Современная зарубежная психология
2024. Том 13. № 1. С. 47–57
doi:10.17759/jmfp.2024130104
ISSN: 2304-4977 (online)
Межличностная синхронизация в диадах «наставник—наставляемый»: Анализ невербальной синхронизации и эмпатии
Аннотация
Межличностная синхронизация — явление сонастройки показателей участников взаимодействия, наблюдаемое на различных уровнях, включая невербальный. Исследований межличностной синхронизации в контексте рабочей среды крайне мало, а в контексте наставничества в такой среде — практически нет. Предыдущие исследования указывают на важную роль личностных характеристик, а именно эмпатии, как для межличностной синхронизации, так и для наставнических отношений. Цель данной работы — изучить вклад эмпатии в невербальную синхронизацию в диадах «наставник—наставляемый» в рабочей среде. В рамках экспериментального взаимодействия участники обсуждали рабочие ситуации и общались на свободную тему. Эмпатия оценивалась с помощью опросника The Empathy Quotient, невербальная синхронизация — с помощью программного обеспечения Motion Energy Analysis. Был обнаружен значимый вклад когнитивной эмпатии наставляемого в усредненный показатель синхронизации движений в области головы. Результаты могут отражать вклад когнитивной эмпатии наставляемого через анализ невербальных сигналов наставника в их сонастройку, в частности — выражение лица и движения головы. Обнаруженная взаимосвязь может быть учтена в программах наставничества для составления пар, так как предыдущие исследования указывают на успешность синхронизированных диад в достижении совместных результатов. Необходимы дальнейшие исследования с использованием других методов оценки эмпатии и измерение синхронизации на других уровнях.
Общая информация
Ключевые слова: межличностная синхронизация, невербальная синхронизация, эмпатия, наставничество, межличностная коммуникация, невербальная коммуникация, невербальное поведение, Motion Energy Analysis, Empathy Quotient
Рубрика издания: Общая психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130104
Финансирование. Работа выполнена при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Соглашение № 075-10-2021-093; Проект COG-RND-2104).
Благодарности. Авторы выражают благодарность Образовательному центру «Сириус» за помощь в поиске участников для исследования, а также Д.В. Ткаченко, Л.В. Коростелева, С.Д. Сухорукова за помощь в сборе и предварительной обработке видеоданных.
Получена: 31.01.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Воднева А.Р., Орешина Г.В., Кустова Т.А., Ткаченко И.О., Цепелевич М.М., Григоренко Е.Л. Межличностная синхронизация в диадах «наставник—наставляемый»: Анализ невербальной синхронизации и эмпатии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 1. С. 47–57. DOI: 10.17759/jmfp.2024130104
Подкаст
Полный текст
Введение
Методы
Результаты
Литература
- Вахрушев Д.С., Жукова М.А. Актуальный взгляд на механизм диадной синхронизации // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 86—95. DOI:10.17759/jmfp.2021100209
- Baron-Cohen S., Wheelwright S. The empathy quotient: An investigation of adults with asperger syndrome or high functioning autism, and normal sex differences // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2004. Vol. 2. № 34. P. 163—175. DOI:10.1023/b:jadd.0000022607.19833.00
- Carmichael C.L., Mizrahi M. Connecting cues: The role of nonverbal cues in perceived responsiveness // Current Opinion in Psychology. 2023. Vol. 53. Article ID 101663. DOI: https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2023.101663
- Cruz J., Goff M.H., Marsh J.P. Building the mentoring relationship: Humanism and the importance of storytelling between mentor and mentee // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 2020. Vol. 2. № 28. P. 104—125. DOI:10.1080/13611267.2020.1749344
- Cule E., Moritz S., Frankowski D. ridge: Ridge Regression with Automatic Selection of the Penalty Parameter // R package version 3.3. 2022. DOI: https://CRAN.R-project.org/package=ridge
- Davis M.H. Empathy: A social psychological approach. London: Taylor and Francis Group, 2019. 272 p. DOI:10.4324/9780429493898
- Dunbar N.E., Burgoon J.K., Fujiwara, K. Automated Methods to Examine Nonverbal Synchrony in Dyads // Understanding Social Behavior in Dyadic and Small Group Interactions. PLMR, 2022. P. 204—217.
