Международный опыт разработки программ обучения детей действиям в ситуации общения с незнакомым взрослым

86

Аннотация

Безопасность детей — одно из приоритетных направлений государственной политики России в сфере охраны детства. Случаи похищения детей незнакомыми взрослыми в целях эксплуатации и сексуализированного использования не так часты в общей массе преступлений, однако они отличаются трагическими, часто непоправимыми последствиями. Профилактика случаев похищения детей на основе разработки программ обучения распознаванию опасных ситуаций и формирования поведенческой стратегии отказа от общения и/или оказания сопротивления, недостаточно представлена в отечественной практике начального и дошкольного образования. В статье представлен тематический обзор международных практик, направленных на недопущение преступлений против детей и жестокого обращения с ними и подтвердивших свою эффективность не только многолетним опытом применения, но и доказательной базой в виде научных исследований. Прежде всего, это обучение детей навыкам действий в ситуации общения с незнакомым взрослым. Рассмотрены методология и психолого-педагогическое обоснование применяемых практик в свете доказательного подхода.

Общая информация

Ключевые слова: безопасность детства, программы профилактики, насилие, жестокое обращение с детьми, навыки общения детей с незнакомым взрослым, практики с доказанной эффективностью

Рубрика издания: Психология образования и педагогическая психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110402

Получена: 24.11.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Иванова Е.А., Шпагина Е.М. Международный опыт разработки программ обучения детей действиям в ситуации общения с незнакомым взрослым [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 4. С. 20–29. DOI: 10.17759/jmfp.2022110402

Полный текст

Обеспечение безопасности детства — в числе основных приоритетов общественных и государственных институтов. Несмотря на реализуемые профилактические мероприятия, численность несовершеннолетних, пострадавших от насилия в отношении них растет. Количество преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних остается стабильно высоким (в 2021 г. — 16,8 тыс., в 2020 г. — 15,8 тыс., в 2019 г. — 14,7 тыс. преступлений) [6]. Профилактика сексуализированного насилия в отношении детей требует различных мер: от юридических до социальных и психолого-педагогических. Одно из направлений принятия таких мер — это обучение детей младшего школьного возраста навыкам безопасности при контакте с незнакомым взрослым, в том числе в сети Интернет. Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов в 2020 году отметил: «Мы видим, с чем вынуждены сталкиваться наши дети в Интернете, в социальных сетях, реальной жизни, и, конечно, нам необходимо ограждать их от этого. Но не менее важно научить их самостоятельно реагировать на внешние угрозы...» [9]. В последние годы проблема знакомства взрослых с детьми с целью их похищения или вовлечения в сексуальные действия привлекла внимание российского научного сообщества [4; 8; 10]. В современной действительности контакт начинается в сети Интернет, но заканчивается в реальном общении. Однако профилактических программ, направленных на обучение ребенка поведению в ситуации общения с незнакомцем на улице, по-прежнему представлено недостаточно. Вместе с тем эта опасность остается актуальной для России. Показательным является провокационный социальный эксперимент, проведенный отрядом «Лиза Алерт» в г. Саратове под названием «Куда уходят дети?». Сотрудникам организации удалось увести 15 из 17 детей с площадки в городском парке «Лукоморье». Этот эксперимент продемонстрировал высокую степень уязвимости детей при контакте с незнакомыми взрослыми [11]. По данным, представленным в Докладе о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в 2021 году, полицией разыскивается до 45 тыс. детей. При этом в период исчезновения в среднем 810 несовершеннолетних становились участниками преступных деяний, 129 — жертвами преступлений (из них со смертельным исходом — 24), по иным причинам погибало 100 детей [6].

Примеров обучения детей отказу от контакта с посторонним взрослым в России представлено недостаточно. Цель статьи — описание международных практик обучения детей младшего школьного возраста навыкам собственной безопасности. Обоснование обучения определенным навыкам опирается также и на криминологические исследования, в которых выявлено, что наиболее эффективной стратегией сопротивления преступнику является сочетание таких действий, как активное вербальное сопротивление, осуществление попыток увернуться и убежать, позвать на помощь и сообщить о преступлении в противовес пассивной позиции жертвы [15]. Эффективность описанных в статье программ основана на результатах научных исследований. Направление обучения детей распознаванию опасных ситуаций и реагированию на них в некоторых странах развивается с 1980-х годов. За это время накоплен достаточный объем данных, свидетельствующий об эффективности программ обучения. Представленные подходы к профилактике насилия в отношении детей нашли продолжение и развитие у отечественных специалистов.

