Условия адаптации иностранных студентов в ВУЗах

1125

Аннотация

В статье рассматриваются особенности адаптации иностранных студентов и аспирантов в вузах различных стран – Европы, Азии, Америки и Австралии. В зарубежной психологии отмечается ряд внешних и внутренних факторов, определяющих успешность адаптации и обусловливающих трудности протекания адаптационных процессов. К основным внешним факторам относят культурную дистанцию между родной и принимающей странами, возраст и пол обучающихся, специфику проживания в кампусах, бытовые проблемы и климат. Социокультурная адаптация зависит, главным образом, от степени близости культур, хотя в любом случае иностранные студенты переживают «культурный шок». К основным внутренним факторам относят коммуникативную компетентность, характер мотивации, самоэффективность, ценностные ориентации. При обучении в аспирантуре ВУЗа другой страны возникают те же проблемы, что и при получении высшего образования, но они стоят более остро из-за включения в исследовательскую деятельность, особенно связанную с использованием аппаратуры и требующую согласования режима работы с коллегами. В зарубежной психологии большое внимание оказывается социальной поддержке иностранных студентов – информационной, эмоциональной и инструментальной.

Общая информация

Ключевые слова: иностранные студенты, иностранные аспиранты, аккультурация, академическая адаптация, социально-психологическая адаптация, социальная поддержка

Рубрика издания: Психология образования и педагогическая психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090412

Для цитаты: Апасова М.В., Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Условия адаптации иностранных студентов в ВУЗах [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 4. С. 129–137. DOI: 10.17759/jmfp.2020090412

Полный текст

 

 

Введение

Глобализация, характерная для современного мира, проявляется, в частности, в увеличении количества иностранных студентов в вузах самых разных стран. Приезд в другую страну, начало обучения в вузе, имеющем свои требования, традиции и нормы, предполагает сложный процесс адаптации. Иностранный студент должен адаптироваться к иной культуре, особенностям процесса обучения, к взаимодействию с представителями принимающей стороны, часто — к новому климату, другим условиям проживания, питания и т. д. В исследованиях, посвященных проблемам адаптации иностранных студентов, рассматриваются социокультурная, академическая и социально-психологическая адаптация, такие феномены, как «культурный шок», качества «гражданина мира».

Внешние условия адаптации

К внешним условиям, определяющим особенности адаптации иностранных студентов в вузе, относят, прежде всего, различия в культурах. В теориях культурного шока прослеживаются его аффективные, когнитивные и поведенческие аспекты. Отмечается, что максимальный эффект достигается при отсутствии знаний о культурных различиях между родной и принимающей странами [18]. Данные, полученные психологами, чаще всего свидетельствуют о более легкой адаптации студентов, чья культура близка к культуре принимающей стороны.

В частности, в вузах Нидерландов социальная и академическая интеграция достигается легче у европейских студентов, чем у студентов из конфуцианской Азии [25]. В Хорватии отмечается более успешная социокультурная адаптация при меньшей культурной дистанции между родной и принимающей странами [35], в США — при этнической близости, сходстве культур [15].

Помимо культурной дистанции, в качестве внешних факторов, определяющих уровень адаптации иностранных студентов, называются возраст и пол. Как показали исследования, проведенные в вузах США, более молодые китайские студенты (в том числе бакалавры) в большей степени подвержены стрессу и депрессии в процессе аккультурации, чем старшие китайские студенты [3]. В Хорватии также установлено более благоприятное протекание психологической адаптации в старшей возрастной группе. Кроме того, легче адаптируются женщины, по сравнению с мужчинами [35].

Важным условием адаптации иностранных студентов считается специфика их проживания в студенческих городках (кампусах) вместе со студентами из принимающей страны. В университетах Китая единая для всех студентов среда рассматривается как фактор интеграции в китайское общество [9]. Общая жизнь в кампусе, возможность совместного проведения досуга и участия иностранных студентов в общественных организациях, существующих в вузах, способствует становлению межличностных отношений, социокультурной и психологической адаптации. Социокультурная адаптация оказывается затрудненной при наличии ограничений, касающихся оздоровительных и развлекательных мероприятий, существующих в культуре, к которой принадлежат иностранные студенты [12; 14; 22].

Среда, в которой находится иностранный студент, таким образом, имеет два аспекта — предметный и социальный. К первому относят материальные условия проживания в кампусе, условия обучения в вузе и проводимые для студентов мероприятия. Ко второму — социальные контакты, характер складывающихся с принимающей стороной межличностных отношений, которые обусловливают психологическую атмосферу, благоприятную или не благоприятную для адаптации иностранного студента.

