Капитал индивидуальности: предыстория и базовые положения

150

Аннотация

Представлен обзор современных зарубежных исследований капитала. Выделяются и описываются человеческий, социальный, психологический капиталы как самостоятельные области исследования. Впервые вводится и развивается понятие капитала индивидуальности, дополняющего другие разновидности капитала. Базовые особенности капиталов раскрываются через понятия ресурсов и потенциалов. Индивидуальные свойства, взятые совместно, показаны, как распределенные ресурсы и потенциалы, с одной стороны, объединенные ресурсы и потенциалы индивидуальности, взятой в совокупности ее свойств, с другой. Перспективой систематического исследования капитала индивидуальности может служить обращение к теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина [4] и концепции системной интеграции индивидуальности человека Б.А. Вяткина и Л.Я. Дорфмана [1]. Намечается подход к эмпирическому изучению капитала индивидуальности на основе учета разноуровневых свойств интегральной индивидуальности как ресурсов и потенциалов, позволяющих человеку добиваться высоких результатов в различных сферах жизнедеятельности. Понятие капитала индивидуальности вводится для того, чтобы дополнить существующие представления об индивидуальных различиях взглядом на них с позиций раскрытия сильных сторон человеческих возможностей к существованию, жизнеобеспечению, достижению индивидуальных успехов.

Общая информация

Ключевые слова: человеческий капитал, социальный капитал, психологический капитал, капитал индивидуальности, индивидуальность, ресурсы, потенциалы

Рубрика издания: Общая психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100207

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-29-07046.

Для цитаты: Дорфман Л.Я., Мишкевич А.М., Калугин А.Ю. Капитал индивидуальности: предыстория и базовые положения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 70–78. DOI: 10.17759/jmfp.2021100207

Полный текст

 
 

Введение

В классической теории К. Маркса под капиталом понимались «созданные человеком средства производства, используемые для эксплуатации наемной рабочей силы с целью создания прибавочной стоимости» [приводится по: 5]. В современной экономической науке капиталом в широком смысле считается все, что может приносить доход, в том числе личностные ресурсы людей, способствующие производству товаров и услуг [6]. Поскольку понятие капитала связано с выгодой и доходом, его, как правило, изучают в связи с успешностью компании, группы людей или отдельного человека. Их ресурсы и потенциалы составляют капитал как возможности для роста и развития.

Рассмотрим несколько подходов к капиталу в психологии.

Человеческий капитал

Исследование способов максимально повысить эффективность человеческого капитала представляет собой одно из ключевых направлений организационной психологии [18]. В рамках ресурсной теории (resource-based theory, RBT) исследователи всё чаще приходят к выводу, что главным ресурсом предприятия является человеческий капитал [7; 18].

В западной психологии под человеческим капиталом понимаются знания, навыки, способности и другие характеристики людей [18; 36].

Человеческий капитал как ресурс выражается в следующем. Прежде всего, ресурс — это запас человеческого капитала. Он может быть ключевым фактором в производстве качественной продукции. Кроме того, ресурсы человеческого капитала могут быть разнородными, поскольку они присущи работникам в неодинаковой степени. Наконец, поддержка и воспроизводство человеческого капитала могут осложняться его неоднозначностью и различиями вкладов разных работников в производство продукции [26].

Эмпирически показано, что инвестиции в человеческий капитал приносят прибыль [18; 38 и др.]. С другой стороны, развитие человеческого капитала связано не только с его ресурсами, а также с потенциалами. Следует ожидать, что человеческий капитал приносит прибыль не только в данный момент времени, но также в отдаленной перспективе, потенциально. Поэтому его развитие следует включать в перечень стратегических, а не только текущих задач фирмы/ предприятия/компании [18].

Человеческий капитал в основном изучается с позиции экономической выгоды конкретной фирмы. Иными словами, знания, навыки и способности, важные для одной фирмы, могут быть бесполезны для другой [26].

Социальный капитал

Социальный капитал связывают, прежде всего, с социальными сетями (social networks), которые строит и в которых состоит человек. Под «социальными сетями» понимается совокупность людей, связанных между собой межличностными отношениями. Понятие социальных сетей не следует смешивать с интернет-сообществами.

