Введение

26

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

Получена: 30.06.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Григоренко Е.Л., Недошивина Ю.С., Стрельцова А.В. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 2. С. 5–9. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2024_n2/Grigorenko_et_al (дата обращения: 12.12.2024)

Полный текст

В этом выпуске представлены исследования, выполненные в рамках различных областей современного ландшафта психологии на Западе. В частности, приведены исследования в области нейронаук, комплексного анализа, включая машинное обучение, психологии развития и клинической психологии, а также измерения и профилирования. В номере представлены как обзоры, так и эмпирические исследования. Последние выполнены с использованием качественных и количественных методов.
Так, Е.Д. Благовещенский и коллеги в статье обсуждают вопрос о вызванных потенциалах (ВП), которые считаются маркерами различных стадий психологических процессов. ВП — это электрические потенциалы, регистрируемые в нервной системе человека или животного после предъявления стимула, в отличие от спонтанных потенциалов, регистрируемых с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Авторы сосредоточивают внимание на одной из самых популярных парадигм, используемых в исследованиях ВП, парадигме oddball, и используют один из самых популярных наборов стимулов, используемых для изучения обработки эмоций, — изображения выражений лиц. Парадигма oddball основана на чувствительности мозга к редким отклоняющимся стимулам, представленным как бы случайным образом в серии повторяющихся стандартных стимулов. Стимулы для парадигмы oddball могут варьироваться при помощи таких параметров, как длительность, частота, интенсивность звука, фонетические особенности. Также в качестве стимулов могут использоваться простые и сложные для восприятия стимулы, такие как музыка или речевые последовательности. Одним из вариантов стимульного материала является набор изображений с выражениями лиц, передающих эмоции. Авторы делают обзор соответствующей литературы и приводят небольшую иллюстрацию использования выражений лиц в исследованиях эмоциональной обработки информации с использованием парадигмы oddball.
Е.Г. Мачнев, О.И. Таланцева и Д. Момотенко продолжают рассмотрение вопроса об использовании ВП для изучения психологических процессов. Однако их внимание сосредоточено на исполнительных функциях и мониторинге ошибок, что также связано с парадигмой oddball, поскольку и парадигма oddball, и мониторинг ошибок предполагают изучение реакции мозга на ошибки и неожиданные стимулы. Так, Error-Related Negativity  (ERN) — это компонент ВП, который проявляется в виде отрицательного отклонения после ошибочного ответа, что позволяет идентифицировать реакцию мозга на совершение ошибок. Важно отметить, что хотя парадигма oddball традиционно ассоциируется с негативностью рассогласования (Mismatch Negativity, НР, реакцией на редкие отклонения в потоке стимулов, она также может быть адаптирована для изучения ERN. В парадигме oddball, разработанной для исследования ERN, участники отвечают на частые стандартные стимулы и воздерживаются от ответов на нечастые отклоняющиеся стимулы. Ошибками в данном контексте будут ответы на девиантные стимулы, которые могут вызывать ERN. Авторы представляют обзор исследований, посвященных когнитивным и аффективным аспектам процесса мониторинга ошибок в контексте исполнительных функций с использованием ERN, обобщая последовательные и противоречивые результаты, полученные в ходе этих исследований, и анализируя, чем можно объяснить наблюдаемое разнообразие результатов.
В статье Е.Ю. Семеновой также поднимается тема исполнительных функций, однако рассмотрение переносится в область билингвизма и многоязычия. В статье осмысливается утверждение, которое доминировало в литературе в течение некоторого времени, а именно, что двуязычие улучшает исполнительные функции, порождая феномен «двуязычного преимущества». Автор критически анализирует существующую исследовательскую литературу, указывая на ее неустойчивость и противоречивость. Автор утверждает, что вариативность результатов следует связывать не с полученными данными, а с различными методологическими парадигмами, используемыми в разных исследованиях. В дополнение Е.Ю. Семенова рассматривает гипотезу «двуязычного преимущества» и анализирует операционализацию билингвизма и исполнительных функций в современных исследованиях, а также критически анализирует теоретические основы, связывающие билингвизм и исполнительные функции, разграничивая существующие их исследования и намечая будущие.
Статья Е.А. Лущекиной и коллег продолжает серию исследований в области нейронаук, в ней показаны различия в спектральной мощности ЭЭГ и поведенческих профилях при сравнении детей с нарушениями развития, в частности с расстройствами аутистического спектра (РАС) и синдромом Дауна (СД). Под спектральной мощностью ЭЭГ понимается распределение мощности сигнала по различным частотным диапазонам внутри ЭЭГ-сигнала. Данное распределение было эмпирически сопоставлено в группах детей. Авторы отмечают, что изменения биоэлектрической активности в этих группах, а именно увеличение спектральной мощности тета-диапазона в лобной области и снижение спектральной мощности ЭЭГ в затылочном альфа-диапазоне, были частично схожи у детей с СД и РАС, хотя и менее выражены при СД. Отличительной особенностью ЭЭГ при СД является повышенная спектральная мощность бета-ритма.
Активность мозга, регистрируемая различными способами, такими как магнитно-резонансная томография (структурная и функциональная), функциональная ближняя инфракрасная спектроскопия (fNIRS), ЭЭГ, ВП и другие, может быть использована не только для исследований, но и для диагностики. В своем обзоре П.С. Сологуб рассматривает три различные области исследований: литературу по нейровизуализации, синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) по современным методам анализа, разработанным на основе машинного обучения. Вопрос заключается в том, можно ли продуктивно объединить указанные области исследований в диагностических целях. Ответ: перспективы есть, однако для обобщения научных результатов в клинической практике исследований еще недостаточно.
Вопрос использования методов нейронаук для диагностики особенно важен при работе с детьми с нарушениями развития или детьми младшего возраста, поскольку ни одна из этих групп не может с легкостью дать вербальный или моторный ответ. Одним из таких методов является айтрекинг — сенсорная технология, которая позволяет идентифицировать и отслеживать взгляд человека в режиме реального времени. Для отслеживания движений глаз используется система, обладающая специальным программным обеспечением, которая обычно включает в себя одну или несколько камер и источники света. Последние достижения в сфере айтрекинга помогли исследователям создать устройства для отслеживания движений глаз, удобные в использовании и доступные для всех видов исследовательских и диагностических задач. А.Б. Ребрейкина и К.М. Левкович рассматривают литературу по использованию метода айтрекинга. Авторы отмечают, что глазодвигательные характеристики, как правило, значительно коррелируют с данными, полученными с использованием традиционных поведенческих методов. Авторы утверждают, что применение машинного обучения в сочетании с методами отслеживания движения глаз может помочь создать более простые и эффективные скрининговые методики оценки когнитивных процессов на основе анализа данных о движении глаз.
Т.И. Логвиненко продолжает обсуждение применимости различных подходов для диагностических задач, но обращает внимание читателя на проблему инвариантности измерений оценочных инструментов. Цель оценки диагностических инструментов на предмет инвариантности измерений заключается в том, чтобы определить, в какой степени измеряемая конструкция имеет сопоставимое значение в различных группах или в разных точках измерения, чтобы гарантировать корректность сравнения конкретных обсуждаемых групп или тестов друг с другом. Автор представляет обзор как наиболее свежих, так и ставших классическими работ, в которых рассматриваются концептуальные и методологические аспекты тестирования на инвариантность.
Н.В. Карпова поднимает вопрос диагностики психических проблем в целом и интернализированных расстройств в частности у детей и подростков, подчеркивая актуальность их исследования для здравоохранения во всем мире. В обзоре рассматриваются различные подходы к определению интернализированных расстройств. Прежде всего дается общее определение, а затем оно противопоставляется определениям экстернализированных расстройств. Также рассматриваются вопросы этиологии и лечения интернализированных расстройств. Статья завершается тем, что автор подчеркивает необходимость разработать модернизированные диагностические подходы для данных расстройств.
Е.И. Лебедева и Е.А. Ильина представляют обзор текущих исследований имплицитного понимания неверных мнений. Авторы анализируют научную литературу из разных областей, сосредоточиваясь на типично развивающихся детях, детях с нарушением слуха и детях с аутизмом. Также рассматривается соответствующая литература по приматам. Авторы иллюстрируют разнообразие методологических подходов, используемых для выявления особенностей развития соответствующих ментальных моделей. Их обзор охватывает ряд значимых теорий, от использования функциональной ближней инфракрасной спектроскопии (fNIRS) до текущего состояния теории разума. Авторы встраивают свои выводы в обширное поле исследований социального познания и обозначают будущие направления развития для этой области, которые должны как улучшить качество, так и увеличить количество соответствующих исследований.
В заключение выпуска М.К. Павлова и М.А. Цатрян задают интересный вопрос: что известно о социально-психологическом портрете успешного директора школы и можно ли такой портрет сформировать в ходе исследования? В поисках ответа на этот вопрос они используют метод фокус-групп — качественный метод исследования, при котором определенная группа людей (например определенного возраста, религиозной ориентации, политических взглядов или профессии) собирается для участия в контролируемой дискуссии по определенной теме. М.К. Павлова и М.А. Цатрян отобрали директоров школ и их заместителей, записали и проанализировали дискуссию, а затем сравнили профиль успешного директора с международным.
Подводя итог, важно сказать, что, несмотря на неоднородность содержания, выпуск однороден в аспекте освещения ряда актуальных разработок в западной психологии.