Развитие межличностных отношений в студенческой среде может иметь различную динамику. В начале обучения иностранные студенты, приехавшие из разных стран, общаются между собой. Затем, принимая участие в разнообразных университетских мероприятиях, они включаются в общение со студентами из принимающей страны [15]. В процессе социокультурной адаптации социальные связи у одной части иностранных студентов расширяются и укрепляются, у другой части студентов оказываются нестабильными [16]. Как показали исследования, проведенные в российских вузах, в ученических китайских группах статус студентов зависит от их успеваемости. Это объясняется спецификой китайских ценностей, благодаря которым успех связывается с упорным трудом, а неудача — с отсутствием необходимых усилий [1; 2].

Социокультурную, социально-психологическую и академическую адаптацию осложняют бытовые трудности, нетрадиционные для студента модели взаимодействия в процессе обучения, негативные установки местных жителей по отношению к студентам — представителям иной культуры и недостатки в организации социальной поддержки [8; 10; 17; 22; 24]. Причем это касается адаптации социокультурной (к культуре принимающей стороны), социально-психологической (к новым социальным связям) и академической (к процессу обучения, имеющему свою специфику в принимающей стране).

Внутренние условия адаптации

Успешность/неуспешность, легкость/трудность адаптации иностранных студентов в вузе зависит от их личностных диспозиций — индивидуальных особенностей, определяющих устойчивые паттерны поведения и способы восприятия действительности, а также определенные ситуативные реакции.

Прежде всего, это коммуникативная компетентность, предполагающая не только знание языка, но и владение социальными навыками, принятыми в культуре этой страны. Рассматривая социальные навыки, выделяют три их группы: принятые в родной и принимающей странах; характерные для принимающей стороны; принятые в родной стране, но не принятые в принимающей стране. Последние оказываются неадекватными в новых условиях и затрудняют процесс адаптации. В то же время, в Японии не подтвердилось предположение о том, что студенты из соседних стран (с близкой восточной культурой) способны более успешно применять социальные навыки [30].

Социокультурная и психологическая адаптация более успешна при выраженной ориентации студентов на культуру принимающей страны, при восприятии этой культуры как близкой или при ориентации на поликультурализм, а также при удовлетворенности своим социальным положением. Ориентация на поли- культурализм способствует приспособлению к культуре принимающей страны, но положительная взаимосвязь поликультурализма и культурной адаптации установлена только в условиях низкой культурной дистанции [35; 36].

Значимы мотивация и наличие опыта межкультурного взаимодействия. Опыт зависит от продолжительности пребывания за границей. Приобретаемые в этих условиях знания о сходстве и различиях двух культур должны подкрепляться открытостью новым впечатлениям и любознательностью. Интерес к разнообразию культур способствует повышению межкультурной компетенции и включает иностранного студента в процесс интернационализации. В связи с этим говорят о появлении качеств «гражданина мира» — способности выйти из зоны комфорта, иначе мыслить, отказаться от узких ожиданий и демонстрировать инициативу [19; 29; 33].

На социокультурную адаптацию больше влияет интегративная мотивация студентов, по сравнению с инструментальной. Интегративная мотивация предполагает ориентацию на коммуникативную компетентность (в частности, благодаря хорошему знанию языка) и приобретение чувства принадлежности к принимающей стороне, в то время как инструментальная мотивация — использование обучения и знания языка как средства достижения социального признания и повышения экономического статуса. Интегративная мотивация является также значимым предиктором академической (учебной) адаптации. При обучении в Китае европейские студенты проявили более высокий уровень интегративной мотивации по сравнению со студентами из азиатских стран, у которых преобладает инструментальная мотивация [6].

Психологической адаптации способствуют само­эффективность (вера в эффективность своих действий и ожидание успеха) и достаточно высокая самооценка, связанные с удовлетворенностью жизнью [4]. Низкая самооценка, а также недостаточный оптимизм связаны с депрессивными симптомами, но не связаны с социокультурными трудностями [17].

При разной мотивации и уверенности в себе студенты, начинающие обучение в другой стране, неизбежно оказываются в стрессовой ситуации, включающей в себя «культурный шок». Стресс аккультурации считается основной проблемой, приводящей к росту психосоматических заболеваний и снижению психологического благополучия у многих иностранных студентов в различных принимающих странах [11]. Стрессовая ситуация требует использования продуктивных копинг-стратегий и социальных навыков. Иностранные студенты используют как адаптивные, так и дезадаптивные методы совладания со стрессом. Крайне широкое использование различных методов совладания не способствует преодолению трудностей социокультурной адаптации [17].

