Введение
В классической теории К. Маркса под капиталом понимались «созданные человеком средства производства, используемые для эксплуатации наемной рабочей силы с целью создания прибавочной стоимости» [приводится по: 5]. В современной экономической науке капиталом в широком смысле считается все, что может приносить доход, в том числе личностные ресурсы людей, способствующие производству товаров и услуг [Райзберг, 2019]. Поскольку понятие капитала связано с выгодой и доходом, его, как правило, изучают в связи с успешностью компании, группы людей или отдельного человека. Их ресурсы и потенциалы составляют капитал как возможности для роста и развития.
Рассмотрим несколько подходов к капиталу в психологии.
Человеческий капитал
Исследование способов максимально повысить эффективность человеческого капитала представляет собой одно из ключевых направлений организационной психологии [Does human capital, 2011]. В рамках ресурсной теории (resource-based theory, RBT) исследователи всё чаще приходят к выводу, что главным ресурсом предприятия является человеческий капитал [Acedo, 2006; Does human capital, 2011].
В западной психологии под человеческим капиталом понимаются знания, навыки, способности и другие характеристики людей [Does human capital, 2011; Marginson, 2019].
Человеческий капитал как ресурс выражается в следующем. Прежде всего, ресурс — это запас человеческого капитала. Он может быть ключевым фактором в производстве качественной продукции. Кроме того, ресурсы человеческого капитала могут быть разнородными, поскольку они присущи работникам в неодинаковой степени. Наконец, поддержка и воспроизводство человеческого капитала могут осложняться его неоднозначностью и различиями вкладов разных работников в производство продукции [Integrating strategic human, 2018].
Эмпирически показано, что инвестиции в человеческий капитал приносят прибыль [18; 38 и др.]. С другой стороны, развитие человеческого капитала связано не только с его ресурсами, а также с потенциалами. Следует ожидать, что человеческий капитал приносит прибыль не только в данный момент времени, но также в отдаленной перспективе, потенциально. Поэтому его развитие следует включать в перечень стратегических, а не только текущих задач фирмы/ предприятия/компании [Does human capital, 2011].
Человеческий капитал в основном изучается с позиции экономической выгоды конкретной фирмы. Иными словами, знания, навыки и способности, важные для одной фирмы, могут быть бесполезны для другой [Integrating strategic human, 2018].
Социальный капитал
Социальный капитал связывают, прежде всего, с социальными сетями (social networks), которые строит и в которых состоит человек. Под «социальными сетями» понимается совокупность людей, связанных между собой межличностными отношениями. Понятие социальных сетей не следует смешивать с интернет-сообществами.
Социальный капитал определяется как выгоды, которые получает человек от своих отношений с людьми [Lin, 1999]. Это те ресурсы, которые встроены в социальные сети и в которых человек может мобилизовать себя [Tulin, 2018]. Н. Линь [Lin, 2002], разрабатывая ресурсную теорию, разделяет «инструментальный социальный капитал», ориентированный на получение новых ресурсов (материальные и информационная ресурсы, статус, власть, богатство), и «экспрессивный социальный капитал» (например, социальная поддержка), ориентированный на сохранение индивидуальных ресурсов и общности (строится в основном на эмоциональных связях). Социальный капитал шире, чем просто сеть знакомств человека. Социальный капитал предполагает такие отношения, при которых на знакомого можно рассчитывать в будущем, к нему можно будет обратиться за эмоциональной поддержкой, информационной, материальной помощью и т.д. [Liu, 2016]. Построение социальной сети знакомств подобно хранению ресурсов, которые можно в любой момент использовать [Liu, 2016].
На уровне общества, социальный капитал встраивается в социальную сеть вместе с ее принятыми нормами, доверием и взаимной поддержкой людей [Fisher, 2020]. Доверие, взаимность и социальные связи указывают на то, что от социальных сетей можно получать выгоду [Putnam, 1993]. Верно и обратное — в обществе с высоким социальным капиталом выше вовлеченность людей в сообщество, выше доверие между ними и в большей степени выражено ожидание того, что члены сообщества действительно следуют нормам взаимности [Talmage, 2017]. Исследования показывают, что высокий уровень социального капитала в обществе может считаться предиктором более низкого уровня насильственных преступлений [Putnam, 1993], более высокой удовлетворенности обучением в университете [Bye, 2020].