Информация об авторах

Григоренко Елена Леонидовна, PhD, профессор, заслуженный профессор психологии Хью Рой и Лилли Кранц Каллен, Хьюстонский университет, Хьюстон, Техас, США; ведущий научный сотрудник, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Москва, Россия; профессор и и.о. директора Научного центра когнитивных исследований, Научно-технологический университет «Сириус», ФТ «Сириус», Россия; адъюнкт-профессор, Центр исследований детства и Лаборатории Хаскинса, Йельский университет, Нью-Хейвен, Коннектикут, США; профессор, Медицинский колледж Бейлора, Член редакционных советов журналов «Клиническая и специальная психология», «Экспериментальная психология» и «Психологическая наука и образование», Хьюстон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9646-4181, e-mail: elena.grigorenko@times.uh.edu

Недошивина Юлия Сергеевна, исполнительный директор, Научно-технологический университет «Сириус» (АНОО ВО «Университет “Сириус”»), пгт. Сириус, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-9664-3323, e-mail: nedoshivina.ys@talantiuspeh.ru

Стрельцова Анастасия Владимировна, младший научный сотрудник, Научно-технологический университет «Сириус» (АНОО ВО «Университет “Сириус”»), пгт. Сириус, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7508-9543, e-mail: streltsova.av@talantiuspeh.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 68
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 26
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0