К основным проблемам, осложняющим адаптацию иностранных студентов в вузе, относят недостаточное знание языка принимающей страны и недостаточную ориентацию в академических нормах, требованиях и конвенциях [22; 28].

Социальная поддержка студентов

В зарубежной психологической литературе большое внимание уделяется организации социальной поддержки иностранных студентов, облегчающей их обучение и социальные контакты. В вузах разных стран вводятся разные виды социальной поддержки — информационная, инструментальная и эмоциональная. Поддержка осуществляется представителями принимающей или родной страны, непосредственно в вузе или в онлайн-формате [23; 26].

Осуществляется интеграция вопросов межкультурного взаимодействия в учебные программы. В Японии делается акцент на преодолении узко национальных и инструментальных представлений о межкультурных связях [19]. В Австралии используется диалогическая модель взаимной адаптации иностранных студентов и преподавателей. С одной стороны, достигается адаптация студентов к дисциплинарным требованиям университета, с другой стороны — ориентация преподавателей на особые потребности представителей другой культуры [32].

Организуются центры в университетских городках для социальной поддержки, способствующей решению имеющихся проблем, улучшению субъективно воспринимаемой атмосферы в вузе и повышению успеваемости. В кампусах США азиатские студенты в основном посещают центры, реализующие академическую помощь, европейские студенты — консультационные центры [5; 13].

Отмечается, что различные группы иностранных студентов по-разному переживают процессы психологической и социокультурной адаптации. В частности, поскольку в Нидерландах больше проблем возникает у азиатских студентов, по сравнению с европейскими, считается необходимым оказание им большей социальной поддержки [25]. Поддержка может осуществляться не только со стороны университета, в который интегрированы иностранные студенты, но и со стороны учреждений и организаций в родной стране, использующей для этого специальные форумы. При такого рода онлайн-поддержке легче адаптируются, например, студенты из материкового Китая в вузах Сингапура [23]. В Аргентине обеспечивается видеосвязь с семьями и друзьями, оставшимися на родине, что также обеспечивает социальную поддержку иностранных студентов [26].

Исследования психологической адаптации и удовлетворенности жизнью, проведенные в Малайзии, показали их связь с воспринимаемой иностранными студентами социальной поддержкой [38]. Однако в США установлено, что при адаптации иностранных студентов в вузе различные виды социальной поддержки дают разный эффект. Не выявлено влияния социальной поддержки на социокультурную адаптацию азиатских студентов. Иностранные студенты после проведения курсов, включающих поликультурное содержание и обучение межгрупповому диалогу, легче взаимодействовали с другими студентами, но не приобретали чувства принадлежности к новой социальной группе [21; 35].

Осваивая и расширяя способы социальной поддержки иностранных студентов, разные университеты и регионы придерживаются различных позиций.

Полярные позиции можно представить как адаптацию иностранных студентов за счет взаимного преодоления межкультурных барьеров, ассимиляции принимающей стороной новых идей, знаний и навыков [28], или упрочения традиционного для принимающей страны образования и образа жизни, предоставления иностранным студентам возможности в них интегрироваться [9].

Адаптация при проведении
исследовательской работы

В зарубежной психологии рассматривается также процесс адаптации и интеграции студентов-исследователей или, как принято обозначать в отечественной системе высшего образования, аспирантов (higher degree research students, graduate students). Прежде всего, ставится вопрос о возможности позитивного влияния иностранных аспирантов, имеющих иную академическую культуру и другие интеллектуальные традиции, на исследовательскую деятельность, про - водимую в университетах в рамках аспирантуры (doctoral education). Например, следует ли в Великобритании и Австралии сохранять преимущества западных исследовательских традиций, или полезно приобрести новые знания и навыки в русле конфуцианского наследия [27].

При изучении адаптации аспирантов из Азии в международном кампусе на юге Англии констатируется наличие барьера между восточной и западной культурами, проявляющегося в трудностях налаживания дружеских отношений. Эта тенденция, осложняющая адаптацию азиатских аспирантов, объясняется последними недостаточным желанием европейцев создать дружелюбную, благоприятную для них среду [7]. Аналогичная ситуация выявлена в Южной Корее. Основными проблемами социокультурной адаптации китайских аспирантов в университетах Сеула являются культурная дистанция, предвзятые представления о китайцах, свойственные принимающей стороне, и низкий уровень взаимодействия с ней [20].

