Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2025. Том 15. № 1. С. 10–34
doi:10.21638/spbu16.2025.101
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Психологическая наука в Санкт-Петербургском университете: к 80-летию кафедры общей психологии
Резюме
Статья посвящена 80-летию кафедры общей психологии Санкт-Петербургского университета, внесшей огромный вклад в формирование научной школы психологии Ленинграда и Санкт-Петербурга. Целью статьи является освещение научно-теоретических предпосылок создания кафедры психологии в Ленинградском университете, работы кафедры в период СССР и в постсоветское время, включая современный этап. Для решения задач теоретического обзора использовался анализ научных, научно-методических и автобиографических публикаций. Предпосылками создания кафедры психологии послужили традиции изучения психических явлений и преподавания психологии, формировавшиеся в Санкт-Петербургском университете со второй четверти XIX до второй четверти XX в. Становление кафедры психологии происходило в составе отделения психологии на философском факультете Ленинградского университета (1944–1966). В этот период сложились традиции научно-исследовательской работы и подготовки студентов и аспирантов, а также были открыты лаборатории по разным направлениям психологии и подготовлен высококвалифицированный состав сотрудников. Дальнейшее развитие кафедры общей психологии происходило на факультете психологии Ленинградского — Санкт-Петербургского университета и, как и в предыдущие периоды, было тесно связано с состоянием отечественной психологической науки в разные периоды истории нашего государства.
Общая информация
Ключевые слова: базовая кафедра университета, Санкт-Петербургский университет, традиции Ленинградской — Санкт-Петербургской школы медицинской психологии, психические процессы, индивидуальность
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2025.101
Поступила в редакцию 27.10.2024
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Ловягина, А.Е. (2025). Психологическая наука в Санкт-Петербургском университете: к 80-летию кафедры общей психологии . Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 15(1), 10–34. https://doi.org/10.21638/spbu16.2025.101
Литература
Акинщикова Г. И. Антропология: учеб. пособие для студентов фак. психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.
Акинщикова Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.
Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии: моногр. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.
Александрова М. Д. Очерки психофизиологии старения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965.
Аллахвердов В. М. Собрание сочинений: в 7 т. СПб.: Владимир Даль, 2021.
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1980.
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания: монография. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.
Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда / под ред. Б. Г. Ананьева. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959.
Ананьев Б. Г., Палей И. М. О психологической структуре личности // Проблемы личности: материалы симпозиума. Т. 1. М.: Педагогика, 1970. С. 39–51.
Аншакова В. В. Вклад А. П. Нечаева в становление и развитие возрастной и педагогической психологии: материалы к спецкурсу. Астрахань: Изд-во Астрах. гос. пед. ун-та, 2002.
Бодалев А. А. Восприятие человека человеком: моногр. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965.
Бодалев А. А. Об основном вкладе Ананьева в психологическую науку // Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психолог. тр. / под ред. А. А. Бодалева. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. С. 5–17.
Бызова В. М. Психология телесного самосознания: учеб. пособие. СПб.: Скифия-принт, 2022.
Бызова В. М., Перикова Е. И. Психология метакогнитивизма: вызовы современности: моногр. СПб.: Скифия-Принт, 2020.
Вагнер В. А. Этюды по сравнительной психологии. Возникновение и развитие психических способностей: в 10 вып. Л.: Начатки знаний, 1924–1929.
Введенский А. И. Психология без всякой метафизики. СПб.: Тип. В. Безобразов и К°, 1914.
Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1964.
Веккер Л. М. Психические процессы: моногр.: в 3 т. Т. 1. Ощущение и восприятие. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.
Веккер Л. М. Психические процессы: моногр.: в 3 т. Т. 2. Мышление и интеллект. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.
Веккер Л. М. Психические процессы: моногр.: в 3 т. Т. 3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981.
Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.
Веккер Л. М., Палей И. М. Информация и энергия в психическом отражении // Ученые записки ЛГУ. Сер. Психологических наук. Вып. 3. Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1971. С. 61–66.
Владиславлев М. И. Современные направления в науке о душе. СПб.: Тип. Н. Тиблен и Ко (Н. Нехлюдова), 1866.
Владиславлев М. И. Лекции по психологии. СПб.: Тип. Пазовского, 1879.
Владиславлев М. И. Психология: исследования основных явлений душевной жизни: в 2 т. СПб.: Тип. В. Безобразова, 1881.
Галич А. И. Картина человека: Опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1834.
Головей Л. А. Е. Ф. Рыбалко — жизненный и творческий путь ученого-психолога (к 85 летию со дня рождения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. № 4. С. 8–14.
Головей Л. А. Основатель Ленинградской (Санкт-Петербургской) психологической школы Б. Г. Ананьев: ученый, опередивший свое время // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12, вып. 1. С. 29–45.
Головей Л. А. Психология развития и дифференциальная психология в Санкт-Петербургском государственном университете (25 лет со дня основания кафедры) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Т. 14, вып. 1. С. 14-24. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.101
Головей Л. А., Грищенко П. А. Из истории психологической школы Ленинградского/Санкт-Петербургского университета: Нина Альбертовна Грищенко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11, вып. 3. С. 284–293.
