Приоритеты психолого-педагогической работы с поколением Z (зарубежный опыт)

476

Аннотация

Проанализированы зарубежные данные об особенностях психологического профиля цифрового поколения и встречных шагах работодателей, как представителей предшествующих поколений, с целью понимания и выработки общего языка в контактах. Авторы рассматривают эту многоуровневую взаимосвязанность в пространственно-временном конструкте, объединяющем систему образования и рынок труда. Впервые предлагается применить термин опережающего запроса к трактовке работы данного конструкта по принципу обратной связи. Предложенный к обсуждению материал дифференцирован на блоки: общее представление о психологическом портрете подростков и молодежи поколения Z; опережающие запросы к системе образования со стороны работодателей и специалистов (в востребованных сферах профессионального спорта, бизнеса, туристического сервиса, медицинских и социальных услуг); ресурсы для формирования компетенций у поколения Z; отдельные аспекты темы. Раскрыт ряд актуальных моментов (вспомогательное Эго, донозологическая диагностика, инструменты статусной оценки). В заключении предполагается признать необходимость «зоны доводки» личностных социально-психологических дефицитов для смягчения трудностей интеграции молодежи в трудовую деятельность.

Общая информация

Ключевые слова: поколение Z, психологический профиль, учащиеся, рынок труда, образовательная среда, профориентация, опережающий запрос, личностный приоритет

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090408

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Савицкая Н.В., Логвинова О.К. Приоритеты психолого-педагогической работы с поколением Z (зарубежный опыт) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 4. С. 89–102. DOI: 10.17759/jmfp.2020090408