У аспирантов из пяти стран, обучающихся в Австралии, проблемы, связанные с адаптацией и удовлетворенностью жизнью, не относились непосредственно к учебно-профессиональной деятельности и проводимым исследованиям. Основными факторами, влияющими на процесс адаптации, оказались взаимодействие с научным руководителем и другими аспирантами, а также наличие рабочего места [37].

Таким образом, при обучении в аспирантуре вуза другой страны возникают те же проблемы, что и на более ранних этапах получения высшего образования. Но включение в исследовательскую деятельность, особенно связанную с использованием аппаратуры и технологий и требующую согласования форм и режима работы с коллегами, вероятно, эти проблемы обостряет.

Заключение

Условия обучения в вузах в настоящее время все более тесно связываются с дискурсами интернационализации и глобализации. В качестве основных преимуществ обучения молодежи за рубежом считаются:

— приобретение иностранным студентом новых впечатлений, интеллектуальное и личностное обогащение [34];

— содействие глобальному межкультурному взаимопониманию благодаря опыту, получаемому студентами в зарубежных образовательных учреждениях [31].

В то же время процесс обучения иностранных студентов в вузах осложняется из-за длительной и в некоторых случаях тяжелой адаптации к жизни в другой стране. Одновременно проходит социокультурная, социально-психологическая и академическая адаптация. Степень успешности адаптации и возникающие трудности зависят как от внешних, так и от внутренних условий. Зарубежные психологи, изучая внешние условия адаптации иностранных студентов, отмечают специфику учебных и бытовых трудностей, установление социальных контактов с представителями принимающей стороны и включенность в различные мероприятия. В исследованиях внутренних условий адаптации акцент делается на таких личностных диспозици­ях, как мотивация, самооценка и коммуникативная компетентность.

Отметим, что при изучении студентов, адаптирующихся в разных регионах (Австралии, Азии, Америке и Европе), выявляются сходные трудности и закономерности адаптации, в частности — более легкое протекание этого процесса при близости культур принимающей и родной стран.

 

 

 