Головей Л. А., Стрижицкая О. Ю. М. Д. Александрова — выдающийся ученый-психолог, педагог, человек (к 100 летию со дня рождения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16: Психология. Педагогика. 2014. № 2. С. 72–80.
Гришина Н. В. Гришина Наталия Владимировна // Вестник СПбГУ. Сер. 16: Психология. Педагогика. 2011. № 2. С. 51–55.
Гришина Н. В. Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015.
Гришина Н. В. Психология конфликта: моногр. СПб.: Питер, 2000.
Гришина Н. В. Ситуационный подход: исследовательские задачи и практические возможности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. № 1. С. 58–68.
Грот Н. Я. О душе в связи с современными учениями о силе. Опыт философского построения. Одесса: Тип. «Одесского вестника», 1886.
Грот Н. Я. Психология чувствований в ее реальных основах. СПб.: Изд-во тип. Имп. Акад. наук, 1879–1880.
Даниленко О. И. Индивидуальность в контексте культуры: психология душевного здоровья: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.
Даниленко О. И. Культура общения и ее воспитание: учеб. пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
Даниленко О. И. Психология символических форм поведения: понятия и подходы: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013.
Зайцева Ю. Е. Общий психологический практикум: личность: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017.
Егорова М. С. Учитель — несколько пристрастных слов об Иосифе Марковиче Палее // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12, вып. 1. С. 96–103. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.108
Карвасарский Б. Д., Подсадный С. А., Чернявский В. А., Чехлатый Е. И. Жизнь и деятельность В. Н. Мясищева (К 120 летию со дня рождения) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2012. № 2. С. 107–112.
Кольцова В. А., Ждан А. Н. Учение И. М. Сеченова о рефлексах головного мозга: манифест русской объективной психологии // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 2. С. 70–77.
Костригин А. А. Историко-психологические идеи А. П. Нечаева. Ч. 2: История психологии в различные эпохи, персоналии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6, № 2 (22). С. 271–295. https://doi.org/10.38098/ipran.sep-2021-22-2-11
Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967.
Ланге Н. Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. Одесса: Тип. штаба Одес. воен. окр., 1893.
Ланге Н. Н. Психология: основные проблемы и принципы. М.: Изд-во т-ва «Мир», 1922.
Ловягина А. Е. Психическое состояние человека: учеб. пособие. СПб.: Факультет психологии СПбГУ, 2014.
Ловягина А. Е. Теория и методы психической саморегуляции: учеб. пособие. СПб.: Скифия-принт, 2020.
Ловягина А. Е., Ильина Н. Л., Медников С. В., Хвацкая Е. Е. Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум. 2 е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023.
Логинова Н. А. Первенцы: к сорокалетию первого выпуска факультета психологии Санкт-Петербургского университета // Народное образование. 2011. № 10. С. 59–68.
Логинова Н. А. Становление психологического образования и научных исследований по психологии в Санкт-Петербургском государственном университете: 1940–1950 е гг. // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 1. С. 59–72.
Логинова Н. А., Осорина М. В., Холодная М. А., Чередникова Т. В. Единая теория психических процессов Л. М. Веккера в современной психологии (к 100 летию со дня рождения) // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 6. С. 102–113. https://doi.org/10.31857/S020595920002257-8
Ломов Б. Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии. М.: Сов. радио, 1966.
Лосский Н. О. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1903.
Мамайчук И. И. К 120 летию со дня рождения А. В. Ярмоленко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Т. 10, вып. 4. С. 442–449. https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.405
Марцинковская Т. Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4 е изд. М.: Академия, 2004.
Мироненко И. А. Биосоциальная проблема и становление глобальной психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2019.
Мироненко И. А. Место и значение методологии Б. Г. Ананьева в контексте перспективных тенденций развития мировой психологической науки // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. № 1. С. 26–38.
Мироненко И. А. О научном наследии Михаила Ивановича Владиславлева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12, вып. 1. С. 19–28. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.102
Мироненко И. А. Российская психология в пространстве мировой науки. СПб.: Нестор-История, 2015.
Мясищев В. Н. Психические функции и отношения // Учен. зап. Ленингр. ун-та. Сер. филос. наук. Психология. 1949. № 119, вып. 3. С. 101–118.
Мясищев В. Н. Проблема отношения человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 142–155.
Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.
Нечаев А. П. Ассоциация сходства: психологическое исследование Александра Нечаева. СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1905.
Нечаев А. П. К вопросу о взаимном отношении педагогики и психологии // Русская школа. 1899. № 3. С. 45–51.
Нечаев А. П. Как преподавать психологию? Методические указания для преподавателей средних учебных заведений. СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1911.
Нечаев А. П. Психология физической культуры. М.: Работник просвещения, 1927.
Нечаев А. П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1901.
Осорина М. В. Ментальные пространства как психическая реальность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2017. Т. 7, № 1. С. 6–24. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.101
Осорина М. В. Научное творчество и судьба Льва Марковича Веккера (к 90 летию со дня рождения) // Методология и история психологии. 2008. № 4. С. 85–100.
Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2000.
