Современная зарубежная психология
2023. Том 12. № 2. С. 125–136
doi:10.17759/jmfp.2023120212
ISSN: 2304-4977 (online)
Театральная деятельность в образовательных и воспитательных целях: опыт стран Африки
Аннотация
В статье представлен обзор зарубежных исследований применения театральных практик и методов драмапедагогики в африканских образовательных и гуманитарных организациях. В рамках этой проблемы дан краткий исторический экскурс об истории развития африканского перформативного искусства в целях обучения и просвещения. Рассмотрены теоретические подходы к наиболее востребованным театрализованным практикам для развития и интеграции местных общин, сохранения и межпоколенной трансляции самобытного культурного наследия. Такая деятельность служит также целям повышения осведомленности населения в области общегуманитарных проблем безопасного поведения и современных вызовов человечеству и локальным этносообществам. В этом контексте приведены примеры образовательных проектов по противодействию распространению заболеваний, примирению конфликтующих сторон, усвоению школьного материала, в основу которых положены принципы драмапедагогики. Обсуждаются и анализируются основные факторы и мотивы востребованности театра как технологии образования и воспитания, специфика театрализации учебного и воспитательного процесса в странах Африки. Подчеркивается, что театр относится к эффективным инструментам для информационно-просветительской работы в ситуациях распространения различных социально опасных заболеваний и мирного урегулирования конфликтов между враждующими этническими группами и племенами.
Общая информация
Ключевые слова: театральная деятельность, драмапедагогика, прикладной театр, театр для развития, обучение, воспитание, дети, подростки
Рубрика издания: Психология образования и педагогическая психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120212
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО МГППУ в рамках проекта «Театр как деятельностная технология воспитания и формирования личностных образовательных результатов у подростков».
Получена: 07.11.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Поскакалова Т.А. Театральная деятельность в образовательных и воспитательных целях: опыт стран Африки [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 2. С. 125–136. DOI: 10.17759/jmfp.2023120212
Полный текст
Введение
- popular theatre (популярный театр) — драматические представления, направленные на все категории граждан (включая неграмотных и малограмотных), исполняемые на местных языках и призванные решать различные проблемы локальных сообществ [28];
- theatre for development (театр для развития) — непрерывный процесс развития как сообществ, так и индивидов через театральные/творческие формы самовыражения; развитие осуществляется посредством вмешательства в реальность культурными средствами; целью таких вмешательств является содействие гражданскому диалогу и повышение вовлеченности участников театрального действия в решение насущных проблем [23; 31; 35; 38];
- community theatre (непрофессиональный или общественный театр) — любое театральное представление, имеющее отношение к жизни определенного сообщества, его проблемам, которое принимает форму социальной деятельности; будучи неразрывно связанной с истоками данного сообщества, такая деятельность систематически осуществляет на него воздействие в целях преобразования и развития [7; 22];
- theatre of the oppressed (театр угнетенных) — театральная мастерская, объединяющая спектакль, активную вовлеченность зрителя в действие и образовательный форум; в рамках спектакля зрители взаимодействуют друг с другом для решения проблем угнетения, экономического неравенства, расизма и др. [12; 15].
Рис. 1. Направления театральной деятельности в образовательных и просветительских целях в странах Африки
История театральных практик в Африке
Театральная деятельность как инструмент разрешения проблем здоровья, пресечения распространения ВИЧ-инфекции
Прикладной театр как инструмент разрешения конфликтов и восстановления благополучия
Прикладное использование театра/драмы в африканской школе
Заключение
Литература
- Ерохин А.К. Трансформация образования на Африканском континенте: от традиционных навыков к формальному образованию // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Том 9. № 4. С. 74—79. DOI:10.26140/bgz3-2020-0904-0020
- Поскакалова Т.А. История развития театральных практик в образовании: зарубежный и отечественный опыт // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 96—104. DOI:10.17759/jmfp.2021100210
- Рубцова О.В., Поскакалова Т.А. Театральная деятельность как средство развития и обучения в подростковом возрасте: результаты эмпирического исследования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 144—156. DOI:10.17759/pse.2020250612
- Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Соловьева А.Г. Театр как деятельностная технология воспитания и формирования личностных образовательных результатов // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 1. С. 52—64. DOI:10.17759/pse.2022270105
- Слота Н.В. Методы и приемы музыкально-сценического обучения учащихся // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 1. С. 148—145.
- Яковлюк С.М., Ионов-Тарасов И.В. Методы и приемы театральной педагогики в формировании коммуникативной культуры школьника [Электронный ресурс] // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN216.pdf (дата обращения: 11.06.2023).
- Adie E.U., Okoro L.A., Orim E.G. Exploring the potentials of community theatre as a tool for social change: the participatory communication method [Электронный ресурс] // Journal of integrative humanism. 2014. Vol. 4. № 1. 17 p. URL: https://philpapers.org/rec/ADIETP (дата обращения: 11.06.2023).