Литература

  1. Верченова Е.А. О применении социометрии в кросс-культурном исследовании (на материале китайских студентов) [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 3. С. 142–150. URL: https://psyjournals.ru/social_psy/2014/n3/70714.shtml (дата обращения: 16.12.2020).
  2. Чибисова М.Ю., Верченова Е.А. Языковая компетентность, развитие группы и социометрический статус иностранных студентов в российском вузе (на примере исследования китайских студентов) // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 1. С. 93–107. DOI:10.17759/sps.2017080106
  3. Acculturation, internet use, and psychological well-being among Chinese international students [Электронный ресурс] / J.Q. Li [et al.] // Journal of International Students. 2013. Vol. 3. № 2. P. 155–166. URL: https://www.researchgate.net/profile/Tianlan_Elaine_Wei/publication/259891663_Acculturation_Internet_Use_and_Psychological_Well-being_Among_Chinese_International_Students/links/0f31752f3d4af019e7000000/Acculturation-Internet-Use-and-Psychological-Well-being-Among-Chinese-International-Students.pdf (дата обращения: 16.12.2020).
  4. Antecedents of Psychological Adjustment of International Students Studying in China: The Roles of Self-Efficacy and Self-Esteem / W.T. Gebregergis [et al.] // Open Journal of Social Sciences. 2019. Vol. 7. № 2. Article ID 90818 P. 233–254. DOI:10.4236/jss.2019.72019
  5. Banjong D.N., Wuraola A., Biaku M. International students from different continents face varied challenges and seek campus support in dissimilar ways [Электронный ресурс] // International Educational Scientific Research Journal. 2016. Vol. 2. № 12. P. 118–128. URL: https://iesrj.com/archive-sub?detail=INTERNATIONAL_STUDENTS_FR (дата обращения: 16.12.2020).
  6. Baohua Y., Downing K. Downing. Determinants of international students’ adaptation: examining effects of integrative motivation, instrumental motivation and second language proficiency // Educational Studies. 2012. Vol. 38. № 4. P. 457–471. DOI:10.1080/03055698.2011.643111
  7. Brown L. Worlds apart: the barrier between east and west // Journal of International and Intercultural Communication. 2009. Vol. 2. № 3. P. 240–259. DOI:10.1080/17513050902985323
  8. Chinese students’ social integration in the university community: hearing the students’ voices / H. Spencer-Oatey [et al.] // Higher Education. 2017. Vol. 74. P. 739–756. DOI:10.1007/s10734-016-0074-0
  9. Cross-Cultural Adaptation of Foreign Students in Chinese University: Based on Network of Social Support / C. Luo [et al.] // Cross-Cultural Communication. 2014. Vol. 10. № 1. P. 16–20. DOI:10.3968/j.ccc.1923670020141001.4018
  10. Dauber D., Spencer-Oatey H. Internationalisation and student diversity: how far are the opportunity benefits being perceived and exploited? // Higher Education. 2019. Vol. 78. P. 1035–1058. DOI:10.1007/s10734-019-00386-4
  11. Edara I.R. Social and Spiritual Dimensions as Protective Factors in the Relationship between Acculturative Stress and Subjective Well-Being among International Students in Taiwan // Psychology. 2018. Vol. 9. № 7. P. 1582–1604. DOI:10.4236/psych.2018.97096
  12. Gesing P., Glass C. The development of social capital through international students’ involvement in campus organizations // Journal of International Students. 2018. Vol. 8. № 3. P. 1274–1292. DOI:10.5281/zenodo.1254580
  13. Glass C. Educational experiences associated with international students’ learning, development, and positive perceptions of campus climate // Journal of Studies in International Education. 2012. Vol. 16. № 3. P. 226–249. DOI:10.1177/1028315311426783
  14. Glass C., Gómez E., Urzua A. Recreation, intercultural friendship, and international students' adaptation to college by region of origin // International Journal of Intercultural Relations. 2014. Vol. 42. № 3. P. 104–117. DOI:10.1016/j.ijintrel.2014.05.007
  15. Hendrickson B. Intercultural connectors: Explaining the influence of extra-curricular activities and tutor programs on international student friendship network development // International Journal of Intercultural Relations. 2018. Vol. 63. P. 1–16. DOI:10.1016/j.ijintrel.2017.11.002
  16. Hotta J., Ting-Toomey S. Intercultural adjustment and friendship dialectics in international students: A qualitative study // International Journal of Intercultural Relations. 2013. Vol. 37. № 5. P. 550–566. DOI:10.1016/j.ijintrel.2013.06.007
  17. Jackson M., Ray S., Bybell D. International students in the U.S.: Social and psychological adjustment [Электронный ресурс] // Journal of International Students. 2013. Vol. 3. № 1. P. 17–28. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1056438.pdf (дата обращения: 16.12.2020).
  18. Jones R., Kim Y.S. Communication Experiences of International Students in the U.S.: A Comparison Study of Cross-Cultural Adaptation between European and Asian Students [Электронный ресурс] // Scientia et Humanitas: A Journal of Student Research. 2013. Vol. 3. P. 83–104. URL: https://libjournals.mtsu.edu/index.php/scientia/article/view/667 (дата обращения: 16.12.2020).
  19. Kudo K. Social representation of intercultural exchange in an international university // Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2016. Vol. 37. № 2. P. 256–268. DOI:10.1080/01596306.2015.1014881
  20. Kwon Y. The sociocultural adjustment of Chinese graduate students at Korean universities: A qualitative study // International Journal of Intercultural Relations. 2013. Vol. 37. № 5. P. 536–549. DOI:10.1016/j.ijintrel.2013.06.004