Социальный капитал определяется как выгоды, которые получает человек от своих отношений с людьми [29]. Это те ресурсы, которые встроены в социальные сети и в которых человек может мобилизовать себя [49]. Н. Линь [30], разрабатывая ресурсную теорию, разделяет «инструментальный социальный капитал», ориентированный на получение новых ресурсов (материальные и информационная ресурсы, статус, власть, богатство), и «экспрессивный социальный капитал» (например, социальная поддержка), ориентированный на сохранение индивидуальных ресурсов и общности (строится в основном на эмоциональных связях). Социальный капитал шире, чем просто сеть знакомств человека. Социальный капитал предполагает такие отношения, при которых на знакомого можно рассчитывать в будущем, к нему можно будет обратиться за эмоциональной поддержкой, информационной, материальной помощью и т.д. [31]. Построение социальной сети знакомств подобно хранению ресурсов, которые можно в любой момент использовать [31].

На уровне общества, социальный капитал встраивается в социальную сеть вместе с ее принятыми нормами, доверием и взаимной поддержкой людей [20]. Доверие, взаимность и социальные связи указывают на то, что от социальных сетей можно получать выгоду [41]. Верно и обратное — в обществе с высоким социальным капиталом выше вовлеченность людей в сообщество, выше доверие между ними и в большей степени выражено ожидание того, что члены сообщества действительно следуют нормам взаимности [47]. Исследования показывают, что высокий уровень социального капитала в обществе может считаться преди­ктором более низкого уровня насильственных преступлений [41], более высокой удовлетворенности обучением в университете [13].

На уровне сообществ выделяют две формы социального капитала: закрытый (bonding) и открытый (bridging). Закрытый социальный капитал возникает в однородных социальных группах с закрытыми сетями (в которых все «свои»), основанными на прочных связях. Открытый социальный капитал формируется в разнородных группах с более открытыми сетями, основанными на слабых межличностных связях [20]. При этом логично, что открытый социальный капитал приносит обществу больше пользы [12].

На индивидуальном уровне, социальный капитал положительно связан с успехами в школе [21], поисками работы [28], а также с чувством удовлетворенности своей жизнью [42]. Социальный капитал в основном исследуется на уровне общества в целом, либо изучаются связи социального капитала и положения человека в социальной структуре. Личностные предикторы социального капитала изучаются не так часто [см., напр., 49]. Есть данные, что на уровень социального капитала влияет самоконтроль [27]. М. Тулин с соавторами [49] подтвердили взаимосвязь разных видов социального капитала и черт личности в модели «Большая Пятерка». Экстраверсия была связана с инструментальным и экспрессивным социальным капиталом. Открытость и добросовестность оказались связаны только с инструментальным социальным капиталом. Доброжелательность и нейротизм были позитивно взаимосвязаны с экспрессивным социальным капиталом.

Психологический капитал

Понятие «психологический капитал» введено в научный терминологический оборот в рамках позитивной психологии и в попытках изучать и применять сильные стороны человеческих ресурсов и потенциалов на практике. Предполагается, что их можно изменять, развивать, управлять ими и тем самым улучшать индивидуальные достижения в труде [32]. С помощью понятия психологического капитала, в частности, в литературе делается акцент на позитивном подходе к развитию и управлению человеческими ресурсами на рабочем месте [9; 40]. Позитивные психологические конструкты включают надежду, самоэффективность, жизнеспособность и оптимизм. Эти конструкты характеризуют специфические особенности ресурсов. В то же время они имеют общую дисперсию и совместно характеризуют психологический капитал [33].

Следующие особенности присущи каждому кон­структу психологического капитала.

Надежда (hope) — мотивационное состояние, основанное на интерактивном ожидании успешного достижения целей [45]. Надежда — это также настойчивость в достижении целей и при необходимости изменение способа их достижения [33].

В 6-летнем лонгитюдном исследовании Ч.Р. Снайдер с коллегами [24] обнаружили, что по уровню надежды у первокурсников можно прогнозировать величину среднего балла в университете. Подобным образом, с меньшей вероятностью подлежали отчислению студенты с более выраженным ресурсом надежды.