Программа “The Safe Child”

Программа “The Safe Child” («Ребенок в безопасности») реализуется некоммерческой организацией «Коалиция в интересах детей» в США с 1980 года по сей день. Методические материалы, разработанные специалистами программы, соответствуют возрастным особенностям детей и, при условии повторения из года в год, позволяют на глубоком уровне проработать значимые аспекты детской безопасности и вселить в детей уверенность, необходимую им для обеспечения собственной безопасности и предотвращения сексуализированного, эмоционального и физического насилия. Обучение проводится в групповом формате для обучающихся дошкольных и школьных учреждений с использованием видеозаписей, ролевых игр и с вовлечением родителей. За время реализации программы и при поддержке Государственной Ассоциации Педагогов США тренинги в составе программы были проведены для более 500 тысяч детей. Программа также была представлена в телевизионной передаче «Скажи нет незнакомцам», удостоенной премии «Эмми», и в книге «Ребенок в безопасности», написанной основателем «Коалиции в интересах детей» доктором Крайзер.

Структура программы включает в себя следующие основные компоненты [25]: 1) доступность материала пониманию детей; 2) комплексное обучение детей 3—11 лет жизненным навыкам, в том числе умению делать выбор, самостоятельно мыслить, эффективно общаться, вести себя ответственно, понимать, когда требуется помощь и умениям ее получить; 3) сохранение чувства безопасности и доверия у детей, предупреждение рисков утраты позитивных ресурсов внутреннего благополучия, самосохранения, баланса добра и зла, эмпатии; 4) опора на имеющиеся исследования и оценку эффективности программы.

Формирование у детей 3—11 лет безопасного поведения в рамках данной программы реализуется по трем направлениям: обучение персонала школы, информирование родителей и непосредственная работа с детьми. Целью подготовки персонала школы является трансляция знаний об особенностях образовательного процесса при обучении детей навыкам безопасности. Работа с родителями включает объяснение содержания, целей и инструментов программы; передачу материалов для подкрепления навыков, формирующихся у детей при обучении в рамках программы. Общим компонентом для обучения персонала школы и родителей является информирование о признаках сексуального, эмоционального и физического насилия над детьми и о способах оказания помощи таким детям. Работа с детьми в рамках данной программы рассчитана на всю линейку образовательного процесса, то есть с трех лет до выпускного класса. В рамках программы дети постепенно осваивают понятия «безопасность тела», «незнакомые взрослые» и отрабатывают навыки защиты личных границ и безопасного взаимодействия со взрослыми.

Авторы программы подчеркивают, что, несмотря на имеющиеся у родителей и системы образования ресурсы и технологии работы, случаи выявления преступников всегда отличаются неожиданностью и вызывают большой резонанс. Важно учитывать также и то, что значительный процент жестокого обращения с детьми происходит внутри семьи, что исключает профилактическое обучение ребенка навыкам безопасного поведения в ситуации жестокого обращения со стороны родителей и является определенной методологической проблемой. Все это требует особенного подхода к работе с детьми. Выход из этой ситуации такой: детей обучают распознаванию признаков жестокого обращения и учат обращаться за помощью к другим значимым взрослым.

Правила безопасности объясняются через конкретные примеры и модели, обсуждение и расширенные ролевые игры, в рамках которых дети могут в ситуациях, близких к жизненным, применить полученные знания на практике и осмыслить полученную информацию, уменьшить свою уязвимость перед угрозой насилия. Через позитивный подход авторы дают возможность детям отработать поведение, которое поможет ребенку распознать признаки жестокого обращения и защитить себя (в том числе и от близких взрослых). В дополнение ко всему, привлекая внимание родителей, учителей и общественность специалисты программы осуществляют первичную профилактику жестокого обращения с детьми и насилия.

Эффективность такого подхода подтверждена [25] многочисленными исследованиями, реализуемыми авторами с 80-х годов прошлого столетия по настоящее время. Уже в одном из первых исследований 1985 года авторы доказали [21] необходимость включения в процесс обучения моделируемых ситуаций для перевода знаний из теоретического плана в практический: «Детям нужна возможность прояснить свои заблуждения, получить новую информацию, отработать новые навыки, чтобы выработать свои собственные — так они станут частью репертуара ребенка в повседневной жизни». Авторы исследования обосновали, что включение в процесс обучения моделируемых ситуаций положительно повлияло на снижение уровня уязвимости детей. Более того, эффект от обучения сохранялся длительное время. При участии в моделируемых ситуациях дети демонстрировали знания и уверенность в своей способности справиться с потенциально опасной ситуацией. При этом успешное прохождение ребенком письменного теста на знание правил безопасности не означало наличие способности у ребенка справиться с ситуацией взаимодействия с незнакомым взрослым в реальной жизни. К схожим выводам приходят авторы еще одного исследования эффективности программы, проведенного в 1989 году. В результате исследования удалось определить [20], что демонстрация детям материалов об опасности взаимодействия с чужими взрослыми в рамках стандартной школьной программы обучения, не приводит к формированию навыка безопасного поведения. Для того, чтобы знания об опасности превратились в безопасное поведение, в программу обучения, помимо прочих обязательных компонентов, необходимо включать ролевые игры, сюжет которых приближен к социальным ситуациям, характерным для возраста и окружения ребенка. В качестве примера авторы программы приводят игру «Что, если…?». Игра заключается в том, что ребенку предлагаются ситуации, начинающиеся с вопроса «Что, если…?».