На уровне сообществ выделяют две формы социального капитала: закрытый (bonding) и открытый (bridging). Закрытый социальный капитал возникает в однородных социальных группах с закрытыми сетями (в которых все «свои»), основанными на прочных связях. Открытый социальный капитал формируется в разнородных группах с более открытыми сетями, основанными на слабых межличностных связях [Fisher, 2020]. При этом логично, что открытый социальный капитал приносит обществу больше пользы [Bonding and bridging, 2004].
На индивидуальном уровне, социальный капитал положительно связан с успехами в школе [Goddard, 2003], поисками работы [Leonard, 2004], а также с чувством удовлетворенности своей жизнью [Putnam, 2000]. Социальный капитал в основном исследуется на уровне общества в целом, либо изучаются связи социального капитала и положения человека в социальной структуре. Личностные предикторы социального капитала изучаются не так часто [см., напр., 49]. Есть данные, что на уровень социального капитала влияет самоконтроль [Kleinbaum, 2015]. М. Тулин с соавторами [Tulin, 2018] подтвердили взаимосвязь разных видов социального капитала и черт личности в модели «Большая Пятерка». Экстраверсия была связана с инструментальным и экспрессивным социальным капиталом. Открытость и добросовестность оказались связаны только с инструментальным социальным капиталом. Доброжелательность и нейротизм были позитивно взаимосвязаны с экспрессивным социальным капиталом.
Психологический капитал
Понятие «психологический капитал» введено в научный терминологический оборот в рамках позитивной психологии и в попытках изучать и применять сильные стороны человеческих ресурсов и потенциалов на практике. Предполагается, что их можно изменять, развивать, управлять ими и тем самым улучшать индивидуальные достижения в труде [Luthans, 2002]. С помощью понятия психологического капитала, в частности, в литературе делается акцент на позитивном подходе к развитию и управлению человеческими ресурсами на рабочем месте [Avey, 2009; Positive psychological capital, 2007]. Позитивные психологические конструкты включают надежду, самоэффективность, жизнеспособность и оптимизм. Эти конструкты характеризуют специфические особенности ресурсов. В то же время они имеют общую дисперсию и совместно характеризуют психологический капитал [Luthans, 2017].
Следующие особенности присущи каждому конструкту психологического капитала.
Надежда (hope) — мотивационное состояние, основанное на интерактивном ожидании успешного достижения целей [Snyder, 1991]. Надежда — это также настойчивость в достижении целей и при необходимости изменение способа их достижения [Luthans, 2017].
В 6-летнем лонгитюдном исследовании Ч.Р. Снайдер с коллегами [Hope and academic, 2002] обнаружили, что по уровню надежды у первокурсников можно прогнозировать величину среднего балла в университете. Подобным образом, с меньшей вероятностью подлежали отчислению студенты с более выраженным ресурсом надежды.
Люди, обладающие достаточным уровнем надежды, хорошо представляют себе способы преодоления трудностей. За счет этого они меньше нервничают и в меньшей степени подвержены стрессу в процессе деятельности (в том числе и учебной), а значит, способны справляться с трудностями более продуктивно [Avey, 2009; Baron, 2016; Luthans, 2019].
Самоэффективность (self-efficacy) определена А. Бандурой как убеждение/уверенность человека в своих способностях использовать когнитивные ресурсы, мотивацию или определенный способ действий для успешного выполнения задачи в конкретном контексте [10; приводится по: 19]. Ф. Лютанс и К.М. Юссеф-Морган [Luthans, 2017] определяют эффективность как уверенность человека в том, что он достигнет успеха в сложных задачах, если приложит необходимые усилия для этого. Это помогает уменьшить стресс и повысить психологическую выносливость при эффективном выполнении работы [Baron, 2016].
Эмпирические исследования демонстрируют стабильную взаимосвязь между самоэффективностью и успехами в деятельности, в том числе в учебной [23 и др.]. Высокая самоэффективность позволяет студентам упорно стремиться к достижению своих целей и к успехам в обучении, сохранять веру в свои силы, способности и не сдаваться перед возникающими трудностями и препятствиями [Luthans, 2019]. Высокая самоэффективность имеет ключевое значение также для формирования самомотивации и настойчивости, необходимых для академической успешности [Antecedents of academic, 2019].