Люди, обладающие достаточным уровнем надежды, хорошо представляют себе способы преодоления трудностей. За счет этого они меньше нервничают и в меньшей степени подвержены стрессу в процессе деятельности (в том числе и учебной), а значит, способны справляться с трудностями более продуктивно [9; 11; 34].

Самоэффективность (self-efficacy) определена А. Бандурой как убеждение/уверенность человека в своих способностях использовать когнитивные ресурсы, мотивацию или определенный способ действий для успешного выполнения задачи в конкретном контексте [10; приводится по: 19]. Ф. Лютанс и К.М. Юссеф-Морган [33] определяют эффективность как уверенность человека в том, что он достигнет успеха в сложных задачах, если приложит необходимые усилия для этого. Это помогает уменьшить стресс и повысить психологическую выносливость при эффективном выполнении работы [11].

Эмпирические исследования демонстрируют стабильную взаимосвязь между самоэффективностью и успехами в деятельности, в том числе в учебной [23 и др.]. Высокая самоэффективность позволяет студентам упорно стремиться к достижению своих целей и к успехам в обучении, сохранять веру в свои силы, способности и не сдаваться перед возникающими трудностями и препятствиями [34]. Высокая самоэффек­тивность имеет ключевое значение также для формирования самомотивации и настойчивости, необходимых для академической успешности [8].

Жизнеспособность (resilience) — способность противостоять сложностям, преодолевать неудачи, быть ответственным [32]. В соответствии с теорией сохранения ресурсов люди с высокой жизнеспособностью капитализируют свои личные ресурсы, разворачивая их в направлении эффективной адаптации и преодоления неблагоприятных факторов и рисков [8]. Высокая жизнеспособность напрямую связана с академической успешностью. Например, более жизнеспособные студенты чувствуют себя более компетентными, демонстрируют хорошие навыки решения проблем [50]. Уровень жизнеспособности оказывается значимым предиктором участия в учебном процессе, удовлетворения от обучения и общей самооценки [37].

Оптимизм (optimism) — это позитивный взгляд в будущее [39], а также объяснение положительных событий внутренними причинами, а негативных событий — внешними [50]. Оптимизм предполагает реалистичную оценку действительности, что помогает справляться с трудностями, учитывая ресурсы человека [48]. Различия в уровне оптимизма также связаны с академической успеваемостью — более оптимистичные студенты учатся лучше [46]. Оптимизм позволяет человеку управлять стрессом и за счет этого лучше справляться со сложными ситуациями, быть более успешным в учебе [9; 34].

Каждый из указанных конструктов вносит свой вклад в учебную успеваемость. Психологический капитал представляет собой конструкт высшего порядка, и по нему можно прогнозировать успеваемость лучше, чем по каждому конструкту по отдельности [11; 40]. Также показано влияние психологического капитала на психологическое состояние учащихся [44], вовле­ченность в учебную активность [35], сотрудничество и обучение в онлайн-среде [16].

Важной характеристикой психологического капитала является его изменчивость [33]. Эмпирические исследования свидетельствуют о развитии и изменениях психологического капитала [17]. Ф. Лютанс и К.М. Юссеф-Морган [33] определяют психологический капитал в рамках континуума «чистое состояние» — «черты, подобные состояниям». Психологический капитал — не настолько сиюминутный и преходящий как чистое состояние типа эмоций и настроения. Но он и не такой стабильный как «черты» типа наследственных характеристик, и даже не такой стабильный как «состояния, подобные чертам», например, черты Большой Пятерки. По мнению исследователей [33], обстоятельства (доход, внешность и т.д.) определяют 10% дисперсии психологического капитала, природа и воспитание определяют ещё 50%. 40% психологического капитала открыто для изменения и развития.

Согласно теории сохранения ресурсов, достижение и сохранение психосоциальных ресурсов является главным фактором человеческой мотивации. Ресурсы могут иметь ценность сами по себе, а могут использоваться для достижения целей [22]. Психологический капитал в этом контексте является совокупностью психологических ресурсов, образующих, так называемый, «ресурсный караван». Это означает, что у человека имеется не один, а некоторое множество ресурсов. Они могут изменяться совместно, взаимодействовать, по-разному проявляясь в различных контекстах [33].