— Что, если ты ждешь у школы маму, подъезжает машина, и незнакомая женщина-водитель говорит, что мама приехать не смогла и попросила подвезти тебя до дома?

— Что, если ты видишь, что в машине у этой женщины сидят твои одноклассники?

Игра позволяет узнать, что думают дети, обсудить возможные решения проблемы и определить алгоритм действий, которые ребенок должен предпринять для обеспечения своей безопасности.

Понимание опасности, преодоление страха и повышение самооценки ребенка — важные компоненты программы. В исследовании 1985 года авторы обнаружили, что дети испытывают чувство страха относительно ситуаций похищения и жестокого обращения, однако, в созданных экспериментальных условиях они не способны обнаружить факторы опасности, которые вызывают в них то самое чувство страха. При обучении дети смогли вербализировать абстрактный страх, конкретизировать его и проработать через повышение уверенности в способности справиться с опасной ситуацией. Авторы также обнаружили и доказали связь между уровнем самооценки ребенка и его способности осваивать и применять навыки предотвращения жестокого обращения. Высокая самооценка ребенка — еще одно необходимое условие для успешного обучения защите от жестокого обращения и реализации знаний на практике.

Программа соответствует возрастным особенностям детей и, при условии повторения из года в год, позволяет на глубоком уровне проработать значимые аспекты детской безопасности и вселить в детей уверенность, необходимую для обеспечения собственной безопасности.

Программа “Kidpower Teenpower Fullpower International”

Международная некоммерческая организация “Kidpower Teenpower Fullpower International” (сокращенно “Kidpower”) основана в 1989 году в Санта-Круз, штат Калифорния, США с целью формирования у детей навыков личной безопасности для предотвращения жестокого обращения, похищения и другого насилия. Как обычно бывает в некоммерческих организациях, огромная роль в создании и продвижении проекта принадлежит инициатору данного проекта. Ирен ван дер Занде является основателем и исполнительным директором некоммерческой организации “Kidpower Teenpower Fullpower International” и «с 1989 года вдохновляет лидеров международного движения, предоставляя миллионам людей всех возрастов, способностей, культур, идентичностей и слоев общества знания и навыки, необходимые для обеспечения их безопасности» [18]. На веб-сайте организации описана история, послужившая началом деятельности Ирен ван дер Занде в области безопасности. В 1985 году, когда она сопровождала группу детей на экскурсии, незнакомый мужчина попытался с угрозами забрать ребенка. Ирен с помощью крика привлекла внимание прохожих и не дала мужчине этого сделать. Со временем она объединила людей с необходимой квалификацией в области боевых искусств, педагогики, психического здоровья, обеспечения безопасности детей и правоохранительных органов, а также родителей и школьных учителей и организовала работу по созданию эффективной программы, способной предотвратить насилие и жестокое обращение на основе позитивного отношения и обогащения опыта. За время работы организации было обучено более 5 миллионов людей.

Основной подход к построению программ “Kidpower” можно выразить в терминах: позитивность, практичность, безопасность и соответствие возрасту. «Безопасность людей определяется как эмоциональная и физическая безопасность людей, как с самими собой, так и с другими».

На официальном сайте организации представлены исследования, доказывающие эффективность программы безопасного общения детей с незнакомцами. В статье 2014 года коллектив авторов, представленный специалистами в области оценки и психологии (CША), дает описание нескольких компонентов методологического подхода к созданию программы обучения безопасности [17].

Рассмотрим подробнее составляющие программы.

1. Подстройка к целевой аудитории: программа должна учитывать возраст ребенка и ведущие новообразования возраста.

2. Обучение навыкам: навык распознания оскорбительных, опасных и угрожающих ситуаций; навык вмешиваться и оказывать помощь другим; навык обращения за помощью к взрослым. Участники программы отмечали, что обучение навыкам, в ходе которого они обрели контроль, поверили в собственные возможности и силу, было очень важным для них.

3. Включение в процесс обучения родителей или лиц, их замещающих. Родители имеют значительное влияние на ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Однако сами родители не всегда знают, как уберечь детей от виктимизации, найти нужные слова и необходимые навыки, особенно когда речь идет о сексуальном насилии. Поэтому необходимо обучать родителей. Чаще всего это происходит в процессе совместных заданий, которые они выполняют вместе с детьми.