- Eby L.T., Robertson M.M. The psychology of workplace mentoring relationships // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2020. Vol. 7. № 1. P. 75—100. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-012119-044924
- Erdös T., Ramseyer F.T. Change process in coaching: Interplay of nonverbal synchrony, working alliance, self-regulation, and goal attainment // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article ID 580351. 23 p. DOI:10.3389/fpsyg.2021.580351
- Facilitating dyadic synchrony in psychotherapy sessions: Systematic review and meta-analysis / D. Atzil-Slonim, C.C. Soma, X. Zhang, A. Paz, Z.E. Imel // Psychotherapy Research. 2023. Vol. 33. № 7. P. 898—917. DOI: https://doi.org/10.1080/10503307.2023.2191803
- Freiermuth M.R., Hamzah N.H. “I agree!” empathetic head-nodding and its role in cultural competences development // Lingua. 2023. Vol. 296. Article ID 103629. 25 p. DOI:10.1016/j.lingua.2023.103629
- Göritz A.S., Rennung M. Interpersonal synchrony increases social cohesion, reduces work-related stress and prevents sickdays: A longitudinal field experiment // Gruppe. Interaktion. Organisation. Zeitschrift für Angewandte Organisationspsychologie (GIO). 2019. Vol. 50. № 1. P. 83—94. DOI: https://doi.org/10.1007/s11612-019-00450-8
- Holland A.C., O’Connell G., Dziobek I. Facial mimicry, empathy, and emotion recognition: a meta-analysis of correlations // Cognition and Emotion. 2020. Vol. 1. № 35. P. 150—168. DOI:10.1080/02699931.2020.1815655
- Ivey G.W., Dupré K.E. Workplace Mentorship: A Critical Review // Journal of Career Development. 2020. Vol. 49. № 3. P. 714—729. DOI:10.1177/0894845320957737
- Kleinbub J.R., Ramseyer F.T. rMEA: An R package to assess nonverbal synchronization in motion energy analysis time-series // Psychotherapy Research. 2020. Vol. 6 № 31. P. 817—830. DOI:10.1080/10503307.2020.1844334
- Kosonogov V. The psychometric properties of the Russian version of the Empathy Quotient // Psychology in Russia: State of the Art. 2014. Vol. 1. № 7. P. 96—104. DOI:10.11621/PIR.2014.0110
- Musical Role Asymmetries in Piano Duet Performance Influence Alpha-Band Neural Oscillation and Behavioral Synchronization / A. Washburn, I. Román, M. Huberth, N. Gang, T. Dauer, W. Reid, C. Nanou, M. Wrigh, T. Fujioka // Frontiers in Neuroscience. 2019. Vol. 13. Article ID 1088. 18 p. DOI:10.3389/fnins.2019.01088
- Novembre G., Mitsopoulos Z., Keller P.E. Empathic perspective taking promotes interpersonal coordination through music // Scientific Reports. 2019. Vol. 9. № 1. Article ID 12255. 12 p. DOI:10.1038/s41598-019-48556-9
- Psychophysiological synchrony during verbal interaction in romantic relationships / J. Coutinho, P. Oliveira-Silva, E. Fernandes, O.F. Gonçalves, D. Correia, K.P. Mc-Govern, W. Tschacher // Family Process. 2019. Vol. 3. № 58. P. 716—733. DOI:10.1111/famp.12371
- Ramseyer F.T. Motion energy analysis (MEA): A primer on the assessment of motion from video // Journal of Counseling Psychology. 2020. Vol. 4. № 67. P. 536—549. DOI:10.1037/cou0000407
- The contribution of linguistic and visual cues to physiological synchrony and empathic accuracy / K. Jospe, S. Genzer, N. K. Selle, D. Ong, J. Zaki, A.Perry // Cortex. 2020. Vol. 132. P. 296—308. DOI: 10.1016/j.cortex.2020.09.001
- The intrapersonal and interpersonal consequences of interpersonal synchrony / Y. Hu, X. Cheng, Y. Pan, Y. Hu // Acta Psychologica. 2022. Vol. 224. Article ID 103513. 7 p. DOI:10.1016/j.actpsy.2022.103513
- The language of situational empathy / K. Zhou, L.M. Aiello, S. Scepanovic, D. Quercia, S. Konrath // Proceedings of the ACM on Human-Computer Interaction. 2021. Vol. 5 (CSCW1). P. 1—19. DOI: https://doi.org/10.1145/3449087
- Towards a relational conceptualization of empathy / J. van Dijke, I. van Nistelrooij, P. Bos, J. Duyndam // Nursing Philosophy. 2020. Vol. 21. № 3. Article ID e12297. DOI: https://doi.org/10.1111/nup.12297
- Tzanaki P. The Positive Feedback Loop of Empathy and Interpersonal Synchronisation: Discussing a Theoretical Model and its Implications for Musical and Social Development // Music & Science. 2022. Vol. 5. P. 1—16. DOI:10.1177/20592043221142715
- Understanding Youth Mentoring Relationships: Advancing the Field with Direct Observational Methods / J. Pryce, K.L. Deane, J.E. Barry, T.E. Keller // Adolescent Research Review. 2020. Vol. 6. P. 45—56. DOI:10.1007/s40894-019-00131-z
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 377
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 22
Скачиваний
Всего: 169
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 9