Каким образом психологический капитал оказывается связанным с академической успеваемостью? И.М. Мартинес с коллегами [8] предполагают, что есть два основных способа. Во-первых, учащиеся, которые более позитивно оценивают свое положение и имеют более позитивный прогноз на будущее (оптимизм), скорее всего, будут больше прикладывать усилий и больше вкладываться в учебный процесс. Веря в себя (самоэф­фективность) и решив преуспеть (надежда), они с большей вероятностью смогут преуспеть в учебе. Во-вторых, высокий уровень психологического капитала способствует тому, что обучающийся найдет больше путей для достижения целей (надежда) и будет быстрее восстанавливаться в случае неудач и неуспехов (жизнеспособность). Учащиеся с более высоким уровнем психологического капитала будут использовать более широкий спектр физических, социальных, психологических ресурсов, которые смогут облегчить им обучение.

Согласно теории сохранения ресурсов, влияние психологического капитала на учебную успеваемость можно объяснить тем, что ресурсы не только сохраняются, а также накапливаются. Их накопление расширяет возможности достигать высокой успеваемости [14].

Ф. Лютанс с соавторами [34] предлагают выделять «академический психологический капитал», который, являясь разновидностью психологического капитала, способствует достижению академических успехов. Конечно, психологический капитал связан не только с успеваемостью в учебе, но и в целом с успешностью в жизни [15; 25].

Капитал индивидуальности

Концепции капитала подразумевают роль индивидуальных свойств человека, но скорее неявно. Специально же и отдельно тема свойств индивидуальности как капитала не ставилась и не изучалась. Подобно тому, как понятие «психологический капитал» было введено в научный оборот позитивной психологией, мы предлагаем ввести в научный оборот понятие «капитал индивидуальности» с позиций дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.

Обычно свойства индивидуальности оцениваются как индивидуальные различия людей по степени выраженности их свойств. Одно и то же свойство у разных людей может иметь неодинаковую степень выраженности количественно. Понятием «капитал индивидуальности» этот подход расширяется и дополняется. Предлагается понимать свойства индивидуальности в виде элементов сильных сторон возможностей человека к существованию, жизнеобеспечению, достижению индивидуальных успехов. Как отмечалось выше, любая форма капитала связана с ресурсами и потенциалами человека для достижения поставленных целей и развития. В плане капитала индивидуальности, взгляд на ее ресурсы и потенциалы несколько меняется. Запас ресурсов и потенциал отдельного индивидуального свойства ограничены. Некоторое множество индивидуальных свойств, взятых совместно, увеличивает запас их ресурсов и уменьшает степень ограничений, налагаемых на их потенциалы.

Индивидуальные свойства, взятые совместно, можно представить, как распределенные ресурсы и потенциалы, с одной стороны, объединенные ресурсы и потенциалы индивидуальности, взятой в совокупности ее свойств, с другой. Перспективой систематического исследования капитала индивидуальности может служить обращение к теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина [4] и концепции системной интеграции индивидуальности человека Б.А. Вяткина и Л.Я. Дорфмана [1]. Можно наметить подход к эмпирическому изучению капитала индивидуальности на основе учета разноуровневых свойств интегральной индивидуальности как ресурсов и потенциалов, позволяющих человеку добиваться высоких результатов в различных сферах жизнедеятельности. Капитал индивидуальности вбирает в себя понятия ресурсов и потенциалов, которые рассматриваются не только актуально (ресурсы), но и в динамике изменений и превращений во времени (потенциалы) [2; 3].

Заключение

Рассмотрены четыре формы капитала: человеческий, социальный, психологический, капитал индивидуальности. Под человеческим капиталом понимают ресурсы и потенциалы человека, которые могут приносить пользу и доход. Социальный капитал связывают с социальными сетями, которые строит и в которых состоит человек. Социальный капитал рассматривается на уровне общества и на уровне человека и определяется как выгоды межличностных отношений. Понятие психологического капитала идет от позитивной психологии и попыток применять сильные стороны человеческих ресурсов и потенциалов. Психологический капитал включает четыре конструкта: надежду, самоэффективность, жизнеспособность, оптимизм.