4. Вовлечение в профилактику насилия широкого круга общественности с примением комплексного подхода, через включение в процесс различных организаций и общественных институтов, например образовательного учреждения. Предотвращение насилия рассматривается в различных ситуациях и условиях. Расширяя круг воздействия, программа меняет отношение к насилию в обществе в целом.

5. Обучение должно быть протяженным во времени, что дает возможность усвоить навыки. Также обучение с родителями направлено на то, что в будущем родители сами могут повторять и закреплять полученные навыки с детьми.

6. Обучение проходит в моделировании различных ситуаций и ролевых играх, что дает возможность детям расширить свои знания и возможности в области безопасности. Обучение навыкам разбивается на конкретные шаги и учитывает возрастные потребности ребенка.

В качестве конкретных навыков, формируемых программой, можно выделить следующие: брать на себя ответственность за свою безопасность и безопасность других; проявлять осведомленность, спокойствие и уверенность в потенциально небезопасных ситуациях; кричать, уходить и получать помощь, если испугался и почувствовал опасность; устанавливать четкие, соответствующие границы с людьми, которых они знают, такими как семья, друзья и сверстники; иметь представление о том, где можно получить помощь и как упорствовать и проявлять настойчивость в получении помощи, когда возникает угроза безопасности; составлять план безопасности, или алгоритм действий, если ребенок потерялся или оказался в чрезвычайной ситуации; путем проигрывания ситуаций, понимать значение слова «незнакомец»; применять правила безопасности в отношении незнакомцев.

Исследование эффективности программы показало, что чаще всего участники демонстрируют устойчивые навыки в таких областях как: 1) установление границ; 2) безопасное общение с незнакомцем; 3) поиск помощи; 4) поддержание спокойствия и уверенности в себе.

Программа “Kids in the know”

“Kids in the Know” («Дети в курсе») [19] — это интерактивная образовательная программа Канадского центра защиты детей по вопросам безопасности, предназначенная для обучающихся от детского сада до старшей школы. Цель программы — помочь педагогам обучить детей и подростков эффективным стратегиям личной безопасности в соответствующей возрасту интерактивной форме, которая формирует навыки устойчивости и снижает вероятность виктимизации детей в реальном и виртуальном мире. В задачи программы входит: 1) уменьшение уровня виктимизации детей/подростков через обучение эффективным стратегиям личной безопасности; 2) развитие навыка устойчивости (т.е. осознанности, социально-эмоциональной компетентности, решения проблем, критического мышления и навыка принятия решений с наименьшим риском); 3) формирование у детей желания сообщать о подозрительном поведении; 4) снижение уровня виктимблейминга (обвинения жертвы в случившемся); 5) способствование взаимодействию родителей и детей в области личной безопасности. Программа применяется в тысячах школ на территории Канады в соответствии с требованиями департаментов образования во всех юрисдикциях Канады.

Программа опирается как на факты, так и на обобщенные данные исследований. Темы, которые раскрываются в процессе обучения, включают в себя такие вопросы как: здоровые отношения; безопасное и ответственное использование технологий; решение проблемных ситуаций, связанных с высоким риском; общедоступность Интернета и потеря контроля над контентом; а также формирование навыков для решения сложных ситуаций и обращения за помощью.

На официальном сайте программы описаны принципы безопасности, которые легли в основу “Kids in the Know”. Эти принципы безопасности являются ключевыми защитными факторами для детей в ежедневной жизни. При их разработке использовался подход, основанный на пластичности мозга, способствующий удержанию внимания детей и облегчающий их понимание. Ритм, рифма, повторение и мультимодальные методы (т. е. визуальные, слуховые и кинестетические) используются на протяжении всего процесса обучения. Такого рода программы не только предлагают детям навыки защиты от опасных ситуаций, но и повышают ценность детей в глазах общества, что также способствует профилактике жестокого обращения и насилия над детьми.

Авторы программы подтверждают, что программа “Kids In The Know” соответствует критериям руководства, разработанного [23] в 2001 году Национальным центром по делам пропавших без вести и эксплуатируемых детей (NCMEC) в США для образовательных программ в области детской безопасности. Данное руководство создавалось с привлечением специалистов различных сфер, в том числе педиатров, ученых и детских психологов. Программа “Kids In The Know” отвечает всем заявленным критериям: возраст обучающихся, освоение и применение навыков, разглашение случаев насилия, отсутствие страха и тревоги, содержание программы и ее длительность, требования к квалификации тренеров, методы обучения.

