Капитал индивидуальности: предыстория и базовые положения

125

Аннотация

Представлен обзор современных зарубежных исследований капитала. Выделяются и описываются человеческий, социальный, психологический капиталы как самостоятельные области исследования. Впервые вводится и развивается понятие капитала индивидуальности, дополняющего другие разновидности капитала. Базовые особенности капиталов раскрываются через понятия ресурсов и потенциалов. Индивидуальные свойства, взятые совместно, показаны, как распределенные ресурсы и потенциалы, с одной стороны, объединенные ресурсы и потенциалы индивидуальности, взятой в совокупности ее свойств, с другой. Перспективой систематического исследования капитала индивидуальности может служить обращение к теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина [4] и концепции системной интеграции индивидуальности человека Б.А. Вяткина и Л.Я. Дорфмана [1]. Намечается подход к эмпирическому изучению капитала индивидуальности на основе учета разноуровневых свойств интегральной индивидуальности как ресурсов и потенциалов, позволяющих человеку добиваться высоких результатов в различных сферах жизнедеятельности. Понятие капитала индивидуальности вводится для того, чтобы дополнить существующие представления об индивидуальных различиях взглядом на них с позиций раскрытия сильных сторон человеческих возможностей к существованию, жизнеобеспечению, достижению индивидуальных успехов.

Общая информация

Ключевые слова: человеческий капитал, социальный капитал, психологический капитал, капитал индивидуальности, индивидуальность, ресурсы, потенциалы

Рубрика издания: Общая психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100207

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-29-07046.

Для цитаты: Дорфман Л.Я., Мишкевич А.М., Калугин А.Ю. Капитал индивидуальности: предыстория и базовые положения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 70–78. DOI: 10.17759/jmfp.2021100207

