol. 36. № 5. P. 669–692. doi:10.1177/0192513X13495854
  3. Bradley-Geist J.C., Olson-Buchanan J.B. Helicopter parents: an examination of the correlates of over-parenting of college students // Education and Training. 2014. Vol. 56. № 4. P. 314–328. doi:10.1108/ET-10-2012-0096
  4. Cheah S.L., Leung C.Y.Y., Zhou N. Understanding “Tiger Parenting” through the perceptions of Chinese immigrant mothers: Can Chinese and U. S. parenting coexist? // Asian American Journal of Psychology. 2013. Vol. 4. № 1. P. 30–40. doi:10.1037/a0031217
  5. Coming closer in adolescence: Convergence in mother, father, and adolescent reports of parenting / S. Mastrotheodoros [et al.] // Journal of Research on Adolescence. 2019. Vol. 29. № 4. P. 846–862. doi:10.1111/jora.12417
  6. Darlow V., Norvilitis J.M., Schuetze P. The relationship between helicopter parenting and adjustment to college // Journal of Child and Family Studies. 2017. Vol. 26. № 8. P. 2291–2298. doi:10.1007/s10826-017-0751-3
  7. De Los Reyes A., Ohannessian C.M., Laird R.D. Developmental Changes in Discrepancies Between Adolescents’ and Their Mothers’ Views of Family Communication // Journal of Child and Family Studies. 2016. Vol. 25. № 3. P. 790–797. doi:10.1007/s10826-015-0275-7
  8. Does parental autonomy support relate to adolescent autonomy? An in-depth examination of a seemingly simple question / K. Fousiani [et al.] // Journal of Adolescent Research. 2014. Vol. 29. № 3. P. 299–330. doi:10.1177/0743558413502536
  9. Earle A.M., LaBrie J.W. The upside of helicopter parenting: Engaging parents to reduce first-year student drinking // Journal of Student Affairs Research and Practice. 2016. Vol. 53. № 3. P. 319–330. doi:10.1080/19496591.2016.1165108
  10. Helicopter parenting and emerging adult self-efficacy: Implications for mental and physical health / K. Reed [et al.] // Journal of Child and Family Studies. 2016. Vol. 25. № 10. P. 3136–3149. doi:10.1007/s10826-016-0466-x
  11. Helicopter Parenting and Young Adults’ Well-Being: A Comparison Between United States and Finland / M. Cui [et al.] // Cross-Cultural Research. 2018. Vol. 53. № 4. P. 410–427. doi:10.1177/1069397118802253
  12. Helicopter parenting, autonomy support, and college students’ mental health and well-being: The moderating role of sex and ethnicity / C.D. Kouros [et al.] // Journal of Child and Family Studies. 2017. Vol. 26. № 3. P. 939–949. doi:10.1007/s10826-016-0614-3
  13. Helicopter parenting: The effect of an overbearing caregiving style on peer attachment and self-efficacy / D.J. Van Ingen [et al.] // Journal of College Counseling. 2015. Vol. 18. № 1. P. 7–20. doi:10.1002/j.2161-1882.2015.00065.x
  14. Helicopter parents and landing pad kids: Intense parental support of grown children / K.L. Fingerman [et al.] // Journal of Marriage and Family. 2012. Vol. 74. № 4. P. 880–896. doi:10.1111/j.1741-3737.2012.00987.x.
  15. Intensive parenting: Does it have the desired impact on child outcomes? / H.H. Schiffrin [et al.] // Journal of Child and Family Studies. 2015. Vol. 24. № 8. P. 2322–2331. doi:10.1007/s10826-014-0035-0
  16. Kim E., Hong S. First generation Korean American parents’ perceptions of discipline // Journal of Professional Nursing. 2007. Vol. 23. № 1. P. 60–68. doi:10.1016/j.profnurs.2006.12.002
  17. Kwon K.A., Yoo G., Bingham G.E. Helicopter parenting in emerging adulthood: Support or barrier for Korean college students’ psychological adjustment? // Journal of Child and Family Studies. 2016. Vol. 25. № 1. P. 136–145. doi:10.1007/s10826- 015-0195-6
  18. Kwon K.-A., Yoo G., De Gagne J.C. Does culture matter? A qualitative inquiry of helicopter parenting in Korean American college students // Journal of Child and Family Studies. 2017. Vol. 26. № 7. P. 1979–1990. doi:10.1007/s10826-017-0694-8
  19. Leung J.T.Y., Shek D.T.L. Validation of the perceived Chinese overparenting scale in emerging adults in Hong Kong // Journal of Child and Family Studies. 2018. Vol. 27. № 1. P. 103–117. doi:10.1007/s10826-017-0880-8
  20. Longitudinal relations among parenting styles, prosocial behaviors, and academic outcomes in U.S. Mexican adolescents / G. Carlo [et al.] // Child Development. 2018. Vol. 89. № 2. P. 577–592. doi:10.1111/cdev.12761
  21. Mailhot B.A.E., Feeney S. Perceived parental involvement and academic achievement of college students: The mediating role of academic self-concept // North American Journal of Psychology. 2017. Vol. 19. № 3. P. 685–708
  22. Mendonça M., Fontaine A.M. Late nest leaving in Portugal: its effects on individuation and parent-child relationships // Emerging Adulthood. 2013. Vol. 1. № 3. P. 232–244. doi:10.1177/2167696813481773
  23. Overparenting is associated with child problems and a critical family environment / C. Segrin [et al.] // Journal of Child and Family Studies. 2015. Vol. 24. № 2. P. 470–479. doi:10.1007/s10826-013-9858-3
  24. Padilla-Walker L.M., Nelson L.J. Black hawk down? Establishing helicopter parenting as a distinct construct from other forms of parental control during emerging adulthood // Journal of Adolescence. 2012. Vol. 35. № 5. P. 1177–1190. doi:10.1016/j. adolescence.2012.03.007
  25. Parent child relationships, parental psychological control, and aggression: Maternal and paternal relationships / K.W. Murray [et al.] // Journal of Adolescence. 2014. Vol. 43. № 8. P. 1361–1373. doi:10.1007/s10964-013-0019-1
  26. Parent relationship quality buffers against the effect of peer stressors on depressive symptoms from middle childhood to adolescence / N. Hazel [et al.] // Developmental Psychology. 2014. Vol. 50. № 8. P. 2115–2123. doi:10.1037/a0037192
  27. Parenting and late adolescents’ well-being in Greece, Norway, Poland and Switzerland: associations with individuation from parents / A. Filus [et al.] // Journal of Child and Family Studies. 2019. Vol. 28. № 2. P. 560–576.