В частности, одной из важных проблем подтверждения эффективности и приемлемости профилактических программ обучения безопасному поведению выступает доказательство отсутствия вторичного вреда от участия в таких программах. У родителей и педагогов часто вызывает беспокойство возможность того, что программы, информирующие об угрозах и рисках, будут вызывать у детей страх и тревогу. Исследования, проведенные в 1991, 1994, 2006 гг. соответственно, показывают [13; 22; 24], что в рамках программы “Kids In The Know” этого не происходит. При разработке программы были созданы специальные условия для того, чтобы дети при участии в программе были настроены на успех и позитивное настроение. «Веселые, интерактивные уроки используют формы деятельности, не основанные на запугивании, соответствуют возрастным особенностям обучающихся и помогают развивать самооценку ребенка на каждом уровне образовательного процесса» [19].

Исследователи также отмечают важность таких факторов как комплексность и повторяемость сессий. Программы, которые часто повторяются, дают наилучшие результаты. В исследовании, проведенном в 2006 году, рекомендуется [22] реализовывать программы с достаточной продолжительностью (не менее одного часа и трех отдельных занятий), что обеспечивает необходимый запас времени для изучения и интеграции детьми навыков самозащиты независимо от их возраста и уровня развития. Исследование показало, что повторение программы через равные промежутки времени может помочь сохранить положительный эффект от обучения. Это заключение подтверждает выводы, сделанные авторами исследования 2000 года, в рамках которого доказано [16], что программы, предусматривающие три или более сессии, были значительно более эффективными, чем программы с меньшим количеством сессий, независимо от общего количества часов программы. Каждый урок в программе “Kids In The Know” подготавливает учащихся к обучению, опираясь на их прошлый опыт, тем самым активизируя ранее полученные знания. Это также позволяет создавать опору для новых концепций. Уроки посещаются в несколько сессий, год за годом.

Программа “Childhelp”

“Childhelp Speak Up Be Safe” («Говори громче, будь в безопасности») — это комплексная учебная программа по формированию у школьников 4 — 18 лет навыков безопасности в целях предотвращения и пресечения различных видов жестокого обращения (физического, эмоционального, сексуального, буллинга, киберагрессии).

Программа направлена на повышение уверенности ребенка в безопасности, что способствует уважению к себе и сверстникам и может быть применено в том числе к потенциально опасным ситуациям. Главной целью этой учебной программы является обучение детей навыкам выявления небезопасных ситуаций и обращения к взрослому для получения помощи.

Программа реализуется [14] на четырех образовательных уровнях. Для детей от дошкольного до младшего школьного возраста основное внимание уделяется ответственности взрослых за обеспечение безопасности детей. Дети изучают основные понятия личной безопасности и учатся определять безопасных взрослых в своей жизни. Для учащихся 3—5-х классов идея обеспечения безопасности детей взрослыми расширяется до ряда основных правил безопасности, соблюдая которые дети помогают взрослым обеспечивать необходимый уровень безопасности. Дети этого возраста также определяют безопасных взрослых и учатся применять на практике правила безопасности. Следующий уровень включает учащихся 6—8 классов. На этой ступени усиливается роль растущей ответственности детей, которые могут создавать возможности для потенциально небезопасных ситуаций. Подростки учатся распознавать возможные риски и отрабатывают стратегии сопротивления, которые они могут использовать в опасных ситуациях. Завершающий уровень формирования навыков безопасного поведения для учащихся 9—12 классов учитывает растущую независимость подростков и акцентирует внимание на важности распознавания нездоровых отношений и небезопасных ситуаций, а также учит способам предотвращения жестокого обращения и получения помощи.

Авторы программы используют комплексный подход в обучении детей. Разработаны материалы для привлечения родителей и опекунов, учителей, школьной администрации и заинтересованных представителей сообщества, что не только помогает детям распознавать небезопасные ситуации и развивать навыки сопротивления, но также создает вокруг детей сеть безопасности.

Программа «Childhelp Speak Up Be Safe» основана на последних исследованиях в области развития детей, стилей обучения, социальной психологии и предотвращения жестокого обращения с детьми. Оценка эффективности и сбор доказательных данных проводились [27; 28] в 2021 — 2022 гг. в отношении всех уровней обучения детей. Таким образом, авторы программы доказали эффективность комплексного подхода к обучению детей навыкам безопасного поведения, в том числе с участием родителей [26].