Жизнеспособность (resilience) — способность противостоять сложностям, преодолевать неудачи, быть ответственным [Luthans, 2002]. В соответствии с теорией сохранения ресурсов люди с высокой жизнеспособностью капитализируют свои личные ресурсы, разворачивая их в направлении эффективной адаптации и преодоления неблагоприятных факторов и рисков [Antecedents of academic, 2019]. Высокая жизнеспособность напрямую связана с академической успешностью. Например, более жизнеспособные студенты чувствуют себя более компетентными, демонстрируют хорошие навыки решения проблем [Wasonga, 2003]. Уровень жизнеспособности оказывается значимым предиктором участия в учебном процессе, удовлетворения от обучения и общей самооценки [Martin, 2006].
Оптимизм (optimism) — это позитивный взгляд в будущее [Optimism / C, 2009], а также объяснение положительных событий внутренними причинами, а негативных событий — внешними [Wasonga, 2003]. Оптимизм предполагает реалистичную оценку действительности, что помогает справляться с трудностями, учитывая ресурсы человека [The mediating role, 2008]. Различия в уровне оптимизма также связаны с академической успеваемостью — более оптимистичные студенты учатся лучше [Solberg, 2009]. Оптимизм позволяет человеку управлять стрессом и за счет этого лучше справляться со сложными ситуациями, быть более успешным в учебе [Avey, 2009; Luthans, 2019].
Каждый из указанных конструктов вносит свой вклад в учебную успеваемость. Психологический капитал представляет собой конструкт высшего порядка, и по нему можно прогнозировать успеваемость лучше, чем по каждому конструкту по отдельности [Baron, 2016; Positive psychological capital, 2007]. Также показано влияние психологического капитала на психологическое состояние учащихся [Selvaraj, 2018], вовлеченность в учебную активность [Luthans, 2016], сотрудничество и обучение в онлайн-среде [Daspit, 2015].
Важной характеристикой психологического капитала является его изменчивость [Luthans, 2017]. Эмпирические исследования свидетельствуют о развитии и изменениях психологического капитала [Dello Russo, 2015]. Ф. Лютанс и К.М. Юссеф-Морган [Luthans, 2017] определяют психологический капитал в рамках континуума «чистое состояние» — «черты, подобные состояниям». Психологический капитал — не настолько сиюминутный и преходящий как чистое состояние типа эмоций и настроения. Но он и не такой стабильный как «черты» типа наследственных характеристик, и даже не такой стабильный как «состояния, подобные чертам», например, черты Большой Пятерки. По мнению исследователей [Luthans, 2017], обстоятельства (доход, внешность и т.д.) определяют 10% дисперсии психологического капитала, природа и воспитание определяют ещё 50%. 40% психологического капитала открыто для изменения и развития.
Согласно теории сохранения ресурсов, достижение и сохранение психосоциальных ресурсов является главным фактором человеческой мотивации. Ресурсы могут иметь ценность сами по себе, а могут использоваться для достижения целей [Hobfoll, 2002]. Психологический капитал в этом контексте является совокупностью психологических ресурсов, образующих, так называемый, «ресурсный караван». Это означает, что у человека имеется не один, а некоторое множество ресурсов. Они могут изменяться совместно, взаимодействовать, по-разному проявляясь в различных контекстах [Luthans, 2017].
Каким образом психологический капитал оказывается связанным с академической успеваемостью? И.М. Мартинес с коллегами [Antecedents of academic, 2019] предполагают, что есть два основных способа. Во-первых, учащиеся, которые более позитивно оценивают свое положение и имеют более позитивный прогноз на будущее (оптимизм), скорее всего, будут больше прикладывать усилий и больше вкладываться в учебный процесс. Веря в себя (самоэффективность) и решив преуспеть (надежда), они с большей вероятностью смогут преуспеть в учебе. Во-вторых, высокий уровень психологического капитала способствует тому, что обучающийся найдет больше путей для достижения целей (надежда) и будет быстрее восстанавливаться в случае неудач и неуспехов (жизнеспособность). Учащиеся с более высоким уровнем психологического капитала будут использовать более широкий спектр физических, социальных, психологических ресурсов, которые смогут облегчить им обучение.