Авторы предлагают понимать свойства индивидуальности в качестве ресурсов и потенциалов, составляющих капитал индивидуальности. Индивидуальные свойства, взятые совместно, представлены как распределенные ресурсы и потенциалы, с одной стороны, объединенные ресурсы и потенциалы индивидуальности, взятой в совокупности ее свойств, с другой. Введение понятия «капитал индивидуальности» видится перспективным, так как позволяет выявить переменные, наиболее полно предсказывающие высокие достижения человека в различных сферах жизнедеятельности.

 

 

 

 

Литература

  1. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Системная интеграция индивидуальности человека. М.: Институт психологии РАН, 2018. 176 с.
  2. Дорфман Л.Я., Калугин А.Ю. Соотношение ресурсов, потенциалов и академических достижений студентов. Сообщение 1. Дифференциация ресурсов и потенциалов // Образование и наука. 2020. Том 22. № 4. С. 64–88. DOI:10.17853/1994-5639-2020-4-64-88
  3. Дорфман Л.Я., Калугин А.Ю. Соотношение ресурсов, потенциалов и академических достижений студентов. Сообщение 2. От дифференциации к интеграции ресурсов и потенциалов академических достижений студентов // Образование и наука. 2020. Том 22. № 5. С. 90–110. DOI:10.17853/1994-5639-2020-5-90-110
  4. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  5. Нечаев В.И., Михайлушкин П.В. Экономический словарь. Краснодар: Просвещение–Юг, 2011. 464 с.
  6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь / Ред. Б.А. Райзберг. М.: ИНФРА-М, 2019. 512 с.
  7. Acedo F.J., Barroso C., Galan J.L. The resource-based theory: dissemination and main trends // Strategic management journal. 2006. Vol. 27. № 7. P. 621–636. DOI:10.1002/smj.532
  8. Antecedents of academic performance of university students: academic engagement and psychological capital resources / I.M. Martínez [et al.] // Educational Psychology. 2019. Vol. 39. № 8. P. 1047–1067. DOI:10.1080/01443410.2019.1623382
  9. Avey J.B., Luthans F., Jensen S.M. Psychological capital: A positive resource for combating employee stress and turnover // Human resource management. 2009. Vol. 48. № 5. P. 677–693. DOI:10.1002/hrm.20294
  10. Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. New York, NY: Freeman, 1997. 604 p.
  11. Baron R.A., Franklin R.J., Hmieleski K.M. Why entrepreneurs often experience low, not high, levels of stress: The joint effects of selection and psychological capital // Journal of management. 2016. Vol. 42. № 3. P. 742–768. DOI:10.1177/0149206313495411
  12. Bonding and bridging: Understanding the relationship between social capital and civic action / L. Larsen [et al.] // Journal of Planning Education and Research. 2004. Vol. 24. № 1. P. 64–77. DOI:10.1177/0739456X04267181
  13. Bye L., Muller F., Oprescu F. The impact of social capital on student wellbeing and university life satisfaction: a semester-long repeated measures study // Higher Education Research & Development. 2020. Vol. 39. № 5. P. 898–912. DOI:10.1080/07294360.2019.1705253
  14. Carmona-Halty M., Schaufeli W.B., Salanova M. Good relationships, good performance: the mediating role of psychological capital – a three-wave study among students // Frontiers in psychology. 2019. Vol. 10. DOI:10.3389/fpsyg.2019.00306
  15. Chen S.L. The relationship of leader psychological capital and follower psychological capital, job engagement and job performance: a multilevel mediating perspective // The International Journal of Human Resource Management. 2015. Vol. 26. № 18. P. 2349–2365. DOI:10.1080/09585192.2015.1020443
  16. Daspit J.J., Mims T.C., Zavattaro S.M. The role of positive psychological states in online learning: integrating psychological capital into the community of inquiry framework // Journal of Management Education. 2015. Vol. 39. № 5. P. 626–649. DOI:10.1177/1052562914564980