При участии Юго-Западного Междисциплинарного Исследовательского Центра Университета Штата Аризона (ASU-SIRC), команда программы внедрила стандарты оценки, расширила учебное содержание, собрала отзывы об эффективности и укрепила цели программы. На официальном сайте программы приведены [14] основные результаты проведенной работы, в том числе результаты рандомизированного контролируемого исследования, проведенного в 2018 — 2019 гг. с целью изучения влияния учебной программы “Childhelp Speak Up Be Safe”. РКИ включало план наблюдения до, после и через шесть месяцев после обучения учащихся различных возрастных групп. Учащиеся экспериментальной группы показали статистически значимые отличия в уровне знаний в сравнении с контрольной группой. В результате проведенных исследовательских мероприятий программа внесена в реестр доказательных практик в сфере детства CEBC.

Следует отметить, что список программ, приведенных выше касается опыта некоммерческих организаций США и Канады. В нашей стране есть несколько подобных проектов, которые адаптируют зарубежный опыт применительно к России и внедряют в него собственные разработки. Это такие организации как «Академия безопасности» Ольги Бочковой [1], частная школа безопасности «Стоп угроза» [12] и программа БФ «Быть мамой» — «Круг безопасности» [5]. В рамках данной статьи мы остановимся на последней, так как один из авторов является ее разработчиком.

Программа «Круг безопасности»

«Круг безопасности» — программа обучения детей навыкам безопасного поведения в реальной и виртуальной жизни, реализуемая в государственных школах Москвы, Московской области и Екатеринбурга с 2017 года. Программа ставит перед собой задачу увеличения числа детей младшего школьного возраста, обладающих необходимыми знаниями и навыками безопасного поведения через создание, отработку и информационное продвижение новых инструментов обучения. Авторы программы — педагоги, психологи и сотрудники благотворительного фонда в поддержку материнства «Быть мамой».

Цель программы — повышение числа детей, способных распознать опасность и выбрать безопасную стратегию поведения при коммуникации со знакомыми и посторонними взрослыми. Обучение проводится по следующим направлениям: 1) защита от похитителей и мошенников; 2) безопасное поведение в Интернете; 3) безопасное общение в Интернете; 4) безопасный дом; 5) безопасная дача.

Формирование у детей навыков безопасного поведения происходит через работу с педагогическим и родительским сообществом, а также через непосредственную работу с детьми.

В рамках работы с педагогами авторы программы разработали комплект методических материалов, по которым русскоязычные учителя могут проводить уроки безопасности в своих классах. Комплект материалов включает поминутный план уроков, презентационные материалы, раздаточные материалы, домашние задания и рекомендации для родителей. Для более глубокого обучения формированию навыков безопасного поведения разработан дистанционный курс повышения квалификации, который позволяет не только объяснить педагогам основные подходы к обучению детей безопасности, но подчеркивает важность создания в классе доверительной и психологически безопасной атмосферы, в которой ребенок ощущает себя значимым, важным и услышанным.

Основным инструментом программы являются интерактивные тренинги, на которых дети в игровой форме осваивают необходимые навыки, связанные с безопасной коммуникацией с чужими взрослыми во избежание ситуаций насилия, в том числе сексуализированного. Обучение учитывает стереотипное восприятие опасности и образа преступников, свойственное детям младшего школьного возраста, и смещает акцент с внешности взрослого на его действия. Поскольку крайне важным является сохранение доверия детей к людям как базового элемента жизни человека, в ходе тренинга у детей формируется «оптимальный уровень доверия» [3], который может обеспечить безопасность ребенка, не ограничивая при этом его личностное развитие. Таким образом, при формировании навыков безопасного ухода от контакта в программе внимание акцентируется не на «недоверии», а на конкретных действиях, которые ребенку следует осуществить для избегания возможных опасных последствий контакта с чужим взрослым. Ряд международных программ, рассмотренных выше, включает в себя обучение распознаванию опасных ситуаций. В программе «Круг безопасности» предполагается, что у младших школьников недостаточно знаний и жизненного опыта, чтобы определить степень опасности ситуации и принять соответствующее безопасное решение [2]. Необходимые предпосылки для того, чтобы предвидеть и осознать возможную угрозу, только появляются у младших школьников в виде рефлексивных способностей как одно из новообразований этого возраста [7]. Развивающиеся рефлексивные способности еще недостаточны для того, чтобы индивидуально подойти к оценке и принятию решения в каждой конкретной ситуации. Это требует дать ребенку универсальный ориентир для поведения, относящийся ко всем чужим людям.

В настоящее время авторами этой статьи проводится исследование, имеющее целью оценить результативность воздействия в рамках этой программы. Согласно рабочим гипотезам исследования, в число основных условий реализации отказа от контакта входят: наличие знаний о потенциальной опасности чужих взрослых; своевременная актуализация этих знаний в конкретной, неожиданной для ребенка ситуации контакта; преодоление социальных установок на необходимость безусловного подчинения любым взрослым; придание приоритетности мотивам применить на практике полученные знания по безопасности и защитить себя от угрозы нежелательного контакта по отношению к мотивам соблюдать указанные выше установки; преодоление страхов, ступора, растерянности, стеснения и других личностных проявлений; наличие отработанной в игровой форме практики ухода от контакта.