Литература

  1. Пищик В.И. Ценностные измерения поколений через актуализируемые страхи // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 2. С. 67–81. DOI:10.17759/sps.2019100206
  2. Попов Н.П. Российские и американские поколения XX века: откуда пришли миллениалы? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 4. С. 309–323. DOI:10.14515/monitoring.2018.4.15
  3. Сибирев В.А., Головин Н.А. Межпоколенческие различия в удовлетворенности жизнью и чувстве счастья в России (на материалах Европейского социального исследования) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 296–315. DOI:10.14515/monitoring.2020.1.12
  4. Стиллман Д., Стиллман И. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 334 с.
  5. Сундиев И.Ю. Теряемое поколение. На смену членам социума пришли узлы в Сети [Электронный ресурс] // Огонек. 2020. № 4. 8 с. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4219147 (дата обращения: 14.12.2020).
  6. Сундиев И.Ю. Цифровизация – фантастический по силе воздействия фейк [Электронный ресурс] // .LiveJournal. URL: https://philologist.livejournal.com/10871945.html (дата обращения: 14.12.2020).
  7. Christensen S.S., Wilson B.L., Edelman L.S. Can I relate? A review and guide for nurse managers in leading generations // Journal of nursing management. 2018. Vol. 26. P. 689–695. DOI:10.1111/jonm.12601
  8. Early life socioeconomic circumstances and cardiometabolic health in childhood: Evidence from the Generation XXI cohort / S. Soares [et al.] // Preventive Medicine. 2020. Vol. 133. 11 p. DOI:10.1016/j.ypmed.2020.106002
  9. Eyel C.Ş., Durmaz İ.B.V. Entrepreneurial Intentions of Generation-Z: Compare of Social Sciences and Natural Sciences Undergraduate Students at Bahçeşehir University. 3rd World Conference on Technology, Innovation and Entrepreneurship. Peer-review // Procedia Computer Science. 2019. Vol. 158. P. 861–868. DOI:10.1016/j.procs.2019.09.124
  10. Gentina E., Tang T.L.P., Dancoine P.F. Does Gen Z's emotional intelligence promote iCheating (cheating with iPhone) yet curb iCheating through reduced nomophobia? // Computers & Education. 2018. Vol. 126. P. 231–247. DOI:10.1016/j.compedu.2018.07.011
  11. Goh E., Okumus F. Avoiding the hospitality workforce bubble: Strategies to attract and retain generation Z talent in the hospitality workforce // Tourism Management Perspectives. 2020. Vol. 33. 7 p. DOI:10.1016/j.tmp.2019.100603
  12. Gould D., Nalepa J., Mignano M. Coaching Generation Z // Athletes, Journal of Applied Sport Psychology. 2020. Vol. 32. № 1. P. 104–120. DOI:10.1080/10413200.2019.1581856
  13. Hampton D., Welsh D., Wiggins A.T. Learning Preferences and Engagement Level of Generation Z Nursing Students // Nurse Educator. 2020. Vol. 45. № 3. P. 160–164. DOI:10.1097/NNE.0000000000000710
  14. Investigating Generation Z’ Intention to Use Learners’ Generated Content for Learning Activity: A Theory of Planned Behavior Approach / S.F. Persada [et al.] // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. Vol. 15. № 4. P. 179–193. DOI:10.3991/ijet.v15i04.11665
  15. Leskauskas D. Generation Z – everyday (living with an) auxiliary ego // International Forum of Psychoanalysis. 2020. Vol. 29. № 3. P. 169–174. DOI:10.1080/0803706X.2019.1699665
  16. Lifntsev D., Fleșeriu C., Wellbrock W. A study of the attitude of Generation Z to cross-cultural interaction in business // Informacijos mokslai. 2019. Vol. 86. P. 41–55. DOI:10.15388/Im.2019.86.25
  17. Maloni M., Hiatt M. S., Campbell S. Understanding the work values of Gen Z business students // The International Journal of Management Education. 2019. Vol. 17. 13 p. DOI:10.1016/j.ijme.2019.100320
  18. Parks E.S. Listening Across the Ages: Measuring Generational Listening Differences with the LCI-R // International Journal of Listening. 2020. 11 p. DOI:10.1080/10904018.2020.1748503
  19. Robinson V.M., Schänzel H.A. A tourism inflex: Generation Z travel experiences // Journal of Tourism Futures. 2019. Vol. 5. № 2. P. 127–141. DOI:10.1108/JTF-01-2019-0014
  20. Schenarts P.J. Now Arriving: Surgical Trainees From Generation Z // Journal of Surgical Education. 2020. Vol. 77. № 2. P. 246–253. DOI:10.1016/j.jsurg.2019.09.004
  21. Schlee R.P., Eveland V.B., Harich K.R. From Millennials to Gen Z: Changes in student attitudes about group projects // Journal of Education for Business. 2020. Vol. 95. № 3. P. 139–147. DOI:10.1080/08832323.2019.1622501
  22. Setko A.G., Bulycheva E.V., Setko N.P. Pecularities of prenosological changes in mental and physical health of students from Generation Z // Health Risk Analysis. 2019. № 4. P. 158–164. DOI:10.21668/health.risk/2019.4.17.eng
  23. Skinner H., Sarpong D., White G.R.T. Meeting the needs of the Millennials and Generation Z: gamification in tourism through geocaching // Journal of Tourism Futures. 2018. Vol. 4. № 1. P. 93–104. DOI:10.1108/JTF-12-2017-0060
  24. The relevance of radio broadcasts towards Z generation teenagers in Malaysia / J. Manap [et al.] // Malaysian Journal of Communication. 2019. Vol. 35. № 2. P. 123–142. DOI:10.17576/JKMJC-2019-3502-08
  25. Wee D. Generation Z talking: transformative experience in educational travel // Journal of Tourism Futures. 2019. Vol. 5. № 2. P. 157–167. DOI:10.1108/JTF-02-2019-0019

Информация об авторах

Ермолова Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой зарубежной и русской филологии, профессор кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4260-9087, e-mail: yermolova@mail.ru

Литвинов Александр Викторович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры зарубежной и русской филологии, ФГБОУ ВО МГППУ, доцент кафедры иностранных языков экономического факультета, РУДН, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3306-0021, e-mail: alisal01@yandex.ru

Савицкая Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1769-5553, e-mail: n.sawa@yandex.ru

Логвинова Ольга Константиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2678-4822, e-mail: olga-gg@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 609
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 476
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 8