Литература

  1. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Системная интеграция индивидуальности человека. М.: Институт психологии РАН, 2018. 176 с.
  2. Дорфман Л.Я., Калугин А.Ю. Соотношение ресурсов, потенциалов и академических достижений студентов. Сообщение 1. Дифференциация ресурсов и потенциалов // Образование и наука. 2020. Том 22. № 4. С. 64–88. DOI:10.17853/1994-5639-2020-4-64-88
  3. Дорфман Л.Я., Калугин А.Ю. Соотношение ресурсов, потенциалов и академических достижений студентов. Сообщение 2. От дифференциации к интеграции ресурсов и потенциалов академических достижений студентов // Образование и наука. 2020. Том 22. № 5. С. 90–110. DOI:10.17853/1994-5639-2020-5-90-110
  4. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  5. Нечаев В.И., Михайлушкин П.В. Экономический словарь. Краснодар: Просвещение–Юг, 2011. 464 с.
  6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь / Ред. Б.А. Райзберг. М.: ИНФРА-М, 2019. 512 с.
  7. Acedo F.J., Barroso C., Galan J.L. The resource-based theory: dissemination and main trends // Strategic management journal. 2006. Vol. 27. № 7. P. 621–636. DOI:10.1002/smj.532
  8. Antecedents of academic performance of university students: academic engagement and psychological capital resources / I.M. Martínez [et al.] // Educational Psychology. 2019. Vol. 39. № 8. P. 1047–1067. DOI:10.1080/01443410.2019.1623382
  9. Avey J.B., Luthans F., Jensen S.M. Psychological capital: A positive resource for combating employee stress and turnover // Human resource management. 2009. Vol. 48. № 5. P. 677–693. DOI:10.1002/hrm.20294
  10. Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. New York, NY: Freeman, 1997. 604 p.
  11. Baron R.A., Franklin R.J., Hmieleski K.M. Why entrepreneurs often experience low, not high, levels of stress: The joint effects of selection and psychological capital // Journal of management. 2016. Vol. 42. № 3. P. 742–768. DOI:10.1177/0149206313495411
  12. Bonding and bridging: Understanding the relationship between social capital and civic action / L. Larsen [et al.] // Journal of Planning Education and Research. 2004. Vol. 24. № 1. P. 64–77. DOI:10.1177/0739456X04267181
  13. Bye L., Muller F., Oprescu F. The impact of social capital on student wellbeing and university life satisfaction: a semester-long repeated measures study // Higher Education Research & Development. 2020. Vol. 39. № 5. P. 898–912. DOI:10.1080/07294360.2019.1705253
  14. Carmona-Halty M., Schaufeli W.B., Salanova M. Good relationships, good performance: the mediating role of psychological capital – a three-wave study among students // Frontiers in psychology. 2019. Vol. 10. DOI:10.3389/fpsyg.2019.00306
  15. Chen S.L. The relationship of leader psychological capital and follower psychological capital, job engagement and job performance: a multilevel mediating perspective // The International Journal of Human Resource Management. 2015. Vol. 26. № 18. P. 2349–2365. DOI:10.1080/09585192.2015.1020443
  16. Daspit J.J., Mims T.C., Zavattaro S.M. The role of positive psychological states in online learning: integrating psychological capital into the community of inquiry framework // Journal of Management Education. 2015. Vol. 39. № 5. P. 626–649. DOI:10.1177/1052562914564980
  17. Dello Russo S., Stoykova P. Psychological capital intervention (PCI): A replication and extension // Human Resource Development Quarterly. 2015. Vol. 26. № 3. P. 329–347. DOI:10.1002/hrdq.21212
  18. Does human capital matter? A meta-analysis of the relationship between human capital and firm performance / T.R. Crook [et al.] // Journal of applied psychology. 2011. Vol. 96. № 3. P. 443–456. DOI:10.1037/a0022147
  19. Does team psychological capital predict team outcomes at work? / L. Waters [et al.] // International Journal of Wellbeing. 2020. Vol. 10. № 1. DOI:10.5502/ijw.v10i1.923
  20. Fisher E.L., Talmage C.A. Perceived social capital and attitudes about liberals and conservatives: A political psychology and community development examination of politically polarized communities // Community Development. 2020. Vol. 51. № 3. P. 212–229. DOI:10.1080/15575330.2019.1677733
  21. Goddard R.D. Relational networks, social trust, and norms: A social capital perspective on students’ chances of academic success // Educational evaluation and policy analysis. 2003. Vol. 25. № 1. P. 59–74. DOI:10.3102/01623737025001059
  22. Hobfoll S.E. Social and psychological resources and adaptation // Review of general psychology. 2002. Vol. 6. № 4. P. 307–324. DOI:10.1037/1089-2680.6.4.307
  23. Honicke T., Broadbent J. The influence of academic self-efficacy on academic performance: A systematic review // Educational Research Review. 2016. Vol. 17. P. 63–84. DOI:10.1016/j.edurev.2015.11.002
  24. Hope and academic success in college / C.R. Snyder [et al.] // Journal of educational psychology. 2002. Vol. 94. № 4. P. 820–826. DOI:10.1037//0022-0663.94.4.820
  25. Influence of leaders' psychological capital on their followers: Multilevel mediation effect of organizational identification / Q. Chen [et al.] // Frontiers in psychology. 2017. Vol. 8. Article ID 1776. 12 p. DOI:10.3389/fpsyg.2017.01776
  26. Integrating strategic human capital and strategic human resource management / C. Boon [et al.] // The International Journal of Human Resource Management. 2018. Vol. 29. № 1. P. 34–67. DOI:10.1080/09585192.2017.1380063
  27. Kleinbaum A.M., Jordan A.H., Audia P.G. An altercentric perspective on the origins of brokerage in social networks: How perceived empathy moderates the self-monitoring effect // Organization Science. 2015. Vol. 26. № 4. P. 1226–1242. DOI:10.1287/orsc.2014.0961