Выводы

Зарубежные практики обучения безопасному общению детей с незнакомцем имеют в мире многолетнюю историю и продолжают применяться по сей день. Анализ указанных практик позволяет выявить некоторые критерии к оценке практик подобного рода: 1) адаптация к возрасту аудитории и учет особенностей при проектировании программы; 2) обучение детей таким навыкам, как: навык распознавания признаков и сигналов безопасности; навык вмешиваться, если такое случается с другими; навык обращения за помощью к взрослым; навыки совладания со страхом и повышения самооценки; 3) обучение родителей, чтобы те закрепляли полученные навыки дома; 4) обучение персонала школы и учителей; 5) использование позитивных моделей и ситуаций для исключения психологической травматизации детей в процессе обучения.

Описанные программы обучения безопасности детей имеют не только достоинства, но и ограничения. Кроме того, многие исследования доказательности практик были проведены несколько лет назад и устарели. При внедрении практик на российскую почву необходимо современное методологическое обоснование разработки подобного рода программ с учетом достижений современной психологической науки и практики.

Литература

  1. Академия безопасности Ольги Бочковой [Электронный ресурс]. М., 2019. URL: https://bochkova.academy/ (дата обращения: 22.12.2022).
  2. Борисова Т.С., Берлянд Ю.Б., Снидко А.А. Личная безопасность детей младшего школьного возраста как сфера воспитательной деятельности [Электронный ресурс] // Управление образованием: теория и практика. 2021. Том 11. № 6. С. 28—41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47950911 (дата обращения: 22.11.2022).
  3. Захарченко Н.А., Ситдикова С.Н. Проблема изучения доверия детей младшего школьного возраста к незнакомым взрослым [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 1. С. 569—587. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17831041 (дата обращения: 22.12.2022).
  4. Калинина А.С., Секераж Т.Н. Взаимодействие с несовершеннолетними потерпевшими лиц, привлекаемых к ответственности за совершение развратных действий в сети Интернет: интенциональный аспект // Психология и право. 2022. Том 12. № 3. С. 77—87. DOI:10.17759/psylaw.2022120307
  5. Круг безопасности [Электронный ресурс] / Благотворительный фонд в поддержку материнства «Быть мамой». URL: https://safetycircle.ru/ (дата обращения: 22.12.2022).
  6. Львова-Белова М. Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской федерации по правам ребенка в 2021 году [Электронный ресурс] // Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. М., 2022. 481 с. URL: http://deti.gov.ru/documents/doklad (дата обращения: 22.12.2022).
  7. Матвеева О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях [Электронный ресурс] // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2010. № 16. С. 151—157. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14570425 (дата обращения: 22.12.2022).
  8. Медведева А.С., Дозорцева Е.Г. Характеристики онлайн груминга как вида сексуальной эксплуатации несовершеннолетних (по результатам анализа переписок взрослых и детей в сети Интернет) // Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 161—173. DOI:10.17759/psylaw.2019090412
  9. Минпросвещения России: официальный интернет-ресурс [Электронный ресурс] / Министерство просвещения Российской Федерации. М., 2022. URL: https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 22.12.2022).
  10. Нуцкова Е.В., Дозорцева Е.Г. Клинико-психологические особенности несовершеннолетних, потерпевших от кибергруминга // Психология и право. 2022. Том 12. № 3. С. 66—76. DOI:10.17759/psylaw.2022120306
  11. Социальный эксперимент «Куда уходят дети?» [Электронный ресурс] / Комитет по образованию администрации Энгельcского муниципального района // Портал комитета по образованию администрации Энгельсского муниципального района. Энгельс, 2019. URL: https://www.engels-edu.ru/main-news/novosti-2019/novosti-2019_11081.html (дата обращения: 22.11.2022).
  12. Стоп угроза: Школа безопасности для детей и родителей [Электронный ресурс]. URL: https://stop-ugroza.ru/ (дата обращения: 22.12.2022).
  13. Child sexual abuse prevention: Evaluation and one-year follow-up / A. Hazard, C. Webb, C. Kleemeir, L. Angert, J. Rohl // Child Abuse & Neglect. 1991. Vol. 15. № 1—2. P. 123—138. DOI:10.1016/0145-2134(91)90097-W
  14. Childhelp Speak Up Be Safe [Электронный ресурс] / Childhelp National Child Abuse Hotline // Childhelp. URL: https://www.childhelp.org/speakupbesafe/ (дата обращения: 22.12.2022).
