Введение
Феномен образовательной системы Финляндии обсуждается исследователями образования уже несколько десятилетий в связи со стабильно высокими показателями международных мониторингов образовательных достижений (PISA). При этом финская система образования ориентирована не только на достижения учебных результатов; не менее важной в стране считаются задача сохранения физического и психического здоровья учащихся, психологическая поддержка на всех этапах обучения и создание благоприятной атмосферы в учебных заведениях.
В статье впервые собраны и обобщены разные направления работы финских специалистов, связанные с сохранением психического здоровья учащихся. Статья посвящена способам организации психолого-педагогической поддержки школьников в Финляндии, содержит обзор программ и методов работы, направленных на поддержание психологического благополучия финских школьников. Описание данного опыта может быть полезно русскоязычному читателю, заинтересованному в создании эффективной системы психолого-педагогического сопровождения школьников.
В Финляндии фиксируется наименьший разрыв между лучшими и худшими результатами мониторингов, что объясняется ведущими приоритетами финского образования: демократичность, равные возможности, индивидуальный подход, доверие учителям, полное государственное обеспечение системы образования [Риэккинен, 2020; Ahtola, 2014; Federick, 2020; Toni, 2020]. В Финляндии преобладают государственные учебные заведения, процент частных школ невелик. Обучение бесплатно для всех учеников государственных и частных школ (расходы на обучение берет на себя государство). В Финляндии практически не распространено репетиторство, за исключением курсов подготовки к отдельным экзаменам [Christensen, 2021]; считается, что вся поддержка обучающихся реализуется на базе школы. Система оценки в баллах вводится лишь в средней школе, до 6 класса учебные результаты детей оцениваются в форме описания успехов ребенка.
Местные органы власти организуют всю образовательную среду, включая питание учащихся. Власти могут влиять на содержание программ обучения, но, тем не менее, у школ сохраняется достаточная самостоятельность в выборе программ, адаптации программ с учетом конкретных условий. Внутригосударственные мониторинги образования проводятся редко, их результаты не публикуются, чтобы предотвратить сравнение школ между собой [Риэккинен, 2020; Ahtola, 2014]. Система образования в целом ориентирована на культуру доверия, считается, что учителя и администраторы ответственны и компетентны, проверки и инспекции в школах не приняты.
Финский эксперимент «Детский сад на природе»
Забота о психическом здоровье детей включена в общую политику здравоохранения Финляндии [Reissell, 2019; 14]. В последние годы делается упор на развитие психопрофилактических мер, которые тем более эффективны, чем раньше они начинают применяться.
Поэтому обзор открывает экспериментальный эмпирический опыт организации работы детских садов. В частности, все большую популярность приобретают «Детские сады на природе» — эксперимент, начатый в городе Турку. Суть нововведения в том, что практически все время пребывания в детском саду (а в Финляндии это обычно 4 часа в день) дети проводят на улице. Специального оборудования в таком детском саду нет, дети вместе со взрослыми играют в активные игры, придумывают развлечения, используя природные материалы и простые игрушки. Дневной сон может быть в помещении или в специальном шатре на улице. Еду (в походном варианте) дети готовят вместе со взрослыми на открытом воздухе.
Опыт заинтересовал педагогов разных стран; похожие детские сады появляются в Норвегии, США. Исследования американских авторов показали, что подобная организация дошкольного учреждения решает проблему нехватки двигательной активности дошкольников. Американские исследователи Дж. Эрнст (University of Minnesota Duluth, USA) и ее коллеги указывают, что эта проблема стоит особенно остро в странах с холодным климатом: дети посвящают активным играм на воздухе менее одного часа в день. Исследования, проведенные авторами с использованием шагомера, показали, что нагрузка детей, участвовавших в программах «полного дня на природе», соответствовала рекомендованному уровню физической активности в дошкольном возрасте [Ernst, 2021]. Дошкольники 5—6 лет, посещавшие «Детские сады на природе», проявили более выраженную связь с природой по шкале CNI (индекс связи с природой) [Salmivalli, 2012].
Забота о здоровье и психическом благополучии финских школьников
Психопрофилактическая работа продолжается в школе, она включена в общее направление работы по поддержанию здоровья детей. На протяжении нескольких лет финские школьники посещают «Уроки здоровья», куда включены блоки, посвященные психическому здоровью, развитию социальных и эмоциональных навыков. Психологические блоки ориентированы на подростков 13—16 лет. «Уроки здоровья» ведут специально подготовленные учителя — педагоги санитарного просвещения.
