Риск возникновения конфликтных ситуаций при организации взаимодействия участников учебного процесса в цифровой образовательной среде

541

Аннотация

События последних месяцев, связанные с пандемией, способствовали стремительному переходу на дистанционное обучение. Несмотря на имеющиеся исследования в области электронного обучения, проблема конфликтов, возникающих у участников учебного процесса в цифровой образовательной среде изучена недостаточно. В статье рассматриваются основные модели взаимодействия участников учебного процесса в цифровой образовательной среде, а также их особенности. Утверждается, что особенности личности, особенности социальной ситуации, уровень ИКТ-компетентности обучающего и обучающегося способны приводить к возникновению конфликтов в электронной информационно-образовательной среде. Особенности коммуникации и технические особенности самой электронной информационно-образовательной среды также могут провоцировать появление конфликтов. Прогнозирование и учет этих особенностей при проектировании электронных учебных курсов и организации взаимодействия способен приводить к снижению риска возникновения конфликтных ситуаций между участниками процесса обучения.

Общая информация

Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда , цифровая образовательная среда, конфликты, личностные особенности, электронный учебный курс, ИКТ-компетентность педагога

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090307

Для цитаты: Вайндорф-Сысоева М.Е., Панькина Е.В. Риск возникновения конфликтных ситуаций при организации взаимодействия участников учебного процесса в цифровой образовательной среде [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 79–86. DOI: 10.17759/jmfp.2020090307

Литература

  1. Антонова Л.Н. Педагогическая рискология: теория и история [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 24–30. URL: http://pmedu.ru/res/2010_4_3.pdf (дата обращения: 01.08.2020).
  2. Арламов А.А. Педагогический риск как проблема методологии социальной педагогики [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 12–21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13568732 (дата обращения: 01.08.2020).
  3. Богуславский М.В. Потенциал педагогической рискологии в системе образования [Электронный ресурс] // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Москва, 2015. № 1. С. 1394–1402. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24357603 (дата обращения: 03.08.2020).
  4. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения: Монография. Москва: Диона, 2020. 244 с.
  5. Елфимова О.С. Концепт безопасности личности в современных западных социологических теориях [Электронный ресурс] // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия. Социальные науки. 2012. Том 3. № 27. С. 35–41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-bezopasnosti-v-sovremennyh-zapadnyh-sotsiologicheskih-teoriyah (дата обращения: 29.08.2020).
  6. Емельянов С.М. Конфликтология: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: Юрайт, 2018. 322 с.
  7. Краснова Г.А., Можаева Г.В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации. Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. 200 с.
  8. Современная цифровая образовательная среда: приоритетный проект в области образования [Электронный ресурс]. Москва: Министерство образования и науки Российской Федерации. 2020. URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 08.08.2020).
  9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 07.08.2020).
  10. Электронный учебный курс [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1895795 (дата обращения: 06.08.2020).
  11. Bharati P. People and information matter: Task support satisfaction from the other side // The Journal of Computer Information Systems. 2003. Vol. 43. № 2. P. 93–103.
  12. E-Learning. Dilemma and Cognitive Competence [Электронный ресурс] / G.K. Kassymova [et al.] // Talent Development and Excellence. 2020. Vol. 12. № 2s. P. 3689–3704. URL: http://iratde.com/index.php/jtde/article/view/1276  (дата обращения: 06.08.2020).
  13. Hotte R., Pierre S. Leadership and Conflict Management Support in a Cooperative Telelearning Environment [Электронный ресурс] // International Journal on E-Learning. 2002. Vol. 1. № 2. P. 46–59. URL: http://www.larim.polymtl.ca/pdf/110.pdf (дата обращения: 06.08.2020).
  14. IS Success Model in E-Learning Context Based on Students' Perceptions [Электронный ресурс] / R.D. Freeze [et al.] // Journal of Information Systems Education. 2010. Vol. 21. № 2. P. 173–184. URL: https://aisel.aisnet.org/jise/vol21/iss2/4/ (дата обращения: 06.08.2020).
  15. Ives B., Olson M., Baroudi J. The Measurement of User Satisfaction // Communications of the ACM. 1983. Vol. 26. № 10. P. 785–793. DOI:10.1145/358413.358430
  16. Kahlow J., Klecka H., Ruppel E. What the differences in conflict between online and face-to-face work groups mean for hybrid groups: A state-of-the-art review [Электронный ресурс] // Review of Communication Research. 2020. № 8. P. 51–77. URL: https://www.ssoar.info/ssoar/handle/document/66424# (дата обращения: 06.08.2020).
  17. La Rocca C. Cooperative Learning Online in Higher Education. Second Experience at Roma Tre University, Italy // Open Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 3. № 4. P. 86–94. DOI:10.4236/jss.2015.34011
  18. Luo N., Zhang Y., Zhang M. Retaining learners by establishing harmonious relationships in e-learning environment // Interactive Learning Environments. 2019. Vol. 27. № 1. P. 118–131. DOI:10.1080/10494820.2018.1506811
  19. McConnell D. Examining the Dynamics of Networked E-Learning Groups and Communities // Studies in Higher Education. 2005. Vol. 30. № 1. P. 23–40. DOI:10.1080/0307507052000307777
  20. Nadrljanski M., Vukić D., Nadrljanski D. Multi-agent systems in e-learning // 41st International Convention on Information and Communication Technology: Electronics and Microelectronics (MIPRO): 21–25 May 2018. Opatija, Croatia: IEEE, 2018. P. 0990–0995. DOI:10.23919/MIPRO.2018.8400181
  21. Ozturk T.H., Hodgson V. Developing a model of conflict in virtual learning communities in the context of a democratic pedagogy // BJET. 2017. Vol. 48. № 1. P. 23–42. DOI:10.1111/bjet.12328
  22. Picard J.M. Researching Social Conflict in Collaborative Groups [Электронный ресурс] // Networked Learning Conference: Paper presented at the Fifth International Conference on Networked Learning, Lancaster. UK, 2006. 8 p. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.104.8385&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 06.08.2020).
  23. Rodríguez‐Ardura I., Meseguer‐Artola A. Flow in e‐learning: What drives it and why it matters [Электронный ресурс] // British Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 48. № 4. P. 899–915. URL: https://bera-journals.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.12480 (дата обращения: 06.08.2020).
  24. Smith A.D. Problems of Conflict Management in Virtual Communities // Communities in Cyberspace / Eds. M. Smith, P. Kollock. London: Routledge Press Smith, 2005. P. 135–165.
  25. Yazdanmehr E., Ramezani Y., Aghdassi F. Teacher Leadership and Conflict Management in EFL Classroom in the Light of the Contingency Theory of Human Resource Management: An Interdisciplinary Study // Theory and Practice in Language Studies. 2020. Vol. 10. № 8. P. 916–927. DOI:10.17507/tpls.1008.09

Информация об авторах

Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна, доктор педагогических наук, доцент/профессор кафедры технологии и профессионального обучения ИФТИС, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2807-316X, e-mail: mageva@yandex.ru

Панькина Екатерина Викторовна, старший преподаватель кафедры информационных технологий в образовании ИМИ, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3722-9215, e-mail: ev.pankina@mpgu.edu

Метрики

Просмотров

Всего: 497
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 541
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 1