  21. Lee J., Ciftci A. Asian international students’ socio-cultural adaptation: Influence of multicultural personality, assertiveness, academic self-efficacy, and social support // International Journal of Intercultural Relations. 2014. Vol. 38. P. 97–105. DOI:10.1016/j.ijintrel.2013.08.009
  22. Li M., Campbell J. Cultural Adaptation: A case study of Asian students’ learning experiences at a New Zealand university [Электронный ресурс] // Proceedings of the EDU-COM 2006 International conference. Engagement and empowerment: new opportunities for growth in higher education (Perth Western Australia, Edith Cowan University, 22–24 November 2006). Perth Western: Edith Cowan University, 2006. P. 299–307. URL: https://ro.ecu.edu.au/ceducom/86 (дата обращения: 16.12.2020).
  23. Liang C., Yang X. Nature and Effectiveness of Online Social Support for Intercultural Adaptation of Mainland Chinese International Students [Электронный ресурс] // International Journal of Communication. 2015. Vol. 9. P. 2161–2181. URL: https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/2867/1420 (дата обращения: 16.12.2020).
  24. McKenzie L., Baldassar L. Missing friendships: understanding the absent relationships of local and international students at an Australian university // Higher Education. 2017. Vol. 74. № 4. P. 701–715. DOI:10.1007/s10734-016-0073-1
  25. Rienties B., Tempelaar D. The role of cultural dimensions of international and Dutch students on academic and social integration and academic performance in the Netherlands // International journal of intercultural relations. 2013. Vol. 37. № 2. P. 188–201. DOI:10.1016/j.ijintrel.2012.11.004
  26. Rosen D., Hendrickson B. Insights into New Media Use by International Students: Implications for Cross-Cultural Adaptation Theory // Social Networking. 2017. Vol. 6. № 2. P. 81–106. DOI:10.4236/sn.2017.62006
  27. Ryan J. Internationalisation of doctoral education. Possibilities for new knowledge and understandings [Электронный ресурс] // Australian universities’ review. 2012. Vol. 54. № 1. P. 55–63. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ968523.pdf (дата обращения: 16.12.2020).
  28. Sovic S. Coping with stress: the perspective of international student // Art, Design & Communication in Higher Education. 2008. Vol. 6. № 3. P. 145–158. DOI:10.1386/adch.6.3.145_1
  29. Spencer-Oatey H., Xiong Z. Chinese Students' Psychological and Sociocultural Adjustments to Britain: An Empirical Study // Language, Culture and Curriculum. 2006. Vol. 19. № 1. P. 37–53. DOI:10.1080/07908310608668753
  30. Tanaka T., Okunishi Y. Social skills use of international students in Japan // Japanese Psychological Research. 2016. Vol. 58. № 1. P. 54–70. DOI:10.1111/jpr.12097
  31. Theoretical models of culture shock and adaptation in international students in higher education / Y. Zhou [et al.] // Studies in Higher Education. 2008. Vol. 33. № 1. P. 63–75. DOI:10.1080/03075070701794833
  32. Tran L.T. Mutual Adaptation of International Students and Academics for the Sustainable Development of International Education [Электронный ресурс] // Proceedings of the EDU-COM 2008 International Conference. Sustainability in Higher Education: Directions for Change. (Perth Western Australia, Edith Cowan University, 19-21 November 2008). Perth Western: Cowan University, 2008. P. 524–538. URL: http://dro.deakin.edu.au/eserv/DU:30056532/tran-mutualadaptation-2008.pdf (дата обращения: 16.12.2020).
  33. Traore S.A., Diarra S. Effects of the Intercultural Exchange on the Life of International Students in Wuhan (China) // Advancesin Applied Sociology. 2019. Vol. 9. № 7. P. 243–257. DOI:10.4236/aasoci.2019.97019
  34. Vulić-Prtorić A., Oetjen N. Adaptation and Acculturation of International Students in Croatia [Электронный ресурс] // Collegium Antropologicum. 2017. Vol. 41. № 4. P. 335–343. URL: https://hrcak.srce.hr/205231 (дата обращения: 16.12.2020).
  35. Westmont C.M., Glass C.R. Comparative effects of belongingness on the academic success and cross-cultural interactions of domestic and international students // International Journal of Intercultural Relations. 2014. Vol. 38. P. 106–119. DOI:10.1016/j.ijintrel.2013.04.004
  36. Xiao S.L., Yang Z.X., Bernardo A.B.I. Polyculturalism and cultural adjustment of international students: Exploring the moderating role of cultural distance in a quantitative cross-sectional survey study // Cogent Psychology. 2019. Vol. 6. № 1. 14 p. DOI:10.1080/23311908.2019.1682767
  37. Yua B., Wrightb Ew. Socio-cultural adaptation, academic adaptation and satisfaction of international higher degree research students in Australia // Tertiary Education and Management. 2016. Vol. 22. № 1. P. 49–64. DOI:10.1080/13583883.2015.1127405
  38. Yusliza M.Y., Shankar Chelliah Adjustment in International Students in Malaysian Public University // International Journal of Innovation, Management and Technology. 2010. Vol. 1. № 3. P. 275–278. DOI:10.7763/IJIMT.2010.V1

Информация об авторах

Апасова Мария Вадимовна, магистр психологии, соискатель кафедры социальной психологии развития, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0680-497X, e-mail: rabiosa113@gmail.com

Кулагина Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, профессор, старший научный сотрудник, кафедра возрастной психологии имени проф. Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3095-4329, e-mail: kulaginaiu@mgppu.ru

Апасова Екатерина Викторовна, кандидат психологических наук, сотрудник кафедры социальной психологии развития, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-0768, e-mail: dissovetmgppu@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 833
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 1125
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 21