От детской одаренности к реальному таланту: проблема «перехода»

235

Аннотация

Главной проблемой одаренных детей является «переход» их повышенных интеллектуальных возможностей в талант, как основе творческой деятельности, или, в другой формулировке, превращение детской одаренности в актуальный талант. Анализ имеющихся материалов показывает, что познавательная потребность у значительной части этих детей принимает характер пассивного накопления большого объема знаний и потому становится препятствием для такого перехода. В качестве базового фактора, который является «мотором» творческой реализации одаренного человека, рассматривается поисковая потребность, которая обеспечивает поиск новых решений и способов действия в противоречивой и неопределенной для субъекта ситуации, и, таким образом, становится основой его таланта, будущих творческих достижений. Показано, что у ряда одаренных детей и прежде всего у так называемых «вундеркиндов» потребность в поиске рано и весьма существенно деформируется, что в большинстве случаев прямо связано с влиянием социума. В статье рассматриваются причины и следствия значительной деформации поисковой потребности у одаренных детей.

Общая информация

Ключевые слова: одаренность, талант, вундеркинд, творчество, внутренняя мотивация, познавательная потребность, поисковая потребность, деформация поисковой потребности

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100403

Получена: 16.11.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Юркевич В.С. От детской одаренности к реальному таланту: проблема «перехода» [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 33–43. DOI: 10.17759/jmfp.2021100403

Литература

  1. Гете И. Афоризмы [Электронный ресурс] // Мир Афоризмов. 2021. URL: http://aphoristic-world.ru/aphoristic-world/authors/468-gete-iogann-volfgang (дата обращения: 8.12.2021).
  2. Гладуэлл М. Гении и аутсайдеры: Почему одним все, а другим ничего? Москва: Альпина Бизнес Букс, 2009. 256 с.
  3. Дуэк К. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. Москва: изд. Манн, Иванов и Фербер, 2013. 410 с.
  4. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка. Москва: Академия, 2002. 144 с.
  5. Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий: Учебное пособие / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. Москва: ЧеРо, 2002. С. 304–312.
  6. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. Санкт-Петербург: Образовательные проекты, 2021. 230 с.
  7. Ротенберг В.С. «Образ Я» и поведение. Рождение идей. Екатеринбург: Ridero, 2015. 228 с.
  8. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. Москва: Наука, 1984. 193 с.
  9. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. Москва: Просвещение, 1989. 239 с.
  10. Селигман М. Новая позитивная психология. Москва: София, 2006. 428 с.
  11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1981. 324 с.
  12. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Д.В. Ушакова, С.С. Белова [и др.]. Москва: Институт психологии РАН, 2011. 736 с. (Серия «Научные школы ИП РАН»).
  13. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс, 1990. 368 с.
  14. Цвейг С. Шахматная новелла. Москва: Правда, 1956. 18 с.
  15. Эйнштейн А. Автобиографические заметки // Собрание научных трудов в 4-х томах. Том 4. / А. Эйнштейн. Москва: Наука, 1967. С. 259–263.
  16. Эйнштейн А. Памяти Пауля Эренфеста // Собрание научных трудов в четырёх томах. Т. 4. / А. Эйнштейн. Москва: Наука, 1967. С. 190–192.
  17. Asch S.E. Opinions and social pressure [Электронный ресурс] // Scientific American. 1955. Vol. 193. № 5. P. 31–35. URL: https://www.jstor.org/stable/24943779 (дата обращения: 15.11.2021).
  18. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development, and health // Canadian Psychology. 2008. Vol. 49. № 3. P. 182–185. DOI:10.1037/a0012801
  19. Ericsson K.A., Nandagopal K., Roring R.W. Giftedness viewed from the expert-performance perspective // Journal for the Education of the Gifted. 2005. Vol. 28. № 3–4. P. 287–311. DOI:10.4219/jeg-2005-335
  20. Gagné F. Transforming gifts into talents: the DMGT as a developmental theory // High Ability Studies. 2004. Vol. 15. № 2. P. 119–147. DOI:10.1080/1359813042000314682
  21. Gifted Students / F.C. Worrell [et al.] // Annual Review of Psychology. 2019. Vol. 70. P. 551–576. DOI:10.1146/annurev-psych-010418-102846
  22. Gulová L., Střelec S. Inclusion of Talented Children // Czech-Polish Historical and Pedagogical Journal. 2020. Vol. 12. № 1. P. 54–68. DOI:10.5817/cphpj-2020-005
  23. Hollingworth L.S. Gifted children: Their nature and nurture. New York: Macmillan, 1926. 374 p. DOI:10.1037/10599-000
  24. Klimecká E. Labelling of gifted children in the family from the perspective of teachers and its manifestations at school [Электронный ресурс] // Sodobna pedagogika: Journal of Contemporary Educational Studies Let. 2020. Vol. 71. № 2. P. 196–212. URL: https://publikace.k.utb.cz/handle/10563/1009817 (дата обращения: 15.11.2021).
  25. Molecular Genetic Evidence for Shared Etiology of Autism and Prodigy / J. Ruthsatz [et al.]. // Human Heredety. 2015. Vol. 79. № 2. P. 53–59. DOI:10.1159/000373890
  26. Myers T., Carey E., Dénes S. Cognitive and Neural Correlates of Mathematical Giftedness in Adults and Children: A Review // Frontiers in psychology. 2017. Vol. 8. Article ID 1646. 17 p. DOI:10.3389/fpsyg.2017.01646
  27. Ninkov I. Education Policies for Gifted Children Within a Human Rights Paradigm: Сomparative Analysis // Journal of Human Rights and Social Work. 2020. Vol. 5. P. 280–289. DOI:10.1007/s41134-020-00133-1
  28. Ruthsatz J., Ruthsatz K., Ruthsatz St.K. The cognitive bases of exceptional abilities in child prodigies by domain: Similarities and differences // Intelligence. 2014. Vol. 44. P. 11–14. DOI:10.1016/j.intell.2014.01.010
  29. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 1. P. 68–78. DOI:10.1037110003-066X.55.1.68
  30. Spearman C.E. The abilities of man, their nature and measurement [Электронный ресурс] // Journal of Philosophical Studies. 1927. Vol. 2. № 8. P. 557–560. URL: https://philpapers.org/rec/SPETAO-18 (дата обращения: 15.11.2021).
  31. Stanley J.C. Finding Intellectually Talented Youths and Helping Them Educationally // The Journal of Special Education. 1985. Vol. 19. № 3. P. 363–372. DOI:10.1177/002246698501900312
  32. Terman L.M. The discovery and encouragement of exceptional talent // American Psychologist. 1954. Vol. 9. № 6. P. 221–230. DOI:10.1037/h0060516
  33. Terman L.M., Oden M.H. Genetic Studies of Genius. Vol. 5. The Gifted Group at Mid-Life. Stanford, CA: Stanford University Press, 1959. 187 p.
  34. Yun Dai D. A Jeffersonian vision of nurturing talent and creativity: toward a more equitable and productive gifted education [Электронный ресурс] // Asia Pacific Education Review volume. 2015. Vol. 16. P. 269–279. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s12564-015-9364-y (дата обращения: 15.11.2021).

Информация об авторах

Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3575-7586, e-mail: vinni-vi@mail.ru