Палей И. М. Об исследовании силы нервной системы в связи с задачами комплексной диагностики индивидуально-типических особенностей человека // Человек и общество. 1967. Т. II. С. 213–225.
Палей И. М. Методологические вопросы диагностики в дифференциально-психологическом исследовании // Психодиагностические методы в комплексном исследовании студентов / под ред. А. А. Бодалева. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1976. С. 52–68.
Палей И. М., Гербачевский В. К. Проблемы личности в курсе психологии: метод. пособие. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972.
Перикова Е. И., Ловягина А. Е., Бызова В. М. Психология метапознания: учеб. пособие. СПб.: Скифия-принт, 2020.
Почебут Л. Г. Евгений Сергеевич Кузьмин — основоположник социальной психологии (к 90 летию со дня рождения) // Вестник Санкт-Петербургского университета Сер. 16: Психология. Педагогика. 2011. № 4. С. 25–29.
Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. М.: Ин-т психологии РАН, 1997.
Психологическая наука в Санкт-Петербургском университете: к 50 летию открытия факультета психологии / под ред. А. В. Шаболтас; авт.-сост. Н. В. Гришина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016.
Психология: учебник для вузов / под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1998.
Райковский А. И. Логика, описывающая механизм нашей мысли, ее формы и законы на основании здравого, христианством руководимого, смысла, составленная протоиереем А. Райковским. СПб., 1857.
Розе-Грищенко Н. А. Психомоторика взрослого человека. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.
Романов А. А. А. П. Нечаев — вдохновитель и деятель экспериментальной педагогики России (к 145 летию со дня рождения) // Психолого-педагогический поиск. 2015. № 2 (34). С. 99–118.
Рогинский Г. З. Психика человекообразных обезьян. Л., 1945.
Рыбалко Е. Ф. Возрастные особенности объема и структуры зрительного поля. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.
Сеченов И. М. Психологические этюды. СПб.: Тип. Ф. С. Сущинского, 1873.
Сироткина И., Смит Р. История психологии в России: краткий очерк с авторскими акцентами. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2016. (Сер. WP6 «Гуманитарные исследования»)
Тих Н. А. Ранний онтогенез поведения приматов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1966.
Тих Н. А. Предыстория общества. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.
Тихонова Э. В. Александр Иванович Введенский: философ, психолог, педагог (к 155 летию со дня рождения) // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 6. С. 94–103.
Тихонова Э. В. Русский интеллигент и истинный джентльмен Иван Иванович Лапшин (к 140 летию со дня рождения) // Методология и история психологии. 2010а. Т. 5, вып. 3. С. 154–171.
Тихонова Э. В. У истоков создания школы философской психологии в Санкт-Петербургском университете: Михаил Иванович Владиславлев
Трошихина Е. Г. Научный и жизненный путь выдающегося сравнительного психолога Н. А. Тих // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12, вып. 1. С. 71–82. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.106
Цветкова Л. А., Даниленко О. И., Антонова Н. А., Федоров В. Ф., Пигров К. С., Гришина Н. В., Трошихина Е. Г., Михалюк О. С., Зайцева Ю. Е., Куликов Л. В., Шкуратов В. А. Концепт душевного здоровья в человекознании: кол. моногр. / отв. ред. О. И. Даниленко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014.
Штырев Ю. Ю., Щербакова О. В., Перикова Е. И., Филиппова М. Г., Благовещенский Е. Д., Кирсанов А. С., Блинова Е. Н., Костромина С. Н., Гнедых Д. С., Цветова Д. М., Андрющенко Е. В., Новиковская Н. А., Наследов А. Д., Васильева М. К., Князева В. Ю., Александров А. А., Мкртычян Н. А. От слова — к репрезентации: Нейрокогнитивные основы вербального научения: кол. моногр. / отв. ред. О. В. Щербакова. СПб.: Скифия-принт, 2022.
Щербакова О. В. Психолингвистика: учеб. пособие. СПб.: Скифия-принт, 2016а.
Щербакова О. В. Психология интеллекта и креативности: учеб. пособие. СПб.: Скифия-принт, 2016б.
Юров И. А. А. П. Нечаев — основоположник отечественной психологии физической культуры и спорта // Историческая преемственность в отечественной психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2019. С. 180–188.
Ярмоленко А. В. К истории обучения и воспитания слепоглухонемых // Слепоглухонемота / под ред. М. Л. Шкловского. Л.: 2 я тип. Трансжелдориздата, 1947. С. 15–58.
Ярмоленко А. В. Развитие сознания при крайнем ограничении сенсорики // Ученые записки ЛГУ. 1949. Т. 119. С. 54–65.
Netschajeff А. Р. Ober Memorieren. Eine Skizze ans dem Gebiete der experimentellen padagogischen Psychologie // Schiller-Ziehen. 1902. Bd. 5. S. 37.
Workman L., Reader W., Barkow J. H. (eds).. The Cambridge Handbook of Evolutionary Perspectives on Human Behavior. Cambridge: Cambridge University Press, 2020.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 28
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 20
Скачиваний PDF
За все время: 24
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 14
Всего
За все время: 52
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 34