В финских школах есть также должность школьной медсестры, в чьи должностные функции входит забота о физическом и о психическом здоровье школьников. Согласно нормативу Министерства социальных дел, на одну медсестру рекомендована нагрузка не более 600 учащихся дневной формы обучения. Большая часть молодежи оценивает доступность обращения к школьной медсестре как легкую [Saaristo, 2018; 14]. Роль школьных медсестер значима, так как это наиболее доступный для школьника канал обращения за медицинской помощью, а медсестра может непосредственно наблюдать за состоянием детей, оказать первую помощь и направить к нужному специалисту.
В исследовании П. Макканен (University of Turku, Финляндия) и коллег проводился опрос школьных медсестер, которые сообщили, что наиболее распространенные психологические проблемы обучающихся в их практике были связаны с концентрацией внимания, депрессией, тревогой, семейными стрессорами. Наибольшее беспокойство у опрошенных медсестер вызвали проявления депрессии, суицидальные мысли у подростков, панические расстройства, поведенческие проблемы, такие как агрессивное, разрушительное или импульсивное поведение. В течение одного учебного года 90% участниц опроса направляли учащихся на консультацию в службы охраны психического здоровья, а 68% направляли на консультацию целые семьи.
Таким образом, именно школьные медицинские сестры выявляют первые признаки психического неблагополучия школьников, в их задачи входит быстрое реагирование и направление к соответствующим специалистам. Многие медсестры указали, что считают необходимым повышение квалификации для работы с психическими проблемами и, особенно, для работы с детьми-мигрантами [14].
Финская система специального образования
Финляндия имеет хорошо функционирующую систему специального образования, которая также базируется на принципе справедливости и равных возможностей в сфере получения образования [Autism and the, 2019; Toni, 2020]. В стране принята система трехуровневой поддержки детей, испытывающих трудности в обучении [Eklund, 2020; Hautamäki, 2021], институт репетиторства практически отсутствует, задачи, связанные с обучением, решаются в рамках школы [Christensen, 2021].
Первый уровень — общая поддержка. Считается, что учителя должны включаться в эту работу сразу, как только увидят первые признаки проблем у ученика. Этот вид поддержки не требует специальной документации, поэтому по ней не ведется статистика. На этом этапе реализуется практика раннего вмешательства.
Второй уровень — это усиленная поддержка, для ее начала требуется педагогическая и/или психологическая диагностика, составление личного плана работы с учащимся, в котором описаны потребности ребенка, дефициты и необходимые виды работы.
Третий уровень — специальная поддержка, осуществляется в тех случаях, когда поддержка первого и второго уровней оказывается неэффективной или недостаточной. Для введения специальной поддержки требуется официально оформленное решение администрации учебного заведения [Eklund, 2020; Ahtola, 2014]. Для всех учащихся в рамках специальной поддержки составляется индивидуальный образовательный план (IEP). Ученики, получающие поддержку третьего уровня, могут обучаться в отдельных классах (состав такого класса 8—10 детей); по статистике этой возможностью пользуется 58% учеников третьего уровня, остальные обучаются в обычных классах. Также возможна гибкая организация учебного процесса: некоторые предметы ребенок изучает в обычном классе, некоторые — в специальном. В классах, где состав детей смешанный (нормотипичные дети и дети с ОВЗ), обычно работают два учителя, один из которых имеет специальную подготовку, а также тьютор [Savolaineni, 2021].
Команда, работающая с детьми с ОВЗ, состоит из классных руководителей, школьных психологов, педагогов-консультантов, тьюторов [Federick, 2020]. Поддержка, предоставляемая на разных уровнях, состоит из рекомендаций, индивидуализации обучения, сотрудничества учителей, коррекционных методик, гибкой модификации учебных групп, специального обучения на неполный рабочий день и поддержки со стороны помощника учителя. Педагогический состав решает большую часть возникающих проблем, а школьный психолог подключается в случае необходимости [Ahtola, 2014]. П. Бьорн (Университет Турку), сравнивая финскую и американскую системы поддержки учеников с трудностями в обучении, отмечает большую гибкость документации в Финляндии по сравнению с аналогичными документами в США. Финская школа в лице группы специалистов, работающих и наблюдающих за ребенком, сама определяет методы диагностики, мониторинга, размер коррекционных групп и т. д., тогда как в США все эти параметры четко прописаны в протоколах работы [Nordic Mediation Research, 2018].
Для учеников с поведенческими проблемами используются методы позитивной педагогики и структурирование среды. Разработаны программы, которые проводятся учителями специального образования, они ориентированы на детей, которые испытывают трудности с концентрацией внимания, плохо контролируют свои чувства и поведение. Для асоциальных и холеричных детей используются тренинги замещения агрессии, которыми руководит социальный работник школы. Индивидуальные консультации проводят несколько специалистов в зависимости от проблемы, в том числе психологи [Savolaineni, 2021].
Финская система планирования карьеры (профориентация)
Специалисты по профориентации есть в большинстве финских школ. Формирование профориентационной системы в Финляндии прошло несколько этапов, сейчас наиболее распространенным является подход, получивший название «Совместное построение карьеры» (автор Дж. Кеттунен [цит. по: 1]).