  15. Collie C.J.R., Shalev Greene K. The Effectiveness of Victim Resistance Strategies against Stranger Child Abduction: An Analysis of Attempted and Completed Cases // Journal of Investigative Psychology and Offender Profiling. 2016. Vol. 13. № 3. P. 277—295. DOI:10.1002/jip.1457
  16. Davis M.K., Gidycz C.A. Child Sexual Abuse Prevention Programs: A Meta-Analysis // Journal of Clinical Child Psychology. 2000. Vol. 29. № 2. P. 257—265. DOI:10.1207/S15374424jccp2902_11
  17. Empowering children with safety-skills: An evaluation of the Kidpower Everyday Safety-Skills Program / A. Brenick, J. Shattuck, A. Donlan, Sh. Duh, E.L. Zurbriggen // Children and Youth Services Review. 2014. Vol. 44. P. 152—162. DOI:10.1016/j.childyouth.2014.06.007
  18. Kidpower International [Электронный ресурс]. URL: https://www.kidpower.org/ (дата обращения: 22.12.2022).
  19. Kids In The Know [Электронный ресурс] // Canadian Centre for Child Protection. Winnipeg, 2022. URL: https://www.kidsintheknow.ca/app/en/ (дата обращения: 22.12.2022).
  20. Kraizer S., Witte S.S., Freyer G.E. Child Sexual Abuse Prevention Programs: What Makes Them Effective in Protecting Children? // Children today. 1989. Vol. 18. № 5. P. 23—27. DOI:10.7916/D8CG00R4
  21. Kraizer S.K., Fryer G.E., Miller M. Programming for Preventing Sexual Abuse and Abduction: What Does It Mean When It Works? [Электронный ресурс] // Child Welfare. 1988. Vol. 67. № 1. P. 69—78. URL: https://www.ojp.gov/ncjrs/virtual-library/abstracts/programming-preventing-sexual-abuse-and-abduction-what-does-it-mean (дата обращения: 22.12.2022).
  22. Mental Health and Developmental Disabilities in Children [Электронный ресурс]: A Research Report Prepared for Child and Youth Mental Health British Columbia Ministry of Children and Family Development / Ch. Schwartz, O. Garland, Ch. Waddell, E. Harrison. Vancouver: Simon Fraser University, 2006. 18 p. URL: https://childhealthpolicy.ca/mental-health-and-developmental-disabilities-in-children/ (дата обращения: 22.12.2022).
  23. National Center for Missing & Exploited Children [Электронный ресурс]. URL: https://www.missingkids.org/ (дата обращения: 22.12.2022).
  24. Primary Prevention of Child Sexual Abuse: A Critical Review. Part II / H.L. MacMillan, J.H. MacMillan, D.R. Offord, L. Griffith, A. MacMillan // Journal of child Psychology and Psychiatry. 1994. Vol. 35. № 5. P. 857—876. DOI:10.1111/j.1469-7610.1994.tb02299.x
  25. Safe Child Program [Электронный ресурс] // Coalition for Children. URL: https://safechild.org/sexual-abuse/ (дата обращения: 22.12.2022).
  26. Sanders M.R., Markie‐Dadds C., Turner K.M.T. Theoretical, Scientific and Clinical Foundations of the Triple P-Positive Parenting Program: A Population Approach to the Promotion of Parenting Competence [Электронный ресурс] // Parenting Research and Practice Monograph № 1. Brisbane: The Parenting and Family Support Centre, The University of Queensland, 2002. 26 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/37621619_Theoretical_Scientific_and_Clinical_Foundations_of_the_Triple_P-Positive_Parenting_Program_A_Population_Approach_to_the_Promotion_of_Parenting_Competence (дата обращения: 22.12.2022).
  27. Teaching Youth to Resist Abuse: Evaluation of a Strengths-Based Child Maltreatment Curriculum for High School Students / M.J. Diaz, W. Wolfersteig, D. Moreland, G. Yoder, P. Dustman, M.L. Harthun // Journal of Child & Adolescent Trauma. 2021. Vol. 14. № 1. P. 141—149. DOI:10.1007/s40653-020-00304-2
  28. Wolfersteig W., Diaz M.J., Moreland D. Empowering Elementary and Middle School Youth to Speak Up and Be Safe: Advancing Prevention of Child Maltreatment with a Universal School-Based Curriculum // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19. № 19. Article ID 11856. 12 p. DOI:10.3390/ijerph191911856

Информация об авторах

Иванова Елена Анатольевна, магистрант кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), директор Благотворительного фонда в поддержку материнства «Быть мамой», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2040-7161, e-mail: e.ivanova@bethemom.ru

Шпагина Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3325-3402, e-mail: shpaginaem@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 406
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 86
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5