Согласно теории сохранения ресурсов, влияние психологического капитала на учебную успеваемость можно объяснить тем, что ресурсы не только сохраняются, а также накапливаются. Их накопление расширяет возможности достигать высокой успеваемости [Carmona-Halty, 2019].
Ф. Лютанс с соавторами [Luthans, 2019] предлагают выделять «академический психологический капитал», который, являясь разновидностью психологического капитала, способствует достижению академических успехов. Конечно, психологический капитал связан не только с успеваемостью в учебе, но и в целом с успешностью в жизни [Chen, 2015; Influence of leaders', 2017].
Капитал индивидуальности
Концепции капитала подразумевают роль индивидуальных свойств человека, но скорее неявно. Специально же и отдельно тема свойств индивидуальности как капитала не ставилась и не изучалась. Подобно тому, как понятие «психологический капитал» было введено в научный оборот позитивной психологией, мы предлагаем ввести в научный оборот понятие «капитал индивидуальности» с позиций дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.
Обычно свойства индивидуальности оцениваются как индивидуальные различия людей по степени выраженности их свойств. Одно и то же свойство у разных людей может иметь неодинаковую степень выраженности количественно. Понятием «капитал индивидуальности» этот подход расширяется и дополняется. Предлагается понимать свойства индивидуальности в виде элементов сильных сторон возможностей человека к существованию, жизнеобеспечению, достижению индивидуальных успехов. Как отмечалось выше, любая форма капитала связана с ресурсами и потенциалами человека для достижения поставленных целей и развития. В плане капитала индивидуальности, взгляд на ее ресурсы и потенциалы несколько меняется. Запас ресурсов и потенциал отдельного индивидуального свойства ограничены. Некоторое множество индивидуальных свойств, взятых совместно, увеличивает запас их ресурсов и уменьшает степень ограничений, налагаемых на их потенциалы.
Индивидуальные свойства, взятые совместно, можно представить, как распределенные ресурсы и потенциалы, с одной стороны, объединенные ресурсы и потенциалы индивидуальности, взятой в совокупности ее свойств, с другой. Перспективой систематического исследования капитала индивидуальности может служить обращение к теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина [Мерлин, 1986] и концепции системной интеграции индивидуальности человека Б.А. Вяткина и Л.Я. Дорфмана [Вяткин, 2018]. Можно наметить подход к эмпирическому изучению капитала индивидуальности на основе учета разноуровневых свойств интегральной индивидуальности как ресурсов и потенциалов, позволяющих человеку добиваться высоких результатов в различных сферах жизнедеятельности. Капитал индивидуальности вбирает в себя понятия ресурсов и потенциалов, которые рассматриваются не только актуально (ресурсы), но и в динамике изменений и превращений во времени (потенциалы) [Дорфман, 2020; Дорфман, 2020а].
Заключение
Рассмотрены четыре формы капитала: человеческий, социальный, психологический, капитал индивидуальности. Под человеческим капиталом понимают ресурсы и потенциалы человека, которые могут приносить пользу и доход. Социальный капитал связывают с социальными сетями, которые строит и в которых состоит человек. Социальный капитал рассматривается на уровне общества и на уровне человека и определяется как выгоды межличностных отношений. Понятие психологического капитала идет от позитивной психологии и попыток применять сильные стороны человеческих ресурсов и потенциалов. Психологический капитал включает четыре конструкта: надежду, самоэффективность, жизнеспособность, оптимизм.
Авторы предлагают понимать свойства индивидуальности в качестве ресурсов и потенциалов, составляющих капитал индивидуальности. Индивидуальные свойства, взятые совместно, представлены как распределенные ресурсы и потенциалы, с одной стороны, объединенные ресурсы и потенциалы индивидуальности, взятой в совокупности ее свойств, с другой. Введение понятия «капитал индивидуальности» видится перспективным, так как позволяет выявить переменные, наиболее полно предсказывающие высокие достижения человека в различных сферах жизнедеятельности.