- Adie E.U., Ushie A.D. Integrating African folklore into drama-in-education pedagogy for cultural development in Nigerian primary schools’ curriculum [Электронный ресурс] // Humanitatis theoreticus journal. 2018. Vol. 1. № 1. 12 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/337716386 (дата обращения: 14.06.2023).
- Andrzejewski B.W. Modern and traditional aspects of Somali drama // Journal of African Cultural Studies. 2011. Vol. 23. № 1. P. 85—95. DOI:10.1080/13696815.2011.581461
- Arts-based approaches to promoting health in sub-Saharan Africa: a scoping review / C. Bunn, C. Kalinga, O. Mtema [et al.] // BMJ Global Health. 2020. Vol. 5. Article ID e001987. 15 p. DOI:10.1136/bmjgh-2019-001987
- Bello B.O., Offorma G.C. Effect of drama on secondary school students' achievement in family life and HIV/AIDS education component of English language curriculum [Электронный ресурс] // Journal of the Nigerian academy of education. 2013. Vol. 8. № 2. P. 84—98. URL: https://www.researchgate.net/publication/280554426 (дата обращения: 14.06.2023).
- Burns M.A., Beti B.N., Okuto M.E. Truth comes in many colors: theatre of the oppressed for conflict transformation and trauma healing in Kenya // Grassroots leadership and the arts for social change / Eds. S.J. Erenrich, J.F. Wergin. Bingley: Emerald publishing limited, 2017. P. 189—205. DOI:10.1108/978-1-78635-687-120171012
- Chinyowa K.C. Theatrical performance as technology: the case of drama in AIDS education (DramAidE) in South Africa // Studies in Theatre and Performance. 2009. Vol. 29. № 1. P. 33—52. DOI:10.1386/stap.29.1.33_1
- Chisiza Z. The problem with theatre for development in contemporary Malawi [Электронный ресурс] // Leeds African studies bulletin. 2017. № 78. P. 61—78. URL: https://lucas.leeds.ac.uk/article/the-problem-with-theatre-for-development-in-contemporary-malawi-zindaba-chisiza/ (дата обращения: 14.06.2023).
- Clark J. Acting up and speaking out: using theatre of the oppressed and collective memory work as alternative research methods and empowerment tools in work with girls // Agenda: empowering women for gender equity. 2009. Vol. 23. № 79. P. 49—64. DOI:10.1080/10130950.2009.9676223
- Dalrymple L., Jaffe A. Dramaide, a project in schools in Kwazulu-Natal, South Africa // AIDS Education Interventions in Multi-Cultural Societies / Eds. I.I. Schenker, G. Sabar-Friedman, F.S. Sy. New York: Springer, 1996. P. 119—123. DOI:10.1007/978-1-4757-9122-8_18
- Ebew P.J. Applied theatre as an alternative communication approach for the development of rural communities in Africa // Communitas. 2017. Vol. 22. P. 75—86. DOI:10.18820/24150525/Comm.v22.6
- Educating for peace through theatrical arts: International perspectives on peacebuilding instruction / Eds. C. Carter, R.B. Guerra. N.Y.: Routledge, 2022. 220 p.
- Egwemi O.P., Salifu P.O. Theatre for development (TfD) approach to water crisis in rural Ofabo, Kogi State, Nigeria // Research in drama education: the Journal of applied theatre and performance. 2023. Vol. 28. № 2. P. 330—337. DOI:10.1080/13569783.2022.2122789
- Guanah S.J. Media and theatre as reliable catalysts for African development [Электронный ресурс] // Journal of arts. 2019. Vol. 18. № 1—2. P. 401—426. URL: https://www.researchgate.net/publication/342716228 (дата обращения: 14.06.2023).
- Hakib A.K. Theatre for development (TfD): Historical and institutional perspectives: diss. ... doktor der Philosophie [Электронный ресурс]. München, 2022. 198 p. URL: https://edoc.ub.uni-muenchen.de/29862/7/Hakib_Abdul_Karim.pdf (дата обращения: 14.06.2023).
- Inyang E. Community theatre as instrument for community sensitisation and mobilization // Tydskrif vir Letterkunde. 2016. Vol. 53. № 1. P. 149—159. DOI:10.4314/tvl.v53i1.10
- Kamlongera C. Theatre for development in Africa // Media and global change: rethinking communication for development / Eds. O. Hemer, T. Tufte. Buenos Aires: CLACSO, 2005. P. 435—452.