Финские специалисты по профориентации используют два понятия: guidance (руководство, сопровождение) и counseling (консультирование) [Гуртов, 2019]. Система Guidance and counseling (общего названия, аналогичного системе профориентации в РФ, в Финляндии нет). Приоритеты этой системы — обеспечить консультирование и сопровождение не только на этапе выбора профессии, но на протяжении всего рабочего периода жизни человека, т. е. создать систему пожизненного сопровождения, доступную каждому. Ее цель — поддержка школьников и молодежи в планировании карьеры и построении траектории профессионального развития с учетом принципа непрерывного обучения.
В школах работа по направлению guidance and counseling проводится школьными профконсультантами (норматив штатной обеспеченности 1 специалист на 150—200 учеников). Консультант ведет уроки в 7—9-х классах по программе 76 часов (в среднем 1час в неделю), проводит индивидуальные консультации, которые являются добровольными, а также организует практическое знакомства с профессиями (например, в Финляндии существует практика посещения детьми рабочих мест родителей, а также знакомство с различными предприятиями региона). В обязанности профконсультанта входят помощь в выборе профильных предметов, контроль за успеваемостью, помощь в выборе учебного заведения [1; 27]. Школьные профессиональные консультанты имеют специальную подготовку (степень магистра или законченную программу постдипломного образования в области консультирования) [Zakiyeva, 2020].
В 2014 году в Финляндии открылись также центры «Единого окна», их цель — обеспечить молодежь информацией и рекомендациями в области трудовой деятельности, образования, обучения. В 2015 году запущен проект «Радар занятости» (онлайн-анкетирование для мониторинга текущих проблем в сфере занятости).
Эффективность финской системы профориентации связывают с высокой согласованностью всех ее частей; хорошо налаженными связями между учебными заведениями, школьными программами; преемственностью в работе профцентров в школах, колледжах, университетах; тесной связью с рынком труда, службой занятости и образовательными организациями разных уровней; гибкостью и доступностью системы профориентации для населения.
Программа Kiva по борьбе с буллингом
Большое внимание в финских школах уделяется предотвращению буллинга. В Финляндии создана одна из наиболее активно применяемых в мире антибуллинговая программа KiVa, которая используется в 90% школ Финляндии и распространяется в других странах (Норвегия, Великобритания, Швеция, Новая Зеландия) [Johander, 2020; Garandeau, 2022; Response-To-Intervention in Finland, 2018; Teachers Supporting Students, 2021]. Официальный сайт программы: https://www.kivaprogram.net. Данная программа разработана в Университете Турку, состоит из трех блоков для трех возрастных групп (6—9 лет, 10—12 лет, основная школа).
Программа включает занятия со школьниками и методы быстрого реагирования на выявленные факты буллинга. Уроки проводятся педагогами в течение учебного года, цель занятий — помочь группе перейти из пассивной позиции поддержки травли в активную позицию противостояния ей. Кроме уроков используются компьютерные игры, также направленные против травли; в них школьников настраивают поддерживать обиженных, а не обидчиков. Программа KiVa также включает информирование родителей о проблемах, связанных с буллингом. Кроме того, в школе формируются специальные группы быстрого реагирования, состоящие из 3—4 педагогов. Существует специальная форма для учителей, дежурящих на переменах — желтый жилет, это знак для детей, к кому можно обратиться за помощью. После выявления фактов травли классный руководитель проводит несколько встреч с жертвой, обидчиком, а также встречи с потенциальными группами поддержки жертвы буллинга. Через 2 недели проводится повторная встреча для уточнения ситуации. В Финляндии проводились систематические массовые исследования эффективности данной программы, было показано, что она наиболее эффективна для начальной школы, где заметно снижение фактов буллинга примерно на 20% [Response-To-Intervention in Finland, 2018]; наиболее успешно программа работает в том случае, если участники точно следуют протоколу [Johander, 2020], рассчитана экономическая эффективность применения данной программы [Teachers Supporting Students, 2021].
Подготовка школьного психолога и его роль
в финской системе образования
Педагогические профессии престижны в Финляндии. Учителя имеют высокий уровень образования, как минимум магистерскую степень по педагогике и хотя бы базовую подготовку в области специальной психологии и педагогики [Ahtola, 2014; Toni, 2020; Ustun, 2018]. Получить подготовку психолога также непросто, психологических факультетов практически не существует, есть отделения психологии при факультетах гуманитарных или социальных наук. Только в университетах Хельсинки и Тампере есть отделения социальной психологии [Лытов, 2004]. Психология в общественном сознании близка к медицине, психолог часто воспринимается как врач. Психологи востребованы на рынке труда, они работают в школах, медицинских учреждениях, консультационных центрах. Для того, чтобы заниматься психотерапией, необходимо пройти дополнительную постдипломную подготовку, в Финляндии психотерапия определяется как самостоятельное направление, которое может быть изучено на базе других (в основном медицинских) специальностей [Laireiter, 2019].