  17. Dello Russo S., Stoykova P. Psychological capital intervention (PCI): A replication and extension // Human Resource Development Quarterly. 2015. Vol. 26. № 3. P. 329–347. DOI:10.1002/hrdq.21212
  18. Does human capital matter? A meta-analysis of the relationship between human capital and firm performance / T.R. Crook [et al.] // Journal of applied psychology. 2011. Vol. 96. № 3. P. 443–456. DOI:10.1037/a0022147
  19. Does team psychological capital predict team outcomes at work? / L. Waters [et al.] // International Journal of Wellbeing. 2020. Vol. 10. № 1. DOI:10.5502/ijw.v10i1.923
  20. Fisher E.L., Talmage C.A. Perceived social capital and attitudes about liberals and conservatives: A political psychology and community development examination of politically polarized communities // Community Development. 2020. Vol. 51. № 3. P. 212–229. DOI:10.1080/15575330.2019.1677733
  21. Goddard R.D. Relational networks, social trust, and norms: A social capital perspective on students’ chances of academic success // Educational evaluation and policy analysis. 2003. Vol. 25. № 1. P. 59–74. DOI:10.3102/01623737025001059
  22. Hobfoll S.E. Social and psychological resources and adaptation // Review of general psychology. 2002. Vol. 6. № 4. P. 307–324. DOI:10.1037/1089-2680.6.4.307
  23. Honicke T., Broadbent J. The influence of academic self-efficacy on academic performance: A systematic review // Educational Research Review. 2016. Vol. 17. P. 63–84. DOI:10.1016/j.edurev.2015.11.002
  24. Hope and academic success in college / C.R. Snyder [et al.] // Journal of educational psychology. 2002. Vol. 94. № 4. P. 820–826. DOI:10.1037//0022-0663.94.4.820
  25. Influence of leaders' psychological capital on their followers: Multilevel mediation effect of organizational identification / Q. Chen [et al.] // Frontiers in psychology. 2017. Vol. 8. Article ID 1776. 12 p. DOI:10.3389/fpsyg.2017.01776
  26. Integrating strategic human capital and strategic human resource management / C. Boon [et al.] // The International Journal of Human Resource Management. 2018. Vol. 29. № 1. P. 34–67. DOI:10.1080/09585192.2017.1380063
  27. Kleinbaum A.M., Jordan A.H., Audia P.G. An altercentric perspective on the origins of brokerage in social networks: How perceived empathy moderates the self-monitoring effect // Organization Science. 2015. Vol. 26. № 4. P. 1226–1242. DOI:10.1287/orsc.2014.0961
  28. Leonard M. Bonding and bridging social capital: Reflections from Belfast // Sociology. 2004. Vol. 38. № 5. P. 927–944. DOI:10.1177/0038038504047176
  29. Lin N. Building a network theory of social capital [Электронный ресурс] // Connections. 1999. Vol. 22. № 1. P. 28–51. URL: http://faculty.washington.edu/matsueda/courses/590/Readings/Lin%20Network%20Theory%201999.pdf (дата обращения: 07.06.2021).
  30. Lin N. Social capital: A theory of social structure and action. Cambridge: Cambridge university press, 2002. 267 p.
  31. Liu D., Ainsworth S.E., Baumeister R.F. A meta-analysis of social networking online and social capital // Review of General Psychology. 2016. Vol. 20. № 4. P. 369–391. DOI:10.1037/gpr0000091
  32. Luthans F. Positive organizational behavior: Developing and managing psychological strengths // Academy of Management Perspectives. 2002. Vol. 16. № 1. P. 57–72. DOI:10.5465/ame.2002.6640181
  33. Luthans F., Youssef-Morgan C.M. Psychological capital: An evidence-based positive approach // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2017. Vol. 4. P. 339–366. DOI:10.1146/annurev-orgpsych-032516-113324
  34. Luthans K.W., Luthans B.C., Chaffin T.D. Refining grit in academic performance: The mediational role of psychological capital // Journal of Management Education. 2019. Vol. 43. № 1. P. 35–61. DOI:10.1177/1052562918804282
  35. Luthans K.W., Luthans B.C., Palmer N.F. A positive approach to management education: The relationship between academic PsyCap and student engagement // Journal of Management Development. 2016. Vol. 35. № 9. P. 1098–1118. DOI:10.1108/JMD-06-2015-0091