- Kirui S.K. The use of drama techniques in teaching and learning of Kiswahili language in secondary schools in Nandi South district, Kenya: diss. ... Master of philosophy degree thesis. [Электронный ресурс]. Nairobi, 2015. 147 p. URL: http://ir.mu.ac.ke:8080/xmlui/bitstream/handle/123456789/842/Thesis%202%20imprvd%20%282%29%20post-submission.doc%20corrected%20again%20aft%20dfce%20crctd%20%20table%20esc%20%28Recovered%29%20final.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 14.06.2023).
- Kvam H. Theatre for development — a Tanzanian road towards citizenship and cultural renewal // Journal of urban culture research. 2014. Vol. 5. P. 44—53. DOI:10.14456/jucr.2012.5
- Lasisi B.A. Applied Drama: reflection on the practice and the question // Journal of Arts and Humanities. 2020. Vol. 9. № 1. P. 6—15. DOI:10.18533/journal.v9i1.1822
- McCallum H. Theatre and witnessing: an investigation into verbatim ‘theatre as reconciliation’ in post-apartheid South Africa // South African Theatre Journal. 2021. Vol. 34. № 3. P. 166—177. DOI:10.1080/10137548.2022.2062042
- Mlama P.M. Culture and development: The popular theatre approach in Africa [Электронный ресурс]. Motala: Motalа Grafiska, 1991. 219 p. URL: https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:273660/FULLTEXT01.pdf (дата обращения: 14.06.2023).
- Mobile Arts for Peace (MAP): creating art-based communication structures between young people and policymakers from local to national levels / A. Breed, K. Pells, M. Elliott, T. Prentki // Research in drama education: the journal of applied theatre and performance. 2022. Vol. 27. № 3. P. 304—321. DOI:10.1080/13569783.2022.2088274
- Nda U.S. Utilizing drama in the teaching of environment issues to primary School Pupils // International journal of education administration and policy studies. 2012. Vol. 4. № 6. P. 141—146. DOI:10.5897/IJEAPS11.040
- Nyatuame P.N. The ‘Evaluation triangle’ in Theatre-For-Development education in Ghana [Электронный ресурс] // Journal of African arts and culture. 2019. Vol. 3. № 2. P. 1—24. URL: https://www.researchgate.net/publication/334710065 (дата обращения: 14.06.2023).
- Okoye C.M. Drama therapy and the engagement of applied theatre techniques for children with disabilities in Nigeria [Электронный ресурс] // Nigerian journal of arts and humanities. 2022. Vol. 2. № 1. P. 1—8. URL: https://www.researchgate.net/publication/362250365 (дата обращения: 14.06.2023).
- Prentki T. The empire strikes back: the relevance of Theatre for Development in Africa and South east Asia to community drama in the UK // Research in drama education: the journal of applied theatre and performance. 1996. Vol. 1. № 1. P. 33—49. DOI:10.1080/1356978960010104
- Schewe M. Taking stock and looking ahead: Drama pedagogy as a gateway to a performative teaching and learning culture // Scenario: journal for drama and theatre in foreign and second language education. 2013. Vol. 7. № 1. P. 5—27. DOI:10.33178/scenario.7.1.2
- Shule V. Theatre in/for development in Tanzania: a neoliberal nightmare // Trends in twenty-first-century African theatre and performance / Ed. K. Igweonu. Amsterdam; New York: Rodopi, 2011. P. 189—215. DOI:10.1163/9789401200820_011
- Too K.S. The use of drama techniques in teaching of English language: the case of secondary schools in Uasin-Gishu County in Kenya. London: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 100 p.
- Ugwu C., Ogwu E., Igbokwe U. Effect of drama method on students’ academic achievement in Christian religious knowledge (CRK) curriculum // Educational Research. 2017. Vol. 8. № 2. P. 13—20. DOI:10.14303/er.2017.022
- Umenyilorah C.U. Theatre as tool for development in Nigeria // Journal of humanities and social science. 2014. Vol. 19. № 6. P. 34—40. DOI:10.9790/0837-19623440
- Van Hout M.C., Mhlanga-Gunda R., Kewley S. Using performance and theatre arts in HIV interventions and HIV programming in sub-Saharan Africa: a scoping review of extant literature [Электронный ресурс] // Journal of sustainable development in Africa. 2019. Vol. 21. № 4. P. 178—213. URL: http://researchonline.ljmu.ac.uk/id/eprint/12014/ (дата обращения: 14.06.2023).
- Yakubu A.A. Applied theatre and culturally sustainable peacebuilding: an intervention with victims of Boko Haram insurgency in Northeast Nigeria // Peace studies for sustainable development in Africa: Conflicts and Peace Oriented Conflict Resolution / Eds. E. Spiegel, G. Mutalemwa, C. Liu, L.R. Kurtz. Cham: Springer, 2022. P. 775—792. DOI:10.1007/978-3-030-92474-4_57
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 316
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 99
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0