С 2007 года во всех финских школах есть должность школьного психолога. Школьный психолог в основном работает с учениками с 1-го по 6-й классы, значительно реже с учениками основной ступени образования. В случае необходимости учеников и семьи отправляют на консультации в консультационные центры, где работают психологи, специализирующиеся на семейных проблемах. На базе центров семейного консультирования в последние годы активно развиваются проекты, призванные помочь семьям решить конфликтные проблемы, например, проект семейной медиации Fasper. Цель этого проекта — помочь разводящимся родителям прийти к наиболее благоприятным для детей договоренностям [Markkanen, 2021].
Две задачи считаются первостепенными в работе школьных психологов: индивидуальная работа и работа по созданию благоприятного социально-психологического климата в школе. В большинстве случаев психолог работает в составе группы, куда входят разные специалисты. На практике это обычно означает сотрудничество с работниками школьного здравоохранения (медсестры), учителями, социальными и специальными педагогами [Peltonen, 2008].
В последнее время важным направлением работы становится участие психологов в процессе сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, где психолог включается в группу поддержки и работает в команде с другими специалистами.
Несмотря на то, что число школьных психологов в Финляндии достаточно велико, тем не менее, в школах наблюдается их нехватка. Сами психологи отмечают недостаток времени, как непосредственно на работу с детьми и родителями, так и на методическую работу [Ahtola, 2014].
Одна из проблем последнего времени заключается в том, что школьные психологи нацелены на индивидуальную работу и работу с малыми группами. Профессиональная подготовленность, установки и должностные инструкции не дают им в полной мере включиться в командную профилактическую работу по созданию благоприятного психологического климата в школе. Профилактическая работа часто страдает, в психологах видят скорее терапевтов и диагностов, которые должны реагировать и исправлять уже выявленные проблемы. Наблюдается и дефицит программ подготовки психологов в сфере психопрофилактики; например, магистерские программы, готовящие широких специалистов в сфере школьной психологии, в Финляндии отсутствуют [Ahtola, 2014].
Проблемы психологического сопровождения
Несмотря на достаточно высокое благополучие финских учащихся, педагоги и психологи отмечают признаки неблагополучия в этой сфере. Cпециалисты в области психического здоровья указывают на увеличение психосоматических симптомов, депрессивных и тревожных расстройств в детских популяциях в целом по северным странам и, в частности в Финляндии, особенно это касается девочек [Cross-country comparisons of, 2019; 14]. Наибольшую тревогу вызывает значительное увеличение диагнозов у девочек (депрессия, тревога), в то время как наиболее распространенным диагнозом для мальчиков оказались расстройства эмоционального и социального взаимодействия, синдром дефицита внимания и гиперактивности [14]. Исследователи фиксируют отрицательное отношение учеников к школе, большое количество прогулов. Вызывают беспокойство случаи насилия над детьми [Leppakoski, 2021].
Заключение
В финской системе образования большое внимание уделяется психологическому благополучию школьников. Принципы финского образования способствуют созданию благоприятного психологического климата. Психолого-педагогическое сопровождение в финских школах осуществляется в рамках заботы о физическом и психическом здоровье школьников большим количеством специалистов: педагогов, консультантов по профессии, медицинских сестер, педагогов по санитарному просвещению, психологов, специальных педагогов, тьюторов, объединяющихся в многопрофильные рабочие группы для решения конкретных задач.
В системе образования страны существуют специалисты, курирующие отдельные направления: педагог по профориентации, педагог по санитарному просвещению, школьные медицинские сестры, отслеживающие первые признаки психического неблагополучия и направляющие учеников к специалистам. Кроме того, существуют программы, направленные на профилактику и предотвращение отдельных проблем (например, антибуллинговая программа KiVa, коррекционные программы для детей с нарушениями поведения). Акцент в работе делается на педагогических, а не на медицинских аспектах. Поддержка учеников, имеющих трудности в обучении, осуществляется педагогами с участием специальных педагогов, тьюторов, психологов с опорой на трехуровневую модель поддержки. Школьный психолог работает в основном с учениками первой ступени обучения. В его обязанности входят диагностика, консультации учеников и родителей, участие в многопрофильных группах.
Таким образом, система психолого-педагогической поддержки осуществляется путем согласованной работы многопрофильных рабочих групп. Большое внимание уделяется профилактической работе и психологическому просвещению. Несмотря на это, финские специалисты считают используемые психопрофилактические меры недостаточными и ищут дополнительные возможности для сохранения психического здоровья детей и подростков.