  36. Marginson S. Limitations of human capital theory // Studies in Higher Education. 2019. Vol. 44. № 2. P. 287–301. DOI:10.1080/03075079.2017.1359823
  37. Martin A.J., Marsh H.W. Academic resilience and its psychological and educational correlates: A construct validity approach // Psychology in the Schools. 2006. Vol. 43. № 3. P. 267–281. DOI:10.1002/pits.20149
  38. Nawaz T. Exploring the nexus between human capital, corporate governance and performance: Evidence from Islamic banks [Электронный ресурс] // Journal of Business Ethics. 2019. Vol. 157. № 2. P. 567–587. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s10551-017-3694-0.pdf (дата обращения: 07.06.2021).
  39. Optimism / C.S. Carver [et al.] // Oxford handbook of positive psychology / Eds. S.J. Lopez, C.R. Snyder. Oxford: Oxford University Press, 2009. P. 303–311.
  40. Positive psychological capital: Measurement and relationship with performance and satisfaction / F. Luthans [et al.] // Personnel psychology. 2007. Vol. 60. № 3. P. 541–572. DOI:10.1111/j.1744-6570.2007.00083.x
  41. Putnam R., Leonardi R., Nanetti R. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy Making democracy work Princeton. New Jersey: Princeton University Press, 1993. 256 p.
  42. Putnam R.D. Bowling alone: The collapse and revival of American community. New York: Simon and schuster, 2000. DOI:10.1145/358916.361990
  43. Seligman M.E.P. Learned optimism. New York: Pocket Books, 1998. 319 p.
  44. Selvaraj P.R., Bhat C.S. Predicting the mental health of college students with psychological capital // Journal of Mental Health. 2018. Vol. 27. № 3. P. 279–287. DOI:10.1080/09638237.2018.1469738
  45. Snyder C.R., Irving L., Anderson J. Hope and health: Measuring the will and the ways // Handbook of social and clinical psychology / Eds. C.R. Snyder, R.F. Donelson. Pergamon General Psychology Series. Pergamon Press, 1991. P. 285–305.
  46. Solberg N.L., Evans D.R., Segerstrom S.C. Optimism and College Retention: Mediation by Motivation, Performance, and Adjustment // Journal of Applied Social Psychology. 2009. Vol. 39. № 8. P. 1887–1912. DOI:10.1111/j.1559-1816.2009.00508.x
  47. Talmage C.A., Peterson C.B., Knopf R.C. Punk rock wisdom: An emancipative psychological social capital approach to community well-being // Handbook of community well-being research / Eds. R. Phillips, C. Wong. Dordrecht, UK: Springer, 2017. P. 11–38.
  48. The mediating role of psychological capital in the supportive organizational climate-employee performance relationship / F. Luthans [et al.] // Journal of Organizational Behavior. 2008. Vol. 29. № 2. P. 219–238. DOI:10.1002/job.507
  49. Tulin M., Lancee B., Volker B. Personality and social capital // Social psychology quarterly. 2018. Vol. 81. № 4. P. 295–318. DOI:10.1177/0190272518804533
  50. Wasonga T., Christman D.E., Kilmer L. Ethnicity, gender and age: Predicting resilience and academic achievement among urban high school students // American secondary education. 2003. Vol. 32. № 1. P. 62–74.

Информация об авторах

Дорфман Леонид Яковлевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, Пермский государственный институт культуры (ФГБОУ ВО ПГИК), Пермь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8494-5674, e-mail: dorfman07@yandex.ru

Мишкевич Арина Михайловна, кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра психологии развития, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6666-3454, e-mail: ArinaMishkevich@ya.ru

Калугин Алексей Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретической и прикладной психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ФГБОУ ВО ПГГПУ), Пермь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3633-2926, e-mail: kaluginau@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 539
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 150
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3