  28. Parenting Styles, Individuation, and Mental Health of Arab Adolescents: A Third Cross-Regional Research Study / M. Dwairy [et al.] // Journal of cross-cultural psychology. 2006. Vol. 37. № 3. P. 262–272. doi:10.1177/0022022106286924
  29. Perceived mother and father acceptance–rejection predict four unique aspects of child adjustment across nine countries / D.L. Putnick [et al.] // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2015. Vol. 56. № 8. P. 923–932. doi:10.1111/jcpp.12366
  30. Persike M., Seiffge-Krenke I. Stress with parents and peers: how adolescents from 18 nations cope with relationship stress // Anxiety, Stress & Coping. 2016. Vol. 29. № 1. P. 38–59. doi:10.1080/10615806.2015.1021249
  31. Peters M.F. Parenting in Black families with young children // Sage focus editions. Vol. 41. Black families / Ed. H.P. McAdoo. New York: Sage Publications, 1988. P. 228–241.
  32. Pinquart M. Associations of parenting dimensions and styles with externalizing problems of children and adolescents: An Updated Meta-Analysis // Developmental Psychology. 2017. Vol. 53. № 5. P. 873–932. doi:10.1037/dev0000295
  33. Raghavan C.S., Harkness S., Super C.M. Parental ethno theories in the context of immigration: Asian Indian immigrant and Euro-American mothers and daughters in an American town // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2010. Vol. 41. № 4. P. 617–632. doi:10.1177/0022022110362629
  34. Relationships among helicopter parenting, self-efficacy, and academic outcome in American and South Korean college students / E. Jung [et al.] // Journal of Family Issues. 2019. Vol. 40. № 18. P. 2849–2870. doi:10.1177/0192513X19865297
  35. Rodrigues C.M., Tucker M. C., Palmer K. Emotion regulation in relation to emerging adults’ mental health and delinquency: A multi-informant approach // Journal of Child and Family Studies. 2016. Vol. 25. № 6. P. 1916–1925. doi:10.1007/s10826-015-0349-6
  36. Rote W.M., Smetana J.G. Patterns and predictors of mother-adolescent discrepancies across family constructs // Journal of Youth and Adolescence. 2016. Vol. 45. № 10. P. 2064–2079. doi:10.1007/s10964-016-0515-1
  37. Rousseau S., Scharf M. “I will guide you” the indirect link between overparenting and young adults’ adjustment // Psychiatry Research. 2015. Vol. 228. № 3. P. 826–834. doi:10.1016/j.psychres.2015.05.016.
  38. Schiffrin H.H., Liss M. The effects of helicopter parenting on academic motivation // Journal of Child and Family Studies. 2017. Vol. 26. № 5. P. 1472–1480. doi:10.1007/s10826-017-0658-z
  39. The age of adolescence / S.M. Sawyer [et al.] // The Lancet Child & Adolescent Health. Vol. 2. № 3. P. 223–228. doi:10.1016/S2352-4642(18)30022-1
  40. The effects of positive and negative parenting practices on adolescent mental health outcomes in a multicultural sample of youth / P.R. Smokowsky [et al.] // Child Psychiatry and Human Development. 2015. Vol. 46. № 3. P. 333–345. doi:10.1007/s10578-014-0474-2
  41. Weitkamp K. The association between parental rearing dimensions and adolescent psychopathology: a cross-cultural study // Journal of youth and adolescence. 2019. Vol. 48. № 3. P. 469–483. doi:10.1007/s10964-018-0928-0
  42. Wicks-Nelson R., Israel A. Abnormal child and adolescent psychology. 8th ed. New York: Routledge, 2013. 576 p. doi:10.4324/9781315665184

Информация об авторах

Чеботарева Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры детской и семейной психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, доцент департамента психологии факультета социальных наук, Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, e-mail: chebotarevy@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1039
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 567
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4