Почему трудоголики не Моцарты? Музыкальные способности в пост-когнитивную эпоху

202

Аннотация

В статье рассматривается психологическая литература последних лет, посвященная музыкальным способностям, и на этой основе предлагаются наиболее перспективные пути развития исследовательской мысли. На примере этой наиболее показательной темы в ряду других, исследующих тему способностей, одаренности и таланта, выявлены актуальные психологические акценты, характерные для современного этапа развития науки. Во-первых, это отказ от распространенной на рубеже ХХ–XXI веков концепции целенаправленных занятий (deliberate practice), отрицающей само понятие способностей, одаренности и таланта как психологических конструктов, опирающихся на врожденные данные. Во-вторых, это тенденция, характерная для исследований последнего времени, когда на первый план выдвигаются не столько когнитивные музыкальные способности в традиционном понимании – звукоразличительные данные (pitch), чувство ритма и музыкальная память, сколько мотивация и другие врожденные психологические ресурсы, связанные с активным музицированием и его биолого-эволюционными основаниями. Последние гипотетически могут выступать в роли ключевого фактора, влияющего на становление музыкально-творческих способностей как психологических предпосылок для развития музыкального таланта. Таким образом, на основании анализа научной литературы последних лет и собственных исследований автор статьи утверждает нативистский подход к проблеме музыкальных способностей и обозначает необходимость поиска нового фундамента музыкального дарования вне пределов когнитивных ресурсов психики.

Общая информация

Ключевые слова: музыкальные способности детей, врожденные способности, общие способности, мотивация, музыкальные вундеркинды, био-музыкология

Рубрика издания: Нейронауки

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100406

Получена: 01.09.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Кирнарская Д.К. Почему трудоголики не Моцарты? Музыкальные способности в пост-когнитивную эпоху [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 64–72. DOI: 10.17759/jmfp.2021100406

Подкаст

Литература

  1. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. Москва: Знание, 1984. 64 с.
  2. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. Москва: Педагогика, 1988. 173 с.
  3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Москва; Ленинград: АПН РСФСР, 1947. 355 с.
  4. Can you tell a prodigy from a professional musician? / G. Comeau [et al.] // Music Perception. 2017. Vol. 35. № 2. P. 200–209. DOI:10.1525/mp.2017.35.2.200
  5. Carroll J. Human cognitive abilities. A survey of factor-analytic studies. Cambridge University Press, 1993. 819 p. DOI:10.1017/CBO9780511571312
  6. Changes in motivation as expertise develops: relationship with musical aspirations / S. Hallam [et al.] // Musicae Scientiae. 2016. Vol. 20. № 4. P. 528–550. DOI:10.1177/1029864916634420
  7. Ericsson K.A., Krampe R.Th., Tesch-Romer C. The Role of Deliberate Practice in the Acquisition of Expert Performance // Psychological Review. 1993. Vol. 100. № 3. P. 363–406. DOI:10.1037/0033-295X.100.3.363
  8. Fitch W.T. Four principles of bio-musicology // Philosophical Transactions of the Royal Society. 2015. Vol. 370. Article ID 20140091. 12 p. DOI:10.1098/rstb.2014.0091
  9. Fitch W.T. Rhythmic cognition in humans and animals: distinguishing meter and pulse perception // Frontiers in Systems Neuroscience. 2013. Vol. 7. Article ID 68. 16 p. DOI:10.3389/fnsys.2013.00068
  10. Gagné F. Transforming gifts into talents: the DMGT as a developmental theory // High Ability Studies. 2004. Vol. 15. № 2. P. 119–147. DOI:10.1080/1359813042000314682
  11. Gagné F. Understanding the complex choreography of talent development through DMGT-Based analysis // International handbook of giftedness and talent / Eds. K.A. Heller, F.J. Monks, R.F. Subotnik, R.J. Sternberg. Oxford: Elsevier, 2000. P. 67–79. DOI:10.1016/B978-008043796-5/50005-X
  12. Howe M.J.A., Davidson J.W., Sloboda J.A. Innate talents: reality or myth? // Behavioral and Brain Sciences. 1998. Vol. 21. № 3. P. 399–407. DOI:10.1017/S0140525X9800123X
  13. McPherson G. Diary of a child musical prodigy [Электронный ресурс] // Proceedings of the national symposium of performance science / Eds. A. Williamon, D. Coimbra. Utrecht, The Netherlands: Association Européenne des Conservatoires, 2007. P. 213–218. URL: https://www.researchgate.net/publication/237548737_Diary_of_a_child_musical_prodigy (дата обращения: 07.12.2021).
  14. Peretz I., Zatorre R. Brain organization for music processing // Annual Review of Psychology. 2005. Vol. 56. P. 89–114. DOI:10.1146/annurev.psych.56.091103.070225
  15. Pfordresher P., Demorest S. The prevalence and correlates of accurate singing // Journal of Research in Music Education. 2021. Vol. 69. № 1. P. 5–23. DOI:10.1177/0022429420951630
  16. Swaminathan S., Kragness H., Schellenberg E. The musical ear test: norms and correlates from a large sample of Canadian undergraduates // Behavior Research Methods. 2021. Vol. 53. P. 2007–2024. DOI:10.3758/s13428-020-01528-8
  17. The child as musician: A handbook of musical development / Ed. G. McPherson. Oxford: Oxford University Press, 2006. 528 p. DOI:10.1093/acprof:oso/9780198744443.001.0001
  18. Trehub S. Musical predispositions in infancy // Annals of New York Academy of Sciences. 2006. Vol. 930. № 1. P. 1–16. DOI:10.1111/j.1749-6632.2001.tb05721.x
  19. Trehub S., Cirelli L. Precursors to the performing arts in infance and early childhood // Progress in Brain Research. 2018. Vol. 237. P. 225–242. DOI:10.1016/bs.pbr.2018.03.008
  20. Trehub S.E., Hannon E.E. Infant music perception: domain-general or domain-specific mechanisms? // Cognition. 2006. Vol. 100. № 1. P. 73–99. DOI:10.1016/j.cognition.2005.11.006
  21. Ullén F., Hambrick D., Mosing M. Rethinking expertise: A multifactorial gene–environment interaction model of expert performance // Psychological Bulletin. 2016. Vol. 142. № 4. P. 427–446. DOI:10.1037/bul0000033
  22. Winner E. Gifted children: myths and realities [Электронный ресурс]. New-York: Basic Books, 1996. 464 p. URL: https://psycnet.apa.org/record/1996-97810-000 (дата обращения: 07.12.2021).
  23. Winner E., Martino G. Giftedness in non-academic domains: the case of visual arts and music // International handbook of giftedness and talent / Eds. K.A. Heller [et al.]. Elmsford, NY: Pergamon Press, 2000. P. 95–110. DOI:10.1016/B978-008043796-5/50007-3
  24. Without it no music: cognition, biology and evolution of musicality / H. Honing [et al.] // Philosophical Transactions of the Royal Society Biological Sciences. 2015. Vol. 370. № 1664. Article ID 20140088. 8 p. DOI:10.1098/rstb.2014.0088

Информация об авторах

Кирнарская Дина Константиновна, доктор психологических наук, профессор, проректор по связям с общественностью, заведующая кафедрой истории музыки, ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных» (РАМ имени Гнесиных), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1059-5776, e-mail: kirnarskiy@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 552
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 202
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 9