  28. Leonard M. Bonding and bridging social capital: Reflections from Belfast // Sociology. 2004. Vol. 38. № 5. P. 927–944. DOI:10.1177/0038038504047176
  29. Lin N. Building a network theory of social capital [Электронный ресурс] // Connections. 1999. Vol. 22. № 1. P. 28–51. URL: http://faculty.washington.edu/matsueda/courses/590/Readings/Lin%20Network%20Theory%201999.pdf (дата обращения: 07.06.2021).
  30. Lin N. Social capital: A theory of social structure and action. Cambridge: Cambridge university press, 2002. 267 p.
  31. Liu D., Ainsworth S.E., Baumeister R.F. A meta-analysis of social networking online and social capital // Review of General Psychology. 2016. Vol. 20. № 4. P. 369–391. DOI:10.1037/gpr0000091
  32. Luthans F. Positive organizational behavior: Developing and managing psychological strengths // Academy of Management Perspectives. 2002. Vol. 16. № 1. P. 57–72. DOI:10.5465/ame.2002.6640181
  33. Luthans F., Youssef-Morgan C.M. Psychological capital: An evidence-based positive approach // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2017. Vol. 4. P. 339–366. DOI:10.1146/annurev-orgpsych-032516-113324
  34. Luthans K.W., Luthans B.C., Chaffin T.D. Refining grit in academic performance: The mediational role of psychological capital // Journal of Management Education. 2019. Vol. 43. № 1. P. 35–61. DOI:10.1177/1052562918804282
  35. Luthans K.W., Luthans B.C., Palmer N.F. A positive approach to management education: The relationship between academic PsyCap and student engagement // Journal of Management Development. 2016. Vol. 35. № 9. P. 1098–1118. DOI:10.1108/JMD-06-2015-0091
  36. Marginson S. Limitations of human capital theory // Studies in Higher Education. 2019. Vol. 44. № 2. P. 287–301. DOI:10.1080/03075079.2017.1359823
  37. Martin A.J., Marsh H.W. Academic resilience and its psychological and educational correlates: A construct validity approach // Psychology in the Schools. 2006. Vol. 43. № 3. P. 267–281. DOI:10.1002/pits.20149
  38. Nawaz T. Exploring the nexus between human capital, corporate governance and performance: Evidence from Islamic banks [Электронный ресурс] // Journal of Business Ethics. 2019. Vol. 157. № 2. P. 567–587. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s10551-017-3694-0.pdf (дата обращения: 07.06.2021).
  39. Optimism / C.S. Carver [et al.] // Oxford handbook of positive psychology / Eds. S.J. Lopez, C.R. Snyder. Oxford: Oxford University Press, 2009. P. 303–311.
  40. Positive psychological capital: Measurement and relationship with performance and satisfaction / F. Luthans [et al.] // Personnel psychology. 2007. Vol. 60. № 3. P. 541–572. DOI:10.1111/j.1744-6570.2007.00083.x
  41. Putnam R., Leonardi R., Nanetti R. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy Making democracy work Princeton. New Jersey: Princeton University Press, 1993. 256 p.
  42. Putnam R.D. Bowling alone: The collapse and revival of American community. New York: Simon and schuster, 2000. DOI:10.1145/358916.361990
  43. Seligman M.E.P. Learned optimism. New York: Pocket Books, 1998. 319 p.
  44. Selvaraj P.R., Bhat C.S. Predicting the mental health of college students with psychological capital // Journal of Mental Health. 2018. Vol. 27. № 3. P. 279–287. DOI:10.1080/09638237.2018.1469738
  45. Snyder C.R., Irving L., Anderson J. Hope and health: Measuring the will and the ways // Handbook of social and clinical psychology / Eds. C.R. Snyder, R.F. Donelson. Pergamon General Psychology Series. Pergamon Press, 1991. P. 285–305.
  46. Solberg N.L., Evans D.R., Segerstrom S.C. Optimism and College Retention: Mediation by Motivation, Performance, and Adjustment // Journal of Applied Social Psychology. 2009. Vol. 39. № 8. P. 1887–1912. DOI:10.1111/j.1559-1816.2009.00508.x
  47. Talmage C.A., Peterson C.B., Knopf R.C. Punk rock wisdom: An emancipative psychological social capital approach to community well-being // Handbook of community well-being research / Eds. R. Phillips, C. Wong. Dordrecht, UK: Springer, 2017. P. 11–38.
  48. The mediating role of psychological capital in the supportive organizational climate-employee performance relationship / F. Luthans [et al.] // Journal of Organizational Behavior. 2008. Vol. 29. № 2. P. 219–238. DOI:10.1002/job.507
  49. Tulin M., Lancee B., Volker B. Personality and social capital // Social psychology quarterly. 2018. Vol. 81. № 4. P. 295–318. DOI:10.1177/0190272518804533
  50. Wasonga T., Christman D.E., Kilmer L. Ethnicity, gender and age: Predicting resilience and academic achievement among urban high school students // American secondary education. 2003. Vol. 32. № 1. P. 62–74.

Информация об авторах

Дорфман Леонид Яковлевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, Пермский государственный институт культуры (ФГБОУ ВО ПГИК), Пермь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8494-5674, e-mail: dorfman07@yandex.ru

Мишкевич Арина Михайловна, кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра психологии развития, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6666-3454, e-mail: ArinaMishkevich@ya.ru

Калугин Алексей Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретической и прикладной психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ФГБОУ ВО ПГГПУ), Пермь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3633-2926, e-mail: kaluginau@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 470
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 125
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 5